| Главная | Контакты | Купить сайт |



 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Именем Российской Федерации

 

РЕШЕНИЕ

от 22 октября 2008 г. по делу N А60-20220/2008-С9

 

Резолютивная часть решения объявлена 22 октября 2008 года

Полный текст решения изготовлен 22 октября 2008 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.В. Плюсниной, при ведении протокола судебного заседания помощником Ю.Е. Максутовой, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью "Моби-Транс"

к Уральскому управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

о признании незаконными действий,

от заявителя: Бондарчук Е.А., представитель по доверенности от 05.08.08, Юмагужин Т.М., директор, протокол N 1 от 09.11.07

от заинтересованного лица: Иванов В.С. - удостоверение от 13.05.05 N 04828

Объявлен состав суда. Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, в том числе право на отвод суду. Отводов суду не заявлено.

В заседании суда был объявлен перерыв до 22 октября 2008 г. После перерыва заседание суда продолжено.

 

Общество с ограниченной ответственностью "Моби-Транс" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий Уральского управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по возложению на заявителя обязанностей допускать к управлению автобусами только водителей - работников ООО "Моби-Транс" и обязании оформить на заявителя страховые полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, оформленные на арендодателей в соответствии с договорами аренды транспортных средств с экипажем.

Мотивируя требования, Общество ссылается на отсутствие в его действиях нарушения лицензионных требований. По мнению заявителя, подпункт "е" п. 4 "Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек" не содержит требования о том, что при наличии заключенного лицензиатом договора аренды транспортного средства с экипажем водители должны состоять в штате лицензиата. Заявитель также полагает, что оформление полисов обязательного страхования гражданской ответственности на имя арендодателя ИП Михалева А.В. не противоречит подпункту "ж" п. 4 названного положения.

Заинтересованное лицо заявленные требования отклонило полностью по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд

 

установил:

 

на основании распоряжения от 16.06.2008 N 1437 сотрудниками Уральского управления государственного автодорожного надзора проведена внеплановая проверка общества с ограниченной ответственностью "Моби-Транс" по вопросу соблюдения хозяйствующим субъектом требований законодательных и нормативных актов, определяющих порядок функционирования транспортного комплекса в Российской Федерации.

Поводом к проведению внеплановой проверки послужил факт дорожно-транспортного происшествия с пострадавшими.

В ходе проверки установлено, что Обществом при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек по Российской Федерации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица) на основании лицензии N АСС-66-003064 (срок действия 28.12.2007 по 27.12.2012) допущены нарушения лицензионных требований и условий.

По результатам проверки составлен акт N 1437 от 07.07.2008 и вынесено предписание от 07.07.2008 N 1437, которым на Общество возложена обязанность по проведению конкретных мероприятий с целью устранения выявленных нарушений, в том числе: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения - пересмотреть порядок допуска водителей к управлению лицензированными автобусами (п. 2 предписания), оформить страховые полисы обязательного страхования гражданской ответственности транспортных средств в соответствии с требованиями подпункта "ж" п. 4 постановления Правительства РФ от 30.10.2006 N 637 (п. 3 предписания).

Названные документы получены законным представителем юридического лица директором Общества Юмагужиным Т.М.

По мнению заявителя действия Уральского управления государственного автодорожного надзора по возложению на заявителя обязанностей по допуску к управлению автобусами только водителей - работников ООО "Моби-Транс" и оформлению на заявителя страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Изучив материалы дела, исследовав фактические обстоятельства, заслушав пояснения представителей сторон, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 62 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее по тексту - Закон) деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.

Статьей 2 Закона определено, что лицензионными требованиями и условиями является совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

Пунктом 1.5 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27, организации, а также водители - предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров и грузов, в установленных случаях обязаны иметь лицензию на осуществление конкретных видов перевозок, соблюдать условия, предусмотренные в лицензии, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 632 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

Согласно ст. 637 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, обязанность страховать транспортное средство и (или) страховать ответственность за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией, возлагается на арендодателя в тех случаях, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора.

