| Главная | Контакты | Купить сайт |



 

ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

 

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 октября 2011 г. по делу N 33-10713

 

Судья Калинина Н.И.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Балуевой Н.А. судей Мехоношиной Д.В., Змеевой Ю.А. при секретаре Ш. с участием прокурора Левыкиной Л.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми дело по кассационной жалобе Администрации Очерского городского поселения Очерского муниципального района Пермского края на решение Очерского районного суда Пермского края от 20.09.2011 г., которым постановлено:

Признать незаконным бездействие ответчика - администрации Очерского городского поселения Пермского края по организации обеспечения безопасности дорожного движения на улице Гоголя в г. Очер.

Возложить на администрацию Очерского городского поселения обязанность произвести работы по организации и обеспечению безопасности дорожного движения на улицах Очерского городского поселения, а именно: привести дорожное полотно на участках указанной улицы в соответствие с правилами и техническими нормами, утвержденными Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года N 221, а именно: выбоины (ямы):

улица Гоголя (от пересечения с ул. Октябрьская до ул. Калинина) размерами: длина - 4,5 м., ширина - 2,5 м.,

улица Гоголя (от пересечения с ул. Октябрьская до ул. Калинина) множественные выбоины и просадки дорожного полотна (длина - 95 м., ширина - 7,6 м.),

улица Гоголя (от пересечения с ул. Октябрьская до ул. Калинина) на обочине прилегающей кромки проезжей части (длина - 4,2 м., ширина - 0,9 м., глубина - 0,25 м.).

Заслушав доклад судьи Змеевой Ю.А., пояснения прокурора Левыкиной Л.Л., изучив материалы дела, судебная коллегия

 

установила:

 

Прокурор Очерского района Пермского края обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Администрации Очерского городского поселения, указывая, что Прокуратурой Очерского района проведена проверка исполнения должностными лицами муниципального образования "Очерское городское поселение" законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены грубые нарушения нормативных правовых актов, регламентирующих содержание дорог в муниципальном образовании Очерское городское поселение.

В ходе проверки установлено, что состояние дорог в Очерском городском поселении не соответствует правилам и техническим нормам "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения ГОСТ Р 50597-93", утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. N 221, а именно, в ходе обследования улицы Гоголя (от пересечения с ул. Октябрьская до ул. Калинина) выявлены следующие нарушения, угрожающие безопасности дорожного движения:

1. Выбоина (яма) размерами: длина - 4,5 м, ширина - 2,5 м;

2. Множественные выбоины и просадки дорожного полотна, размерами: длина - 95 м, ширина - 7,6 м;

3. Выбоина (яма) на обочине прилегающие кромке проезжей части размерами: длина - 4,2 м, ширина - 0,9 м;, глубина - 0,25 м.

Результаты проведенной проверки свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии улично-дорожной сети Очерского городского поселения и ненадлежащем исполнении администрацией Очерского городского поселения требований законодательства о безопасности дорожного движения, что создает угрозу безопасности дорожного движения, угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц - жителей города Очера, иных лиц, находящихся в Очерском городском поселении по личным или служебным делам.

Бездействие администрации Очерского городского поселения, выраженное в невыполнении требований Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", основными принципами которого являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения и других нормативных актов, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог, нарушают права и интересы неопределенного круга лиц при обеспечении безопасности дорожного движения граждан.

Основывая свои требования на нормах ст. 3, 5, 12, 24 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 3, 34 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", истец просил:

Признать незаконным бездействие ответчика-администрации Очерского городского поселения Очерского муниципального района Пермского края.

Возложить на ответчика обязанность произвести работы по организации и обеспечению безопасности дорожного движения на улицах Очерского городского поселения, а именно: привести дорожное полотно на участках указанной улицы в соответствие с правилами и техническими нормами, утвержденными Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года N 221.

Выбоина (яма) размерами: длина - 4,5 м., ширина - 2,5 м., улица Гоголя (от пересечения с ул. Октябрьская до ул. Калинина);

Множественные выбоины и просадки дорожного полотна размерами: длина - 95 м., ширина - 7,6 м. улица Гоголя (от пересечения с ул. Октябрьская до ул. Калинина);

Выбоина (яма) на обочине прилегающие кромке проезжей части размерами: длина - 4,2 м., ширина - 0,9 м., глубина - 0,25 м. улица Гоголя (от пересечения с ул. Октябрьская до ул. Калинина).

Прокурор в судебном заседании поддержал требования.

Представитель ответчика требования не признал.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Администрация Очерского городского поселения Очерского муниципального района Пермского края, мотивируя свои требования тем, что Администрация считает решение суда противоречащим законодательству по следующим основаниям: органы местного самоуправления Очерского городского поселения не бездействуют в решении вопросов местного значения по дорожной деятельности действуют в плановом режиме и в пределах средств, утвержденных бюджетом. Муниципалитет не может исполнить требования прокурора по ремонту дорог, указанных в заявлении поскольку бюджет муниципального образования сформирован в конце прошлого 2010 года и денег в текущем периоде нет. Ремонт дорожного полотна является дорогостоящей процедурой и устанавливать решением суда в середине года требования, предполагающие безотлагательное дорогостоящее финансирование из бюджета поселения нецелесообразно и невозможно. Подобные вопросы должны решаться в плановом порядке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Согласно ст. 3, 5 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" N 196-ФЗ от 10.12.1995 г., основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения...

