| Главная | Контакты | Купить сайт |



 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Именем Российской Федерации

 

РЕШЕНИЕ

от 12 апреля 2011 г. по делу N А60-4447/2011

 

Резолютивная часть решения объявлена 11 апреля 2011 года

Полный текст решения изготовлен 12 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.А. Хомяковой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Будалиной А.И., рассмотрел 8 - 11 апреля 2011 г. в судебном заседании дело по заявлению

УМТУ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (УМТУ Росстандарта) (ИНН 6672172548, ОГРН 1046604412161)

к Открытому акционерному обществу "Свердловэнергосбыт" (ИНН 6670082105, ОГРН 1056604019757)

о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании

от заявителя: Н.А. Колтышева - начальник правового отдела по доверенности от 29.03.2011 г.

от заинтересованного лица: С.В. Вагнер, представитель по доверенности 66 АА 0239810.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

 

Уральское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - УМТУ Росстандарт, управление) обратилось Арбитражный суд с заявлением о привлечении ОАО "Свердловэнергосбыт" (далее - общество) к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ) за нарушение обязательных требований государственных стандартов.

Заинтересованное лицо представило отзыв, с заявленными требованиями не согласно, при этом ссылается на отсутствие в его действиях вины, а также указывает на процессуальные нарушения, допущенные государственным органом, и неверную квалификацию.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 15-30 час. 11.04.2011 г. После перерыва судебное заседание продолжено.

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд

 

установил:

 

Согласно распоряжению N 902С/23 от 24.01.2011 г. управлением проведена внеплановая проверка с целью государственного контроля и надзора в области обеспечения единства измерений в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2006 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений": государственного контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов (обязательных требований стандартов) в сфере технического регулирования в соответствии Федеральным законом от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Согласно п. 2.2 Положения об Уральском межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 05.08.2010 г. N 2922, УМТУ Росстандарта осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством РФ решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти.

Управлением совместно с испытательной лабораторией по контролю показателей качества электрической энергии Федерального государственного учреждения "УРАЛТЕСТ" для испытания поставляемой обществом электроэнергии по адресу: г. Первоуральск, пос. Шайтана, ул. А. Невского, 13, произведен отбор образцов на соответствие обязательным требованиям ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения".

Установка приборов и обработка результатов измерений проводилась сотрудниками испытательной лаборатории по контролю показателей качества электрической энергии ФГУ "УРАЛТЕСТ", имеющим свидетельство об аккредитации.

Согласно результатам проведенных испытаний качество передаваемой обществом электроэнергии не соответствовало обязательным требованиям ГОСТ 13109-97, в частности, п. 5.2 - по показателю "установившееся отклонение напряжения", что является нарушением п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Выявленные протоколами испытаний указанные нарушения требований государственных стандартов и обязательных правил к электрической энергии в электрических сетях и указанные в акте проверки от 08.02.2011 г. явились основанием для составления Управлением протокола об административном правонарушении от 17.02.2011 г. в отношении ОАО "Свердловэнергосбыт".

В соответствии с абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ УМТУ Росстандарт обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ОАО "Свердловэнергосбыт" к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 19.19 Кодекса нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных ст. 6.14, 8.23, 9.4, ч. 1 ст. 12.2, ч. 2 ст. 13.4, ст. 13.8, ч. 1 ст. 14.4, ст. 20.4 названного Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, влечет наложение административного штрафа.

Объектом данного правонарушения является общественные отношения в сфере стандартизации, сертификации и метрологии, а также права и законные интересы потребителей.

Субъектом административного правонарушения по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ является юридическое лицо, в данном случае общество, к основному виду деятельности которого относятся: покупка и реализация электрической энергии, выполнение функций гарантирующего поставщика.

Объективная сторона состоит в том, что виновное лицо в ходе осуществления своей деятельности нарушает обязательные требования государственных стандартов, установленных в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании".

Согласно ст. 2 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, названного Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и Постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.

В силу ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.

Из содержания ч. 1 ст. 38 Закона об электроэнергетике следует, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

В соответствии с ч. 1 ст. 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.

