| Главная | Контакты | Купить сайт |



 

Утверждаю

Руководитель Центрального органа

по сертификации механических

транспортных средств и прицепов

В.В.ШИЛЬДИН

16.04.99

 

Руководитель органа по сертификации

транспортных средств "САТР - Фонд"

Б.В.КИСУЛЕНКО

 

Руководитель

испытательного центра НИЦИАМТ

В.А.РЕЗНИЧЕНКО

 

КОММЕНТАРИИ

К "ПРАВИЛАМ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТ В СИСТЕМЕ

СЕРТИФИКАЦИИ МЕХАНИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

И ПРИЦЕПОВ", УТВЕРЖДЕННЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ

ГОССТАНДАРТА РОССИИ ОТ 01.04.98 N 19

 

Предисловие

 

"Правила по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов" являются комплексным документом, состоящим из нескольких дополняющих друг друга или самостоятельных частей. Одной из самых сложных и динамично развивающихся частей указанного документа является "Порядок сертификации механических транспортных средств и прицепов". В силу этого в практике его применения возникает много вопросов, связанных как с трактовкой его положений, так и с процедурой их реализации.

В самом тексте "Порядка..." иногда трудно найти исчерпывающий ответ на них. В связи с этим авторы "Комментариев...", принимавшие непосредственное участие в разработке документов по сертификации автомототехники, попытались в данном материале ответить на наиболее часто встречающиеся вопросы.

Настоящие "Комментарии..." рекомендованы Органам по сертификации и Испытательным лабораториям (центрам), аккредитованным Госстандартом России для использования в практической работе по сертификации механических транспортных средств и прицепов.

"Комментарии..." уточняются и дополняются по мере необходимости.

 

1. Процедура выдачи "Одобрения типа транспортного

средства" по минимальному перечню

технических требований

 

При выполнении работ по выдаче "Одобрения типа транспортного средства" (далее - "Одобрение типа...") по минимальному (приложение 7 "Правил по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов" - далее "Правила...") перечню технических требований следует руководствоваться следующим:

1.1. Срок действия "Одобрения типа..." по минимальному перечню технических требований устанавливается, как правило, не более 12 месяцев.

При этом основными документами, подтверждающими соответствие транспортного средства предъявляемым требованиям, как правило, являются "Сообщения об официальном утверждении...", сертификаты соответствия, выданные в Системе ГОСТ Р, или приравненные к ним документы (сертификаты по Директивам ЕС, письма компетентного органа страны, например, Департамента транспорта США и т.п.).

1.1.1. При обращении заявителя для получения документа "Одобрение типа..." по минимальному перечню требований в первый раз оно может быть выдано на основании протоколов сертификационных или иных испытаний, проведенных независимой от изготовителя Испытательной лабораторией в течение 12 месяцев, предшествующих подаче заявки на сертификацию.

При этом при предоставлении протоколов испытаний, проведенных заявителем в неаккредитованных Госстандартом России Испытательных лабораториях, Орган по сертификации может потребовать проведения технической экспертизы результатов испытаний аккредитованной Испытательной лабораторией.

Результаты экспертизы могут быть представлены либо в отдельном протоколе, либо в заключении Испытательной лаборатории и используются при оформлении "Одобрения типа...".

Предусмотренная п. 2.5 "Порядка..." возможность выдачи "Одобрения типа..." по протоколам иных, чем сертификационные, испытаний (инспекционных на базе независимой Испытательной лаборатории, заводских...) используется, как правило, в случаях сертификации:

- малых партий (серий);

- продукции, собираемой из комплектов (первая заявка на 6 месяцев и последующее продление до 1 года);

- при поэтапной организации работ по сертификации по минимальному, а затем полному перечню требований (1-й этап работ - по минимальному перечню).

1.1.2. В комплект документов, предъявляемых для получения "Одобрения типа..." по минимальному перечню требований, в обязательном порядке входят документы, позволяющие идентифицировать тип транспортного средства в отношении сертифицируемых параметров (технические описания), а также документы, подтверждающие наличие у изготовителя условий производства, обеспечивающих выпуск продукции, соответствующей сертифицированным образцам (сертификаты, подтверждающие соответствие системы качества предприятия требованиям стандартов ИСО 9000, описание производства и системы качества на предприятии, акты проверок производства, проведенных территориальными органами Госстандарта России).

1.1.3. При последующих обращениях для получения документа "Одобрение типа..." по минимальному перечню требований оно, как правило, выдается на основании сертификатов соответствия или протоколов сертификационных испытаний.

В том случае, если заявитель после получения в первый раз документа "Одобрение типа..." по минимальному перечню требований, оформленного на основании протоколов испытаний, по каким-либо причинам не оформил сертификаты соответствия, Орган по сертификации и Испытательная лаборатория вправе потребовать в дополнение к имеющимся протоколам испытаний представления результатов инспекционного контроля (протоколов периодических, контрольных испытаний, проведенных изготовителем, результатов инспекционных испытаний, проведенных испытательной лабораторией или в присутствии ее представителя).

1.2. Минимальный перечень технических требований при сертификации механических транспортных средств и прицепов приведен в приложении 7 "Правил...". Применяя указанный перечень, следует учитывать следующее:

1.2.1. Орган по сертификации в зависимости от заявленной специализации транспортного средства может расширить минимальный перечень другими требованиями, содержащимися в Перечне технических требований (приложение 4 "Правил..."). Например, если транспортное средство заявлено как предназначенное для международных (междугородних) перевозок, в перечень предъявляемых к нему требований должны быть включены дополнительно требования по перечню, утвержденному Центральным органом по сертификации механических транспортных средств и прицепов 14.04.98, и т.п.

