| Главная | Контакты | Купить сайт |



 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Именем Российской Федерации

 

РЕШЕНИЕ

от 18 мая 2010 г. по делу N А19-4817/10-50

 

Резолютивная часть решения объявлена 11 мая 2010 г.

Полный текст решения изготовлен 18 мая 2010 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации муниципального образования города Братска

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области

о признании незаконным решения от 23.12.2009 г. N 360, признании недействительным предписания от 23.12.2009 г. N 290,

третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью "Пассажирские автотранспортные перевозки",

при участии представителей

от заявителя: Бордюкова Ю.А. по доверенности от 11.01.2010 г. N 73/01/10;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области: Тяпкина А.Л., по доверенности от 04.03.2010 г. N 1322-9;

от третьего лица (Общества с ограниченной ответственностью "Пассажирские автотранспортные перевозки"): Гурков А.В. по доверенности от 01.11.2009 г.;

 

установил:

 

Администрация муниципального образования города Братска (далее - Администрация МО г. Братска) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - УФАС по Иркутской области) о признании незаконным решения от 23.12.2009 г. N 360, признании недействительным предписания от 23.12.2009 г. N 290.

Определением от 18.03.2010 г. к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Пассажирские автотранспортные перевозки" (далее ООО "ПАТП").

Представитель Администрации МО г. Братска в судебном заседании заявленные требования о признании незаконным решения от 23.12.2009 г. N 360, признании недействительным предписания от 23.12.2009 г. N 290 поддержал.

Представитель УФАС по Иркутской области в судебном заседании заявленные требования не признал, поддержав позицию, изложенную в отзыве.

Представитель третьего лица - ООО "ПАТП" в судебном заседании полагал заявленные требования необоснованными, не подлежащими удовлетворению.

Из материалов дела следует, что УФАС по Иркутской области, на основании заявления ООО "ПАТП" от 17.11.2009 г., в отношении Администрации МО г. Братска возбуждено дело N 556 от 14.12.2009 г. по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

По результатам рассмотрения дела N 556 от 14.12.2009 г. комиссией УФАС по Иркутской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства принято решение от 23.12.2009 г. N 360, согласно которому Администрация МО г. Братска признана нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.06.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с принятием Постановления от 02.11.2009 г. N 1959 "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на право заключения договоров на обслуживание городских автобусных маршрутов маршрутной сети муниципального образования города Братска".

Основанием для принятия оспариваемого решения послужило то обстоятельство, что приложение N 3 к Постановлению от 02.11.2009 г. N 1959, которым определен перечень оцениваемых показателей участников конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок, ограничивает доступ хозяйствующих субъектов на рынок пассажирских перевозок, что является необоснованным препятствованием осуществлению деятельности и приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

На основании решения от 23.12.2009 г. N 360 Администрации МО г. Братска выдано предписание от 23.12.2009 г. N 290, согласно которому заявителю предписано в срок до 15.02.2010 г. прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем исключения противоречащих антимонопольному законодательству положений из Постановления 02.11.2009 г. N 1959 "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на право заключения договоров на обслуживание городских автобусных маршрутов маршрутной сети муниципального образования города Братска", в частности, приложение N 3.

Не согласившись с решением от 23.12.2009 г. N 360 и предписанием от 23.12.2009 г. N 290, Администрация МО г. Братска обратилась в суд с настоящим заявлением, указав, что оцениваемые показатели, перечисленные в Приложении N 3 к "Положению о порядке проведения конкурса на право заключения договоров на обслуживание городских автобусных маршрутов маршрутной сети муниципального образования города Братска", ставят всех перевозчиков, участвующих в конкурсе, в равное положение, оцениваемые критерии позволяют привлечь к организации транспортного обслуживания перевозчиков, обеспечивающих наиболее безопасные условия перевозки пассажиров, удовлетворение потребностей населения города Братска в области пассажирских перевозок.

