| Главная | Контакты | Купить сайт |



 

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 20 августа 1996 г. N 457

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ПРИСВОЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ И ДОПУСКА К РАБОТЕ ВОДИТЕЛЕЙ ПОЖАРНОГО

АВТОМОБИЛЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЕ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке присвоения квалификации и допуска к работе водителей пожарного автомобиля в Государственной противопожарной службе Министерства внутренних дел Российской Федерации.

2. Министрам внутренних дел республик, начальникам ГУВД, УВД краев, областей, г. Москвы, г. Санкт - Петербурга и Ленинградской области, автономной области, автономных округов организовать изучение личным составом Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации Инструкции о порядке присвоения квалификации и допуска к работе водителей пожарного автомобиля в Государственной противопожарной службе Министерства внутренних дел Российской Федерации и обеспечить ее исполнение.

 

Заместитель Министра,

генерал - лейтенант

внутренней службы

П.Г.МИЩЕНКОВ

 

 

 

 

 

 

Приложение

к Приказу МВД России

от 20 августа 1996 г. N 457

 

ИНСТРУКЦИЯ

О ПОРЯДКЕ ПРИСВОЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ДОПУСКА К РАБОТЕ

ВОДИТЕЛЕЙ ПОЖАРНОГО АВТОМОБИЛЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ

ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящая Инструкция о порядке присвоения квалификации и допуска к работе водителей пожарного автомобиля в Государственной противопожарной службе Министерства внутренних дел Российской Федерации <*> устанавливает порядок присвоения сотрудникам, военнослужащим и работникам Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации <**> квалификации водителя пожарного автомобиля, определяет порядок выдачи свидетельства на право работы на пожарном автомобиле и присвоения квалификации водителя второго или первого класса.

--------------------------------

<*> Далее - Инструкция.

<**> Далее - ГПС.

 

1.2. К управлению пожарным автомобилем, наружная поверхность которого окрашена в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50574-93 и имеющим приборы для подачи специальных световых и звуковых сигналов, допускаются только лица, непрерывно работающие в качестве водителя соответствующей категории транспортных средств последние три года и получившие свидетельство на право работы на пожарном автомобиле.

1.3. Кандидаты, впервые принятые на службу (работу) в подразделения ГПС по контракту (договору) или посредством назначения на должность водителя пожарного автомобиля, до самостоятельного исполнения служебных обязанностей проходят специальное первоначальное обучение и после присвоения им квалификации водителя пожарного автомобиля зачисляются в боевые расчеты подразделений ГПС.

1.4. Водители пожарных автомобилей, имеющие водительское удостоверение с разрешающими отметками в графах "В", "С", "Д", могут управлять пожарными автомобилями, относящимися к указанным категориям, в том числе и при наличии прицепа, полная масса которого не превышает 750 кг.

К управлению пожарными автомобилями с прицепами, полная масса которых более 750 кг, допускаются водители пожарных автомобилей, имеющие водительское удостоверение с разрешающей отметкой в графе "Е".

1.5. В целях сохранения практических навыков в управлении транспортным средством водители пожарных автомобилей, не получающие во время боевого дежурства необходимой практики управления автомобилем, привлекаются к хозяйственным перевозкам на грузовых автомобилях подразделений ГПС.

 

2. Организация подготовки водителей и присвоение

им квалификации водителя пожарного автомобиля

 

2.1. Подготовка водителей пожарных автомобилей организуется и проводится в соответствии с требованиями Программы подготовки личного состава подразделений Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом начальника Главного управления Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУГПС МВД России) от 28 декабря 1995 г. N 40.

2.2. Подготовка водителей по программе специального первоначального обучения водителей пожарного автомобиля осуществляется в учебных классах, оборудованных в соответствии с перечнем (Приложение 1). Использование на занятиях технических средств должно обеспечивать возможность практической работы каждого обучаемого с агрегатами, механизмами и специальным оборудованием.

2.3. В целях повышения профессионального мастерства и углубления имеющихся знаний с водителями пожарных автомобилей один раз в три года организуются учебные сборы продолжительностью до пяти дней и не реже одного раза в два года проводятся соревнования по скоростному маневрированию пожарных автомобилей и подаче воды насосом. На учебные сборы, к подготовке и участию в соревнованиях должны привлекаться все водители пожарных автомобилей.

2.4. На основании примерного тематического плана повышения квалификации водителей пожарного автомобиля на учебных сборах (Приложение 2) и рекомендаций по совершенствованию профессионального мастерства водителей по вождению пожарного автомобиля и подаче воды насосом (Приложение 3) разрабатываются в установленном порядке тематический план повышения квалификации водителей пожарного автомобиля и правила проведения соревнований с учетом конкретных условий.

 

3. Организация работы по приему экзаменов,

присвоению квалификации водителя пожарного автомобиля

и выдаче свидетельства на право работы

на пожарном автомобиле

 

3.1. Прием экзаменов по присвоению квалификации водителя пожарного автомобиля, дающей право работы на пожарном автомобиле, а также рассмотрение материалов по присвоению водителям пожарного автомобиля квалификации водителя второго или первого класса производятся квалификационными комиссиями.

3.2. Квалификационные комиссии организуются при управлениях, отделах ГПС МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации (УГПС, ОГПС) и управлениях, отделах, отделениях и воинских частях Первого управления ГУГПС МВД России <*>.

