| Главная | Контакты | Купить сайт |



 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Именем Российской Федерации

 

РЕШЕНИЕ

от 20 июля 2011 г. по делу N А19-3703/2011

 

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 18 июля 2011 года

Решение в полном объеме изготовлено 20 июля 2011 года

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Чемезовой Т.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Слимаковой О.Е.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации города Иркутска (г. Иркутск, ул. Ленина, 14, ОГРН 1053808211610)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (г. Иркутск, ул. Российская, 17, ОГРН 1033801033155)

третье лицо: Некоммерческое партнерство "Объединение автотранспортных предприятий

города Иркутска" (г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, 152, ОГРН 1093800000800)

о признании незаконными решения N 439 от 21.12.2010 и предписания N 304 от 21.12.2010

при участии в заседании:

от заявителя: Языкова И.А. - представитель по доверенности,

от антимонопольного органа: Тяпкина А.Л. - представитель по доверенности,

от третьего лица: Суркова Т.В. - представитель по доверенности,

 

установил:

 

Администрация города Иркутска (далее по тексту - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее по тексту - антимонопольный орган, УФАС по Иркутской области) о признании незаконными решения Комиссии УФАС по Иркутской области N 439 от 21.12.2010 о признании нарушившей администрацию г. Иркутска п. 2 ч. 1 ст. 15 ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и предписания Комиссии УФАС по Иркутской области N 304 от 21.12.2010 о прекращении администрацией г. Иркутска нарушения антимонопольного законодательства, путем исключения пунктов 1.1, 1.4, 2 дефис второй, 3, 5, 6.1, 7 дефис первый и третий, установленных в приложении N 2 "Примерный перечень оцениваемых показателей" Положения о конкурсе на осуществление регулярных пассажирских перевозок автобусами на маршрутах г. Иркутска, утвержденного постановлением мэра г. Иркутска от 26.02.2007 N 031-06-274/7, в срок до 31.01.2011 г. (уточненные требования от 11.07.2011 года).

В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании 11.07.2011 объявлялся перерыв до 11 час. 40 мин. 18.07.2011, о чем было сделано публичное извещение, размещенное в сети Интернет на сайте Арбитражного суда Иркутской области.

Заявитель в судебном заседании уточненные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. В обоснование заявленных требований указал, что в действиях администрации отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства, решение и предписание не соответствуют законодательству о защите конкуренции и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают обязанности на заявителя.

Антимонопольный орган заявленные требования оспорил по основаниям, изложенным в отзыве, указав на правомерность принятых актов.

Третье лицо - Некоммерческое партнерство "Объединение автотранспортных предприятий города Иркутска", привлеченное к участию в деле определением суда от 13.04.11, возражал относительно заявленных требований, поддержав позицию, изложенную в отзыве.

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

УФАС по Иркутской области на основании заявления Некоммерческого партнерства "Объединение автотранспортных предприятий города Иркутска" в отношении администрации г. Иркутска 14.07.2010 возбудило дело N 438 по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Комиссией УФАС по Иркутской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства 21.12.2010 вынесено решение N 439, согласно которому администрация признана нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" в связи с установлением в приложении N 2 "Примерный перечень оцениваемых показателей" Положения о конкурсе на осуществление регулярных пассажирских перевозок автобусами на маршрутах г. Иркутска, утвержденного постановлением мэра г. Иркутска от 26.02.2007 г. N 031-06-274/7, пунктов (1.1, 1.4, 2 дефис второй, 3, 5, 6.1, 7 дефис первый и третий), которые ограничивают доступ хозяйствующих субъектов на рынок пассажирских перевозок на территории города Иркутска, являются необоснованным препятствованием осуществлению деятельности, и приводят или могут привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

На основании решения от 21.12.2010 N 439 администрации г. Иркутска выдано предписание от 21.12.2010 N 304 о прекращении в срок до 31.01.2011 нарушений антимонопольного законодательства, путем исключения противоречащих антимонопольному законодательству пунктов из приложения N 2 Положения о конкурсе на осуществление регулярных пассажирских перевозок автобусами на маршрутах г. Иркутска, утвержденного постановлением мэра г. Иркутска от 26.02.2007 N 031-06-274/7.

Администрация г. Иркутска обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением, считая, что оцениваемые показатели, перечисленные в приложении N 2 Положения, ставят всех перевозчиков, участвующих в конкурсе, в равное положение и не создают преимущественных условий для входа на рынок пассажирских перевозок хозяйствующим субъектам в связи с чем, решение антимонопольного органа и выданное на его основании предписание не соответствуют требованиям закона, а также, нарушают его права и законные интересы обратился в арбитражный суд с требованием о признании их незаконными.

Исследовав материалы дела по существу заявленных требований, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Федерального закона Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), данный Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе по недопущению, ограничению, устранению конкуренции органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями.

Согласно части 2 статьи 1 целями Закона N 135-ФЗ являются, в том числе, обеспечение свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Под конкуренцией в силу пункта 7 статьи 4 Закона N 135-ФЗ понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Следовательно, для признания оспариваемых действий (бездействия) органов местного самоуправления нарушающими антимонопольное законодательство необходимо установить, что эти действия (бездействие) органов местного самоуправления приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и они не основаны на законе.

