| Главная | Контакты | Купить сайт |



 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Именем Российской Федерации

 

РЕШЕНИЕ

от 20 мая 2009 г. по делу N А19-1791/09-62

 

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 18.05.2009 года.

Решение в полном объеме изготовлено 20.05.2009 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ананьиной Г.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Синюгиной С.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Областного государственного автономного учреждения "Голоустненский лесхоз" к Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Иркутской области по г. Иркутску и Иркутскому району

3-е лицо: Агентство имущественных отношений Иркутской области

о признании незаконным отказа в государственной регистрации самоходных машин и техники, выраженного в письме от 18.11.2008 и обязании ответчика поставить на государственный учет принадлежащую заявителю на праве оперативного управления самоходную технику согласно приведенному перечню

при участии в судебном заседании:

от заявителя - не явился, извещен,

от ответчика - не явился, извещен,

от третьего лица - Сажин А.С. представитель по доверенности

 

установил:

 

Областное государственное автономное учреждение "Голоустненский лесхоз" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Иркутской области по г. Иркутску и Иркутскому району (далее - Гостехнадзор) о признании незаконным отказа в государственной регистрации самоходных машин и техники, выраженного в письме заявителя от 18.11.2008 и обязании ответчика поставить на государственный учет принадлежащую заявителю на праве оперативного управления самоходную технику согласно приведенному перечню, именно: трактор трелевочный (ТТ-4) 1991 г.в., трактор трелевочный (ТТ-4) 1992 г.в., трактор трелевочный (ТТ-4) 1986 г.в., трактор ТТ-4М 1999 г.в., трактор трелевочный (ТТ-4) 1990 г.в., трактор на базе ТЛП-4 1985 г.в., погрузчик ЛТ-65 1987 г.в., погрузчик ЛТ-65 1992 г.в., погрузчик ЛТ-65Б 1986 г.в., погрузчик ПЛ-2 1988 г.в., погрузчик ЛТ-72 1993 г.в., бульдозер Т-170 1990 г.в., колесный трактор МТЗ-80 1989 г.в., колесный трактор МТЗ-82 1987 г.в., трелевочный трактор ТДТ-55 1980 г.в. (всего 15 по списку).

В заявлении учреждение указывает, что ряд документов на технику был утерян в процессе реорганизации учреждения, сопровождаемых передачей дел, сменой руководителей и мест хранения техники, однако техника находится во владении и пользовании заявителя, отражена на балансе лесхоза, с нее уплачивается в бюджет налог, считает отказ в регистрации техники незаконным. В связи с отказом в регистрации данной техники учреждение не может ее использовать в производственном процессе, что негативно сказывается на деятельности учреждения. Считает требование ответчика о необходимости обращения с заявлением на государственную регистрацию техники собственника такого имущества, необоснованным.

Ответчик в своих пояснениях на заявление указал, что в регистрации тракторов было отказано учреждению на основании Постановления Правительства РФ N 460 от 15.05.1995, Положения о паспорте самоходной машины (зарегистрировано в Минюсте РФ 06.07.1995 за N 898), Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин.

Лица участвующие в деле о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представители заявителя и ответчика в судебное заседание не явились.

В судебном заседании 12 мая 2009 года в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 11 часов 30 минут 18 мая 2009 года.

Третье лицо - Агентство имущественных отношений Иркутской области в судебном заседании представило выписку из Реестра государственной собственности области в отношении спорного имущества.

Дело рассматривается в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

На основании Приказа Агентства имущественных отношений Иркутской области от 28.05.2008 N 310/и "О закреплении областного государственного имущества" за Областным государственным автономным учреждением "Голоустненский лесхоз" на праве оперативного управления закреплено областное государственное имущество общей стоимостью 28 294 158,14 руб. согласно приложению к настоящему Приказу, в том числе трактор трелевочный (ТТ-4) 1991 г.в., трактор трелевочный (ТТ-4) 1992 г.в., трактор трелевочный (ТТ-4) 1986 г.в., трактор ТТ-4М 1999 г.в., трактор трелевочный (ТТ-4) 1990 г.в., трактор на базе ТЛП-4 1985 г.в., погрузчик ЛТ-65 1987 г.в., погрузчик ЛТ-65 1992 г.в., погрузчик ЛТ-65Б 1986 г.в., погрузчик ПЛ-2 1988 г.в., погрузчик ЛТ-72 1993 г.в., бульдозер Т-170 1990 г.в., колесный трактор МТЗ-80 1989 г.в., колесный трактор МТЗ-80 1987 г.в.