--------------------------------

<*> Далее - органы управления ГПС.

 

В УГПС ГУВД г. Москвы квалификационные комиссии могут создаваться при УГПС УВД административных округов.

В зависимости от местных условий разрешается, в порядке исключения, создавать квалификационные комиссии при отрядах ГПС.

3.3. Квалификационная комиссия назначается приказом руководителя органа управления ГПС.

В состав комиссии входят:

заместитель начальника УГПС (ОГПС) - председатель комиссии;

начальник (заместитель начальника) отдела (отделения) пожарной техники УГПС (ОГПС) - заместитель председателя комиссии;

специалисты органов управления ГПС, занимающиеся эксплуатацией пожарной техники, подготовкой личного состава, и представитель профсоюзной организации - члены комиссии.

3.4. В составе квалификационной комиссии должно быть лицо, имеющее:

высшее профессиональное или среднее профессиональное образование по автомобильной специальности;

водительское удостоверение с отметками о разрешении управлять транспортными средствами, отнесенными к категории "В", "С" и "Д".

3.5. Квалификационные комиссии принимают экзамены в объеме соответствующих программ подготовки, руководствуясь профессиональными требованиями, предъявляемыми к водителю пожарного автомобиля (Приложение 4).

3.6. При определении уровня теоретической подготовки экзаменуемому водителю предлагается ответить на следующее количество вопросов:

 

    по правилам дорожного движения, основам безопасности

    движения и медицинской подготовке ........................ 10;

    по устройству пожарного автомобиля ........................ 2;

    по техническому обслуживанию и ремонту

    пожарного автомобиля ...................................... 2;

    по правилам радиообмена, работе на средствах связи и их

    техническому обслуживанию в объеме ТО-1 ................... 1;

    по практическим навыкам управления пожарным автомобилем и

    специальными агрегатами ................................... 2.

 

3.7. После проверки теоретической подготовки экзаменуемого проверяются его практические навыки по управлению пожарным автомобилем и работе со специальными агрегатами. Лица, не сдавшие теоретического экзамена, к практическому экзамену не допускаются.

3.8. Экзамены принимаются применительно к маркам пожарных автомобилей и установленным на них средствам связи, находящихся в подразделении, в котором будет проходить службу (работать) водитель.

3.9. Знания водителя оцениваются по четырехбалльной системе. Положительная оценка по правилам дорожного движения, основам безопасности движения и медицинской подготовке выставляется в том случае, если экзаменуемый допустил не более двух неверных ответов на предложенные вопросы.

Результаты экзаменов и решение квалификационной комиссии оформляются протоколом (Приложение 5).

3.10. На основании протокола квалификационной комиссии приказом руководителя органа управления ГПС лицам, успешно сдавшим экзамены, присваивается квалификация водителя пожарного автомобиля и им выдается свидетельство (Приложение 6).

К самостоятельной работе на пожарном автомобиле водитель допускается на основании приказа руководителя подразделения ГПС с закреплением за ним конкретного автомобиля (автомобилей), после изучения района выезда, его водоснабжения и прохождения стажировки в течение пяти дежурств.

3.11. Срок действия свидетельства - три года. По истечении этого срока квалификационные комиссии принимают от водителей экзамены на право дальнейшей работы на пожарном автомобиле.

При удовлетворительных знаниях, соответствующих профессиональным требованиям, предъявляемым к водителю пожарного автомобиля, и программе боевой подготовки, срок действия свидетельства продлевается на три года.

3.12. Водитель пожарного автомобиля, не сдавший экзамен при продлении срока действия свидетельства, на повторный экзамен направляется не позднее двухмесячного срока. До сдачи повторного экзамена по решению руководителя подразделения ГПС водитель может быть допущен к работе на пожарном автомобиле.

3.13. При получении неудовлетворительной оценки при повторных экзаменах водитель к дальнейшей работе на пожарном автомобиле не допускается и при его несогласии проходить службу (работать) на других должностях органов внутренних дел подлежит увольнению из органов внутренних дел в установленном порядке.

В отношении водителей пожарных автомобилей, являющихся военнослужащими, вопрос дальнейшего прохождения военной службы решается командиром воинской части в установленном порядке.

3.14. Заполнение свидетельства производится от руки чернилами или на печатных машинках. Свидетельство подписывает председатель квалификационной комиссии, его подпись заверяется гербовой печатью. Свидетельство регистрируется в журнале учета выдачи свидетельств на право работы на пожарном автомобиле (Приложение 7).

3.15. Свидетельство является обязательным документом и должно быть у водителя при нахождении его на службе (работе) совместно с водительским удостоверением.

3.16. При увольнении из ГПС свидетельство подлежит сдаче в квалификационную комиссию.

3.17. При утере свидетельства новое свидетельство с отметкой "Дубликат" выдается квалификационной комиссией на основании письменного рапорта (заявления) водителя пожарного автомобиля.

Найденное свидетельство, вместо которого выдан дубликат, считается недействительным и подлежит сдаче в квалификационную комиссию.

 

4. Порядок присвоения водителям пожарного автомобиля

квалификации водителя второго или первого класса

 

4.1. Присвоение водителям пожарного автомобиля квалификации водителя второго или первого класса производится органами управления ГПС в соответствии с порядком и условиями, предусмотренными действующим законодательством на основании представления руководителя подразделения ГПС, в котором проходят службу (работают) данные водители.