В судебном заседании 06.05.2010 г., в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ, были объявлены перерывы до 11 часов и до 15 часов 11.05.2010 г. После перерыва в судебное заседание явились: представитель заявителя Бордюкова Ю.А., представитель УФАС по Иркутской области Тяпкина А.Л., представитель ООО "ПАТП" Гурков А.В.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Федерального закона Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), данный Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе по недопущению, ограничению, устранению конкуренции органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями.

Согласно части 2 статьи 1 целями Закона N 135-ФЗ являются, в том числе, обеспечение свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Под конкуренцией в силу пункта 7 статьи 4 Закона N 135-ФЗ понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Следовательно, для признания оспариваемых действий (бездействия) органов местного самоуправления нарушающими антимонопольное законодательство необходимо установить, что эти действия (бездействие) органов местного самоуправления приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и они не основаны на законе.

Признаками ограничения конкуренции согласно пункту 17 статьи 4 Закона N 135-ФЗ могут являться: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке; рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке; отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке; определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения) в систему законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения включены нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которыми регулируются условия безопасности дорожного движения по вопросам, не отнесенным к исключительной компетенции Российской Федерации (пункты 3 и 4 статьи 6), и устанавливаются мероприятия по организации дорожного движения (статья 21). В пункте 1 статьи 6 Закона о безопасности дорожного движения установлено, что к компетенции Российской Федерации не относятся вопросы организации деятельности городского, пригородного и междугородного транспорта. Таким образом, эти вопросы отнесены к компетенции субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 4 статьи 6 данного Закона нормы законодательства Российской Федерации и ее субъектов в области безопасности дорожного движения обязательны для органов местного самоуправления при организации перевозочного процесса и обеспечении его безопасности для граждан.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что органы местного самоуправления, в целях решения вопросов местного значения, обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.

Как следует из материалов дела, Администрация МО г. Братска, в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлением от 02.11.2009 г. N 1959 утвердило "Положение о порядке проведения конкурса на право заключения договоров на обслуживание городских автобусных маршрутов маршрутной сети муниципального образования города Братска".

Указанное Постановление устанавливает порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора на обслуживание городских автобусных маршрутов муниципальной маршрутной сети муниципального образования города Братска, условия участия в конкурсе, порядок определения победителя.

В соответствии с пунктом 4.1 "Положения о порядке проведения конкурса на право заключения договоров на обслуживание городских автобусных маршрутов маршрутной сети муниципального образования города Братска", утвержденного постановлением администрации города Братска от 02.11.2009 г. N 1959 (далее - Положение), конкурс объявляется на городские маршруты (в том числе на вновь открываемые) маршрутной сети муниципального образования города Братска по мере необходимости.

Приложением N 3 к Положению установлено, что победителем конкурса признается участник конкурса, отвечающий условиям конкурса и набравший наибольшее количество баллов по следующему перечню показателей участников конкурса:

1. Количество пассажирских транспортных средств используемых в пассажирских перевозках (более 100 - 5 баллов; от 50 до 100 - 3 балла; от 10 до 50 - 1 балл; до 10 - 0 баллов).

2. Состояние дорожно-транспортной дисциплины в течение последнего календарного года: нарушения Правил дорожного движения на одного водителя (от 0 до 0,1 - 3 балла; от 0,1 до 0,5 - 1 балл; от 0,5 до 1,0 - 0 баллов).

3. Средний срок эксплуатации пассажирских транспортных средств (до 1 года - 2 балла; до 5 лет - 1 балл; более 5 лет - 0 баллов).