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством:

установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления... осуществления деятельности по организации дорожного движения; материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения...

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г., к вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; Как следует из п.п. 6, 12 ч. 1 ст. 3, ст. 34 Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 г. "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения... Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Федеральный закон N 196-ФЗ от 10.12.1995 г. "О безопасности дорожного движения" в п. 4 ст. 6 установил, что к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Постановлением N 100 от 20.02.2006 г. Правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах", целью которой является сокращение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, что позволит Российской Федерации приблизиться к уровню безопасности дорожного движения, характерному для стран с развитой автомобилизацией населения, снизить показатели аварийности и, следовательно, уменьшить социальную остроту проблемы.

Механизм реализации Программы базируется на принципах партнерства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в том числе общественных, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех исполнителей Программы.

Указанным Постановлением в п. 6 рекомендовано заинтересованным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принять участие в финансировании мероприятий Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников.

Постановлением Госстандарта РФ N 221 от 11.10.1993 г. утвержден ГОСТ Р 50597-93

"Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", которым установлены перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

В соответствии с п. 3.1.1. указанного ГОСТ, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

Как следует из ст. 12 Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Судом первой инстанции установлено, что состояние дорог в Очерском городском поселении не соответствует правилам и техническим нормам "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения ГОСТ Р 50597-93", утвержденным Постановлением Госстандарта РФ N 221 от 11.10.1993 г., а именно: в ходе обследования улицы Гоголя выявлены нарушения, угрожающие безопасности дорожного движения: выбоины (ямы)

улица Гоголя (от пересечения с ул. Октябрьская до ул. Калинина) размерами: длина - 4,5 м., ширина - 2,5 м.,

улица Гоголя (от пересечения с ул. Октябрьская до ул. Калинина) множественные выбоины и просадки дорожного полотна (длина - 95 м., ширина - 7,6 м.),

улица Гоголя (от пересечения с ул. Октябрьская до ул. Калинина) на обочине прилегающей кромки проезжей части (длина - 4,2 м., ширина - 0,9 м., глубина - 0,25 м.).

Выявленные недостатки дорожного полотна не устранены в срок, установленный Предписанием и.о. начальника отделения ГИБДД отдела МВД РФ по Очерскому району от 06.09.2011 г.

Указанный вывод суда является обоснованны подтверждается материалами дела.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 6, п. 9 ч. 1 ст. 40 Устава Очерского городского поселения (утвержденного решением Думы Очерского городского поселения от 14.12.2005 г. N 14 (в ред. 2010 г.), к вопросам местного значения Очерского городского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации... Администрация поселения: осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, а под содержанием автомобильных дорог - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ). Следовательно указанная деятельность в границах населенных пунктов поселения относится к компетенции Администрации Очерского городского поселения.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о бездействии Администрации Очерского городского поселения, не соответствующем требованиям законодательства о безопасности дорожного движения и создающем угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц - жителей города Очера, иных лиц, находящихся в Очерском городском поселении.

Судом сделан обоснованный вывод о несостоятельности доводов ответчика относительно вмешательства прокурора в компетенцию органов местного самоуправления, поскольку действия прокурора в данном случае соответствуют положениям ст. 21 Федерального закона N 2202-1 от 17.01.1992 г. (в ред. 07.02.2011 г.) "О прокуратуре Российской Федерации", ст. 45 ГПК РФ.

Отсутствие денежных средств не является основанием для отказа в удовлетворении обоснованных требований и не освобождает ответчика от исполнения обязанности по осуществлению дорожной деятельности, в том числе, по устранению нарушений, угрожающих безопасности дорожного движения.

Решение суда первой инстанции соответствует действующему законодательству, является законным и обоснованным.

Оснований для отмены решения по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 198, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

Оставить решение Очерского районного суда Пермского края от 20.09.2011 г. без изменения, кассационную жалобу Администрации Очерского городского поселения Очерского муниципального района Пермского края без удовлетворения.

 

 






Яндекс цитирования


Наши услуги:
Экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия; экспертиза технического состояния транспортных средств и деталей транспортных средств, следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия; проведение автотехнических исследований; определение стоимости ремонта транспортных средств; определение утраты товарной стоимости транспортных средств; возмещение материального ущерба при ДТП; обжалование постановления о привлечении в качестве виновника ДТП; взыскание материального ущерба (в т.ч. вреда здоровью) с виновника ДТП сверх страхового возмещения; возмещение морального вреда; консультирование по вопросам организации и проведения экспертизы, применения результатов исследований для защиты прав наших клиентов.

© www.ДТП-экспертиза.рф, 2011 - 2018