4.2. Квалификация водителя второго класса может быть присвоена водителю пожарного автомобиля при непрерывном стаже работы не менее трех лет в качестве водителя третьего класса независимо от стажа службы (работы) в подразделениях ГПС, прошедшему подготовку в учебном заведении и получившему соответствующее свидетельство и водительское удостоверение с отметкой, дающей право на управление автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категории транспортных средств "В", "С" и "Е", или управление автобусами, отнесенными к категории транспортных средств "Д" или "Д" и "Е".

4.3. Квалификация водителя первого класса может быть присвоена водителю пожарного автомобиля при непрерывном стаже работы не менее двух лет в качестве водителя второго класса независимо от стажа службы (работы) в подразделениях ГПС, прошедшему подготовку в учебном заведении и получившему соответствующее свидетельство и водительское удостоверение с отметкой, дающей право на управление автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категории транспортных средств "В", "С", "Д" и "Е".

4.4. Кроме требований, предусмотренных квалификационными характеристиками, и профессиональных требований, предъявляемых к водителю пожарного автомобиля, для присвоения квалификации водителя второго или первого класса водитель должен содержать закрепленные автомобили в исправном техническом состоянии, соблюдать служебную дисциплину, не иметь за последние три года работы нарушений правил дорожного движения, повлекших за собой дорожно - транспортные происшествия или лишение водительского удостоверения, а также нарушений правил технической эксплуатации, охраны труда, пожарной безопасности в течение последнего года.

4.5. Если водитель пожарного автомобиля не выполняет требования, предусмотренные соответствующей квалификационной характеристикой, а также требования, указанные в пункте 4.4 настоящей Инструкции, и профессиональные требования, предъявляемые к водителям пожарного автомобиля (Приложение 4), систематически нарушает правила дорожного движения, то по представлению квалификационной комиссии приказом руководителя органа управления ГПС, присвоившего квалификацию водителя пожарного автомобиля или класс квалификации, водителю понижается класс квалификации или он лишается права работы на пожарном автомобиле.

В отношении работников ГПС решение квалификационной комиссии о понижении класса квалификации подлежит согласованию с профсоюзной организацией.

4.6. Прием экзаменов от водителей пожарных автомобилей по присвоению (понижению) квалификации второго или первого класса осуществляется в порядке, изложенном в разделе 3 настоящей Инструкции.

4.7. На основании протокола квалификационной комиссии руководитель органа управления ГПС издает приказ о присвоении (понижении) водителю пожарного автомобиля класса квалификации и установлении соответствующего должностного оклада (надбавки к тарифной ставке, должностному окладу водителя).

4.8. Водителям, которым был понижен класс квалификации, а также водителям, которые в соответствии с действующим законодательством были лишены права на управление транспортными средствами, имеющийся у них класс квалификации может быть присвоен вновь на общих основаниях.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

к Инструкции о порядке присвоения

квалификации и допуска к работе

водителей пожарного автомобиля

в Государственной противопожарной

службе МВД РФ

 

ПЕРЕЧЕНЬ

ОБОРУДОВАНИЯ УЧЕБНОГО КЛАССА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОГО

ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ ПОЖАРНОГО

АВТОМОБИЛЯ

 

1. Стенд с деталями, приборами и узлами специальных агрегатов пожарных автомобилей, состоящих на вооружении подразделения ГПС.

2. Наглядные пособия (плакаты, макеты, схемы и т.п.) по устройству, принципу действия, техническому обслуживанию и проверке приборов, узлов и систем пожарного автомобиля.

3. Нормативно - технические документы, регламентирующие эксплуатацию пожарной техники.

4. Учебные пособия по изучению правил эксплуатации пожарного автомобиля.

5. Оборудование и приборы для изучения основ безопасности дорожного движения пожарных автомобилей.

Примечание. Изучение основ безопасности дорожного движения пожарного автомобиля может проводиться в кабинете безопасности движения, укомплектованном согласно требованиям Наставления по технической службе Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 24 января 1996 г. N 34.

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

к Инструкции о порядке присвоения

квалификации и допуска к работе

водителей пожарного автомобиля

в Государственной противопожарной

службе МВД РФ

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВОДИТЕЛЕЙ ПОЖАРНОГО

АВТОМОБИЛЯ НА УЧЕБНЫХ СБОРАХ

 

