| Главная | Контакты | Купить сайт |



 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Именем Российской Федерации

 

РЕШЕНИЕ

от 14 июля 2011 г. по делу N А19-18325/10-35-28

 

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 14.07.2011 года.

Решение в полном объеме изготовлено 14.07.2011 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе председательствующего Куклиной Л.А., судей Колосова В.И., Репина С.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лаврешковой М.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества "Светлый" (ОГРН 1023800732207; ИНН 3802005714)

к Администрации Бодайбинского городского поселения (ОГРН 1053802020854; ИНН 3802010520), Думе Бодайбинского городского поселения (ОГРН 1053802020865; ИНН 3802010538)

о признании нормативного правового акта недействующим

при участии в судебном заседании:

от Закрытого акционерного общества "Светлый": Богорадников А.С. - представитель по доверенности

от Администрации Бодайбинского городского поселения: Зюзин С.Г. - представитель по доверенности;

от Думы Бодайбинского городского поселения: Зюзин С.Г. - представитель по доверенности.

 

установил:

 

Закрытое акционерное общество "Светлый" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации Бодайбинского городского поселения, Думе Бодайбинского городского поселения о признании недействующим решения Думы Бодайбинского городского поселения от 25.06.2010 г. N 174-па "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам общего пользования местного значения транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов" в окончательной редакции решения Думы Бодайбинского городского поселения от 23.08.2010 г. N 180-па "О внесении изменений в решение Думы Бодайбинского городского поселения от 25.06.2010 г. N 174-па".

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 14.02.2011 решение Думы Бодайбинского городского поселения от 25.06.2010 г. N 174-па "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам общего пользования местного значения транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов" в окончательной редакции решения Думы Бодайбинского городского поселения от 23.08.2010 г. N 180-па "О внесении изменений в решение Думы Бодайбинского городского поселения от 25.06.2010 г. N 174-па" признано соответствующим положениям правовых актов, имеющих большую юридическую силу: Федеральному закону от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации".

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.04.2011, указанное решение Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-18325/10 от 14.02.2011 отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Иркутской области.

При новом рассмотрении дела в судебном заседании представитель Закрытого акционерного общества "Светлый" требования поддержал. В обоснование требований указал, что оспариваемое решение Думы противоречит Федеральному закону от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", так как администрация и Дума не имеют полномочий на установление порядка выдачи специальных разрешений, а вправе только определять размер возмещения ущерба.

По мнению заявителя, в утвержденном Порядке отсутствует условие о возмещении владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого транспортом, что не соответствует положениям части 3 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Представитель Администрации Бодайбинского городского поселения, Думы Бодайбинского городского поселения в судебном заседании требования не признал, указав на соответствие оспариваемого нормативного правового акта положениям действующего законодательства Российской Федерации. По его мнению, оспариваемый нормативный правовой акт нельзя расценивать как акт, устанавливающий самостоятельное правовое регулирование по вопросу порядка выдачи специальных разрешений. Акт имеет больше организационный характер, так как направлен на администрирование муниципальной функции, правовое содержание которой уже законодательно определено на федеральном уровне. По утверждению представителя, отсутствие в Порядке условия о возмещении вреда при перевозке тяжеловесных грузов не отменяет действие Федерального закона N 257-ФЗ и не освобождает от исполнения требований закона в этой части. Также представитель Администрации Бодайбинского городского поселения, Думы Бодайбинского городского поселения указал, что оспариваемым решением и утвержденным им Порядком права и законные интересы общества не нарушены.

Дело рассматривается по правилам, установленным главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что 25.06.2010 г. решением Думы Бодайбинского городского поселения N 174-па утвержден "Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам общего пользования местного значения транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов" (далее - Порядок выдачи специального разрешения).

Названное решение от 25.06.2010 г. N 174-па и Порядок выдачи специального разрешения опубликованы в официальном выпуске газеты "Ленский шахтер" от 30.06.2010 г. N 48.

Решением Думы Бодайбинского городского поселения от 23.08.2010 г. N 180-па внесены соответствующие изменения и принята окончательная редакция названного выше Порядка. Указанное решение опубликовано в официальном выпуске газеты "Ленский шахтер" от 26.08.2010 г. N 63.

Полный текст Порядка выдачи специального разрешения опубликован 08.09.2010 г. в номере 67 газеты "Ленский шахтер" с указанием на то, что по техническим причинам при верстке официального выпуска газеты "Ленский шахтер" от 30.06.2010 г. N 48 текст напечатан не в полном объеме.