ГОСТ 13109-97 устанавливает обязательные для соблюдения во всех режимах работы систем энергоснабжения общего назначения показатели и нормы качества в электрических сетях систем электроснабжения и распространяет свое действие на электрические сети систем электроснабжения общего назначения, под которыми понимается совокупность электроустановок и электрических устройств энергоснабжающей организации.

В силу абз. 3 п. 1 ГОСТа 13109-97 нормы, установленные названным стандартом, являются обязательными во всех режимах работы систем электроснабжения общего назначения, кроме режимов, обусловленных исключительными погодными условиями и стихийными бедствиями, непредвиденными ситуациями, вызванными действиями стороны, не являющейся энергоснабжающей организацией и потребителем электроэнергии, условиями, регламентированными государственными органами управления, а также связанных с ликвидацией последствий, вызванных исключительными погодными условиями и непредвиденными обстоятельствами.

Реализация электрической энергии с нарушением условий ГОСТа 13109-97 допускается лишь в перечисленных в данной норме случаях. Во всех иных ситуациях несоблюдение обязательных требований государственных стандартов влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 19.19 Кодекса.

Кроме того, согласно п. 112 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила функционирования), качество электрической энергии обеспечивается совместными действиями субъектов электроэнергетики, обеспечивающих снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций, сетевых организаций, системного оператора и иных субъектов оперативно-диспетчерского управления, а также производителей (поставщиков) электрической энергии во исполнение своих обязательств по договорам на оптовом и розничных рынках электрической энергии. Указанные субъекты отвечают перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями.

В соответствии п. 88 Правил функционирования гарантирующий поставщик или сетевая организация несут ответственность за надежность энергоснабжения и качество электрической энергии на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.

Пунктом 114 указанных Правил функционирования предусмотрено, что в случае, если договором энергоснабжения или иным договором предусмотрены обязательства гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии и оперативно-диспетчерским управлением, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) несет ответственность перед потребителями за неисполнение (ненадлежащее исполнение) соответствующих обязательств по указанному договору, в том числе за действия (бездействие) третьих лиц, на которых было возложено их исполнение.

На основании указанных правовых норм, регулирующих отношения в области энергоснабжения, суд считает, что общество обязано обеспечить соответствующее качество поставляемой (реализуемой) электроэнергии, которая должна соответствовать обязательным требованиям ГОСТ 13109-97.

Судом установлено, что общество, выступая в качестве гарантирующего поставщика, осуществляет деятельность по продаже электрической энергии на розничном рынке электроэнергии и по отношению к потребителям является энергосбытовой организацией, отвечающей перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество. Общество как гарантирующий поставщик обязано отпускать электроэнергию, качество которой должно соответствовать требованиям технических регламентов, а до принятия соответствующих технических регламентов - обязательным требованиям государственных стандартов.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что вследствие ненадлежащего контроля за качеством передаваемой электрической энергии общество допустило поставку (реализацию) потребителям электрической энергии, не соответствовавшей требованиям ГОСТ 13109-97, в частности, п. 5.2 - по показателю "установившееся отклонение напряжения".

Таким образом, суд пришел к выводу о доказанности нарушения обществом обязательных требований государственных стандартов при реализации (поставке, продаже) электрической энергии, что является основанием для применения мер административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.

Судом отклоняется довод заинтересованного лица о неправильной квалификации правонарушения по следующим основаниям.

Все требования государственного стандарта ГОСТ 13109-97 являются обязательными в силу п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", как обеспечивающие защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества.

Контроль за соблюдением требований стандарта осуществляют органы надзора и аккредитованные в установленном порядке испытательные лаборатории по качеству электрической энергии (п. Е1 ГОСТа 13109-97).

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ, состоит в нарушении обязательных требований государственных стандартов при реализации, использовании, хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а также в нарушении правил обязательной сертификации, которые устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании".

Поскольку совершенное обществом правонарушение нарушает государственный стандарт, который не относится к законодательству о защите прав потребителей, судом не принимается довод заявителя о квалификации правонарушения по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.

Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

Нормативный уровень - это норма, относящаяся преимущественно к удельному расходу сырья, материалов, энергии на другие единицы, характеризующие объект потребления ресурсов.

Поскольку ст. 7.23 КоАП РФ не содержит требований соблюдения обязательных государственных стандартов, которые устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", указанная норма в данном случае не применима.

На основании изложенного суд считает, что административным органом действия общества квалифицированы правомерно по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.

Вину общества в совершении правонарушения суд усматривает в отсутствии контроля за качеством электроэнергии, ее соответствию обязательным требованиям государственных стандартов при поставке (реализации) от точек приема до точек поставки.

Обществом не были приняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение норм действующего законодательства в части обеспечения соответствия качества передаваемой электрической энергии требованиям ГОСТа 13109-97.

Выступая в качестве гарантирующего поставщика, общество обязано урегулировать в интересах абонента отношения по передаче электроэнергии, а также отношения по оказанию иных неразрывно связанных с процессом снабжения электроэнергией услуг, в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации.

Суду не представлено доказательств того, что обществом предпринимались какие-либо действия по контролю за качеством передаваемой электрической энергии.

При этом не принимается ссылка заявителя на договор с ОАО "МРСК Урала", поскольку возложение обязанности по контролю за качеством электрической энергии только на сетевую организацию не соответствует требованиям пунктов 112, 114 Правил функционирования.

На основании изложенного суд считает вину общества в совершении вменяемого административного правонарушения установленной.

Судом также не принимаются ссылки заинтересованного лица на процессуальные нарушения со стороны заявителя.

По мнению суда, тот факт, что административным органом назначено время для составления протокола в период с 10-00 до 16-00, не являлся существенным нарушением процедуры привлечения общества к административной ответственности, поскольку общество осведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении; свои возражения на протокол представило суду для решения вопроса по привлечению к ответственности.

При этом в судебном заседании представитель заявителя согласился с тем, что данный факт не является существенным нарушением предоставленных законом обществу гарантий защиты прав.

Отсутствие в протоколе ФИО лица, по адресу которого проводилась проверка, также не является существенным процессуальным нарушением лица, привлекаемого к административной ответственности.

Указанные обстоятельства не повлияли на процессуальные права общества на защиту при составлении протокола об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах, принимая их в совокупности, требования заявителя о привлечении ОАО "Свердловэнергосбыт" к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ за нарушение обязательных требований государственных стандартов подлежат удовлетворению.

При назначении наказания суд, учитывая совершение правонарушения впервые (иных доказательств суду не представлено), а также принятие обществом мер по устранению правонарушения, считает возможным определить размер штрафа в минимальном размере.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

 

решил:

 

1. Требования Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии удовлетворить

Привлечь ОАО "Свердловэнергосбыт" (ИНН 6670082105, ОГРН 1056604019757) к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных в виде наложения штрафа в размере 40000 рублей 00 копеек.

2. Реквизиты для уплаты штрафа:

ИНН - 6672172548, КПП - 667201001

Р/С - 401018105000000010010 ГРКЦ Банка России по Свердловской области г. Екатеринбург,

БИК - 046577001,

ОКАТО - 65401000000,

ОКПО 74375951

ОКВЭД 75.11.12

Назначение платежа - 17211601000010000140 - Денежные взыскания (штрафы) за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий.

Получатель: УФК МФ по Свердловской области, УМТУ Росстандарта.

Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

4. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

 

Судья

ХОМЯКОВА С.А.

 

 






Яндекс цитирования


Наши услуги:
Экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия; экспертиза технического состояния транспортных средств и деталей транспортных средств, следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия; проведение автотехнических исследований; определение стоимости ремонта транспортных средств; определение утраты товарной стоимости транспортных средств; возмещение материального ущерба при ДТП; обжалование постановления о привлечении в качестве виновника ДТП; взыскание материального ущерба (в т.ч. вреда здоровью) с виновника ДТП сверх страхового возмещения; возмещение морального вреда; консультирование по вопросам организации и проведения экспертизы, применения результатов исследований для защиты прав наших клиентов.

© www.ДТП-экспертиза.рф, 2011 - 2018