┌────┬──────────────────────────────────┬────────────────────────┐

│ N     Наименование раздела и темы       Количество часов    

п/п │             занятия              ├──────┬─────────────────┤

                                      │всего │из них на занятия│

                                            ├─────────┬───────┤

                                            │классно -│практи-│

                                            групповые│ческие

├────┼──────────────────────────────────┼──────┼─────────┼───────┤

│ 1                   2                   3      4       5  

├────┼──────────────────────────────────┼──────┼─────────┼───────┤

│1   │Правовая  подготовка                                   

│1.1 │Профессиональные  требования к       1      1       -  

    │водителю пожарного автомобиля (ПА)│                     

    │и его ответственность                                  

│2   │Специальная подготовка                                 

│2.1 │Современные ПА                       1      -       1  

│2.2 │Специальные агрегаты ПА. Прин-       4      2       2  

    цип  работы, конструкция, пра-                         

    │вила эксплуатации                                      

│2.3 │Многоконтурные  тормозные сис-       4      3       1  

    │темы ПА                                                

│2.4 │Особые условия эксплуатации ПА       1      1       -  

│2.5 │Организация эксплуатации ПА  в       2      2       -  

    подразделениях ГПС                                     

│2.6 │Техническое обслуживание и ре-       4      -       4  

    монт ПА в условиях подразделе-                         

    ний ГПС                                                

│2.7 │Техническая диагностика и испы-      4      -       4  

    тание ПА                                               

│2.8 │Передовые приемы работы со спе-      2      -       2  

    циальными агрегатами основных и                        

    │специальных ПА                                         

│2.9 │Средства радио- и проводной связи,│   1      -       1  

    │используемые на ПА                                      

│2.10│Основы безопасности дорожного       10     10       -  

    │движения                                               

│2.11│Требования безопасности при экс-     2      2       -  

    плуатации ПА. Оказание первой                          

    │доврачебной помощи пострадавшим                        

│3   │Итоговое занятие. Прием экзамена     4      4       -  

├────┴──────────────────────────────────┼──────┼─────────┼───────┤

     Всего:                              40     25      15  

└───────────────────────────────────────┴──────┴─────────┴───────┘

 

Срок обучения 5 дней.

Режим занятий: по 8 учебных часов в день.

 

Тема 1.1. Профессиональные требования к водителю ПА и его ответственность

Профессиональные требования, предъявляемые к водителю ПА. Подготовка водителя. Положение о порядке присвоения квалификации и допуска к работе водителя пожарного автомобиля в ГПС МВД России. Ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации технически неисправных транспортных средств.

 

Тема 2.1. Современные ПА

Классификация и система обозначений ПА. Главный параметр целевого назначения ПА. Основные, специальные и вспомогательные ПА. Требования к базовым шасси ПА. Технические и эксплуатационные показатели современных ПА. Перспективные модели ПА.

 

Тема 2.2. Специальные агрегаты ПА. Принцип работы, конструкция, правила эксплуатации

Дополнительная трансмиссия специальных агрегатов. Насосные агрегаты. Система дополнительного охлаждения двигателя. Вакуумные системы. Органы управления. Контрольно - измерительные приборы. Емкости для огнетушащих веществ. Дополнительное электрооборудование. Кузов и специальное оборудование.

 

Тема 2.3. Многоконтурные тормозные системы ПА

Конструкция, принцип действия, техническое обслуживание и диагностирование многоконтурных тормозных систем с пневматическим приводом типа фирмы "Вестингауз" пожарных автомобилей на шасси КамАЗ и ЗИЛ. Особенности эксплуатации ПА, оборудованных тормозной системой с пневматическим приводом в подразделениях ГПС.

 

Тема 2.4. Особые условия эксплуатации ПА

Понятие о эксплуатации ПА. Использование, техническое обслуживание, ремонт, учет и хранение. Режимы эксплуатации ПА и их особенности. Основные эксплуатационные свойства ПА. Надежность, динамика, безопасность движения, топливная экономичность. Влияние внешней среды на эксплуатационные свойства ПА. Изменение технического состояния ПА в процессе эксплуатации.

 

Тема 2.5. Организация эксплуатации ПА в подразделениях ГПС

Требования к техническому состоянию пожарных автомобилей. Понятие исправного состояния и отказа ПА. Составные части ПА и влияние его технического состояния на безопасность движения, топливную экономичность и окружающую среду. Ввод ПА в боевой расчет. Учетная документация ПА, порядок ее ведения. Сезонная эксплуатация ПА. Нормы расхода горюче - смазочных и других эксплуатационных материалов. Пути повышения топливной экономичности. Продление срока службы автомашин и аккумуляторов. Условия хранения и сбережения ПА.

 

Тема 2.6. Техническое обслуживание и ремонт ПА в условиях подразделений ГПС

Назначение технического обслуживания (ТО) и ремонта ПА. Влияние ТО на продление срока эксплуатации ПА. Виды и периодичность ТО. Перечень операций ежедневного ТО по шасси и специальному оборудованию ПА. Перечень операций ТО пожарных автомобилей на пожаре (учении) и по возвращении с пожара (учения). Типовая технология технического обслуживания ПА. Понятие о видах ремонта ПА. Нормы пробега ПА и их основных агрегатов до капитального ремонта. Требования к ПА (агрегату), принимаемому из капитального ремонта (ТО-2).

 

Тема 2.7. Техническая диагностика и испытание ПА

Назначение технической диагностики. Примерный перечень измеряемых параметров при диагностировании ПА. Приборы и оборудование для диагностирования шасси и специальных агрегатов ПА в подразделении ГПС: компрессометр, линейка для проверки сходимости передних колес, устройство для проверки натяжения ремней привода вентилятора, компрессора, генератора, прибор для проверки технического состояния рулевого управления автомобиля по суммарному люфту, пробник аккумуляторный; плотномер для замера плотности электролита, устройство для испытания газоструйного вакуумного аппарата и проверки герметичности пожарного насоса, оборудование для проверки пеносмесителя пожарного насоса.

