| Главная | Контакты | Купить сайт |



 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

 

РЕШЕНИЕ

от 3 августа 2005 г. N 3-191/2005

 

Именем Российской Федерации

 

Санкт-Петербургский городской суд в лице судьи городского суда Гунько Т.А., с участием прокурора Тимуш А.В. при секретаре Кузьминой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Санкт-Петербурга об оспаривании законности пунктов 2 и 3 постановления Правительства Санкт-Петербурга N 1113 от 21.06.2004 "О проведении государственного технического осмотра транспортных средств в Санкт-Петербурге", установил:

 

21 июня 2004 года Правительством Санкт-Петербурга принято постановление N 1113 "О проведении государственного технического осмотра транспортных средств в Санкт-Петербурге".

Пункт 2 постановления предусматривает, что Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности осуществляет полномочия по принятию решения о проведении конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право участия в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре.

Пункт 3 постановления предусматривает, что до 01.08.2004 Комитету по вопросам законности, правопорядка и безопасности утвердить состав комиссии по проведению конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право участия в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре.

Заместитель прокурора Санкт-Петербурга, полагая, что указанные нормы противоречат федеральному законодательству, обратился с данным заявлением в Санкт-Петербургский городской суд.

В судебном заседании требования заместителя прокурора Санкт-Петербурга поддержала по доверенности прокурор Тимуш А.В.

Представитель Правительства Санкт-Петербурга по доверенности Леонтьев О.В. в судебном заседании требования не признал и полагал их необоснованными.

Представитель Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области по доверенности Копьева Е.В. в судебном заседании полагала требования необоснованными.

Проверив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, оценив собранные доказательства в их совокупности, выслушав заключение прокурора Тимуш А.В., полагавшей заявление подлежащим удовлетворению в полном объеме, суд полагает доводы зам. прокурора Санкт-Петербурга необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Заявление заместителя прокурора Санкт-Петербурга содержит доводы о том, что в примечании к ст. 12.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, введенного в действие с 01.07.2002, указано, что при прохождении государственного технического осмотра запрещается проводить инструментальную проверку в организации независимо от формы собственности. Также запрещается требовать у водителя, собственника или иного законного владельца транспортного средства предъявления или приобретения экологических талонов, диагностических карт, технических карт либо иных документов, не предусмотренных федеральным законом. Исходя из чего зам. прокурора Санкт-Петербурга делает вывод о том, что после 01.07.2002 в связи с вступлением в законную силу ст. 12.1 Кодекса проверка технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре может производиться исключительно Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, поэтому, по мнению заявителя, пункты 2 и 3 постановления Правительства Санкт-Петербурга N 1113 "О проведении государственного технического осмотра транспортных средств в Санкт-Петербурге" противоречат вышеуказанной норме.

Кроме того, заявитель в качестве доводов своей правовой позиции ссылается на выводы, содержащиеся в мотивировочной части Определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24.07.2003 N 49-ГОЗ-64 по делу "О признании недействительными пунктов 2, 3, 6, а также п. 7 в части утверждения размера платы за проведение технического контроля с использованием средств технического диагностирования постановления Кабинета министров Республики Башкортостан от 29.12.2001 N 330 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств и введении обязательного использования средств технического диагностирования при проверке технического состояния транспортных средств" указано, что понятия "инструментальная проверка" и "проверка технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования" тождественны, и такое суждение основано на смысловом содержании указанных понятий в соответствии с пояснениями в словарях.

Оценивая в совокупности доводы заявителя, суд приходит к следующему.

Статья 17 Федерального закона РФ "О безопасности дорожного движения" N 196-ФЗ от 10.12.1995 предусматривает обязательный государственный технический осмотр находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации и зарегистрированных в установленном порядке транспортных средств. Порядок проведения обязательного государственного технического осмотра устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 31.07.1998 N 880 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" установлено, что обязательный государственный технический осмотр транспортных средств и прицепов к ним, зарегистрированных в установленном порядке в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, организуется и проводится Государственной инспекцией. Государственная инспекция может привлекать в установленном порядке на конкурсной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к участию в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре. Этим же постановлением утверждено Положение о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним. В соответствии с пунктом 7 Положения в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, проверка технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре проводится с использованием средств технического диагностирования, имеющихся в Государственной инспекции, а также у привлекаемых в установленном порядке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Пунктами 4 и 7 Положения решение о проведении конкурса принимает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а состав конкурсной комиссии, в том числе ее председатель и ответственный секретарь, утверждаются распоряжением руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пункт 10 постановления Правительства РФ N 880 предписывает органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

В целях реализации данного постановления и во исполнение пунктов 4 и 7 Положения о проведении конкурса Правительством Санкт-Петербурга принято постановление N 1113 от 21.06.2004 "О проведении государственного технического осмотра транспортных средств в Санкт-Петербурге".