1.2.2. По представлению Испытательной лаборатории Орган по сертификации вправе предъявить к сертифицируемой конструкции другие требования, содержащиеся в приложении 2 "Правил..." или даже не входящие в этот перечень, если при испытаниях или осмотре образца будут обнаружены какие-либо свойства конструкции, представляющие опасность для потребителя, его имущества, окружающей среды и т.д. Например, при испытаниях выявлен явно отрицательный баланс электроэнергии; или установка переднего номерного знака сопряжена с появлением опасных выступов; или расположение органов управления делает невозможным безопасное их использование и т.д.

 

2. Процедуры продления "Одобрения типа

транспортного средства" по окончании срока его действия

и распространения действующего "Одобрения типа..."

на включаемые в него новые варианты и версии

 

2.1. При выполнении работ по продлению "Одобрения типа..." по окончании срока его действия следует руководствоваться положениями раздела 5 "Правил...". При этом рекомендуется иметь в виду следующее.

2.1.1. Продлению подлежат "Одобрения типа...", выданные по полному перечню технических требований со сроком действия до 3-х лет. Все прочие виды "Одобрения типа..." могут выдаваться заново в пределах предусмотренных сроков, процедур и т.д. Это объясняется тем, что процедура сертификации по полному перечню требований является приоритетной и "Правила..." стимулируют производителя к ее использованию, оставляя ему возможность применения альтернативной процедуры сертификации по минимальному перечню требований в экономически обоснованных случаях.

2.1.2. Владелец "Одобрения типа..." со сроком действия до 3-х лет вправе до окончания этого срока подать заявку и получить, при выполнении установленных технических и процедурных требований, документ "Одобрение типа..." со сроком действия, продленным на следующие 3 года. При этом первоначальное "Одобрение типа..." отменяется.

2.1.3. Документами, подтверждающими соответствие транспортного средства перечню предъявляемых требований, являются "Сообщения об официальном утверждении...", сертификаты соответствия, выданные в Системе ГОСТ Р, или приравненные к ним документы (сертификаты по Директивам ЕС, письма компетентного органа страны, например, Департамента транспорта США, и т.п.).

2.1.4. Срок действия документов, указанных в п. 2.1.3, должен соответствовать запрашиваемому для продления "Одобрения типа..." сроку.

Если срок действия сертификата, входящего в "Сводный лист...", истекает до окончания срока действия запрашиваемого заявителем продления "Одобрения типа...", по усмотрению Органа по сертификации "Одобрение типа..." может быть выдано на запрашиваемый срок с письменным предупреждением о возможности отмены "Одобрения типа..." в случае, если срок действия сертификата не будет своевременно продлен. Последующий контроль за продлением сертификатов возлагается на заявителя, а Орган по сертификации имеет право, не получив вовремя копии продленного сертификата, начать процедуру отмены "Одобрения типа...".

Представленные заявителем копии продленных сертификатов могут служить основанием для внесения изменений в действующее "Одобрение типа..." по процедуре распространения.

2.1.5. Тот же подход следует применять и в том случае, если в период действия "Одобрения типа..." на транспортные средства, изготавливаемые с использованием шасси или базового транспортного средства, истекает срок действия "Одобрения типа..." на базовое транспортное средство, т.е. Орган по сертификации может отменить выданное "Одобрение типа...", если на базовое транспортное средство не было оформлено новое "Одобрение типа..." после окончания срока действия предыдущего.

Следует также принимать во внимание сроки действия входящих в сводный лист сертификатов, разрешение на использование которых было предоставлено производителю поставщиком шасси.

В том случае, когда еще до окончания назначенного срока действия "Одобрения типа..." истекают сроки действия сертификатов, производителю направляется письменное предупреждение о возможности отмены "Одобрения типа...". В этом случае сертификат с истекающим сроком действия может быть продлен или производителем шасси или базового транспортного средства или, по согласованию с ним, - производителем транспортного средства на шасси по результатам собственных сертификационных испытаний.

2.1.6. Перечень и уровень требований должны соответствовать действующим на момент подачи (регистрации) заявки на продление.

2.1.7. В случае изменения конструкции транспортного средства на момент подачи заявки на продление "Одобрения типа..." по сравнению с первоначально одобренной процедура продления может проводиться отдельно либо совмещаться с процедурой распространения "Одобрения типа..." на новые модификации ранее одобренного типа транспортного средства.

2.1.7.1. При незначительных изменениях, не влияющих на сертифицируемые параметры, для переоформления (продления срока действия) сертификатов соответствия по отдельным свойствам заявитель должен предоставить в сертификационные службы материалы собственных (заводских, в независимой лаборатории или других) контрольных испытаний по сертифицируемым свойствам, а также материалы, подтверждающие возможность предприятия выпускать продукцию, соответствующую испытанным образцам.

В отдельных случаях Орган по сертификации и Испытательная лаборатория могут принять в качестве материалов заводского контроля по показателям передней обзорности, управляемости, вентиляции и отопления, сертифицированным по российским стандартам, положительные протоколы испытаний по Директивам ЕС, в которых отражены указанные требования.

При этом Орган по сертификации и Испытательная лаборатория могут затребовать образцы для идентификации продукции или, по согласованию с заявителем, могут принять решение о ее идентификации непосредственно у производителя во время проведения инспекционного контроля.

Если заявитель не представил указанные выше материалы, подтверждающие проведение контроля за соответствием серийной продукции образцам, прошедшим сертификационные испытания, то контрольные испытания по этим свойствам проводятся Испытательной лабораторией.

