| Главная | Контакты | Купить сайт |



 

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 октября 2009 г. N 05АП-4569/2009

 

Дело N А59-2283/2009

 

Резолютивная часть постановления оглашена 29 сентября 2009 года

Постановление в полном объеме изготовлено 06 октября 2009 года

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: Т.А. Солохиной

судей: Н.В. Алферовой, Г.А. Симоновой

при ведении протокола секретарем судебного заседания: Оноприенко О.А.

при участии:

от Управления государственного автодорожного надзора по Сахалинской области: не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом,

от ИП Щербинского Валерия Константиновича: не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИП Щербинского Валерия Константиновича,

апелляционное производство N 05АП-4569/2009,

на решение от 20 августа 2009 года

судьи В.В. Шевченко

по делу N А59-2283/2009 Арбитражного суда Сахалинской области,

по заявлению ИП Щербинского Валерия Константиновича

к Управлению государственного автодорожного надзора по Сахалинской области

о признании незаконным п. 2 предписания N 30 от 30.03.2009,

 

установил:

 

Индивидуальный предприниматель Щербинский Валерий Константинович (далее - ИП Щербинский В.К., Заявитель, Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Сахалинской области к Управлению государственного автодорожного надзора по Сахалинской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление, УГАДН по Сахалинской области) с заявлением о признании незаконным пункта 2 предписания N 30 от 30 марта 2009 года, которым ему указано не допускать случаев не прохождения повышения профессионального мастерства водителя, поскольку данное обстоятельство является нарушением ч. 3 ст. 2.2 "Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами", утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2.

Решением от 20 августа 2009 года суд отказал Предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.

Не согласившись с вынесенным решением, Заявитель обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ИП Щербинский В.К. указал, что судом первой инстанции были рассмотрены не все заявленные им доводы.

Согласно апелляционной жалобе, суд первой инстанции не учел положений ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", которой установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного транспорта.

Предприниматель указал, что в соответствии с Приказом N 75 от 22.06.1998 профессиональная компетентность специалистов, осуществляющих перевозки автомобильным транспортном в пределах территории РФ подтверждается наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля или удостоверением о прохождении курса обучения и сдачи квалификационного экзамена. Согласно жалобе, указанные специалисты в течение трудовой деятельности проходят повышение квалификации по организации и осуществлению перевозок автомобильным транспортом; периодичность повышения квалификации регулируется работодателем и определяется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет. Таким образом, Заявитель считает, что водитель-предприниматель должен повышать свою квалификацию один раз в пять лет, а не каждый год.

Ссылаясь на "Положение об обеспечении дорожного движения предприятиями, учреждениями, организациями, осуществляющими перевозку пассажиров и грузов", утвержденное Приказом Минтранса N 27 от 09.03.1995, Заявитель указал, что повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий, необходимых для обеспечения безопасности дорожного движения периодически, но не реже одного раза в год по соответствующим планам и программам ежегодных занятий с водителями. В то же время для водителей-предпринимателей, согласно жалобе, достаточно наличия лицензии на соответствующие виды перевозок.

Предприниматель указал, что тот факт, что на него распространяется действие Приказа N 27 от 09.03.1995, подтверждается выводом, сделанным Арбитражным судом Сахалинской области в решении от 22.04.2009 по делу N А59-1403/2009.

Заявитель также указал, что в соответствии с Приказом N 75 от 26.06.1998 "Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом" для водителей-предпринимателей установлены программы повышения квалификации, которая Предпринимателем, согласно жалобе, пройдена.

На основании указанных доводов ИП Щербинский В.К. просит решение суда первой инстанции по настоящему делу отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

От Управления письменный отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не поступил.

Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, стороны своих представителей в судебное заседание не направили.

Принимая во внимание неявку сторон, коллегия на основании ст. 156 АПК РФ рассмотрела дело в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.

Из материалов дела коллегией установлено следующее.

Щербинский В.К. зарегистрирован в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России N 1 по Сахалинской области 08.08.2005, о чем была внесена соответствующая запись в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером N 305659122000027.

На основании лицензии серия ВА N 217786 от 13.09.2005 года, выданной Управлением государственного автодорожного надзора по Сахалинской области на период с 13.09.2005 по 12.09.2010, в соответствии с договором на осуществление пассажирских перевозок на регулярных автобусных маршрутах с муниципальным автономным учреждением "Транспортная компания" Предприниматель осуществляет в гжно-Сахалинске перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.