Согласно пункту 2 постановления Правительства Санкт-Петербурга Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности осуществляет полномочия по принятию решения о проведении конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право участия в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре.

Согласно пункту 3 постановления Комитету по вопросам законности, правопорядка и безопасности поручено утвердить состав комиссии по проведению конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право участия в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре.

Постановление Правительства Санкт-Петербурга N 1113 принято в пределах компетенции исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга. Оспариваемые заявителем нормы (п. 2, 3) полностью соответствуют постановлению Правительства Российской Федерации N 880. В тексте оспариваемых норм не содержится положений, устанавливающих право каких-либо организаций осуществлять технический осмотр транспортных средств. Эти нормы не регулируют процедуру проведения технического осмотра транспортных средств на территории Санкт-Петербурга. Юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с пунктами 3 и 4 постановления Правительства Санкт-Петербурга N 1113 не проводят самостоятельно проверку технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре, а лишь принимают участие в проверке, проводимой Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Действительно, как следует из примечания к статье 12.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, введенного в действие с 01.07.2002, при прохождении государственного технического осмотра запрещается проводить инструментальную проверку в организации независимо от формы собственности. Также запрещается требовать у водителя, собственника или иного законного владельца транспортного средства предъявления или приобретения экологических талонов, диагностических карт, технических карт либо иных документов, не предусмотренных федеральным законом. В связи с чем в заявлении зам. прокурора Санкт-Петербурга сделан правильный вывод о том, что проверки технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре могут производиться исключительно Государственной инспекцией. Между тем суд не усматривает связи данного вывода зам. прокурора Санкт-Петербурга с содержанием оспариваемых им норм.

Так, судом установлено, что согласно статье 17 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" находящиеся в эксплуатации на территории РФ и зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства подлежат обязательному государственному техническому осмотру. Порядок проведения обязательного государственного осмотра устанавливается Правительством РФ.

Согласно пп. "г" п. 11 Положения о Госавтоинспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 15 июня 1998 года N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения", организация и проведение в порядке, определенном Правительством РФ, государственного технического осмотра транспортных средств АМТС возлагается на Госавтоинспекцию.

Приказ МВД РФ от 15 марта 1999 г. N 190 "Об организации и проведении государственного технического осмотра транспортных средств" и утвержденные этим приказом Правила с изменениями на 18.05.2001 и на 19.03.2004 определяют организацию и порядок проведения государственного технического осмотра автомототранспортных средств государственной инспекцией. Согласно п. 10 Правил при привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к участию в проверке технического состояния транспортных средств Государственной инспекцией используется материально-техническая база привлекаемых организаций.

Оспариваемые пункты 2 и 3 постановления Правительства Санкт-Петербурга приняты в пределах компетенции исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга во исполнение постановления Правительства РФ N 880. Они не содержат положений, устанавливающих право каких-либо организаций осуществлять технический осмотр транспортных средств и регулировать процедуру проведения технического осмотра на территории Санкт-Петербурга. Право участия в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре не означает возможность осуществления полномочий по проведению непосредственного государственного технического осмотра.

Использование материально-технической базы организаций осуществляется Государственной инспекцией в соответствии с договорами.

Согласно пункту 7 Положения о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ N 880, в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, проверка технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре проводится с использованием средств технического диагностирования, имеющихся в Государственной инспекции, а также у привлекаемых в установленном порядке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Ссылка заместителя прокурора Санкт-Петербурга на определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24.07.2003 N 49-ГОЗ-64 представляется необоснованной, поскольку предметом рассмотрения обстоятельств по указанному делу являлись иные правоотношения, не имеющие взаимосвязи с настоящим спором.

На основании изложенного суд полагает, что не имеется оснований к признанию пунктов 2 и 3 постановления Правительства Санкт-Петербурга N 1113 от 21.06.2004 "О проведении государственного технического осмотра транспортных средств в Санкт-Петербурге" недействующими.

Руководствуясь ст. 194-199, 251-253 ГПК РФ, суд решил:

 

Заявление заместителя прокурора Санкт-Петербурга об оспаривании законности пунктов 2 и 3 постановления Правительства Санкт-Петербурга N 1113 от 21.06.2004 "О проведении государственного технического осмотра транспортных средств в Санкт-Петербурге" оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.

 

 






Яндекс цитирования


Наши услуги:
Экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия; экспертиза технического состояния транспортных средств и деталей транспортных средств, следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия; проведение автотехнических исследований; определение стоимости ремонта транспортных средств; определение утраты товарной стоимости транспортных средств; возмещение материального ущерба при ДТП; обжалование постановления о привлечении в качестве виновника ДТП; взыскание материального ущерба (в т.ч. вреда здоровью) с виновника ДТП сверх страхового возмещения; возмещение морального вреда; консультирование по вопросам организации и проведения экспертизы, применения результатов исследований для защиты прав наших клиентов.

© www.ДТП-экспертиза.рф, 2011 - 2018