Областное государственное автономное учреждение "Голоустненский лесхоз" обратилось в Государственную инспекцию Гостехнадзора с заявлением от 18.11.2008 о регистрации и оформлении документов на тракторную технику, находящуюся на балансе учреждения. К заявлению приложены балансовая справка о том, что названная техника как объекты основных средств числятся на балансе учреждения, акты государственного технического осмотра группы машин от 26.12.2005, список тракторной техники. Согласно прилагаемому списку тракторной техники, заявитель просил осуществить регистрацию и оформление документов на следующую тракторную технику, находящуюся на балансе учреждения: трактор трелевочный (ТТ-4) 1991 г.в., трактор трелевочный (ТТ-4) 1992 г.в., трактор трелевочный (ТТ-4) 1986 г.в., трактор ТТ-4М 1999 г.в., трактор трелевочный (ТТ-4) 1990 г.в., трактор на базе ТЛП-4 1985 г.в., погрузчик ЛТ-65 1987 г.в., погрузчик ЛТ-65 1992 г.в., погрузчик ЛТ-65Б 1986 г.в., погрузчик ПЛ-2 1988 г.в., погрузчик ЛТ-72 1993 г.в., бульдозер Т-170 1990 г.в., Т-170 1988 г.в., колесный трактор МТЗ-80 1989 г.в., колесный трактор МТЗ-82 1987 г.в., экскаватор ЭО-2621 1988 г.в., трелевочный трактор ТДТ-55 1980 г.в., автопогрузчик 4014М 1981 г.в., автогрейдер Mitsubishi LG 2-Н 1975 г.в., Т-40АМ 1991 г.в. (всего 20 по списку).

Служба Гостехнадзора сообщила учреждению об отказе в регистрации техники в связи с отсутствием паспортов самоходных машин и документов, подтверждающих право собственности. Отказ в регистрации выражен в виде резолюции наложенной Службой Гостехнадзора на заявлении учреждения от 18.11.2008.

Полагая, что отказ не соответствует положениям Правил регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, зарегистрированных в Минюсте РФ 27.01.1995 N 785 и нарушает права и законные интересы учреждения, общества, Областное государственное автономное учреждение "Голоустненский лесхоз" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя третьего лица, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично.

В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Судом установлено, что ответчик осуществляет деятельность на основании Положения о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (утв. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13.12.1993 N 1291), Положения о Службе государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Иркутской области (утв. постановлением администрации области от 04.10.2007 N 202-па).

В соответствии с Положением о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (утв. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13.12.1993 N 1291) в систему органов Гостехнадзора РФ входят: Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Главгостехнадзор России); государственные инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с соответствующими государственными инспекциями городов и районов.

Согласно Положению о Службе государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Иркутской области Служба Гостехнадзора Иркутской области является юридическим лицом, в соответствии с утвержденной структурой имеет отделы, в том числе г. Иркутска и Иркутского района.

Судом установлено, что фактическим наименованием ответчика является - Служба Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Иркутской области по г. Иркутску и Иркутскому району.

Задачей Службы является осуществление государственного надзора за техническим состоянием тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним в процессе использования в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, а в агропромышленном комплексе - за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования, регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией (п. 6 Положения).

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 938 от 12.08.1994 "О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" установлено, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах Гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Из содержания указанных норм материального права следует, что регистрация транспортных средств как объектов движимого имущества устанавливается для допуска транспортных средств к участию в дорожном движении и осуществления технического учета транспортных средств на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 938 от 12.08.1994 "О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" государственной регистрации на территории Российской Федерации подлежат автотранспортные средства, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубм и прицепы к ним.

В соответствии с пунктом 4 названного Постановления Правительства Российской Федерации регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, производится, в том числе, и на основании заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 г. N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.03.2001 N 238) с 1 сентября 1995 введены паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины и установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.

Вместе с тем, пунктом 2 Постановления установлено, что на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до 1 сентября 1995 года, паспорта выдаются органами Гостехнадзора.

Дубликаты утраченных или пришедших в негодность паспортов выдаются:

предприятиями-изготовителями - на незарегистрированные самоходные машины и другие виды техники, выпущенные ими после 1 сентября 1995 г.;

таможенными органами Российской Федерации - на незарегистрированные самоходные машины и другие виды техники, ввозимые на территорию Российской Федерации с 1 сентября 2001 г.;

органами Гостехнадзора - во всех остальных случаях.

Как установлено судом и не оспаривается ответчиком, самоходная техника, за регистрацией которой обращалось учреждение, как законный владелец, выпущена до 1 сентября 1995 года, за исключением трактора ТТ-4М N рамы 2919, N двигателя 204248 - 1999 г.в. (согласно прилагаемому списку).

В связи с этим, суд признает, что в рассматриваемом случае наличие паспортов самоходных машин (за исключением трактора ТТ-4М 1999 г.в.) не являлось обязательным условием для ее регистрации.