Статья 786 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет перевозчика как субъекта, принявшего на себя по договору перевозки пассажиров обязанность за установленную плату перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе, обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельце транспортных средств.

Таким образом, при наличии договора аренды транспортного средства с экипажем арендатор является субъектом, ответственным за соблюдение лицензионных требований при осуществлении перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованном для перевозки более восьми человек.

Порядок лицензирования указанного вида деятельности, определен Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637 (далее по тексту - Положение N 637).

Лицензионные требования и условия при осуществлении перевозок пассажиров закреплены в п. 4 Положения N 637.

Пунктом 4 Положения о лицензировании предусмотрены лицензионные требования и условия при осуществлении перевозок пассажиров, в том числе, требования о наличии у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование (подпункт "е" пункта 4 Положения о лицензировании).

В соответствии с Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденным Приказом Минтранса РФ от 09.03.95 N 27, обеспечение профессиональной надежности водительского состава (раздел 3) предусматривает, в первую очередь, выполнение установленных требований при приеме водителей на работу и допуске их к осуществлению перевозок.

В силу ст. 20 Федерального закона от 10.12.95 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей, организовать и проводить с привлечением работников здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения.

Из представленных договоров аренды транспортного средства с экипажем следует, что ООО "Моби-Транс" выступает в качестве арендатора. Вместе с тем, согласно ст. 635 Гражданского кодекса Российской Федерации при договоре аренды транспортного средства с экипажем члены экипажа являются работниками арендодателя. Они подчиняются распоряжениям арендодателя, относящимся к управлению и технической эксплуатации, и распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства.

Ответственность за выполнение требований, предъявляемых за безопасную эксплуатацию автотранспортных средств (проведение предрейсовых медосмотров водителей, техническое обслуживание автотранспортных средств и проверок перед их выпуском на линию, соблюдение режима труда и отдыха водителей, выдача путевой документации, эксплуатация подвижного состава на дорогах, обеспечивающих безопасность дорожного движения, допуск и стажировка водителей для работы на линии) законодательством возложена на арендодателя.

Указанное также следует и из представленных в материалы дела договоров аренды транспортных средств с экипажем.

Таким образом, требования о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, касающиеся обеспечения требований безопасности дорожного движения, не будут соблюдаться арендатором транспортных средств по договорам аренды транспортного средства с экипажем.

Суд считает, что для обеспечения требований безопасности дорожного движения и перевозки пассажиров и грузов, юридические лица и предприниматели, осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров с использованием наемного труда, обязаны производить прием на работу водителей с заключением с ними трудовых договоров. Отсутствие трудовых отношений делает невозможным соблюдение правовых положений, обязывающих обеспечить надежность водителей, проводить их стажировку, вести контроль за их деятельностью, устанавливать им графики и следить за их выполнением, проводить анализ дорожных происшествий с участием водителей, вести учет медосмотров, а также применять соответствующие меры дисциплинарного характера.

Тем более из анализа представленного договора аренды транспортного средства с экипажем от 18 февраля 2008 г., (п. 6.2 указанного договора) следует, что ответственность за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством его механизмами, устройствами, оборудованием в процессе использования транспортного средства, несет Арендодатель.

При таких обстоятельствах в части оспаривания действий по возложению на заявителя обязанностей допускать к управлению автобусами только водителей - работников ООО "Моби-Транс" следует отказать.

Лицензионными требованиями, в том числе, являются наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (подпункт ж п. 4 Положения N 637).

Условия и порядок осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств регулируются Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

В силу пункта 2 статьи 15 названного Закона по договору обязательного страхования является застрахованным риск гражданской ответственностью самого страхователя, иного названного в договоре обязательного страхования владельца транспортного средства, а также других использующих транспортное средство на законном основании владельцев.