При оформлении "Одобрения типа..." могут быть использованы технические описания, представленные для проведения предыдущих испытаний, при условии декларации заявителем неизменности конструкции. При внесении в конструкцию любых изменений заявителем представляются дополнения или изменения к техническим описаниям.

2.1.7.2. При значительных изменениях конструкции транспортного средства, заявленного на продление "Одобрения типа...", Испытательная лаборатория проводит испытания в соответствии с процедурой первичной сертификации, выбирая для этого, как правило, образцы, наиболее критичные с точки зрения показателей, оцениваемых при сертификации. В зависимости от степени отличия этих образцов от других представителей семейства (вариантов, версий), одобрявшихся ранее и предполагаемых для включения в новое "Одобрение типа...", Испытательная лаборатория определяет необходимость контрольных испытаний образцов последних.

2.2. "Правила..." не оговаривают отдельно процедуру распространения действующего "Одобрения типа..." на вновь включаемые в него варианты (версии). Сертификационные службы рекомендуют заявителю (в целях экономии средств) предусматривать включение в заявку на выдачу первоначального "Одобрения типа..." максимального перечня модификаций. Однако в практике необходимость дополнения действующего "Одобрения типа..." возникает постоянно вследствие разных причин и, в первую очередь, в связи с естественным процессом модернизации продукции. Выполняя эту работу, рекомендуется иметь в виду следующее.

2.2.1. Причиной, определяющей необходимость применения процедуры распространения "Одобрения типа...", является изменение конструкции, не являющееся изменением типа транспортного средства в целом, но повлекшее за собой изменение типа в отношении отдельных показателей, входящих в перечень обязательных требований (новые кузовные модификации, новые двигатели или изменения в их системах, влияющие на показатели, контролируемые при сертификации, новые коробки передач, тормозные и рулевые механизмы и т.д.).

2.2.2. Распространение осуществляется теми же Органами по сертификации, которые провели работу по подготовке и выдаче первичного (распространяемого) "Одобрения типа...".

2.2.3. Распространению подлежат "Одобрения типа..." со сроком действия не менее 1-го года. Не подлежат распространению "Одобрения типа...", выданные на малую серию (партию).

2.2.4. Распространение "Одобрения типа..." возможно лишь на срок, ограниченный сроком действия основного документа "Одобрение типа...". Заявитель вправе затребовать одновременно с распространением на новые модификации "Одобрения типа..." также и его продления на новый срок, при этом следует руководствоваться указаниями пункта 2.1.2 данных "Комментариев...".

2.2.5. Основанием для распространения "Одобрения типа..." служит наличие сертификатов (или приравненных к ним документов) по свойствам и составным частям, распространяющихся на измененную конструкцию.

2.2.6. При отсутствии документов, упомянутых выше в пункте 2.2.5, Испытательная лаборатория по поручению Органа по сертификации должна провести работы, необходимые для распространения действия сертификатов соответствия (или приравненных к ним документов) на измененную конструкцию.

В зависимости от значимости изменений и объема представленной заявителем документации эти работы могут заключаться в следующем:

- проведение испытаний в полном объеме и по процедурам, предусмотренным соответствующими нормативными документами на сертифицируемые свойства (составные части) по всему списку вновь заявляемых модификаций (вариантов, версий);

- анализ представленной заявителем документации на вновь заявляемые модификации (варианты, версии), включая, при необходимости, результаты проведенных им испытаний, с подготовкой заключения о возможности распространения сертификатов, выданных на базовые изделия, на вновь заявляемые модификации;

- анализ документации, представленной на вновь заявляемые модификации (варианты, версии), с испытанием минимального количества образцов "худшего варианта" продукции и последующей подготовкой заключения о возможности распространения сертификатов или оформления новых на вновь заявляемые варианты (версии).

В любом из этих случаев заявитель должен представить технические описания на измененную продукцию - общие, на составные части, а также в отношении отдельных свойств, регламентируемых Правилами ЕЭК ООН или российскими нормативными документами, применяемыми при сертификации транспортных средств.

 

3. Решения Центрального органа системы сертификации

механических транспортных средств и прицепов

 

При проведении работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов (далее Системе) встречаются ситуации, не регламентированные "Правилами...". В этих случаях Управление машиностроения Госстандарта России как Центральный орган Системы принимает специальные решения. Эти решения доводятся до сведения участников Системы, которых они касаются.

Решения могут носить, как правило, разовый характер, регламентирующий порядок сертификации какого-либо конкретного вида или типа продукции на определенный период времени. Такие решения вносятся на утверждение Центрального органа по представлению какого-либо Органа по сертификации продукции самостоятельно или совместно с какой-либо Испытательной лабораторией. В отдельных случаях решения принимаются Коллегией Госстандарта России.

Отдельное место занимают перспективные решения, регламентирующие положения, еще не вошедшие в "Правила...", но необходимые для практики сертификации. Обычно такие решения в последующем вносятся в стандартную процедуру "Правил..." и утрачивают самостоятельное значение.

В настоящих "Комментариях..." собраны решения Центрального органа Системы сертификации механических транспортных средств и прицепов, действующие по состоянию на 1 ноября 1998 года. Сами решения приведены в приложениях к настоящим "Комментариям...", ниже дан их перечень с краткими комментариями.

3.1. Перечень технических требований, обязательных при сертификации грузопассажирских транспортных средств, изготавливаемых на базе автобусов категории М3 общего назначения, для выдачи "Одобрения типа..." со сроком действия до 3-х лет (приложение 3.1 к настоящим "Комментариям..."), утвержденный Госстандартом России 09.09.96.