 

Тема 2.8. Передовые приемы работы со специальными агрегатами основных и специальных ПА

Приемы работы по управлению специальными агрегатами пожарных автоцистерн: подача воды из цистерны в лафетный ствол, забор воды из водоема без применения вакуумаппарата, забор воды из водоема по схеме кольцевания цистерны, работа с гидроэлеватором, подача воздушно - механической пены с установкой автомобиля на гидрант, уход за пеносмесителем после окончания работы. Рекомендации по эксплуатации ПА в особых условиях, в т.ч. в условиях низких температур окружающей среды. Характерные неисправности при работе ПА, их причины и способы устранения. Методика проверки специальных агрегатов пожарных автомобилей.

 

Тема 2.9. Средства радио- и проводной связи, используемые на ПА

Автомобильные радиостанции и их эксплуатационные характеристики (режимы работы). Правила ведения радиообмена. Переговорные устройства, правила их работы. Порядок проведения регламентных работ по техническому обслуживанию средств связи, выполняемых водительским составом.

 

Тема 2.10. Основы безопасности дорожного движения

Состояние аварийности с автомототранспортом подразделений ГПС с учетом анализа дорожно - транспортных происшествий (ДТП) с транспортными средствами конкретного органа управления ГПС.

Автомобили, автобусы и мотоциклы специальных и оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Применение специальных сигналов.

Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.

Характерные причины ДТП с ПА. Столкновение, опрокидывание, наезд на пешехода.

Алгоритм процесса управления автомобилем в различных дорожно - транспортных ситуациях:

встречное движение и обгон, определение понятия "преимущество (приоритет)", разъезд при встречном движении, в т.ч. в местах сужения проезжей части, действия водителя при обгоне, учет наличия на проезжей части других участников движения;

изменение направления движения, запрещение изменения направления движения в пределах интервала безопасности;

скорость движения и дистанция, выбор скорости движения с учетом состояния проезжей части, безопасная дистанция, действия водителя при остановке (торможении) автомобиля, внезапное торможение впереди движущегося транспортного средства;

основы безопасного движения в особых условиях, движение на поворотах с ограниченной видимостью и внезапном появлении встречного транспортного средства;

остановка общественного транспорта, обозначение остановки общественного транспорта, особая осторожность и внимание при подъезде к ней;

движение через железнодорожные пути, обозначение железнодорожного переезда, особые меры предосторожности и внимательность, соответствие скорости движения состоянию проезжей части, видимости, погодным условиям, ограничения, вводимые на железнодорожном переезде;

особенности вождения пожарных автоцистерн с не полностью заполненной емкостью для воды;

разворот и движение задним ходом, запрещение разворота, учет движущихся сзади транспортных средств;

остановка и стоянка, прекращение движения по причинам, связанным с дорожно - транспортной ситуацией и из-за технических неисправностей, осветительные устройства, которые должны быть включены на транспортном средстве, поставленном на остановку или стоянку, ограничение доступа к транспортному средству посторонних лиц.

 

Тема 2.11. Требования безопасности при эксплуатации ПА. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим

Меры безопасности при работе, техническом обслуживании и диагностировании ПА. Требования безопасности при сборе, выезде, следовании на пожар (учение) и при возвращении в подразделение.

Общие требования к оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим на месте ДТП. Первая доврачебная помощь пострадавшим при переломах, вывихах, ушибах, растяжении связок, при повреждении головы и позвоночника, при ожогах и отморожениях, при отравлении токсичными эксплуатационными материалами.

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

к Инструкции о порядке присвоения

квалификации и допуска к работе

водителей пожарного автомобиля

в Государственной противопожарной

службе МВД РФ

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

ВОДИТЕЛЕЙ ПО ВОЖДЕНИЮ ПОЖАРНОГО АВТОМОБИЛЯ И ПОДАЧЕ

ВОДЫ НАСОСОМ

 

В рекомендациях изложены упражнения для тренировок и соревнований с учетом максимального приближения к встречающимся условиям работы водителей для развития у них внимательности, быстроты реакции, умения мгновенно принимать правильное решение в сложной обстановке.

Для тренировок и соревнований необходимо иметь оборудование, указанное в таблице 1, а также вешки, столбики, тумбы и резервуар для воды.

 

Таблица 1

┌────────────────────────────────────────────────┬───────────────┐

          Элементы оборудования                   Количество  

├────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤

│Цветные флажки на опорах                              135     

│Ограничители длиной 2 м на опорах                      20     

│Ограничители тоннельных ворот на опорах                 4     

│Стойка для "колеи"                                      4     

│"Препятствие"                                           2     

└────────────────────────────────────────────────┴───────────────┘

 

Площадка может быть грунтовая или иметь твердое покрытие. Общая протяженность линии разметки фигур с соблюдением минимально допустимых расстояний между ними зависит от размеров фигур, которые определяются согласно расчету в зависимости от габаритных размеров пожарных автомобилей (например, для пожарной автоцистерны на шасси ЗИЛ-130 протяженность линии разметки фигур составляет 215 м).

Фигуры на площадке могут быть размещены в один, два и три ряда; длина площадки при этом сокращается. Если размеры площадки позволяют, то фигуры устанавливают по кругу, чтобы все упражнения можно было выполнять с одного захода.

"Круг", "бокс", "змейку" и "въезд на стоянку" образуют металлическими вешками или кеглями; "тоннельные ворота" - горизонтальными консольными ограничителями, вращающимися вокруг вертикальных осей; "эстафета" - вертикальной стойкой с кронштейном для подвешивания кольца; "препятствие" и "колею" - столбиками из дерева или другого легкого материала; линию "стоп" наносят хорошо заметой краской на площадке.