30 марта 2009 года Управлением была проведена проверка выполнения ИП Щербинским В.К. законодательных, нормативно-правовых и нормативных технических актов, регламентирующих деятельность на автомобильном транспорте.

В ходе проведения проверки было установлено, что ИП Щербинский В.К. в 2008 году не проходил обучение по 20-часововй программе повышения профессионального мастерства, тем самым не обеспечив надежность водителя в процессе его профессиональной деятельности, т.е. не выполнил требования ч. 3 ст. 2.2 "Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами", утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 08.01.1997 N 2.

По результатам проверки Управлением был составлен акт N 72, в котором отражено указанное нарушение.

На основании акта проверки ИП Щербинскому В.К. было выдано предписание N 30 от 30.03.2009.

Пунктом 2 данного предписания установлено, что ИП Щербинский В.К. не выполняет требования ч. 3 ст. 2.2 "Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами", утвержденного приказом Минтранса РФ N 2 от 08.01.1997 о прохождении повышения профессионального мастерства водителя. Этим же пунктом Предпринимателю предписано устранить допущенное нарушение в срок до 28.04.09, о принятых мерах по исполнению предписания представить в Управление письменную информацию. Кроме того, предписанием N 30 от 30.03.2009 Предприниматель был предупрежден, что в случае невыполнение его требований ИП Щербинский В.К. будет привлечен к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Не согласившись с п. 2 предписания N 30 от 30.03.2009, считая, что данный пункт не соответствует закону и возлагает на него дополнительные обязанности по прохождению обучения по 20 - часовой программе, ИП Щербинский В.К. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании данного пункта предписания не законным.

В соответствии с пп. "в" п. 4 "Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 N 637, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), обязано соблюдать лицензионные требования и условия, к которым относится, в том числе, соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

Пунктом 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе, создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения.

Как следует из материалов дела и не оспаривается Заявителем, ИП Щербинский В.К. имеет лицензию на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек. Материалами дела также подтверждается, что Предприниматель осуществляет именно данный вид перевозок, при этом он осуществляет данный вид перевозок не для обеспечения собственных нужд.

Таким образом, деятельность Заявителя по осуществлению перевозки, как правильно указал суд первой инстанции, регламентируется "Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами", утвержденным Приказом Министерства транспорта РФ от 08.01.1997 N 2 (далее - Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами), поскольку в соответствии с п. 1.2.1 данного Положения "автобусом" является автотранспортное средство с двигателем, предназначенное для перевозки пассажиров с числом мест для сидения (помимо сиденья водителя) более 8.

В соответствии с п. 1.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами данное положение определяет основные требования по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами на территории Российской Федерации.

Согласно п. 1.3 указанного Положения его требования обязательны для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с перевозкой пассажиров автобусами. Основными задачами для данных лиц по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами в соответствии с п. 1.6 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами является, в том числе, выполнение установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к уровню квалификации, состоянию здоровья, поведению при участии в дорожном движении, режимам труда и отдыха водителей автобусов (обеспечение профессиональной надежности водителей автобусов).

Пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами установлено, что одним из основных требований по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относится, в том числе, организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей.

В соответствии с пунктом 2.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами к деятельности по обеспечению профессиональной надежности водителей автобусов предъявляются дополнительные требования, одним из которых является требование, установленное п. 2.3.5 указанного Положения. Согласно п. 2.3.5 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами владельцы автобусов организуют проведение ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства, включающие проверку знания Правил дорожного движения, правил перевозки пассажиров и багажа на автомобильном транспорте, изучение типичных дорожно-транспортных ситуаций повышенной опасности, основ безопасного управления автобусом в сложных дорожных и метеорологических условиях, приемов оказания доврачебной помощи пострадавшим, порядка эвакуации пассажиров при дорожно-транспортном происшествии.

В целях соблюдения п. 2.3.5 указанного Положения первым заместителем министра транспорта РФ утверждена программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций, которая введена в действие с 01.02.2002, продолжительностью 20 часов.

Из изложенного следует, что ИП Щербинский В.К., являясь индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность, связанную с перевозкой пассажиров автобусами, а также одновременно являясь водителем автобуса, в соответствии с вышеуказанными требованиями Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами должен был ежегодно проходить обучение по повышению профессионального мастерства продолжительностью 20 часов.

Как следует из материалов дела, в 2008 году Щербинский В.К. обучение по повышению профессионального мастерства не проходил. Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, УГАДН по Сахалинской области правомерно вынесло предписание N 30 от 30.03.2009, в пункте 2 которого указало Заявителю не допускать случаев непрохождения обучение по повышению профессионального мастерства водителя.