Необходимость данного Перечня возникла в связи с заявлением для одобрения типа грузопассажирских вариантов транспортных средств на базе автобусов категории М3. Назначение таких транспортных средств может быть различное. Распространенным случаем является основное предназначение транспортного средства для перевозки грузов, а пассажирский отсек той или иной вместимости - для сопровождающего персонала (грузчиков). В другом распространенном случае транспортное средство является вариантом автобуса, предназначенным для перевозки уменьшенного числа пассажиров с повышенным комфортом (так называемый "штабной" вариант). Грузовой отсек в этом случае выполняет роль багажного отсека. В обоих случаях транспортное средство не относится к транспортным средствам общественного пользования и возможность распространения на него данного Перечня определяется Органом по сертификации.

Основной особенностью Перечня является установление требований к перегородке между пассажирским и багажным отсеками, предохраняющей пассажиров от перемещения груза.

3.2. Перечень технических требований при сертификации транспортных средств категорий М3 (III), N2, N3, О3, О4, предназначенных для участия в международных перевозках, для выдачи "Одобрения типа..." (приложение 3.2 к настоящим "Комментариям..."), утвержденный Центральным органом по сертификации механических транспортных средств и прицепов 30.04.98.

Применение данного перечня обоснованно в случаях, когда заявитель представляет к одобрению тип транспортного средства, соответствующий по конструкции рекомендациям ЕКМТ (Европейская комиссия Министров транспорта) по транспортным средствам, относящимся к "особо зеленым и безопасным". Наличие "Одобрения типа...", выданного по такому перечню требований, учитывается соответствующими компетентными органами при оформлении сертификата "особо зеленого и безопасного" транспортного средства.

3.3. Временный порядок применения Правил ЕЭК ООН N 83, "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов вредных веществ в зависимости от применяемого топлива" (приложение 3.3 к настоящим "Комментариям..."), утвержденный Центральным органом по сертификации механических транспортных средств и прицепов 06.04.98.

Данный документ определяет порядок применения указанных Правил в отношении транспортных средств, использующих в качестве моторных топлив сжиженный нефтяной (СНГ) или сжатый природный (СПГ) газы, до вступления в силу соответствующих поправок к Правилам. Особенностью устанавливаемого Порядка является нормирование неметановых углеводородов при оформлении "Одобрений типа..." на срок до 1-го года.

3.4. Временный порядок применения Правил ЕЭК ООН N 49 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ), и транспортных средств, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия, двигателями, работающими на природном газе, и двигателями с принудительным зажиганием, работающими на СНГ, в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ" (приложение 3.4 к настоящим "Комментариям..."), утвержденный Центральным органом по сертификации механических транспортных средств и прицепов 04.07.97.

Тот же комментарий, что и по предыдущему пункту.

 

4. Особенности процедуры оформления "Одобрения типа

транспортного средства" при вступлении в силу новых

технических требований

 

Настоящий комментарий поясняет принципы установления технических требований и сроков действия документов, оформляемых при сертификации транспортных средств, в период смены этих требований.

В общем случае при установлении перечня и уровня требований руководствуются Приложением 2 к "Правилам по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов".

В то же время процедура сертификации по Правилам ЕЭК ООН предусматривает так называемые "переходные положения", устанавливающие регламент перехода на новый уровень технических требований выпускаемых автомобилей, ранее уже получивших "Одобрение типа...", и, в частности, срок этого перехода, необходимый производителю для технической перестройки производства.

Указанный регламент может использоваться и в российской Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, причем как при оформлении сертификатов соответствия по отдельным требованиям, так и при оформлении "Одобрений типа транспортного средства".

Необходимо отметить, что Приложение 2 к "Правилам по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов" информирует об изменениях в технических требованиях двух видов:

- изменения уровня требований уже существующих нормативных документов, включенных в перечни обязательных требований для получения российских "Одобрений типа транспортного средства";

- появление новых нормативных документов, не входящих в перечни обязательных требований.

Для первой категории требований может быть установлен переходный срок, как правило, в течение 2-х лет, с момента введения в действие этих новых уровней уже существующих требований. Дата перехода на новые требования согласно Приложению 2 к "Правилам..." с 1 января 1999 г. или 1 января 2000 г.

Для второй категории требований понятие переходного периода может применяться в случае перевода каких-либо из них из разряда факультативных в обязательные и введение их в перечни требований, обязательных при получении "Одобрения типа транспортного средства". Продолжительность переходного периода при этом в каждом конкретном случае будет увязана с продолжительностью переходного периода для каждого стандарта (Правила ЕЭК ООН).

Началом переходного периода будет считаться дата вступления в силу нового требования в качестве обязательного для получения российского "Одобрения типа транспортного средства". Об этой дате будет объявлено путем публикации в официальном издании.

4.1. Во всех случаях установления требований при заявлении на сертификацию нового семейства впервые либо продлении или распространении действующего "Одобрения типа..." перечень и уровень требований должны соответствовать действующим на момент подачи (регистрации) заявки на данный вид работы.

В реальной деятельности по сертификации в соответствии с Приложением 2 "Правил по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов" Орган по сертификации вправе, при наличии достаточных оснований, применить следующие переходные положения.

4.1.1. При заявке на распространение действующего "Одобрения типа..." к дополнительно сертифицируемым модификациям могут применяться требования, примененные к ранее сертифицированному основному представителю типа, несмотря на то, что за прошедший период вступили в силу требования более высокого уровня.

Пример: "Одобрение типа..." базового представителя - с кузовом типа "седан", выдано в период действия требований Правил N N 13-05, 51-01, 83-02А. Подана заявка на распространение этого "Одобрения типа..." на модификацию с кузовом типа "хэтчбек". За период, прошедший с момента одобрения базового автомобиля, вступили в силу требования Правил N N 13-08, 51-02, 83-02В. При этом на период действия базового "Одобрения типа..." оно может быть распространено на эту модификацию по "старым" требованиям. Такой же подход может быть применен при модификации за счет изменения конструкции, связанного с изменением одного из требований.