Вешки или кегли расставляют на разметках так, чтобы оси их совпадали с точками обозначения. Опоры вешек или кегли обводят на площадке мелом. Это помогает быстро восстанавливать первоначальное положение сдвинутых ограничителей.

Все элементы оборудования должны быть ярко окрашены и видны из кабины при движении автомобиля. Упражнения должны быть обозначены табличками. На старте устанавливается тумба с вертикальными надписями со всех сторон "старт". Стартовая полоса должна быть не уже 50 мм. На финише - тумба с черно - белыми клетками.

Тренировки и соревнования проводятся на серийно выпускаемых пожарных автомобилях.

Автомобили, допускаемые к соревнованиям, должны быть исправны, надежны и не иметь специфических особенностей действия педалей и рычагов управления подачи топлива, сцепления, тормозов, переключения передач и включения насоса. Углы поворота колес должны быть в норме, предусмотренной заводской инструкцией, сиденье хорошо регулироваться и надежно фиксироваться в каждом положении, а стекла не иметь трещин или пятен.

Программа соревнований включает упражнения, которые водителю предстоит выполнить в наиболее короткое время, не совершив при этом ошибок. Зачетный результат каждого водителя определяется количеством баллов, т.е. арифметической суммой времени, затрачиваемой на прохождение дистанции (1 секунда = 1 баллу), и штрафных очков, которые начисляются за ошибки при выполнении упражнений (1 очко = 1 баллу).

Старт - индивидуальный, с места. Временем финиша является начало подачи воды через напорный рукав пожарным насосом при нахождении передних колес автомобиля на линии "стоп". Каждый водитель должен выполнить все упражнения в назначенной последовательности и пройти всю дистанцию. Водитель, нарушивший последовательность или не выполнивший хотя бы одно упражнение, зачет не получает.

Размеры фигур для разных марок автомобилей определяются по формулам, в основу которых положены габаритные размеры пожарного автомобиля.

1. Круг. Радиус наружной окружности определяется по формуле:

 

          н

    = R п x 1,07,

 

    где: - радиус наружной окружности "круга", мм;

     н

    R п - наружный    габаритный    радиус   поворота по переднему

бамперу, мм.

    Радиус внутренней окружности определяется по формуле:

          в

    = R п - 100,

    где: - радиус внутренней окружности "круга", мм;

     в

    R п - радиус поворота внутренний габаритный, мм.

Ширина ворот определяется по формуле:

А = Rн - ,

где: А - ширина ворот, мм.

2. Колея. Две пары столбиков для колес одной стороны автомобиля образуют проезд шириной, равной ширине сдвоенной шины плюс 150 мм. Расстояние между парами столбиков равно Д (габаритной длине автомобиля).

3. Бокс. Прямоугольник шириной Шг (габаритная ширина автомобиля) плюс 400 мм и глубиной Д (габаритная длина автомобиля) плюс 150 мм расположен под прямым углом справа при въезде на площадку длиной 2Д и шириной 2Д минус 1000 мм.

4 - 5. Змейка. Пять ограничителей устанавливаются по прямой линии с интервалом Д x 1,4.

6. Въезд на стоянку. Прямоугольная площадка длиной Д x 1,5 и шириной Шг плюс 300 мм ограничен с трех сторон, четвертая сторона открытая, обозначается белой линией.

7. Эстафета. Две стойки располагаются на расстоянии 30 - 40 м одна от другой.

8. Тоннельные ворота. Двое ворот шириной Шг плюс 200 мм устанавливаются на расстоянии Б (база автомобиля) одни от других. Горизонтальные ограничители находятся на высоте наибольшей габаритной высоты автомобиля. Рекомендуется делать их свободно вращающимися.

9. Препятствие. Два столбика высотой, равной наименьшему дорожному просвету автомобиля согласно его технической характеристике, устанавливаются в центре следа шины переднего правого и заднего левого колес (или внутреннего у сдвоенных).

10. Линия "стоп". Белая линия шириной 150 мм и длиной 3 м наносится на поверхность площадки.

11. Открытый водоисточник. Емкость 1,5 - 2 куб. м располагается на расстоянии 8 метров до линии "стоп" с правой стороны по ходу автомобиля и на расстоянии 5 метров от продольной оси автомобиля.

За ошибки, допущенные при выполнении упражнений, начисляются штрафные очки в следующих размерах:

1. Круг. Водитель должен передним ходом въехать в ворота и, описав круг по часовой стрелке, выехать из него.

Касание каждого ограничителя - 30 очков. Если задет ограничитель ворот - 50 очков. Упражнение не выполнено, если задеты шесть ограничителей.

2. Колея. Водитель должен передним ходом провести переднее и заднее колеса автомобиля между столбиками.

Касание каждого столбика - 50 очков.

3. Бокс. Водитель должен заехать передним ходом на площадку и поставить задним ходом автомобиль в бокс.

Касание каждого ограничителя - 30 очков, неполный заезд на площадку или бокс - 100 очков. Упражнение не выполнено, если задето шесть ограничителей.

4 - 5. Змейка передним и задним ходом. Водитель передним и задним ходом должен проехать последовательно все проезды.

Касание каждого ограничителя - 30 очков, пропуск одного проезда - 100 очков; пропуск более одного проезда - упражнение не выполнено.

