| Главная | Контакты | Купить сайт |



 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

 

Именем Российской Федерации

 

РЕШЕНИЕ

от 17 марта 2009 г. по делу N А26-1387/2009

 

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Лазарева А.Ю., при ведении протокола помощником судьи Михайловой А.В. и участии от Управления государственного автодорожного надзора по Республике Карелия Тикка Игоря Борисовича (доверенность от 14.01.2009), Васильевой Натальи Александровны (доверенность от 19.02.2009), от общества с ограниченной ответственностью Транспортная компания "Магистраль" Трифонова Петра Александровича (доверенность от 14.01.2009),

рассмотрев в открытом судебном заседании 11 марта 2009 года, продолженном после перерыва 17 марта 2009 года, дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Республике Карелия о привлечении общества с ограниченной ответственностью Транспортная компания "Магистраль" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

установил:

 

Управление государственного автодорожного надзора по Республике Карелия (далее - Управление, административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью Транспортная компания "Магистраль" (далее - общество, ответчик, ООО ТК "Магистраль") к административной ответственности по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Требование заявителя основано на материалах дела об административном правонарушении N 27/2009 и протоколе об административном правонарушении от 18.02.2009 года.

В обоснование заявленного требования Управление указало, что в ходе внеплановой инспекторской проверки было установлено, что общество осуществляет предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, с нарушением лицензионных требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и прописанных в подпункте б) и в) пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 г. N 637 (далее - Положение о лицензировании перевозок пассажиров).

В представленном отзыве ответчик требования Управления не признал, указав на отсутствие события правонарушения. По мнению ответчика, нарушение герметичности системы питания не подтверждается материалами дела, поскольку отсутствуют доказательства наличия бензина в пятилитровой пластиковой канистре, обнаруженной сотрудниками ОГИБДД г. Петрозаводска в моторном отсеке автобуса ГАЗ 322132 государственный регистрационный знак АВ990 10. При этом, используемая в автомобиле газовая топливная система не проверялась с использованием специальных технических средств, а нарушение герметичности системы вентиляции картера возникло после выхода автобуса на линию и явилось результатом движения по разбитым дорогам.

В судебном заседании представитель заявителя поддержала доводы, изложенные в заявлении и в письменных объяснениях к заявлению, представленных суду в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и приобщенных судом к материалам дела.

Представитель ответчика поддержал доводы отзыва. Дополнительно указал, сославшись на толкование слов "обеспечить" и "регулярный", на отсутствие доказательств вины общества в ненадлежащем контроле за выполнением должностными лицами и работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности движения со стороны руководителя организации.

По ходатайству представителя ответчика суд, руководствуясь статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлял перерыв в судебном заседании 11.03.2009 года до 11 часов 00 минут 17.03.2009 года. После перерыва судебное разбирательство продолжено в том же составе суда при участии представителей сторон.

Заслушав представителей сторон, изучив и оценив материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Общество с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Магистраль" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1061001075816 (л.д. 23).

Перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, осуществляется ООО ТК "Магистраль" на основании лицензии N АСС-10-226226 (срок действия с 04.05.2007 по 03.05.2012 года) (л.д. 22).

На основании приказа Управления от 04.02.2009 года N 49-вн. ип должностными лицами Управления в период с 11.02.2009 по 18.02.2009 года была проведена внеплановая инспекторская проверка ООО ТК "Магистраль" (л.д. 9).

Основанием для проведения внеплановой проверки послужило сообщение ОГИБДД УВД г. Петрозаводска (далее - ОГИБДД) от 27.01.2009 года о нарушениях ответчиком лицензионных требований. Согласно представленной ОГИБДД информации, 27.01.2009 водитель Холодов В.Л. на автобусе ГАЗ-322132, регистрационный знак АВ990-10, принадлежащем ООО ТК "Магистраль", на основании путевого листа N 37 от 27.01.2009 осуществлял перевозки пассажиров по регулярному автобусному маршруту N 23 "к/ст. Кемская - к/ст. Соломенное". В 09 часов 25 минут на ул. Кемская в г. Петрозаводске у дома N 18 при проверке сотрудниками ОГИБДД технического состояния транспортного средства установлено, что автобус имеет технические неисправности, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена, а именно: нарушена герметичность системы питания, топливопроводы от бензобака отсоединены, вместо бензобака используется пластиковая 5-ти литровая канистра, установленная в моторном отсеке. Кроме того, нарушена герметичность системы вентиляции картера, поскольку верхний шланг отвода картерных газов отсоединен от корпуса воздушного фильтра.