Полагая, что решение Думы Бодайбинского городского поселения от 25.06.2010 г. N 174-па "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам общего пользования местного значения транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов" в окончательной редакции решения Думы Бодайбинского городского поселения от 23.08.2010 г. N 180-па "О внесении изменений в решение Думы Бодайбинского городского поселения от 25.06.2010 г. N 174-па" не соответствует нормам действующего законодательства Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагая обязанность по уплате государственной пошлины за выдачу специального разрешения, Общество обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предмет исследования по делам об оспаривании нормативных правовых актов определен законодателем в части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и включает в себя проверку оспариваемого акта или его отдельного положения на предмет соответствия федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также проверку полномочий органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

Проверка полномочий органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, включает в себя как наличие оснований для принятия оспариваемого нормативного акта, так и соблюдения процедуры его принятия, в том числе - соблюдения обязательных требований к порядку опубликования (обнародования) нормативного правового акта.

Установление судом несоответствия оспариваемого акта требованиям имеющих большую юридическую силу нормативных правовых актов хотя бы по одному из указанных оснований влечет признание оспариваемого акта недействующим.

При этом в соответствии с частью 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.

Исходя из положений статей 65, 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен доказать факт нарушения его прав и законных интересов оспариваемым нормативным правовым актом или отдельным его положением, а орган, принявший нормативный правовой акт, - соответствие его закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

Согласно подпункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.

Частью 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, установленным статьей 13 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в числе прочих относятся:

- осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;

- принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования;

- утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения;

- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;

- определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения;

- осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.

На основании части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

В силу пункта 4 статьи 7 данного Федерального закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Частью 6 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов проходят по автомобильным дорогам местного значения поселения, выдача специального разрешения, осуществляется органом местного самоуправления поселения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 46 Устава муниципального образования города Бодайбо и района по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами области и настоящим Уставом, Дума города Бодайбо и района принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории г. Бодайбо и района.

Таким образом, учитывая, что осуществление выдачи специальных разрешений возложено федеральным законом именно на орган местного самоуправления поселения, суд пришел к выводу, что оспариваемый нормативный акт был принят и Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам общего пользования местного значения транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов был утвержден Думой Бодайбинского городского поселения в пределах предоставленных ей полномочий.

В связи с чем, довод заявителя о том, что оспариваемое решение Думы противоречит Федеральному закону от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", поскольку Дума не имеет полномочий на установление порядка выдачи специальных разрешений, является несостоятельным и не может быть принят судом во внимание.

Отсутствие в тексте Порядка выдачи специального разрешения, опубликованного 30.06.2010 г., статей с 15 по 19, а также принятие решения от 23.08.2010 г. N 180-па, опубликованного 26.08.2010 г., по мнению заявителя, свидетельствует о том, что внесенные в нормативный правовой акт изменения вступили в силу ранее, чем был принят сам нормативный правовой акт. Кроме того, общество указывает на то обстоятельство, что приложения к Порядку в печатном издании также не опубликованы. Заявитель полагает, что названные выше обстоятельства свидетельствуют о нарушении установленного порядка опубликования оспариваемого нормативного правового акта, что в свою очередь не порождает обязанности общества по уплате установленного сбора.

Данный довод заявителя суд также находит несостоятельным и не может принять во внимание на основании следующего.

В силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным нормотворческим органом или должностным лицом.

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов г. Бодайбо и района определен в статье 49 Устава муниципального образования города Бодайбо и района. Так в силу части 1 названной статьи Устава опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов осуществляется в газете "Ленский шахтер".

Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

В том случае, когда нормативный правовой акт был опубликован не полностью (например, без приложений) и оспаривается в той части, которая была официально опубликована, порядок опубликования не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования нормативного правового акта не в полном объеме.

Как установлено судом, полный текст оспариваемого Порядка опубликован 08.09.2010 г. в номере 67 газеты "Ленский шахтер" с указанием на то, что по техническим причинам при верстке официального выпуска газеты "Ленский шахтер" от 30.06.2010 г. N 48 текст напечатан не в полном объеме.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 49 Устава города Бодайбо и района если значительный по объему муниципальный правовой акт по техническим причинам не может быть опубликован в одном номере газеты, то такой акт в соответствии с законодательством публикуется в нескольких номерах, как правило, подряд. В этом случае днем официального опубликования (обнародования) нормативного правового акта является день выхода номера газеты "Ленский шахтер", в котором завершена публикация его полного текста. В случае если при опубликовании (обнародовании) муниципального правового акта были допущены ошибки, опечатки или иные неточности в сравнении с подлинником муниципального правового акта, то после обнаружения ошибки, опечатки или иной неточности в том же издании в соответствии с законодательством публикуется официальное извещение соответствующего органа местного самоуправления либо должностного лица, принявшего муниципальный правовой акт, об исправлении неточности и подлинная редакция соответствующих положений.