Как усматривается из материалов дела, учреждением в Государственную инспекцию Гостехнадзора с заявлением от 18.11.2008 представлена балансовая справка о том, что названная техника числится на балансе Областного государственного автономного учреждения "Голоустненский лесхоз", акты государственного технического осмотра, Приказ Агентства имущественных отношений Иркутской области от 28.05.2008 N 310/и о закреплении областного государственного имущества на праве оперативного управления за учреждением согласно приложению, само приложение к Приказу от 28.05.2008 N 310/и "Перечень объектов недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепляемого за Областным государственным автономным учреждением "Голоустненский лесхоз". Учреждением суду также представлена балансовая справка (выписка со счета 01 ОС) в отношении тракторной техники, находящейся на балансе учреждения по состоянию на 01.05.2009, инвентарные карточки, уточненные инвентарные карточки в отношении рассматриваемой техники отраженной в уточненном заявлении в количестве 15 штук. Агентством имущественных отношений Иркутской области представлена суду выписка из реестра государственной собственности области в отношении рассматриваемой тракторной техники закрепленной за учреждением на праве оперативного управления на основании Приказа от 28.05.2008 N 310/И.

Суд исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные документы признает наличие у учреждения документов, удостоверяющих право собственности области на транспортные средства и право учреждения владеть, пользоваться и распоряжаться данными транспортными средствами на законных основаниях.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона "Об автономных учреждениях" под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Виды такого имущества определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 938 от 12.08.1994 "О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" на Областном государственном автономном учреждении "Голоустненский лесхоз" владеющего, пользующегося и распоряжающегося данными транспортными средствами на законных основаниях, лежала прямая обязанность зарегистрировать транспортные средства для допуска их к участию в дорожном движении.

С учетом установленного выше, суд приходит к выводу о том, что у Службы Гостехнадзора не имелось оснований для отказа учреждению как законному владельцу транспортных средств в регистрации предъявленной техники, за исключением трактора ТТ-4М 1999 г.в.

Учитывая, что в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 г. N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.03.2001 N 238) на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные после 1 сентября 1995 г. обязанность выдачи паспортов лежит на предприятии-изготовителе, суд находит необоснованными требования заявителя о признании незаконным отказа ответчика в регистрации и обязании поставить на государственный учет трактор ТТ-4М 1999 г.в.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отказ Службы Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Иркутской области по г. Иркутску и Иркутскому району в государственной регистрации самоходных машин и техники согласно прилагаемому списку (за исключением трактора ТТ-4М 1999 г.в.) не соответствует Постановлению Правительства Российской Федерации N 938 от 12.08.1994 "О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", Постановлению Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 г. N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.03.2001 N 238), нарушает права и законные интересы заявителя, поэтому уточненные заявленные требования в указанной части подлежат удовлетворению, с возложением на ответчика обязанности зарегистрировать за учреждением самоходную технику согласно перечню уточненного заявления за исключением трактора ТТ-4М 1999 г.в.

В силу пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

 

решил:

 

заявленные требования удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Службы Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Иркутской области по г. Иркутску и Иркутскому району в государственной регистрации самоходных машин и техники согласно прилагаемому списку (за исключением трактора ТТ-4М 1999 г.в.), выраженного в письме заявителя от 18.11.2008, как не соответствующий Постановлению Правительства Российской Федерации N 938 от 12.08.1994 "О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", Постановлению Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 г. N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.03.2001 N 238).

Обязать Службу Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Иркутской области по г. Иркутску и Иркутскому району устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи паспортов и осуществления регистрации самоходной техники принадлежащей заявителю на праве оперативного управления, а именно в отношении: трактор трелевочный (ТТ-4) 1991 г.в., трактор трелевочный (ТТ-4) 1992 г.в., трактор трелевочный (ТТ-4) 1986 г.в., трактор трелевочный (ТТ-4) 1990 г.в., трактор на базе ТЛП-4 1985 г.в., погрузчик ЛТ-65 1987 г.в., погрузчик ЛТ-65 1992 г.в., погрузчик ЛТ-65Б 1986 г.в., погрузчик ПЛ-2 1988 г.в., погрузчик ЛТ-72 1993 г.в., бульдозер Т-170 1990 г.в., колесный трактор МТЗ-80 1989 г.в., колесный трактор МТЗ-82 1987 г.в., трелевочный трактор ТДТ-55 1980 г.в.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.

 

Судья

Г.В.АНАНЬИНА

 

 






Яндекс цитирования


Наши услуги:
Экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия; экспертиза технического состояния транспортных средств и деталей транспортных средств, следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия; проведение автотехнических исследований; определение стоимости ремонта транспортных средств; определение утраты товарной стоимости транспортных средств; возмещение материального ущерба при ДТП; обжалование постановления о привлечении в качестве виновника ДТП; взыскание материального ущерба (в т.ч. вреда здоровью) с виновника ДТП сверх страхового возмещения; возмещение морального вреда; консультирование по вопросам организации и проведения экспертизы, применения результатов исследований для защиты прав наших клиентов.

© www.ДТП-экспертиза.рф, 2011 - 2018