Как следует из содержания апелляционной жалобы, ее доводы фактически сводятся к тому, что Заявитель, являясь водителем-предпринимателем, должен руководствоваться не вышеуказанным Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, а "Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов", утвержденных Приказом Минтранса РФ N 27 от 09.03.1995 (далее - Положение об обеспечении безопасности дорожного движения).

В соответствии с п. 1.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения оно определяет задачи и основные требования к деятельности организаций и водителей - предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, по обеспечению безопасности дорожного движения. При этом под водителями - предпринимателями понимаются индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров и грузов.

Требования указанного Положения обязательны для всех расположенных на территории Российской Федерации организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным и городским электрическим транспортом, а также для водителей этих организаций и водителей - предпринимателей.

Пунктом 3.4.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения установлено, что повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год, по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями. При этом для водителя - предпринимателя достаточно наличия лицензии на соответствующий вид перевозок.

Рассмотрев указанное Положение об обеспечении безопасности дорожного движения, коллегия отклоняет довод Заявителя о том, что в своей деятельности он должен руководствоваться именно им.

Положение об обеспечении безопасности дорожного движения устанавливает требования безопасности к деятельности организаций и водителей - предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов. Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами является специальной нормой, устанавливающей требования безопасности именно к перевозкам пассажиров, осуществляемых автобусами.

Таким образом, в силу наличия специальной нормы, устанавливающей требования безопасности к перевозкам пассажиров автобусами, Предпринимателем должна применяться именно специальная, а не общая норма.

Ссылку ИП Щербинского В.К. на Приказ N 75 от 22.06.1998, согласно которому профессиональная компетентность специалистов, осуществляющих перевозки автомобильным транспортном в пределах территории РФ подтверждается наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля или удостоверением о прохождении курса обучения и сдачи квалификационного экзамена, коллегия отклоняет, поскольку указанные обстоятельства не подтверждают отсутствие у Заявителя обязанности по ежегодному прохождению обучения по повышению профессионального мастерства продолжительностью 20 часов.

Тот факт, что в декабре 2008 года Заявитель прошел обучение по программе "Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации" в объеме 82 часа и ему выдано удостоверение профессиональной компетентности, а также прошел аттестацию в комиссии Управления государственного автодорожного надзора по Сахалинской области на соответствие должности, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения (удостоверение N 007174), как правильно указал суд первой инстанции, не освобождает Щербинского В.К. от соблюдения требований п. 2.3.5 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, которые для него обязательны.

Довод Заявителя о том, что водители-предприниматели, осуществляющие перевозки автобусами, находятся в неравных условиях с водителями-предпринимателями, осуществляющими перевозки пассажиров на такси, а также осуществляющими перевозки грузов, коллегия отклоняет, поскольку перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (т.е. автобусом), является особым видом перевозки, связанным с безопасностью жизни и здоровья людей, регулируемым специальными нормами права.

Ссылку Заявителя на решение Арбитражного суда Сахалинской области от 22.04.2009 по делу N А59-1403/2009, коллегия отклоняет, поскольку данное решение не имеет преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела.

Остальные доводы апелляционной жалобы коллегией отклоняются в силу изложенного выше.

В соответствии с пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Учитывая, что суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно применил нормы материального и процессуального права, коллегия считает вынесенное решение законным, обоснованным и не находит оснований к его отмене.

Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

 

постановил:

 

Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 20 августа 2009 года по делу N А59-2283/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев через Арбитражный суд Сахалинской области.

 

Председательствующий:

Т.А.СОЛОХИНА

 

Судьи:

Н.В.АЛФЕРОВА

Г.А.СИМОНОВА

 

 






Яндекс цитирования


Наши услуги:
Экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия; экспертиза технического состояния транспортных средств и деталей транспортных средств, следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия; проведение автотехнических исследований; определение стоимости ремонта транспортных средств; определение утраты товарной стоимости транспортных средств; возмещение материального ущерба при ДТП; обжалование постановления о привлечении в качестве виновника ДТП; взыскание материального ущерба (в т.ч. вреда здоровью) с виновника ДТП сверх страхового возмещения; возмещение морального вреда; консультирование по вопросам организации и проведения экспертизы, применения результатов исследований для защиты прав наших клиентов.

© www.ДТП-экспертиза.рф, 2011 - 2018