А поэтому, учитывая изложенные обстоятельства, суд находит, что оспариваемый нормативный правовой акт вступил в силу с момента его официального опубликования в полном объеме - 08.09.2010 г. Доказательств действия оспариваемого нормативного правового акта до указанной даты заявителем в материалы дела не представлено.

Неопубликование в официальном выпуске печатного издания приложений к Порядку выдачи специального разрешения не влечет нарушения прав заявителя на получение необходимой информации о порядке выдачи специального разрешения. В ходе рассмотрения дела судом установлено, что соответствующие приложения, устанавливающие формы и порядок заполнения заявления на получение разрешения, размещены на информационных стендах в общественных местах. Указанное обстоятельство, в частности, не послужило препятствием для неоднократного получения Обществом соответствующих разрешений на движение транспортных средств.

При этом суд критически относится к ссылке заявителя на постановление главы Бодайбинского муниципального образования от 01.09.2010 г. N 270-п в качестве доказательства исполнения оспариваемого решения до 08.09.2010 г., поскольку обществом не представлено документальных доказательств, позволяющих соотнести оспариваемый нормативный правовой акт, а также взимаемую государственную пошлину с указанным выше постановлением, определяющим установку информирующих и предупреждающих дорожных знаков на участках автодорог Бодайбинского муниципального образования.

Поскольку населению и иным лицам была обеспечена возможность ознакомиться с содержанием оспариваемого нормативного правового акта, суд отклоняет доводы заявителя о нарушении предусмотренных правил введения нормативного правового акта в действие - правил опубликования.

Таким образом, судом установлено, что оспариваемое решение Думы Бодайбинского городского поселения от 25.06.2010 г. N 174-па "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам общего пользования местного значения транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов" в окончательной редакции решения Думы Бодайбинского городского поселения от 23.08.2010 г. N 180-па "О внесении изменений в решение Думы Бодайбинского городского поселения от 25.06.2010 г. N 174-па" принято, и утвержденный названным решением Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам общего пользования местного значения транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов был утвержден, уполномоченным на то органом - Думой Бодайбинского городского поселения. При этом, установленный порядок опубликования оспариваемого нормативного правового акта был полностью соблюден.

В случае если судом установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Заявитель полагает, что оспариваемое решение Думы Бодайбинского городского поселения и Порядок выдачи специального разрешения, который утвержден названным решением, не соответствуют положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, в частности, Федеральному закону от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации от 27.05.1996 г.

Как установлено материалами дела, целями Порядка выдачи специального разрешения, утвержденного оспариваемым решением Думы Бодайбинского городского поселения, в соответствии с пунктом 2 Порядка являются: определение основ функционирования дорог, их использования, осуществления дорожной деятельности в интересах пользователей автомобильными дорогами, а также Бодайбинского муниципального образования; обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния; содействие внедрению стандартов в области дорожной деятельности.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из этого Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Законы субъектов Российской Федерации должны соответствовать настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, принятым в соответствии с ними указам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации (части 1 и 3 статьи 4 Федерального закона от 8.11.2007 г. N 257-ФЗ).

Как установлено пунктом 2 части 1 статьи 29 названного Федерального закона пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. При этом движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, регламентировано статьей 31 названного Закона.

В силу части 1 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.

Как предусмотрено пунктом 1.2 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министром транспорта Российской Федерации 27.05.1996 г., под тяжеловесным грузом понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров, приведенных в разделе I Приложения 1 к данной инструкции.

Специальные разрешения выдаются в порядке, установленном Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации (далее - Инструкция), утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации от 27.05.1996 г., по форме, приведенной в Приложении 2, с учетом требований правил перевозки грузов, Правил дорожного движения и дополнительных требований, изложенных в настоящей Инструкции, а также требований, указанных в разрешении на перевозку груза (пункты 1.4, 1.5 Инструкции).