4. Выполнение требований и условий лицензирования в сфере пассажирских перевозок в течение последнего календарного года (до 12 баллов), в том числе:

4.1. Организация занятий и обеспечение условий для повышения знаний и профессионального мастерства водителей (проведено обучение - 2 балла; проведено с нарушением - 1 балл; отсутствие обучения - 0 баллов);

4.2. Ведение учета рабочего времени водителей (журнал учета выдачи с приема путевых листов) (без замечаний - 1 балл; с нарушением - 0 баллов);

4.3. Проведение инструктажей по безопасности дорожного движения (в полном объеме - 1 балл; с нарушениями - 0 баллов);

4.4. Соблюдение Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом министерства транспорта РФ от 20.08.2004 г. N 15 (соблюдение - 1 балл; нарушение - 0 баллов);

4.5. Медицинский предрейсовый и послерейсовый контроль состояния водителей (без нарушений - 1 балл; с нарушениями - 0 баллов);

4.6. Контроль предрейсового и послерейсового технического состояния пассажирских транспортных средств (без нарушений - 1 балл; с нарушениями - 0 баллов);

4.7. Организация и проведение технического состояния пассажирских транспортных средств (в соответствии с нормами - 1 балл; с нарушениями - 0 баллов);

4.8. Культура и качество обслуживания пассажиров (отсутствие жалоб - 5 баллов; за каждую жалобу снижение на 1 балл).

5. Наличие стажа работы на перевозках пассажиров на регулярных автобусных маршрутах общего пользования (десять лет и более - 5 баллов; от пяти до десяти - 3 балла; от одного года до пяти лет - 2 балла; до одного года - 1 балл).

6. Наличие договора с Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на перевозку пассажиров по единым социальным билетам (есть договор - 5 баллов; нет договора - 0 баллов).

7. Наличие производственной базы для выполнения технического обслуживания и ремонта пассажирских транспортных средств (имеется - 2 балла; отсутствует - 0 баллов).

8. Коэффициент использования парка пассажирских транспортных средств (до 0,6 - 5 баллов; от 0,6 до 0,7 - 3 балла; от 0,7 до 0,8 - 1 балл; более 0,8 - 0 баллов).

Суд полагает, что в данном случае выводы Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области, содержащиеся в оспариваемом решении, относительно каждого из критериев, позволяют указанные критерии оценки признать ограничивающими доступ хозяйствующих субъектов на рынок пассажирских перевозок.

При этом суд принимает во внимание доводы, заявленные третьим лицом ООО "Пассажирские Автотранспортные Перевозки", относительно того, что критерии оценки, установленные в Приложении N 3, не позволяют реально обеспечить безопасные и качественные условия перевозки пассажиров, а лишь создают угрозу недопущения конкуренции. В связи с принятием вышеназванного Положения перевозчику, в данном случае, ООО "Пассажирские Автотранспортные Перевозки", расписание движения автобусов на маршрутах пассажирских перевозок согласовывается Администрацией МО г. Братска лишь на три месяца на основании Постановления Администрации МО г. Братска от 21.01.2010 г. N 105 до заключения договоров на обслуживание соответствующих городских автобусных маршрутов маршрутной сети муниципального образования города Братска. Возможность заключение договора с Министерством социального развития, опеки и попечительства

Иркутской области на перевозку пассажиров по единым социальным билетам (пункт 6 Перечня оцениваемых показателей) у ООО "Пассажирские Автотранспортные перевозки" отсутствует, поскольку заключение такого договора возможно лишь при наличии утвержденных Службой по тарифам Иркутской области тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом всех форм собственности. Указанный тариф в городе Братске не установлен (за исключением муниципального транспорта), что подтверждается ответом Службы по тарифам Иркутской области от 01.04.2010 г. N 79-37-760/10. С заявлением об установлении тарифов на транспортные услуги, оформленным надлежащим образом, и перечнем документов в объеме, предусмотренным пунктом 29 Положения о государственном регулировании тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта), автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 28.11.2008 г. N 103-пп, перевозчики г. Братска в Службу по тарифам Иркутской области не обращались, по обращению одного перевозчика - ООО "Пассажирские Автотранспортные Перевозки" - установление тарифов не возможно в силу п. 27 названного Положения.

Деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию на основании пункта 62 части 1 статьи 17 Федерального закона РФ от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Порядок лицензирования указанного вида деятельности определяется "Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя"), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 г. N 637 (далее - Положение о лицензировании).

