| Главная | Контакты | Купить сайт |



 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Именем Российской Федерации

 

РЕШЕНИЕ

от 24 августа 2009 г. N ГКПИ09-649

 

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре А.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. о признании недействующим раздела 5 "Знаки особых предписаний" приложения 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, в части не распространения на маршрутные транспортные средства действия знаков 5.15.1 и 5.15.2,

 

установил:

 

знаки особых предписаний раздела 5 приложения 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации вводят или отменяют определенные режимы движения.

Знак 5.15.1 "Направления движения по полосам". Число полос и разрешенные направления движения по каждой из них.

Знак 5.15.2 "Направления движения по полосе". Разрешенные направления движения по полосе.

Знаки 5.15.1 и 5.15.2, разрешающие поворот налево из крайней левой полосы, разрешают и разворот из этой полосы.

Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2 не распространяется на маршрутные транспортные средства.

Гражданин Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 5.15.2 (раздел 5 "Знаки особых предписаний" приложения 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации) в части не распространения на маршрутные транспортные средства действия знаков 5.15.1 и 5.15.2.

Как указывает заявитель, оспариваемое положение нормативного правового акта противоречит статье 1 и пункту 2 статьи 22 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и создает угрозу его безопасности как участнику дорожного движения, т.к. повышает вероятность совершения дорожно-транспортных происшествий с участием маршрутного транспорта при проезде перекрестков, на которых дорожное движение организовано с применением дорожных знаков 5.15.1 и 5.15.2.

В суде Б. поддержал заявленные требования и пояснил, что угроза безопасности возникает со стороны маршрутного транспортного средства, которое при наличии знаков 5.15.1 или 5.15.2 из крайней правой или левой полосы производит проезд перекрестка в прямом направлении.

Правительство Российской Федерации поручило представлять его интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству внутренних дел Российской Федерации (поручение от 15 июля 2009 г. N СС-П9-3933).

В суде представитель заинтересованного лица Правительства РФ Ш. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил, что оспариваемое положение Правил воспроизводит положения ГОСТа Р 52289-2004, не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав граждан.

Выслушав объяснения Б., представителя Правительства РФ Ш., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусматривает, что единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22). Во исполнение этого предписания Совет Министров - Правительство Российской Федерации Постановлением от 23 октября 1993 г. N 1090 утвердило Правила дорожного движения.

Данный нормативный правовой акт первоначально опубликован в "Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации" N 47, 22.11.1993, "Российских вестях" N 227, 23.11.1993 (действует с последующими изменениями и дополнениями). В названное Постановление Правительством Российской Федерации Постановлением от 14 декабря 2005 г. N 767 внесены изменения, в соответствии с которыми раздел 5 "Знаки особых предписаний" изложен в новой редакции.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. N 120-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств". Данный стандарт устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах. В соответствии с пунктом 5.6.16 ГОСТа Р 52289-2004 знаки 5.15.1 "Направления движения по полосам" и 5.15.2 "Направления движения по полосе" применяют для указания разрешенных направлений движения по каждой из полос на перекрестке, где требуется обеспечить использование полос в соответствии с интенсивностью движения транспортных средств по различным направлениям. Применение знаков 5.15.2 предпочтительно.

Знаки 5.15.1 и 5.15.2, разрешающие поворот налево из крайней левой полосы, разрешают и разворот из этой полосы.

Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2, установленных перед перекрестком, распространяется на перекресток, если знаки 5.15.1 или 5.15.2, установленные на перекрестке, не дают других предписаний.

Действие знаков не распространяется на маршрутные транспортные средства.

Данные положения национального стандарта Российской Федерации ГОСТа Р 52289-2004 воспроизведены в Правилах дорожного движения и не могут рассматриваться как противоречащие действующему законодательству.

Согласно пункту 2 статьи 22 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" не допускаются изменения в организации дорожного движения для повышения пропускной способности дорог или для других целей за счет снижения уровня безопасности дорожного движения. Указание в оспариваемом нормативном правовом акте на то, что действие знаков 5.15.1 и 5.15.2 не распространяется на маршрутные транспортные средства, не означает изменение в организации дорожного движения.

Мероприятия по организации дорожного движения согласно пункту 2 статьи 21 названного Федерального закона осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке. Следовательно, применение дорожных знаков 5.15.1 и 5.15.2, а также дорожной разметки 1.18 возможно только на основе разработанной и утвержденной в установленном порядке схемы организации дорожного движения, которая должна учитывать движение маршрутных транспортных средств и исключать возможность возникновения аварийных ситуаций.

Б. в обоснование заявленных требований приводит конкретные схемы организации дорожного движения с применением дорожных знаков 5.15.1 и 5.15.2. Однако данные доводы не могут служить основанием для признания недействующим в оспариваемой части раздела 5 "Знаки особых предписаний", поскольку касаются организации дорожного движения на отдельных участках и не могут рассматриваться как противоречащие задачам Федерального закона "О безопасности дорожного движения".

В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

 

решил:

 

заявление Б. о признании недействующим раздела 5 "Знаки особых предписаний" приложения 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, в части не распространения на маршрутные транспортные средства действия знаков 5.15.1 и 5.15.2, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

 

 






Яндекс цитирования


Наши услуги:
Экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия; экспертиза технического состояния транспортных средств и деталей транспортных средств, следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия; проведение автотехнических исследований; определение стоимости ремонта транспортных средств; определение утраты товарной стоимости транспортных средств; возмещение материального ущерба при ДТП; обжалование постановления о привлечении в качестве виновника ДТП; взыскание материального ущерба (в т.ч. вреда здоровью) с виновника ДТП сверх страхового возмещения; возмещение морального вреда; консультирование по вопросам организации и проведения экспертизы, применения результатов исследований для защиты прав наших клиентов.

© www.ДТП-экспертиза.рф, 2011 - 2024