Пример: решено дополнить ранее одобренный тип транспортного средства без катализатора модификацией с катализатором. В этом случае Орган по сертификации может, наряду с новым требованием по выбросам Правил N 83-02В, применить требование по внешнему шуму Правил N 51-01, если по ним выдано базовое "Одобрение типа...".

Этот подход действителен при распространении "Одобрений типа..." со сроком действия до 3-х лет и 1 год, а также для "Одобрений типа..." на транспортные средства, изготовленные на шасси или с использованием базового транспортного средства; "Одобрений типа..." на транспортные средства, собираемые из комплектов.

4.1.2. При заявке на продление действующего "Одобрения типа...", ранее выданного на срок до 3-х лет, либо оформление "Одобрения типа..." со сроком действия до 3-х лет, после окончания действия ранее выданного "Одобрения типа..." со сроком действия до 1-го года, в случае, если в силу вступают требования нового уровня, Орган по сертификации принимает во внимание срок вступления в силу этих требований.

4.1.2.1. Если заявка на продление или выдачу "Одобрения типа..." подана до вступления в силу новых требований, то для продления используются требования, действовавшие на момент подачи заявки (см. п. 4.1). При этом, как и в случае вступления в силу новых требований после выдачи продленного "Одобрения типа...", последнее действует до конца назначенного срока.

Пример: Заявка подана в ноябре 1998 г., "Одобрение типа..." выдано (продлено) 30.12.1998 сроком до 31.12.2001 с учетом требований Правил N 51-01, а с 01.01.1999 вступили в силу требования Правил N 51-02. Это означает, что заявитель может производить и реализовывать транспортные средства с уровнем внешнего шума по Правилам N 51-01 до 30.12.2001.

4.1.2.2. Если заявка на продление "Одобрения типа..." подана после вступления в силу новых требований, то при назначении срока действия продленного "Одобрения типа..." или уровня требований принимается во внимание упомянутый выше переходный срок для применения нового уровня требований таким образом, чтобы с момента вступления в силу новых требований до момента прекращения действия продленного "Одобрения типа..." прошло не более 2-х лет.

Пример: С 01.01.1999 вступили в силу требования Правил N 51-02. Предыдущее "Одобрение типа...", выданное на 3 года с учетом требований Правил N 51-01, заканчивает действие 01.01.2000. В этом случае заявитель может рассчитывать на продление "Одобрения типа..." лишь до 01.01.2001, т.к. у него будет к этому времени 2 года для перестройки производства серийной продукции.

Этот подход действителен также для "Одобрений типа..." по минимальному перечню, выдаваемых второй и третий раз, для "Одобрений типа..." на транспортные средства, изготовленные на шасси или с использованием базового транспортного средства, а также "Одобрения типа..." на транспортные средства, собираемые из комплектов.

4.2. Как указывалось выше, при определении перечня и уровня требований они устанавливаются в соответствии с действующими на момент подачи заявки на выдачу или продление "Одобрения типа...".

Однако, если по вине заявителя после регистрации заявки работа по сертификации не закончена в течение 3-х месяцев с момента вступления в силу новых требований (не представлены документация и образцы, отрицательные результаты, вызвавшие необходимость доработки конструкции или переделки образца и т.д.), Орган по сертификации вправе установить новый уровень требований либо специальный срок действия "Одобрения типа...", о чем письменно извещает заявителя.

Пример: Заявка на выдачу "Одобрения типа..." со сроком действия до 3-х лет подана в ноябре 1998 г., в период действия требований Правил N 51-01. Оформление "Одобрения типа..." должно быть проведено в мае 1999 г., после окончания срока действия ранее выданного "Одобрения типа..." со сроком действия до 1-го года и вступления в силу Правил N 51-02. Срок действия "Одобрения типа..." в этом случае начисляется с 31.12.98, т.е. с момента вступления в силу требований Правил N 51-02.

4.3. Изложенные выше комментарии действительны, если переходные положения при введении того или иного стандарта (Правил ЕЭК ООН) в Российской Федерации не предусматривают другого.

Например, не предусматривалось переходного срока при введении требований по местам установки номерных знаков (ГОСТ Р 50577 пп. 4.12, 4.13, 4.16). Здесь имел место случай немедленного и полного применения требования.

С другой стороны, возможны случаи "пролонгированного" введения в силу требований, если это связано с условиями реальной эксплуатации. К такому случаю следует отнести особенности введения в силу требований Правил N 83-02В.

4.3.1. Особенности введения в силу Правил N 83-02В.

Технически выполнение требований Правил N 83-02В на автомобилях с бензиновыми двигателями связано с применением каталитических нейтрализаторов отработавших газов, которое, в свою очередь, возможно лишь при безусловном применении бензинов без содержания соединений свинца, фосфора и т.д., отравляющих катализатор. Таким образом, помимо изготовления автомобилей, соответствующих требованиям Правил N 83-02В, надо обеспечить условия его эксплуатации, что возможно пока не во всех регионах России. Поэтому, наряду с действительностью для этих Правил ЕЭК ООН положений, изложенных выше в п. п. 4.1 и 4.2, в этом случае Центральный орган по сертификации дополнительно в конкретных случаях может принять специальное решение, устанавливающее для конкретного производителя (импортера) соотношение поставляемых на рынок автомобилей с катализаторами и без них, в зависимости от готовности инфраструктуры регионов поставки. Порядок принятия таких решений будет изложен в соответствующих документах Госстандарта России.

