| Главная | Контакты | Купить сайт |



 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 ноября 2011 г. по делу N А32-14229/2011

 

Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2011 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2011 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Драбо Т.Н. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - администрации Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района (ИНН 2356044276, ОГРН 1052331330556) - Федосовой О.В. (доверенность от 11.07.2011), в отсутствие заявителя - индивидуального предпринимателя Соболь Н.Н. (ИНН 233700294042, ОГРН 304233712800085), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.09.2011 по делу N А32-14229/2011 (судьи Бутченко Ю.В., Гонзус И.П., Руденко Ф.Г.), установил следующее.

Индивидуальный предприниматель Соболь Н.Н. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействующими подпункта "б" пункта 4.2 (в части слов "и не находящихся под арестом, в залоге или ином обременении"), подпункта "в" пункта 4.2 (в части слов "и не допускающих нарушений Правил дорожного движения в течение календарного года, предшествующего дате проведения конкурса"), пункта 4.5, пункта 11.5 (третьего предложения) "Положения о конкурсе на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района", утвержденного постановлением администрации Усть-Лабинского городского поселения от 16.12.2009 N 734 (далее - Положение).

Решением от 06.09.2011 заявленные требования удовлетворены на том основании, что оспариваемые нормы Положения противоречат Закону Краснодарского края от 07.07.1999 N 193-КЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае" (далее - Закон о перевозках) и нарушают права и законные интересы предпринимателя, имеющего лицензию на перевозку пассажиров автомобильным транспортом.

В кассационной жалобе администрация Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района (далее - администрация) просит отменить решение, полагая, что Положение принято в рамках предоставленных ей полномочий. Администрация, вводя ограничения для перевозчиков в допуске к участию в конкурсе, руководствовалась принципом разумности, не допуская при этом злоупотребления правом. Заявитель жалобы указывает, что органы местного самоуправления вправе принимать нормативные акты, устанавливающие организационные меры для наиболее оптимального и эффективного регулирования отношений в сфере перевозок с целью гарантии безопасности пассажирских перевозок. Установление более строгих требований направлено на недопущение автотранспортных средств с ненадлежащим состоянием к пассажирским перевозкам. По мнению администрации, суд необоснованно не привлек к участию в деле в качестве третьего лица индивидуального предпринимателя Зайцева А.Г., являющегося победителем конкурса на право осуществления пассажирских перевозок, проведенного на основании оспариваемого Положения. Заявитель жалобы полагает, что спор о признании недействительным нормативного акта в сфере предпринимательской деятельности неподведомственен арбитражному суду.

В отзыве на жалобу предприниматель просит решение оставить без изменения.

В судебном заседании представитель администрации повторил доводы, изложенные в жалобе.

Изучив материалы дела и выслушав представителя администрации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, оспариваемое Положение утверждено постановлением администрации от 16.12.2009 N 734 "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района" и опубликовано в газете "Сельская новь" от 19.12.2009.

В пункте 4.2 Положения установлены обязательные требования к перевозчикам. В силу пункта 4.4 Положения основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе является несоответствие перевозчика требования, указанным в пункте 4.1. Положения.

Согласно подпункту "б" пункта 4.2 Положения обязательным требованием к перевозчикам при проведении конкурса является наличие у него транспортных средств (на праве собственности или на ином законном основании), соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении в количестве, необходимом для обслуживания маршрута, и не находящихся под арестом, в залоге или ином обременении.

В силу подпункта "в" пункта 4.2 Положения условием допуска к участию в конкурсе является наличие у перевозчика водителей в возрасте не старше 60 лет, имеющих необходимую квалификацию и стаж работы водителем не менее 3 лет, прошедших медицинское освидетельствование и не допускавших нарушений Правил дорожного движения в течение календарного года, предшествующего дате проведения конкурса.