Выявленные нарушения в соответствии с пунктами 6.2. и 6.4. "Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств" (приложение N 1 к "Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения", утверждены Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090) являются техническими неисправностями, при которых эксплуатация запрещена.

Должностными лицами Управления в ходе проверки установлено, что в период с 25 по 27 января 2009 года ООО ТК "Магистраль" осуществляло перевозки пассажиров по регулярному автобусному маршруту города Петрозаводска N 23 "к/ст. Кемская - к/ст. Соломенное" на автобусе ГАЗ-322132, регистрационный знак АВ990-10, имеющем технические неисправности, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена, а именно: нарушена герметичность системы питания, топливопроводы от бензобака отсоединены, вместо бензобака использовалась пластиковая 5-ти литровая канистра, установленная в моторном отсеке, что создавало угрозу безопасности перевозок пассажиров.

Факты осуществления перевозок пассажиров на автобусе, имеющем технические неисправности, подтверждаются сообщением ОГИБДД (л.д. 10, 11), путевыми листами N 32 от 25.01.2009 (л.д. 14), N 39 от 26.01.2009 (л.д. 15), журналом учета движения путевых листов (л.д. 12-13), объяснениями водителя Холодова В.А. (л.д. 19) и механика Харитонова А.В. (л.д. 18).

Проверкой также установлено, что в период с 25 по 27 января 2009 года, контроль технического состояния вышеуказанного автобуса и выпуск на линию с техническими неисправностями, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, осуществлял механик Харитонов Л.В., назначенный на должность приказом по ООО ТК "Магистраль" N 13-рк от 24.04.2008 (л.д. 16), на которого в соответствии с должностной инструкцией от 24.04.2008 возложена обязанность по проведению предрейсового технического осмотра транспортных средств (л.д. 17). Изложенное выше свидетельствует о ненадлежащем исполнении механиком Харитоновым А.В. возложенных на него обязанностей по обеспечению безопасности движения.

Выявленные в ходе проверки факты свидетельствуют о нарушении ответчиком условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и установленных в подпункте б) и в) пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров.

По результатам проверки составлен акт N 69/вн от 18.02.2009 года (л.д. 6-8), в котором зафиксированы выявленные нарушения.

На основании материалов проверки 18.02.2009 должностным лицом Управления в присутствии директора ООО ТК "Магистраль" Цымалого А.Н. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ (л.д. 4-5). В объяснениях к протоколу директор общества с нарушениями согласился.

Поскольку в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, Управление обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о привлечении ООО ТК "Магистраль" к административной ответственности по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Анализируя в соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процедуру составления протокола об административном правонарушении и иных процессуальных действий, совершенных в рамках административного производства, суд не усматривает нарушений законодательства по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, составляются должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензии.

Согласно пункту 2 Положения о лицензировании перевозок пассажиров лицензирование данного вида деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 года N 398, Положением об Управлении государственного автодорожного надзора по Республике Карелия, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 22.12.2004 года N АН-343-фс, полномочия по лицензированию отдельных видов деятельности на автомобильном транспорте осуществляет Управление государственного автодорожного надзора по Республике Карелия.

Таким образом, при составлении протокола об административном правонарушении в отношении ответчика должностное лицо Управления действовало в пределах своей компетенции.

Все необходимые сведения, подлежащие обязательному отражению в силу части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе, имеются. Права привлекаемого лица, регламентированные статьей 25.1 КоАП РФ, директору общества разъяснялись, копия протокола вручена.

Учитывая, что протокол об административном правонарушении составлен административным органом 18.02.2008 года, то есть в день окончания проведения внеплановой проверки общества и составления акта проверки, суд не усматривает нарушения срока составления протокола, установленного статьей 28.5 КоАП РФ. Срок, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истек.

Таким образом, судом не установлено процессуальных нарушений при проведении административным органом проверки и составлении протокола об административном правонарушении.

Оценив доводы заявителя по существу спора, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензией понимается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензионными требованиями и условиями является совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В силу подпункта 62 пункта 1 статьи 17 указанного Закона деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) относится к лицензируемому виду деятельности.

Согласно подпункту в) пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров, лицензионным требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров является соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров. В соответствии с частью 1 указанной статьи юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения. Аналогичное требование содержится в пункте 4.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 9 марта 1995 г. N 27 (далее - Положение об обеспечении безопасности).