4.3.2. В действующем "Перечне требований..." упомянутые здесь ГОСТ Р 50577 и Правила N 83-02В являются пока исключениями по особенностям применения.

 

 

 

 

 

Приложение 3.1

 

Согласовано

Первый заместитель

начальника ГУ ГАИ МВД РФ

В.У.ТИМОШИН

 

Первый заместитель

Председателя

Госстандарта России

В.В.ТАБОЛИН

 

ПЕРЕЧЕНЬ

ТЕХНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ

ПРИ СЕРТИФИКАЦИИ ГРУЗОПАССАЖИРСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ

СРЕДСТВ <*>, ИЗГОТАВЛИВАЕМЫХ НА БАЗЕ АВТОБУСОВ

КАТЕГОРИИ М3 ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ ВЫДАЧИ

"ОДОБРЕНИЯ ТИПА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА"

СО СРОКОМ ДЕЙСТВИЯ ДО 3 ЛЕТ

 

--------------------------------

<*> Категорию сертифицируемого транспортного средства определяет Орган по сертификации.

 

N

Технические требования или объект 
регламентации            

Наименование и номер
нормативного документа

1.

Фары ближнего и дальнего света      

Правила N 1 ЕЭК ООН  

2.

Световозвращатели                   

Правила N 3 ЕЭК ООН  

3.

Фонарь освещения   заднего  номерного
знака                               

Правила N 4 ЕЭК ООН  

4.

Указатели поворота                  

Правила N 6 ЕЭК ООН  

5.

Габаритные огни, стоп - сигналы     

Правила N 7 ЕЭК ООН  

6.

Уровень радиопомех                  

Правила N 10 ЕЭК ООН 

7.

Тормозные свойства                  

Правила N 13 ЕЭК ООН 

8.

Фонари заднего хода                 

Правила N 23 ЕЭК ООН 

9.

Дымность отработавших газов         

Правила N 24 ЕЭК ООН 

10.

Звуковые сигнальные  приборы   и   их
установка                            

Правила N 28 ЕЭК ООН 

11.

Аварийные выходы                    

Правила N  36  ЕЭК ООН
(п.   п.      5.6.1.5,
5.6.2.3, 5.6.3)      

12.

Лампы накаливания                   

Правила N 37 ЕЭК ООН 

13.

Задние противотуманные огни         

Правила N 38 ЕЭК ООН 

14.

Спидометры                          

Правила N 39 ЕЭК ООН 

15.

Безопасные стекла                   

Правила N 43 ЕЭК ООН 

16.

Зеркала заднего вида                

Правила N 46 ЕЭК ООН 

17.

Установка устройств    освещения    и
световой сигнализации               

Правила N 48 ЕЭК ООН 

18.

Внешний шум                         

Правила N 51 ЕЭК ООН 

19.

Пневматические шины                 

Правила N 54 ЕЭК ООН 

20.

Прочность крыши автобусов           

Правила N 66 ЕЭК ООН 

21.

Выделение загрязняющих   газообразных
веществ с отработавшими газами ДВС  

Правила N  49-02А  ЕЭК
ООН ОСТ 37.001.070   

22.

Внутренний шум                      

ГОСТ 27435           

23.

Содержание вредных веществ в салоне и
кабине                              

ГОСТ 12.1.005        

24.

Вентиляция и отопление              

РД 37.001.018-84     

25.

Управляемость и устойчивость        

ОСТ 37.001.471       
ОСТ 37.001.487       
РД 37.001.005        

26.

Обзорность транспортных средств <*> 

ГОСТ 28070           

27.

Требования к   защитному   устройству
(перегородке) для      водителя     и
пассажиров, предохраняющему        от
смещения груза <**>                 

Правила N 29  ЕЭК  ООН
(испытание С)        

 

--------------------------------

<*> Проверяется в случае изменения конструкции кабины или кузова базового автобуса в зоне водителя или рабочего места водителя.

<**> Допускается подтверждение представлением расчетных данных.

 

Зам. руководителя Административного

органа по сертификации механических

транспортных средств и прицепов

А.Г.ПАСЬКО

 

Руководитель органа

по сертификации транспортных средств

Б.В.КИСУЛЕНКО

 

Руководитель

испытательного центра НИЦИАМТ

В.А.РЕЗНИЧЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение 3.2

 

Утверждаю

Руководитель Центрального органа

по сертификации механических

транспортных средств и прицепов

В.В.ШИЛЬДИН

30.04.98

 

Согласовано

Заместитель начальника

ГУ ГАИ МВД РФ

В.У.ТИМОШИН

06.06.98

 

ПЕРЕЧЕНЬ

ТЕХНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ ПРИ СЕРТИФИКАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ

СРЕДСТВ КАТЕГОРИЙ М3 (III), N2, N3, О3, О4,

ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ УЧАСТИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ

ПЕРЕВОЗКАХ, ДЛЯ ВЫДАЧИ "ОДОБРЕНИЯ ТИПА

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА"

 

N
п/п

Технические требования 
или объекты регламентации

Категории транспортных 
средств, на которые  
распространяются   
технические требования

Серии  
поправок
к Пра- 
вилам  
ЕЭК ООН,
другие 
НД     

М3 
(III)

N2

N3

О3

О4

1

2          

3 

4

5

6

7

8  

1.

Фары ближнего и  дальнего
света                   

R1  
R2  

R1 
R2 

R1 
R2 

-  

-  

01     
03     

2.

Световозвращатели       

R3  

R3 

R3 

R3 

R3 

02     

3.