В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 указанного Положения о лицензировании лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров является, в том числе, соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

Регулярные автобусные перевозки пассажиров могут осуществляться только при наличии утвержденного и согласованного с органами местного самоуправления расписания движения. Данная обязанность определена ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", подп. 7 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2, п. 55 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.1981 N 200.

Таким образом, Положением о лицензировании установлен перечень лицензионных требований и условий, подлежащих обязательному исполнению при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

Соблюдение лицензиатами лицензионных требований и условий является обязательным в силу вышеперечисленных норм закона, и является достаточным условием для осуществления перевозок.

Приложение N 3 к Положению вводит дополнительные требования и ограничения для перевозчиков по сравнению с федеральным законодательством.

Частью 1 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств.

Таким образом, федеральным законодательством установлена обязанность не только органов местного самоуправления по обеспечению безопасности дорожного движения, но и обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии со статьей 1 и частью 2 статьи 49 Гражданского кодекса РФ гражданские права, в том числе и на осуществление предпринимательской деятельности, могут быть ограничены на основе Федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и законных интересов других лиц, безопасности государства.

Самостоятельность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий закреплена в статье 12 Конституции Российской Федерации. Между тем, пределы полномочия органов местного самоуправления определены законодательством Российской Федерации.

Статья 15 Закона N 135-ФЗ устанавливает, что органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 8 Постановления от 30.06.2008 г. N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснил: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.

Следовательно, оспариваемые акты, действия (бездействие) органов местного самоуправления, которые не допускают, ограничивают, устраняют конкуренцию либо могут привести к этому, должны соответствовать конкретной норме действующего законодательства Российской Федерации, в противном случае данные акты, действия (бездействие) нарушают требования, установленные частью 1 статьи 15 Закона.

В действующем законодательстве Российской Федерации отсутствуют нормы, которые бы позволяли устанавливать вышеуказанные оцениваемые показатели участников конкурса.

Перечень оцениваемых показателей участников конкурса, установленный Администрацией МО г. Братска в Приложении N 3 к "Положению о порядке проведения конкурса на право заключения договоров на обслуживание городских автобусных маршрутов маршрутной сети муниципального образования города Братска", утвержденному Постановлением от 02.11.2009 г. N 1959, ограничивает доступ хозяйствующих субъектов на рынок пассажирских перевозок, что необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам и приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ.

Таким образом, установленные по делу обстоятельства, с учетом положений пункта 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 г. N 30, являются необходимыми и достаточными доказательствами того, что Администрация МО г. Братска, установив в Приложении N 3 к Положению о порядке проведения конкурса на право заключения договоров на обслуживание городских автобусных маршрутов маршрутной сети муниципального образования города Братска перечень оцениваемых показателей, нарушила пункт 2 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ. Следовательно, оспариваемое решение от 23.12.2009 г. N 360 и выданное на его основании предписание от 23.12.2009 г. N 290 вынесены антимонопольным органом в соответствии с законом и у суда отсутствуют основания для признания указанных актов незаконными.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если суд установит, что оспариваемый акт, решение, действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, или иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному акту, и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах, заявленные требования Администрации муниципального образования города г. Братска удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

 

решил:

 

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

 

Судья

Н.Г.ПОЗДНЯКОВА

 

 






Яндекс цитирования


Наши услуги:
Экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия; экспертиза технического состояния транспортных средств и деталей транспортных средств, следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия; проведение автотехнических исследований; определение стоимости ремонта транспортных средств; определение утраты товарной стоимости транспортных средств; возмещение материального ущерба при ДТП; обжалование постановления о привлечении в качестве виновника ДТП; взыскание материального ущерба (в т.ч. вреда здоровью) с виновника ДТП сверх страхового возмещения; возмещение морального вреда; консультирование по вопросам организации и проведения экспертизы, применения результатов исследований для защиты прав наших клиентов.

© www.ДТП-экспертиза.рф, 2011 - 2018