Признаками ограничения конкуренции согласно пункту 17 статьи 4 Закона N 135-ФЗ могут являться: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке; рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке; отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке; определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения) в систему законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения включены нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которыми регулируются условия безопасности дорожного движения по вопросам, не отнесенным к исключительной компетенции Российской Федерации (пункты 3 и 4 статьи 6), и устанавливаются мероприятия по организации дорожного движения (статья 21). В пункте 1 статьи 6 Закона о безопасности дорожного движения установлено, что к компетенции Российской Федерации не относятся вопросы организации деятельности городского, пригородного и междугородного транспорта. Таким образом, эти вопросы отнесены к компетенции субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 4 статьи 6 данного Закона нормы законодательства Российской Федерации и ее субъектов в области безопасности дорожного движения обязательны для органов местного самоуправления при организации перевозочного процесса и обеспечении его безопасности для граждан.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что органы местного самоуправления, в целях решения вопросов местного значения, обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.

Как следует из материалов дела, администрация г. Иркутска в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 11 Устава г. Иркутска Постановлением от 26.02.2007 г. N 031-06-274/7 утвердила "Положение о конкурсе на осуществление регулярных пассажирских перевозок автобусами на маршрутах г. Иркутска".

Указанное Постановление устанавливает порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автобусами на маршрутах города Иркутска, а также условия участия в конкурсе, порядок определения победителя.

Пункт 3.6 Положения о конкурсе на осуществление регулярных пассажирских перевозок автобусами на маршрутах г. Иркутска (далее Положение) перевозчик, желающий участвовать в конкурсе должен подать письменную заявку с приложением документов.

Согласно пункта 3.14 Положения рассмотрение представленных документов, а также соблюдение участником конкурса лицензионных условий, Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, Правил дорожного движения, Порядка организации транспортного обслуживания населения на территории г. Иркутска оценивается по балльной системе в соответствии с перечнем оцениваемых показателей, установленных в приложении N 2 к Положению.

Так, приложением N 2 к Положению о конкурсе на осуществление регулярных пассажирских перевозок автобусами на маршрутах г. Иркутска, установлен перечень оцениваемых показателей, количество баллов по оцениваемым показателям, в том числе:

1.1 Техническое состояние автобуса, отвечающее требованиям безопасности дорожного движения (15 баллов).

1.4 Срок эксплуатации:

- до 3 лет (7 баллов);

- 4 - 6 лет (4 балла);

- 7 - 9 лет (2 балла);

- 10 и более лет (0 баллов).

2. Организация диспетчерского контроля за работой автобусов на линии (максимальное количество баллов 15):

дефис 2 - соблюдение расписания движения, соответствие выпуска автобусов, количеству, определенному расписанием движения (5 баллов).

3. Охраняемая стоянка, техническое обслуживание, ремонт, контрольно-технический пункт и медицинский пункт (максимальное количество 20 баллов):

- наличие на собственной охраняемой производственной базе (20 баллов);

- наличие на собственной и арендованной на разный охраняемых производственных площадях (10 баллов);

- то же по договору оказания услуг (6 баллов).

5. Выполнение лицензионных требований и условий владельцами лицензий (по справке УГАДН по Иркутской области) (35 баллов):

5.1. Организация занятий и обеспечение условий для повышения уровня знаний и профессионального мастерства водителей:

- проведение занятий с водителями (2 балла);

- отсутствие обучения водителей (0 баллов).

5.2. Проведение инструктажей по безопасности дорожного движения:

- в полном объеме (2 балла)

- не в полном объеме (оценка снижается на 1 балл)

5.3. Соблюдение Положения об особенностях режима рабочего времени и отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 г. N 15 (4 балла; оценка снижается на 1 балл за каждый выявленный случай нарушения)

5.4. Ежедневный предрейсовый и послерейсовый контроль состояния водителей:

- без нарушений (8 баллов; оценка снижается на 1 балл за каждый выявленный случай нарушения)

5.5. Организация и проведение технического обслуживания и ремонта автобусов:

- в соответствии с нормами (8 баллов; оценка снижается на 1 балл за каждый выявленный случай нарушения)

5.6. Ведение путевой документации:

- без нарушений (2 балла; оценка снижается на 1 балл за каждый выявленный случай нарушения)

5.7. Проведение стажировки водителей по маршруту:

- наличие стажировки до начала работы по маршруту (3 балла; оценка снижается на 1 балл за каждый выявленный случай нарушения)

5.8. Приостановление (аннулирование) действия лицензии, имеющие место в течение года до конкурса (оценка снижается на 15 баллов за каждый выявленный случай нарушения)

5.9. Культура и качество обслуживания пассажиров:

- отсутствие жалоб от пассажиров (6 баллов; оценка снижается на 1 балл за каждую жалобу в администрацию г. Иркутска)

5.10. Работа на маршруте без разрешающих документов, самовольное изменение схемы движения (по актам контрольных проверок) (оценка снижается на 5 баллов за каждый выявленный случай нарушения)

5.11. Другие нарушения лицензионных требований и условий (снижение за каждый выявленный случай нарушения на 1 балл)

6.1. Стаж работы перевозчика на регулярных пассажирских маршрутах, в том числе на данном маршруте:

- менее 2 лет (0 Баллов);

- от 2 до 4 лет (3 балла);

- более 4 лет (5 баллов).