Устройства для  освещения
заднего номерного знака.
Место установки номерного
знака                   

R4  

Н   

R4 

Н  

R4 

Н  

R4 

Н  

R4 

Н  

00     

ГОСТ Р 
50577  
(п. п. 
4.12,  
4.13,  
4.16)  
(Дирек-
тива   
70/222 
ЕС)    

4.

Указатели поворота      

R6  

R6 

R6 

R6 

R6 

01     

5.

Габаритные огни,  стоп  -
сигналы                 

R7  

R7 

R7 

R7 

R7 

02     

6.

Фары    с     галогенными
лампами                 

R8  

R8 

R8 

-  

-  

04     

7.

Уровень радиопомех      

R10 

R10

R10

-  

-  

01     

8.

Тормозные системы       

R13 

R13

R13

R13

R13

08     

9.

Места   крепления  ремней
безопасности            

R14 

R14

R14

-  

-  

03     

10.

Ремни безопасности      

R16 

R16

R16

-  

-  

04     

11.

Противоугонные устройства

R18 

R18

R18

-  

-  

01     

12.

Передние  противотуманные
фары                    

R19 

R19

R19

-  

-  

02     

13.

Галогенные фары         

R20 

R20

R20

-  

-  

02     

14.

Фонари заднего хода     

R23 

R23

R23

R23

R23

00     

15.

Дымность  автомобилей   с
дизельными двигателями  

R24 

R24

R24

-  

-  

03     

16.

Подголовники сидений    

R25 

R25

R25

-  

-  

03     

17.

Звуковые       сигнальные
приборы и их установка  

R28 

R28

R28

-  

-  

00     

18.

Защитные свойства   кабин
грузовых автомобилей    

-   

R29

R29

-  

-  

01     

19.

Автобусы                

R36 

-  

-  

-  

-  

03     

20.

Лампы накаливания       

R37 

R37

R37

R37

R37

03     

21.

Задние    противотуманные
фары                    

R38 

R38

R38

R38

R38

00     

22.

Спидометры              

R39 

R39

R39

-  

-  

00     

23.

Безопасные стекла       

R43 

R43

R43

-  

-  

00     

24.

Зеркала заднего вида и их
установка               

R46 

R46

R46

-  

-  

01     

25.

Установка       устройств
освещения и      световой
сигнализации            

R48 

R48

R48

R48

R48

01     

26.

Выбросы вредных   веществ
автомобилями с дизелями 

R49 

R49

R49

-  

-  

02В    

27.

Шум автомобилей         

R51 

R51

R51

-  

-  

02     

28.

Шины транспортных средств

R54 

R54

R54

R54

R54

00     

29.

Сцепные устройства      

-   

R55

R55

R55

R55

00     

30.

Задние           защитные
устройства              

-   

R58

R58

R58

R58

01     

31.

Наружные выступы        

-   

R61

R61

-  

-  

00     

32.

Прочность крыши автобусов

R66 

-  

-  

-  

-  

00     

33.

Газобаллонное           
оборудование            

R67 

R67

R67

-  

-  

01     

34.

Боковая защита          

-   

R73

R73

R73

R73

00     

35.

Сиденья автобусов       

R80 

-  

-  

-  

-  

01     

36.

Внутренний шум          

Н   

Н  

Н  

-  

-  

ГОСТ   
27435  

37.

Вентиляция и отопление  

Н   

Н  

Н  

-  

-  

ГОСТ Р 
50993, 
РД     
37.001.
018    

38.

Содержание        вредных
веществ в салоне и кабине

Н   

Н  

Н  

-  

-  

ГОСТ   
12.1.  
005, РД
37.052.
154    

39.

Управляемость           и
устойчивость            

Н   

Н  

Н  

Н  

Н  

ГОСТ   
3163   
(для О),
ОСТ    
37.001.
471, ОСТ
37.001.
487, РД
37.001.
005    

40.

Передняя обзорность     

Н   

Н  

Н  

-  

-  

ГОСТ   
28070  

41.

Стояночные огни         

R77 

R77

R77

R77

R77

00     

42.

Ограничитель максимальной
скорости                

R89 

R89

R89

 

 

00     

43.

Боковые габаритные огни 

R91 

R91

R91

R91

R91

00     

44.

Передний противоподкатный
брус                    

-   

R93

R93

-  

-  

00     

45.

Контурная светоотражающая
маркировка              

-   

R104

R104

R104

R104

00     

46.

Тахографы (установка)   

Н   

Н  

Н  

-  

-  

Правила
исполь-
зования
тахогра-
фов (Ди-
ректива
3821/85
ЕС)    

 

 

 

 

 

Приложение 3.3

 

Утверждаю

Руководитель Центрального органа

по сертификации механических

транспортных средств и прицепов

В.В.ШИЛЬДИН

19.03.98

 

ВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК

ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВИЛ ЕЭК ООН N 83 "ЕДИНООБРАЗНЫЕ

ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ

ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ОТНОШЕНИИ ВЫБРОСОВ

ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В ЗАВИСИМОСТИ

ОТ ПРИМЕНЯЕМОГО ТОПЛИВА"

 

Учитывая, что:

- с 01.01.99 в "Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов" для целей "Одобрения типа" применяются Правила N 83-02В ЕЭК ООН;

- в рабочих органах КВТ ЕЭК ООН принято решение о распространении Правил N 83 на транспортные средства категорий М1 и N1 с двигателями с искровым зажиганием, работающие на газе (поправки серии 03)

с целью поэтапного доведения экологических показателей автомобилей, использующих газ в качестве моторного топлива, до уровня действующих требований Правил N 83 ЕЭК ООН установить:

С 01.06.98 и до официального вступления в силу в Российской Федерации поправок серии 03 к Правилам N 83 ЕЭК ООН следующий порядок применения этих Правил для целей оформления "Одобрения типа" в отношении транспортных средств категорий М1 и N1 с двигателями с искровым зажиганием, использующих сжатый природный (СПГ) и сжиженный нефтяной (СНГ) газы в качестве моторного топлива и предназначенных для работы только на газе, на смеси газа и бензина, а также либо на газе, либо на бензине:

- до 01.01.99 - предъявление требований Правил N 83-02А;

- с 01.01.99 - предъявление требований Правил N 83-02В.