Норма части 3 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяет два условия получения специального разрешения на перевозку по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов:

- согласование маршрута транспортного средства - необходимо для получения специального разрешения на перевозку как опасных грузов, так и тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;

- возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, в порядке, предусмотренном частью 8 настоящей статьи.

Порядок взимания платы с владельцев автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, регулируется Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 г. N 934.

В силу пункта 2 названных Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами (далее - вред), подлежит возмещению владельцами транспортных средств. При этом внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.

Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.

Порядок взаимодействия указанных органов и лиц по вопросам расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации при определении порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства.

Порядок определения размера платы в счет возмещения вреда установлен частью 6 названных выше Правил возмещения вреда и рассчитывается применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства.

Между тем, судом установлено, что в настоящее время порядок выдачи специального разрешения, порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не установлен (часть 5 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

В то же время действуют нормативные правовые акты, касающиеся как осуществления контроля транспортных средств на автомобильных дорогах, так и взимания платы за провоз тяжеловесных грузов, согласно которым этот порядок вправе устанавливать органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Выдача специального разрешения, указанного в части 1 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в силу пункта 5 части 6 осуществляется органом местного самоуправления поселения в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, проходят по автомобильным дорогам местного значения поселения, при условии, что маршрут такого транспортного средства проходит в границах такого поселения и указанные маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального, местного значения муниципального района, участкам таких автомобильных дорог.

В связи с вышеизложенным, суд отклоняет довод заявителя о том, что, принимая оспариваемое решение и утверждая в соответствии с данным решением Порядок выдачи специального разрешения, Дума Бодайбинского городского поселения нарушила права и законные интересы заявителя в области предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании пункта 7 Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам общего пользования местного значения транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержденного оспариваемым решением, к заявлению о выдаче специального разрешения прилагаются следующие документы:

- схема маршрута транспортного средства, перевозящего опасные, крупногабаритные и (или) тяжеловесные грузы, с указанием основных улиц и автодорог;

- документы, подтверждающие полномочия заявителя;

- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу разрешения.

По утверждению общества, отсутствие в этой норме условия о возмещения владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, противоречит части 3 статьи 31 Федерального закона N 257-ФЗ, в соответствии с которой для получения специального разрешения, указанного в части 1 настоящей статьи, требуется:

1) согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в порядке, предусмотренном частью 4 настоящей статьи;

2) возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, в порядке, предусмотренном частью 8 настоящей статьи.

Следовательно, по мнению общества, условием выдачи специального разрешения на перевозку тяжеловесных грузов является именно возмещение вреда, порядок возмещения которого установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации", а не уплата государственной пошлины.

В то же время суд полагает, что обществом не учтено следующее.

Частью 7 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" прямо предусмотрено, что в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 6 части 6 настоящей статьи, за выдачу специального разрешения, указанного в части 1 настоящей статьи, уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В связи с чем, суд находит, что включение в п. 7 Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам общего пользования местного значения транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов условия о необходимости приложения к заявлению о выдаче специального разрешения документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за выдачу такого разрешения, не противоречит требованиям, установленным частью 7 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и фактически воспроизводит аналогичное положение федерального закона, поскольку уплата государственной пошлины также является одним из условий необходимых для получения специального разрешения.

В то же время отсутствие в пункте 7 Порядка указания о возмещении владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, в порядке, предусмотренном частью 8 настоящей статьи, не указывает на недействительность указанного Порядка. Суд полагает, что отсутствие в пункте 7 Порядка условия о возмещении вреда при перевозке тяжеловесных грузов не отменяет действие самого Федерального закона N 257-ФЗ и не освобождает от исполнения требований закона в этой части. Кроме того, по мнению суда, отсутствие в пункте 7 Порядка указания о возмещении владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В рассматриваемом случае специальное разрешение на движение транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, по автомобильным дорогам общего пользования местного значения выдается в случае, если маршрут, часть маршрута такого транспортного средства проходят по автомобильным дорогам общего пользования Бодайбинского муниципального образования.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Частью 1 статьи 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что государственной пошлиной является сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой.

Плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица в случае, если они обращаются за совершением юридически значимых действий (пункт 1 части 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации).

В пункте 8 Порядка выдачи специального разрешения указан размер государственной пошлины за выдачу разрешения на движение по автомобильным дорогам местного значения и составляет: для перевозки опасных грузов - 800 рублей; для перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов - 1 000 рублей.