7. Конкурсная комиссия при подведении итогов учитывает и добавляет баллы за добровольное участие в благоустройстве города (максимальное количество баллов 8)

дефис 1 - организация и благоустройство конечных остановочных пунктов (мест для отстоя, контейнеры, диспетчерские пункты, биотуалеты) (4 балла);

дефис 3 - выполнение организаторских функций (работа старшим маршрута, ответственным за диспетчеризацию (организация обедов и отдыха водителей) (3 балла).

Суд полагает, что в данном случае выводы Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области, содержащиеся в оспариваемом решении, относительно каждого из приведенных выше критериев, позволяют указанные критерии оценки признать ограничивающими доступ хозяйствующих субъектов на рынок пассажирских перевозок.

Кроме того, суд учитывает доводы антимонопольного органа о том, что субъекты, впервые вступающие на этот рынок, не смогут представить необходимые сведения в связи с их отсутствием на таком рынке, что ставит участников конкурса вне равные условия.

При этом суд принимает во внимание доводы третьего лица - Некоммерческое партнерство "Объединение автотранспортных предприятий города Иркутска", изложенные в отзыве, относительно того, что установленные критерии оценки нарушают права и законные интересы предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере пассажирских перевозок, ограничивают их самостоятельность и свободу, создают дискриминационные условия деятельности, потому что направлены на ограничение (устранение) конкуренции и ущемление интересов перевозчиков. Кроме того, в ходе конкурса было допущено необъективное выставление баллов участникам конкурса

Деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию на основании пункта 62 части 1 статьи 17 Федерального закона РФ от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Порядок лицензирования указанного вида деятельности определяется "Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя"), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 г. N 637 (далее - Положение о лицензировании).

Так, Положением о лицензировании установлен перечень лицензионных требований и условий, подлежащих обязательному исполнению при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

Соблюдение лицензиатами лицензионных требований и условий является обязательным в силу вышеперечисленных норм закона, и является достаточным условием для осуществления перевозок.

Приложение N 2 к Положению вводит дополнительные требования и ограничения для перевозчиков по сравнению с федеральным законодательством.

Частью 1 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств.

Таким образом, федеральным законодательством установлена обязанность не только органов местного самоуправления по обеспечению безопасности дорожного движения, но и обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии со статьей 1 и частью 2 статьи 49 Гражданского кодекса РФ гражданские права, в том числе и на осуществление предпринимательской деятельности, могут быть ограничены на основе Федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и законных интересов других лиц, безопасности государства.

Самостоятельность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий закреплена в статье 12 Конституции Российской Федерации. Между тем, пределы полномочия органов местного самоуправления определены законодательством Российской Федерации.

В действующем законодательстве Российской Федерации отсутствуют нормы, которые бы позволяли устанавливать спорные оцениваемые показатели участников конкурса.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами (пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции").

Из толкования статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" следует, что нарушением (недопущением, ограничением, устранением) конкуренции являются любые действия органов местного самоуправления, необоснованно препятствующие осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 8 Постановления от 30.06.2008 г. N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснил: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.

При таких условиях, антимонопольный орган правильно квалифицировал необоснованное включение в перечень оцениваемых показателей участников конкурса пунктов 1.1, 1.4, 2 дефис второй, 3, 5, 6.1, 7 дефис первый и третий как ограничение доступа хозяйствующих субъектов на рынок пассажирских перевозок и препятствование осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, а, следовательно, установил в действиях администрации г. Иркутска нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В связи с изложенным, оценив исследованные доказательства, с учетом всех установленных по делу обстоятельств в их совокупности и взаимной связи, суд не усматривает каких-либо нарушений действующего законодательства при принятии оспариваемого решения, а также нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, оснований для отмены решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 21.12.10 N 439 и выданного на его основании предписания от 21.12.10 N 304 у суда не имеется.

Учитывая вышеизложенное, требования администрации города Иркутска удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

 

решил:

 

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия и по истечении этого срока вступает в законную силу.

 

Судья

Т.Ю.ЧЕМЕЗОВА

 

 






Яндекс цитирования


Наши услуги:
Экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия; экспертиза технического состояния транспортных средств и деталей транспортных средств, следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия; проведение автотехнических исследований; определение стоимости ремонта транспортных средств; определение утраты товарной стоимости транспортных средств; возмещение материального ущерба при ДТП; обжалование постановления о привлечении в качестве виновника ДТП; взыскание материального ущерба (в т.ч. вреда здоровью) с виновника ДТП сверх страхового возмещения; возмещение морального вреда; консультирование по вопросам организации и проведения экспертизы, применения результатов исследований для защиты прав наших клиентов.

© www.ДТП-экспертиза.рф, 2011 - 2018