 

Руководитель Органа

по сертификации САТР

Б.В.КИСУЛЕНКО

 

Руководитель Технической

службы по сертификации НИЦИАМТ

В.А.РЕЗНИЧЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение 3.4

 

Утверждаю

Руководитель Центрального органа

по сертификации механических

транспортных средств и прицепов

В.В.ШИЛЬДИН

04.07.97

 

ВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК

ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВИЛ ЕЭК ООН N 49

"ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО

УТВЕРЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ

И ДВИГАТЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ НА ПРИРОДНОМ ГАЗЕ, А ТАКЖЕ

ДВИГАТЕЛЕЙ С ПРИНУДИТЕЛЬНЫМ ЗАЖИГАНИЕМ, РАБОТАЮЩИХ

НА СЖИЖЕННОМ НЕФТЯНОМ ГАЗЕ (СНГ), И ТРАНСПОРТНЫХ

СРЕДСТВ, ОСНАЩЕННЫХ ДВИГАТЕЛЯМИ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ

ОТ СЖАТИЯ, ДВИГАТЕЛЯМИ, РАБОТАЮЩИМИ НА ПРИРОДНОМ

ГАЗЕ, И ДВИГАТЕЛЯМИ С ПРИНУДИТЕЛЬНЫМ ЗАЖИГАНИЕМ,

РАБОТАЮЩИМИ НА СНГ, В ОТНОШЕНИИ ВЫДЕЛЯЕМЫХ ИМИ

ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ" В ОТНОШЕНИИ ТРАНСПОРТНЫХ

СРЕДСТВ (И УСТАНАВЛИВАЕМЫХ НА НИХ ДВИГАТЕЛЕЙ),

ИСПОЛЬЗУЮЩИХ СЖАТЫЙ ПРИРОДНЫЙ И СЖИЖЕННЫЙ

НЕФТЯНОЙ ГАЗЫ В КАЧЕСТВЕ МОТОРНОГО ТОПЛИВА

 

Учитывая, что:

- с 30.06.95 Правила ЕЭК ООН N 49 распространяются (наряду с дизельными автомобилями и двигателями) на транспортные средства и устанавливаемые на них двигатели, работающие на газе (смотри новое название Правил 49);

- в рабочих органах КВТ ЕЭК ООН принято решение о поэтапном распространении Правил 49 на двигатели тяжелых грузовиков и автобусов с искровым зажиганием, причем последние рассматриваются как экологически более чистый вариант, чем дизели;

- особенности отечественного автомобилестроения, традиционно применяющего большой типоразмер двигателей с искровым зажиганием для грузовиков категорий N2 и больших автобусов (М2, 3);

- низкие экологические показатели отечественных автомобилей и автобусов с искровыми двигателями, с целью поэтапного доведения экологических показателей двигателей, использующих газ в качестве моторного топлива, до уровня действующих требований Правил N 49 ЕЭК ООН установить:

С 01.07.97 до 31.12.99 следующий порядок применения Правил N 49 ЕЭК ООН в Российской Федерации в отношении транспортных средств и устанавливаемых на них двигателей, использующих газ в качестве моторного топлива.

1. Для оформления "Одобрений типа" сроком действия до одного года применяются требования:

- для газодизелей при работе в дизельном режиме - требования Пр. 49-02 до 31.12.98; Пр. 49-02А с 01.01.98;

- для газодизелей при работе в газодизельном режиме - требования Пр. 49-01 для СО, СН (неметановые), NOx; Пр. N 49-02А - для частиц;

- для искровых двигателей при работе на газе - требования Пр. 49-01;

- для искровых двигателей при работе на бензине - требования ОСТ 37.001.070-94.

2. Для оформления "Одобрений типа" сроком действия до трех лет применяются требования:

- для газодизелей при работе в дизельном режиме - требования Пр. 49-01(А) до 31.12.97; Пр. 49-02В - с 01.01.99;

- для газодизелей при работе в газодизельном режиме - требования Пр. 49-02А (СН - неметановые) до 31.12.98, Пр. 49-02В - с 01.01.99;

- для искровых двигателей при работе на газе - требования Пр. 49-02А до 31.12.98; Пр. 49-02В с 01.01.99;

- для искровых двигателей при работе на бензине - требования ОСТ 37.001.070-94.

 

Руководитель Органа

по сертификации САТР

Б.В.КИСУЛЕНКО

30.06.97

 

Руководитель технической

службы по сертификации НИЦИАМТ

В.А.РЕЗНИЧЕНКО

03.06.97

 

 






Яндекс цитирования


Наши услуги:
Экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия; экспертиза технического состояния транспортных средств и деталей транспортных средств, следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия; проведение автотехнических исследований; определение стоимости ремонта транспортных средств; определение утраты товарной стоимости транспортных средств; возмещение материального ущерба при ДТП; обжалование постановления о привлечении в качестве виновника ДТП; взыскание материального ущерба (в т.ч. вреда здоровью) с виновника ДТП сверх страхового возмещения; возмещение морального вреда; консультирование по вопросам организации и проведения экспертизы, применения результатов исследований для защиты прав наших клиентов.

© www.ДТП-экспертиза.рф, 2011 - 2024