Согласно пункту 4.5 Положения организатор обязан отказать в допуске к участию в конкурсе лицам, с которыми в течение одного года, предшествовавшего дате опубликования извещения о проведении конкурса, был расторгнут договор по следующим основаниям: аннулирование, завершение срока действия лицензии на перевозку пассажиров, а в случае, если указанный договор заключен от имени участников простого товарищества, - аннулирование, завершение срока действия лицензии на перевозку пассажиров хотя бы у одного из участников товарищества или прекращение договора простого товарищества; нарушение условий договора.

В разделе 11 Положения утверждены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. Согласно пункту 11.5 Положения на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией каждой заявке на участие в конкурсе относительно других по мере уменьшения степени приемлемости содержащихся в них условий исполнения договора присваивается порядковый номер. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках по результатам их оценки конкурсной комиссией на соответствие конкурсным критериям содержатся одинаковые условия исполнения договора, порядковый номер присваивается заявке по результатам поименного голосования членов конкурсной комиссии.

Предприниматель, ссылаясь на нарушение его права и законных интересов оспариваемым пунктами Положения, обратился в арбитражный суд с заявлением.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Закон о перевозках, устанавливающий порядок и условия организации и осуществления автотранспортных пассажирских перевозок и определяющий обязанности и права перевозчиков и пассажиров в Краснодарском крае, в силу статьи 2 действует на всей территории Краснодарского края и распространяется на органы государственной власти и органы местного самоуправления края; на государственные органы, осуществляющие контроль и регулирование перевозок пассажиров на территории края; на лиц, пользующихся услугами пассажирского автотранспорта; на юридических лиц независимо от организационно-правовых форм, а также физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выполняющих на территории края регулярные пассажирские перевозки автобусами.

Согласно части 5 статьи 4.3 Закона о перевозках (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого акта) в конкурсе могут участвовать отдельный перевозчик или группа перевозчиков, объединившихся в простое товарищество и заключивших соглашение о совместном выполнении этих перевозок, соблюдающие установленные законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требования по организации и осуществлению пассажирских перевозок, при условии, если они имеют в наличии лицензию на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, предусмотренную законодательством Российской Федерации, и лицензионные карточки установленного образца, оформленные на каждое транспортное средство, претендующее на участие в конкурсе; транспортные средства (на праве собственности или на ином законном основании), соответствующие по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенные в установленном порядке к участию в дорожном движении в количестве, необходимом для обслуживания маршрута; водителей в возрасте не старше 60 лет, имеющих необходимую квалификацию и стаж работы водителем не менее 3 лет, прошедших медицинское освидетельствование; работников необходимой квалификации, а также помещения и оборудование, позволяющие осуществлять техническое обслуживание, ремонт транспортных средств, контроль технического и санитарного состояния транспортных средств перед выездом на линию, по возвращении с линии, предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей, или договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание, ремонт транспортных средств, контроль технического и санитарного состояния транспортных средств перед выездом на линию, по возвращении с линии, предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей; не находятся в процессе ликвидации (реорганизации); не признаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке банкротами и в отношении которых не проводится процедура банкротства; не имеют задолженности по обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за календарный год, предшествующий дате проведения конкурса, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

Суд обоснованно указал, что оспариваемые положения подпунктов "б" (в части слов "и не находящихся под арестом, в залоге или ином обременении") и "в" (в части слов "и не допускающих нарушений Правил дорожного движения в течение календарного года, предшествующего дате проведения конкурса") пункта 4.2 и пункта 4.5 устанавливают дополнительные требования для допуска перевозчиков к участию в конкурсе по сравнению с требованиями, указанными в статье 4.3 Закона о перевозках; пункт 4.5 не содержит ясности о расторжении (нарушении) какого договора идет речь в указанном пункте. Суд правомерно признал недействующими указанные положения как противоречащие Закону о перевозках, содержащему исчерпывающий перечень требований к перевозчику, при соблюдении которых он допускается к участию в конкурсе.