Размер государственной пошлины за выдачу специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки (за исключением транспортного средства, осуществляющего международные автомобильные перевозки) установлен пунктом 111 части 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого за выдачу специального разрешения для перевозки опасных грузов составляет 800 рублей, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов - 1 000 рублей.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в данной части оспариваемый Порядок дублирует положения Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, довод общества о несоответствии Порядка в части установленного размера взимаемой государственной пошлины положениям Налогового кодекса Российской Федерации несостоятелен и не может быть принят во внимание.

Кроме того, суд считает, что в данном случае установление порядка выдачи специального разрешения и взимание за это государственной пошлины не может рассматриваться в качестве установленного Думой дополнительного налога или сбора, как на то указывает заявитель. Как уже указывалась выше судом, указанная пошлина взыскивается в силу прямого указания на то части 7 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в том числе, органом местного самоуправления поселения в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, проходят по автомобильным дорогам местного значения поселения, при условии, что маршрут такого транспортного средства проходит в границах такого поселения и указанные маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального, местного значения муниципального района, участкам таких автомобильных дорог. А поэтому, Порядком самостоятельное правовое регулирование по данному вопросу не осуществляется.

Как указал ответчик, названная государственная пошлина имеет целевую направленность, а именно, предназначена для возмещения расходов по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог и улиц Бодайбинского городского поселения, поскольку перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам муниципальной собственности.

Указанное подтверждается пунктом 9 Порядка выдачи специального разрешения, согласно которому оплаченная государственная пошлина зачисляется в бюджет Бодайбинского муниципального образования по коду бюджетной классификации 000 1 08 07175 01 1000 110 "Государственная пошлина за выдачу органом местного самоуправления поселения специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, зачисляемая в бюджеты поселений", и расходуется исключительно на содержание и ремонт автомобильных дорог местного значения в составе ассигнований бюджета Бодайбинского муниципального образования, запланированных на содержание и ремонт автомобильных дорог, в границах Бодайбинского муниципального образования на текущий финансовый год.

Исходя из изложенного, довод заявителя о том, что утвержденным оспариваемым решением Порядком обязанность по уплате государственной пошлины возложена на Закрытое акционерное общество "Светлый" незаконно, несостоятелен и подлежит отклонению.

В соответствии с пунктом 2.1 решения Думы до принятия уполномоченным органом нормативного правового акта о порядке выдачи специального разрешения применяется Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденная Министерством транспорта Российской Федерации от 27.05.1996, в части, не противоречащей Федеральному закону N 257-ФЗ.

Суд, проверив Порядок выдачи специального разрешения, утвержденный оспариваемым решением Думы, на предмет его соответствия указанной Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации от 27.05.1996, также пришел к выводу, что оспариваемое решение и утвержденный им Порядок не противоречат положениям данной Инструкции и не содержат каких-либо новых или дополнительных обязанностей.

Так в пункте 5 Порядка прямо указано, что для получения разрешения юридическое лицо или физическое лицо, осуществляющие перевозку опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов обращается в администрацию Бодайбинского городского поселения с заявлением по форме, установленной Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации от 27.05.1996 г. (пункт 2.6 Инструкции). В пункте 6 Порядка указан тот перечень сведений, которые должны быть указаны в заявлении, и который не противоречит пунктам 2.6 и 2.7 Инструкции. В пункте 10 Порядка приведены положения пункта 2.7 Инструкции.

Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что каждый пункт Порядка дублирует положения уже существующего и действующего нормативного правового акта, а именно Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Налогового кодекса Российской Федерации, Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации от 27.05.1996 г. А поэтому, оспариваемое решение Думы и утвержденный им Порядок не изменяют и не устанавливают новых общеобязательных правил на территории Бодайбинского муниципального образования по сравнению с теми, которые уже определены федеральным законодательством.

Относительно довода заявителя об отсутствии закрепленного перечня улиц и дорог, для проезда по которым необходимо получение специального разрешения в соответствии с оспариваемым нормативным актом, судом установлено следующее.

Законом Иркутской области от 02.12.2004 г. N 67-ОЗ "О статусе и границах муниципальных образований Бодайбинского района Иркутской области" определены границы Бодайбинского городского поселения.

В соответствии с пунктом 4 Порядка выдачи специального разрешения специальное разрешение выдается для движения транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, если его маршрут или часть маршрута проходят по автомобильным дорогам общего пользования Бодайбинского муниципального образования.