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движении" запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации. Выявленные в ходе проверки технического состояния автобуса ГАЗ-322132 (регистрационный знак АВ990-10) неисправности, в соответствии с пунктами 6.2. и 6.4. "Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств" (приложение N 1 к "Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения", утверждены Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090) являются техническими неисправностями, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена.

Согласно подпункту "б" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров, лицензиат обязан соблюдать установленные законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требования по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

Согласно абзаца 3 пункта 2.2. Положения об обеспечении безопасности одним из основных требований к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, является регулярный контроль выполнения должностными лицами и работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности движения со стороны руководителя организации или специально назначенных должностных лиц (служб) организации.

В ходе проверки установлено ненадлежащее исполнение механиком Харитоновым А.В. возложенных на него обязанностей по обеспечению безопасности движения. Неоднократные факты нарушений свидетельствуют об отсутствии регулярного контроля выполнения должностным лицом организации - механиком и работником - водителем возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности движения (в частности по выпуску на линию и эксплуатации транспортных средств в технически исправном состоянии) со стороны руководителя организации.

Доводы ответчика суд находит несостоятельными в силу несоответствия фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Факт правонарушения подтверждается материалами дела: рапортом должностного лица ОГИБДД УВД г. Петрозаводск от 27.01.2009 года (л.д. 11), объяснениями водителя Холодова В.А. от 16.02.2009 (л.д. 19), механика Харитонова А.В. 16.02.2009 (л.д. 18), актом внеплановой проверки от 18.02.2009 года (л.д. 6-8), протоколом об административном правонарушении от 18.02.2009 (л.д. 4-5).

Таким образом, фактические обстоятельства дела позволяют сделать вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ

Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объективная сторона данного правонарушения заключается в нарушении требований, установленных федеральными законами и иными нормативными актами в области лицензируемого вида деятельности.

Субъективная сторона совершенного административного правонарушения заключается в непринятии ответчиком всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При этом указанные меры должны приниматься юридическим лицом - Обществом, которое обязано организовать подлежащую лицензированию деятельность в соответствии с установленными лицензионными требованиями и условиями, обеспечить соблюдение установленных законом требований. Таким образом, вина ООО ТК "Магистраль" в совершении правонарушения выражается в ненадлежащем исполнении им вышеуказанных обязанностей.

Установленные в ходе судебного разбирательства факты свидетельствуют об отсутствии обстоятельств объективной невозможности соблюдения ответчиком требований законодательства, регулирующего деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, или каких-либо других обстоятельств, исключающих вину общества.

Следовательно, имеются все основания для привлечения ООО ТК "Магистраль" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

По мнению суда, в данном случае основания для освобождения общества от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения отсутствуют. Правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений при осуществлении предпринимательской деятельности, связанной с эксплуатацией средств повышенной опасности, влияет на безопасности дорожного движения и ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, участвующих в дорожном движении.

Поскольку обстоятельств, отягчающих ответственность, в ходе судебного разбирательства не выявлено, суд считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

 

решил:

 

1. Заявленное Управлением государственного автодорожного надзора по Республике Карелия требование удовлетворить.

Привлечь Общество с ограниченной ответственностью Транспортная компания "Магистраль" (зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за N 1061001075816, расположено по адресу: г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 28, офис. 307) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания 30 000 рублей штрафа.

2. Довести до сведения общества с ограниченной ответственностью Транспортная компания "Магистраль" реквизиты для перечисления суммы административного штрафа.

Сумма штрафа подлежит перечислению на расчетный счет N 401 018 106 000 000 100 06 в ГРКЦ НБ Республики Карелия Банка России г. Петрозаводск

Получатель штрафа: Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (УГАДН по РК)

КПП 100101001 ИНН 1001048631 ОКАТО 86 401 000000 БИК 048602001

КБК 106 116 90040 04 0000 140

Назначение платежа: "штраф по решению Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-1387/2009".

3. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

 

Судья

А.Ю.ЛАЗАРЕВ

 

 






Яндекс цитирования


Наши услуги:
Экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия; экспертиза технического состояния транспортных средств и деталей транспортных средств, следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия; проведение автотехнических исследований; определение стоимости ремонта транспортных средств; определение утраты товарной стоимости транспортных средств; возмещение материального ущерба при ДТП; обжалование постановления о привлечении в качестве виновника ДТП; взыскание материального ущерба (в т.ч. вреда здоровью) с виновника ДТП сверх страхового возмещения; возмещение морального вреда; консультирование по вопросам организации и проведения экспертизы, применения результатов исследований для защиты прав наших клиентов.

© www.ДТП-экспертиза.рф, 2011 - 2018