Как следует из материалов дела, 18.02.2008 между индивидуальным предпринимателем Михалевым А.В. (арендодатель) и ООО "Моби-Транс" (арендатор) заключен договор аренды транспортного средства с экипажем N 17, в соответствии с условиями которого арендодатель передает арендатору за плату во временное владение и пользование принадлежащее ему на праве собственности (распоряжения) транспортное средство (автобус), зарегистрированное 28.11.2006 в ГИБДД ОВД г. Сысерти Свердловской области (свидетельство о регистрации ТС 66 ОР 545880) марки НЕФАЗ-529920-15, регистрационный знак ВН 649 66, для использования в соответствии с нуждами арендатора в целях коммерческой перевозки пассажиров на маршруте N 19Т "Химмаш - Площадь 1905 г.", а также оказывает арендатору своими силами услуги по управлению транспортом и его технической эксплуатации. Арендатор по истечении срока действия настоящего договора возвращает транспортное средство арендодателю (п. 1.1. договора).

Пунктом 2.7 договора аренды транспортного средства с экипажем N 17 от 18.02.2008 обязанность по страхованию транспортного средства и (или) ответственности за ущерб, который может быть причинен транспортным средством (в процессе его эксплуатации), возложена на арендодателя ИП Михалева А.В., который выполнил данную обязанность, что подтверждается страховым полисом с идентификационным номером 0417810567, оформленным в отношении транспортного средства марки автобус марки НЕФАЗ-5299-20-15, регистрационный знак ВН 649 66

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

В пункте 1 резолютивной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 377-О предусмотрено, что взаимосвязанные положения абзаца одиннадцатого статьи 1, пункта 2 статьи 15 и статьи 16 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" - в их конституционно-правовом истолковании в системе нормативно-правового регулирования - не исключают владельцев, использующих транспортное средство на законном основании, но не указанных в страховом полисе, из числа лиц, чей риск гражданской ответственности является застрахованным по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и не предполагают право страховщика отказать в осуществлении страховой выплаты при причинении такими владельцами транспортных средств вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших.

В рассматриваемой ситуации ООО "Моби-Транс" пользуется транспортным средством на законном основании (договор аренды транспортного средства с экипажем от 18.02.2008 N 17), договор обязательного страхования на автобусы заключен в установленном порядке в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемых действиях заявителя нарушений лицензионных требований, в частности подпункта "ж" п. 4 Положения N 637, и о незаконности действий заинтересованного лица по возложению на Общество обязанности по оформлению полисов ОСАГО на имя лицензиата ООО "Моби-Транс".

Довод заявителя о применении к рассматриваемому спору положений лицензионного законодательства является несостоятельным и подлежит отклонению, так как вопросы обязательного страхования регулируются Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", положениям которого дано толкование Конституционным Судом Российской Федерации, правовые акты которого носят обязательный характер для всех субъектов права на территории России.

При изложенных обстоятельствах, суд полагает, что заявителем лицензионные условия подпунктов "ж, пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) выполнены в связи с чем, заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Моби-Транс" требования о признании незаконными действий Уральского управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по возложению на заявителя обязанностей ООО "Моби-Транс" оформить на заявителя страховые полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, оформленные на арендодателей в соответствии с договорами аренды транспортных средств с экипажем, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд

 

решил:

 

1. Заявленные требования удовлетворить частично.

2. Признать недействительными действия Уральского управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по возложению на заявителя обязанностей оформить на ООО "Моби-транс" страховые полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, оформленные на арендодателей в соответствии с договорами аренды транспортных средств с экипажем.

3. В удовлетворении остальной части иска отказать.

4. Взыскать с Уральского управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в пользу ООО "Моби-Транс" 1000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, уплаченной платежным поручением N 16 от 13 августа 2008 г.

5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr

 

Судья

ПЛЮСНИНА С.В.

 

 






Яндекс цитирования


Наши услуги:
Экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия; экспертиза технического состояния транспортных средств и деталей транспортных средств, следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия; проведение автотехнических исследований; определение стоимости ремонта транспортных средств; определение утраты товарной стоимости транспортных средств; возмещение материального ущерба при ДТП; обжалование постановления о привлечении в качестве виновника ДТП; взыскание материального ущерба (в т.ч. вреда здоровью) с виновника ДТП сверх страхового возмещения; возмещение морального вреда; консультирование по вопросам организации и проведения экспертизы, применения результатов исследований для защиты прав наших клиентов.

© www.ДТП-экспертиза.рф, 2011 - 2018