6. Въезд на стоянку. Водитель должен въехать на площадку и поставить автомобиль так, чтобы ни одна его деталь не проектировалась на линии открытой стороны площадки.

Касание каждого ограничителя - 30 очков. Если деталь автомобиля выступает за габариты площадки - 100 очков. Упражнение не выполнено, если задето три ограничителя.

7. Эстафета. Упражнение выполняется передним ходом. На одну стойку вешается кольцо, которое снимается водителем и надевается на вторую стойку при движении.

Касание каждой стойки - 100 очков. Упражнение не выполнено, если участник не снял или не надел кольцо, опрокинул стойку.

8. Тоннельные ворота. Упражнение выполняется передним ходом.

Касание одного ограничителя - 100 очков. Упражнение не выполнено, если задето два ограничителя.

9. Препятствие. Водитель должен передним ходом проехать над столбиками так, чтобы они оказались между колесами с разных сторон продольной оси автомобиля.

Касание каждого столбика или проезд над обоими столбиками одной стороной - 100 очков.

10. Линия "стоп". Упражнение выполняется передним ходом.

Если отсутствует контакт одного колеса с линией "стоп" - 100 очков. Упражнение не выполнено, если нет контакта с линией обоих колес.

11. Открытый водоисточник.

Задержка подачи воды пожарным насосом более 75 сек. - 100 очков. Упражнение считается невыполненным при задержке подачи воды более 80 сек.

Примечания. 1. Ограничители в фигурах устанавливаются через один метр в соответствии с описанием фигур.

2. Подача воды из открытого водоисточника производится посредством двух всасывающих рукавов с сеткой и через один напорный рукав со сливом в водоем. Упражнение выполняется водителем пожарного автомобиля и пожарным.

3. Вид огнетушащих веществ устанавливается исходя из местных условий.

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

к Инструкции о порядке присвоения

квалификации и допуска к работе

водителей пожарного автомобиля

в Государственной противопожарной

службе МВД РФ

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ,

ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ВОДИТЕЛЮ ПОЖАРНОГО АВТОМОБИЛЯ

 

1. Водитель пожарного автомобиля, кроме требований, предусмотренных квалификационными характеристиками водителя соответствующих категорий транспортных средств, должен знать:

основы безопасного управления пожарным автомобилем, характерные причины дорожно - транспортных происшествий с пожарными автомобилями и способы их предупреждения;

правила посадки и перевозки личного состава на пожарных автомобилях;

тактико - технические характеристики, назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание специальных агрегатов, механизмов и приборов закрепленных пожарных автомобилей и их базовых шасси;

правила применения специальных звуковых и световых сигналов пожарных автомобилей;

объем, периодичность и порядок организации технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей;

характерные неисправности пожарных автомобилей, их причины, признаки и опасные последствия, способы определения и устранения;

правила пользования гаражным оборудованием, применяемым при техническом обслуживании и текущем ремонте пожарных автомобилей;

эксплуатационные материалы, их свойства, применение и правила хранения, нормы расхода и меры по экономии;

способы увеличения пробега шин и срока службы аккумуляторных батарей;

правила охраны труда, пожарной безопасности, производственной санитарии, охраны окружающей среды при техническом обслуживании, ремонте и применении пожарного автомобиля;

правила ведения радиообмена при работе на радиостанциях пожарного автомобиля, порядок проведения технического обслуживания, закрепленных средств связи;

методику контрольного осмотра закрепленного пожарного автомобиля.

2. Водитель пожарного автомобиля должен уметь:

управлять пожарными автомобилями всех типов и марок, изготовленных на шасси категории транспортных средств согласно разрешающей отметке в водительском удостоверении;

управлять закрепленным пожарным автомобилем в различных дорожных, метеорологических условиях и ограниченных проездах;

работать на специальных агрегатах и механизмах закрепленного пожарного автомобиля с соблюдением правил охраны труда, особенно при работе в условиях низких температур окружающей среды;

эффективно использовать закрепленный пожарный автомобиль в условиях боевых действий на пожаре;

экономично эксплуатировать пожарный автомобиль;

работать на средствах связи, установленных на пожарных автомобилях, находящихся на вооружении подразделений ГПС, в котором проходит службу (работает);

проверять техническое состояние и выполнять техническое обслуживание закрепленного пожарного автомобиля;

определять характерные неисправности закрепленного пожарного автомобиля и устранять их;

оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим при дорожно - транспортных происшествиях;

оформлять учетные и эксплуатационно - технические документы на пожарный автомобиль.


 

Приложение 5

к Инструкции о порядке присвоения

квалификации и допуска к работе

водителей пожарного автомобиля

в Государственной противопожарной

службе МВД РФ

 

ПРОТОКОЛ N _____

ОТ "_____" __________________199_ Г.

 

О приеме экзамена по окончании ___________________________________

                              (вид обучения и категория обучаемых)

Комиссией, образованной __________________________________________

                           (наименование органа управления ГПС)

Председатель комиссии ____________________________________________

Члены комиссии: __________________________________________________

__________________________________________________________________

                   (должность, звание, Ф.И.О.)