Кроме того, в части 7 статьи 4.3. Закона о перевозках в качестве критериев для отбора перевозчиков указаны профессиональная репутация и опыт работы перевозчика по осуществлению пассажирских перевозок (в том числе на данном маршруте); анализ данных о состоянии аварийности по вине водителей транспортных средств и транспортной дисциплине у участников конкурсов, а также информации о невыполнении участниками конкурса требований законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе с учетом данных системы мониторинга. Следовательно, требование к лицу, подающему заявку на участие в конкурсе, содержащееся в пункте "в" пункта 4.2. Положения (перевозчик не должен допускать нарушений Правил дорожного движения в течение календарного года, предшествующего дате проведения конкурса"), является критерием для оценки его заявки, а не условием для допуска к участию в конкурсе.

Суд обоснованно указал, что оспариваемое предпринимателем положение пункта 11.5, о присвоении порядковых номеров заявкам, содержащим одинаковые условия исполнения договора, по результатам поименного голосования членов конкурсной комиссии, не позволяет оценить результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе объективно, такой критерий оценки основан исключительно на субъективном восприятии участника конкурса каждым членом комиссии. При таких обстоятельствах суд обоснованно признал оспариваемый пункт Положения недействующим как позволяющий в зависимости от предпочтений и усмотрения членов конкурсной комиссии оценивать конкурсные заявки в пользу одних участников и против иных, руководствуясь субъективными критериями оценки. В преамбуле Закона о перевозках указано, что деятельность по перевозке пассажиров на территории Краснодарского края осуществляется на основе принципов равенства прав и обязанностей граждан и юридических лиц при осуществлении пассажирских перевозок; осуществления пассажирских перевозок преимущественно на основе развития предпринимательства и конкуренции предприятий и предпринимателей при условии равенства различных форм собственности; обеспечения и применение на всей территории Краснодарского края единых требований и норм осуществления пассажирских перевозок.

Довод администрации о том, что суд неправомерно не привлек индивидуального предпринимателя Зайцева А.Г. к участию в деле в качестве третьего лица, отклоняется, поскольку обжалуемое решение не содержит выводы относительно прав указанного лица и не возлагает на него какие-либо обязанности. Администрация не обосновала, каким образом решение суда может повлиять на права и обязанности индивидуального предпринимателя Зайцева А.Г. по отношению к одной из сторон спора, соответствующих ходатайств Зайцев А.Г. и заинтересованное лицо в суде первой инстанции не заявляли.

Довод о неподведомственности спора арбитражному суду обоснованно признан несостоятельным, поскольку в соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке. К компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права и законные интересы организаций или граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Оспариваемое Положение является нормативным правовым актом, затрагивающим права и законные интересы юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поэтому данный спор подведомственен арбитражному суду.

Довод администрации о том, что предприниматель не доказал нарушение его прав и законных интересов оспариваемыми нормами Положения, отклоняется. Предприниматель имеет лицензию на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, поэтому установление дополнительных критериев для допуска перевозчиков к участию в конкурсе, а также субъективных критерием оценки заявок обоснованно признано судом затрагивающими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Основания для изменения или отмены решения по доводам кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.09.2011 по делу N А32-14229/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий

М.Г.КАЛАШНИКОВА

 

Судьи

Т.Н.ДРАБО

Л.А.ТРИФОНОВА

 

 






Яндекс цитирования


Наши услуги:
Экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия; экспертиза технического состояния транспортных средств и деталей транспортных средств, следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия; проведение автотехнических исследований; определение стоимости ремонта транспортных средств; определение утраты товарной стоимости транспортных средств; возмещение материального ущерба при ДТП; обжалование постановления о привлечении в качестве виновника ДТП; взыскание материального ущерба (в т.ч. вреда здоровью) с виновника ДТП сверх страхового возмещения; возмещение морального вреда; консультирование по вопросам организации и проведения экспертизы, применения результатов исследований для защиты прав наших клиентов.

© www.ДТП-экспертиза.рф, 2011 - 2018