Как указано в пункте 5 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в частности, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Согласно приложению N 1 к Акту инвентаризации автомобильных дорог общего пользования местного значения, защитных дорожных сооружений и дренажей на территории Бодайбинского муниципального образования, проведенной на основании распоряжения администрации Бодайбинского городского поселения от 23.09.2010 г. N 439-р "О создании комиссии по проведению инвентаризации дорог, дорожных сооружений, дренажей и ливневой канализации г. Бодайбо", определен Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Бодайбинского муниципального образования по состоянию на 24.09.2010 г.

Данный перечень утвержден постановлением главы администрации Бодайбинского городского поселения от 24.09.2010 г. N 310-п.

Ссылка ответчика на отсутствие указанного Перечня на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта представителем Администрации Бодайбинского городского поселения, Думе Бодайбинского городского поселения не оспаривается. Между тем, заявитель не представил суду доказательств нарушения данным обстоятельством своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как видно из представленных Обществом платежных поручений, первая оплата государственной пошлины "за получение разрешения на провоз тех. груза" осуществлена заявителем 09.11.2010 г. (платежное поручение от 09.11.2010 г. N 12349), то есть значительно позже даты утверждения главой администрации Бодайбинского городского поселения названного выше Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Бодайбинского муниципального образования.

Доказательства того, что в приведенном Перечне содержатся автомобильные дороги, расположенные за пределами Бодайбинского муниципального образования, обществом суду не представлены.

На основании части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Суд считает, что заявителем - Закрытым акционерным обществом "Светлый" в ходе судебного разбирательства не приведено надлежащих доказательств нарушения оспариваемым решением Думы Бодайбинского городского поселения от 25.06.2010 г. N 174-па "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам общего пользования местного значения транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов" в окончательной редакции решения Думы Бодайбинского городского поселения от 23.08.2010 г. N 180-па "О внесении изменений в решение Думы Бодайбинского городского поселения от 25.06.2010 г. N 174-па" и утвержденным названным решением Порядком выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам общего пользования местного значения транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании изложенного, оценив все представленные сторонами документы, суд приходит к выводу о том, что административным органом не превышены полномочия, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог местного значения и осуществлением дорожной деятельности. Оспариваемое решение Думы Бодайбинского городского поселения, как и утвержденный данным решением Порядок, приняты в соответствии с требованиями действующего законодательства, не изменяют и не устанавливают новых общеобязательных правил по сравнению с теми, которые уже определены федеральным законодательством, а также не нарушают права Закрытого акционерного общества "Светлый" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Доводы заявителя проверены судом, являются несостоятельными и не могут служить основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.

В связи с чем, суд считает, что правовых оснований для удовлетворения заявления о признании недействующими решения Думы Бодайбинского городского поселения от 25.06.2010 г. N 174-па "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам общего пользования местного значения транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов" в окончательной редакции решения Думы Бодайбинского городского поселения от 23.08.2010 г. N 180-па "О внесении изменений в решение Думы Бодайбинского городского поселения от 25.06.2010 г. N 174-па" не имеется.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

 

решил:

 

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Признать решение Думы Бодайбинского городского поселения от 25.06.2010 г. N 174-па "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам общего пользования местного значения транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов" в окончательной редакции решения Думы Бодайбинского городского поселения от 23.08.2010 г. N 180-па "О внесении изменений в решение Думы Бодайбинского городского поселения от 25.06.2010 г. N 174-па" соответствующим положениям правовых актов, имеющих большую юридическую силу: Налоговому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации", Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации от 27.05.1996 г.

Решение вступает в законную силу немедленно.

Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца со дня его принятия.

 

Председательствующий

Л.А.КУКЛИНА

 

Судьи:

В.И.КОЛОСОВ

С.А.РЕПИН

 

 






Яндекс цитирования


Наши услуги:
Экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия; экспертиза технического состояния транспортных средств и деталей транспортных средств, следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия; проведение автотехнических исследований; определение стоимости ремонта транспортных средств; определение утраты товарной стоимости транспортных средств; возмещение материального ущерба при ДТП; обжалование постановления о привлечении в качестве виновника ДТП; взыскание материального ущерба (в т.ч. вреда здоровью) с виновника ДТП сверх страхового возмещения; возмещение морального вреда; консультирование по вопросам организации и проведения экспертизы, применения результатов исследований для защиты прав наших клиентов.

© www.ДТП-экспертиза.рф, 2011 - 2018