 

Сотрудник(ки), военнослужащий(ие), работник(ки) изучил(и) предусмотренные программой предметы (темы) и сдал(и) экзамены:

 

N
п/п

Специ-
альное
(воин-
ское) 
звание,
Ф.И.О.
води- 
теля  

Под- 
разде-
ление

Прошел
курс 
обуче-
ния  
(место
прове-
дения)

Результаты экзаменов         

Решение комиссии        

устрой-
ство,  
техни- 
ческое 
обслужи-
вание и
ремонт 
пожарных
авто-  
мобилей

правила 
дорожного
движения,
основы  
безопас-
ности   
движения
и меди- 
цинская 
подготов-
ка      

практичес-
кие навыки
управления
пожарным 
автомоби-
лем и спе-
циальными
агрегатами

правила
радиооб-
мена,  
работа 
на сред-
ствах  
связи и
их об- 
служива-
ние    

присвоить
квалифи- 
кацию    
водителя 
пожарного
автомобиля
с правом 
работы на
(указать 
марку ав-
томобиля)

разре-
шить 
даль-
нейшую
работу
на по-
жарном
авто-
мобиле
сроком
до   

при-  
своить
квали-
фикацию
води- 
теля  
второго
или   
первого
класса

назна-
чить  
на пов-
торный
экза- 
мен   

1

2  

3  

4  

5  

6   

7   

8   

9    

10 

11  

12  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Председатель комиссии _________________  ________________________

                          (Ф.И.О.)           (дата, подпись)

Члены комиссии:       _________________  ________________________

                          (Ф.И.О.)           (дата, подпись)


 

Приложение 6

к Инструкции о порядке присвоения

квалификации и допуска к работе

водителей пожарного автомобиля

в Государственной противопожарной

службе МВД РФ

 

                      СВИДЕТЕЛЬСТВО N ______

 

                                                            1  

    Выдано______________________________________         ├───────┤

                       (Ф.И.О.)                             1  

в том, что ему на основании решения квалификационной ко- ├───────┤

миссии приказом_________________________________________ │   1  

                (наименование органа управления ГПС)     ├───────┤

от "___" __________ 199_ г. N _________ присвоена квали- │   2  

фикация водителя пожарного автомобиля с правом работы на ├───────┤

________________________________________________________ │   2  

               (марка пожарного автомобиля)              ├───────┤

                                                            2  

    Действительно                                        ├───────┤

по "___" _________________ 199_ г.                          3  

                                                         ├───────┤

Председатель квалификационной                               3  

комиссии _______________                                 ├───────┤

         (дата, подпись)   М.П.                             3  

 

 

(Оборотная сторона свидетельства)

 

Решением квалификационной комиссии от "____" __________ 199_ г.

протокол N ____ допущен к дальнейшей работе на ________________

_______________________________________________________________

                   (марка пожарного автомобиля)

 

    Действительно

по "___" _________________ 199_ г.

 

Председатель квалификационной комиссии _______________

                                       (дата, подпись)   М.П.

 

ПЕРЕЧЕНЬ

НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОЖАРНОГО АВТОМОБИЛЯ,

ЗА СОВЕРШЕНИЕ КОТОРЫХ ПРОИЗВОДИТСЯ ОТМЕТКА

О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ

 

1. Нарушение правил дорожного движения, повлекшее дорожно - транспортное происшествие.

2. Управление пожарным автомобилем с неисправностями, влияющими на безопасность движения.

3. Работа на пожарном автомобиле с неисправностями, которые могут привести к отказу пожарного автомобиля и установленного на нем специального оборудования на пожаре (учении).

Примечания. 1. Отметка о предупреждении в свидетельстве производится должностными лицами органов управления и подразделений ГПС.

2. Водитель, имеющий свидетельство с отметкой о предупреждении, обязан прибыть на аттестационную комиссию в течение двух месяцев с даты отметки в установленном порядке.

3. Формат бланка свидетельства 72 x 104 мм.

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

к Инструкции о порядке присвоения

квалификации и допуска к работе

водителей пожарного автомобиля

в Государственной противопожарной

службе МВД РФ

 

Титульный лист

 

______________________________________

(наименование органа управления ГПС)

 

ЖУРНАЛ

УЧЕТА ВЫДАЧИ СВИДЕТЕЛЬСТВ НА ПРАВО РАБОТЫ

НА ПОЖАРНОМ АВТОМОБИЛЕ

 

Начат _________

Окончен _______

 

Продолжение

журнала учета выдачи

свидетельств на право работы

на пожарном автомобиле

 

N
п/п

Фамилия,
имя, 
отчество

Место 
службы
(работы)

Номер  
свиде- 
тельства

Дата
выдачи

Марка  
пожарного
автомобиля

Расписка
в полу-
чении  

Приме-
чание

1

2   

3   

4   

5  

6   

7   

8  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 






Яндекс цитирования


Наши услуги:
Экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия; экспертиза технического состояния транспортных средств и деталей транспортных средств, следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия; проведение автотехнических исследований; определение стоимости ремонта транспортных средств; определение утраты товарной стоимости транспортных средств; возмещение материального ущерба при ДТП; обжалование постановления о привлечении в качестве виновника ДТП; взыскание материального ущерба (в т.ч. вреда здоровью) с виновника ДТП сверх страхового возмещения; возмещение морального вреда; консультирование по вопросам организации и проведения экспертизы, применения результатов исследований для защиты прав наших клиентов.

© www.ДТП-экспертиза.рф, 2011 - 2018