| Главная | Контакты | Купить сайт |



 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

Именем Российской Федерации

 

РЕШЕНИЕ

от 20 июня 2011 г. по делу N А71-3663/2011-Г33

 

Резолютивная часть решения объявлена 20 июня 2011 года. Полный текст решения изготовлен 20 июня 2011 года.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи С.Ю. Бакулева, при ведении протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола в письменной форме помощником судьи Н.М. Морозовой, рассмотрев в судебном заседании исковое заявление

индивидуального предпринимателя Гирбасовой Людмилы Никоновны, г. Ижевск

к 1. Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике, г. Ижевск

2. Удмуртской Республике в лице Министерства финансов Удмуртской Республики, г. Ижевск

третьи лица: 1. Открытое акционерное общество "Автовокзалы Удмуртии", г. Ижевск

2. Открытое акционерное общество "Удмуртавтотранс", г. Ижевск

3. Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики, г. Ижевск

о взыскании 17986 руб. 30 коп. убытков

при участии представителей

истца: О.В. Ижболдина - представитель (доверенность от 10.05.11)

ответчиков: 1. А.А. Данилова - представитель (доверенность от 20.12.10)

2. Н.В. Походина - представитель (доверенность N 15 от 25.02.11)

третьих лиц: 1. Не явился (уведомление в деле)

2. Не явился (уведомление в деле)

3. О.Н. Баранова - представитель (доверенность N 20 от 04.04.11)

 

установил:

 

Иск заявлен о взыскании 17986 руб. 30 коп. убытков, образовавшихся в результате оказание услуг по перевозке льготной категории граждан.

В ходе заседания по заявлению истца и в порядке ст.ст. 41, 49, 159, 184, 185 АПК РФ уточнены периоды взыскания убытков с Российской Федерации - с января по сентябрь 2008 года, с июня по ноябрь 2009 года и с мая по июнь 2010 года; с Удмуртской Республики за март 2010 года.

Представитель истца исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске со ссылкой на ст.ст. 15, 1069 ГК РФ.

Представитель первого ответчика исковые требования оспорила по основаниям изложенным в отзыве на иск, а именно: исковые требования не основаны на законе, поскольку передача государственных полномочий по обеспечению финансирования льгот в виде бесплатного проезда на другой уровень власти действующим законодательством не установлено. Российская Федерация обязана финансировать льготы, установленные федеральным законодательством. Истцы не указывают нормативных актов, которыми установлено, что Российская Федерация обязана финансировать льготы в виде бесплатного проезда. Кроме того, представленные истцами акты выполненных работ, не могут в полной мере подтверждать выполнение обязательств именно в соответствии с постановлением N 186, поскольку в качестве основания для реализации талонов в них указано постановление Правительства УР от 14.03.2005 N 34, утратившее силу в связи с принятием постановления Правительства УР от 29.12.2005 г. N 186 и не распространяло свое действие на правоотношения в спорный период времени (2008 - 2010 гг.). Между тем, предоставление истцами льготного проезда отдельным категориям граждан производилось на основании договоров N 47 от 15.03.2010 и N 54 от 08.12.2006 г. Российская Федерация стороной по договору не являлась, право на распоряжение средствами федерального бюджета органам государственной власти субъекта нормативными актами не передано.

Представитель второго ответчика исковые требования оспорила по основаниям изложенным в отзыве на иск, а именно: средства выделенные из федерального бюджета бюджету УР и средства, выделенные из бюджета Удмуртской Республики на обеспечение равной транспортной доступности услуг общественного транспорта на территории Удмуртской Республики для отдельных категорий граждан, израсходованы в полном объеме и по целевому назначению.

Открытое акционерное общество "Автовокзалы Удмуртии", г. Ижевск исковые требования оспорило по основаниям изложенным в отзыве на иск: по состоянию на 01 января 2011 года не профинансированные услуги по перевозке граждан льготных категорий, оказанных истцом составляют 17876 руб. 80 коп. - по перевозке граждан льготных категорий, включенных в федеральный регистр и 109 руб. 50 коп. - по перевозке граждан льготных категорий, включенных в региональный регистр (в том числе вознаграждение ОАО "Автовокзалы Удмуртии"). Указанная сумма сформировалась из оказания услуг по перевозке пассажиров, имеющих право на бесплатный проезд, возмещение за которые производится из средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики. В пределах средств, направленных из ОАО "Удмуртавтотранс" ОАО "Автовокзалы Удмуртии" возмещение выпадающих доходов, расчеты с перевозчиками, в том числе с истцом, были произведены ОАО "Автовокзалы Удмуртии" в полном объеме, т.е. перед истцом обязательства по договору были выполнены в полном объеме в пределах полученных из федерального и республиканского бюджетов денежных средств на возмещение выпадающих доходов. Убытки истцов возникли в результате недофинансирования выпадающих доходов в период с 2008 года по 2010 год.

Представитель ОАО "Удмуртавтотранс", г. Ижевск исковые требования оспорил, в письменном виде отзыв не представил.

Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики, г. Ижевск исковые требования оспорило по основаниям, изложенным в отзыве на иск, а именно: в спорный период Министерство осуществляло возмещение выпадающих доходов транспортных организаций через ОАО "Удмуртавтотранс" за счет и в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом и бюджетом Удмуртской Республики в соответствии с заключенными договорами между Министерством и ОАО "Удмуртавтотранс". Все денежные средства, предусмотренные федеральным бюджетом и выделенные Удмуртской Республике во исполнение обязательств по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым, относится к ведению Российской Федерации, а также предусмотренные бюджетом Удмуртской Республики Министерством во исполнение обязательств по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым, относится к ведению Удмуртской Республики были израсходованы в полном объеме по целевому назначению.

Судебное заседание проведено в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично путем размещения информации на интернет-сайте Арбитражного суда Удмуртской Республики, в порядке ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ.

Между ИП Гирбасовой Л.Н. (заказчик) и ОАО "Автовокзалы Удмуртии" (исполнитель) заключены договоры N 47 от 15.03.2010, N 54 от 08.12.2006, в соответствии с условиями которых (п.п. 1.1) исполнитель за вознаграждение оказывает заказчику услуги, предусмотренные настоящим договором, связанные с осуществлением в соответствии с главой 40 ч. 2 Гражданского кодекса РФ, Уставом автомобильного транспорта, Правилами перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом, Положением об обеспечении безопасности перевозки пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 года N 2 и иными нормативными актами РФ и УР, перевозок пассажиров и багажа в междугородном и пригородном сообщениях, от своего имени, в целях наиболее полного удовлетворения населения в пассажирских перевозках.

Заказчик обязуется перевезти пассажиров на автомобильном транспорте (автобус, микроавтобус) в количестве (по типам и маркам) по маршрутам согласно утвержденного в установленном порядке расписания движения автобусов из пункта отправления (автовокзал, пассажирская автостанция, кассовый павильон, кассовый пункт, принадлежащие Исполнителю) в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа водителю автобуса также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу (п.п. 1.2 договоров).

В соответствии с п.п. 2.1.13 договоров исполнитель в целях реализации предоставления льготного проезда по талонам, по направлениям, другим проездным документам, лицам - получателям социальных льгот, обязуется предоставлять бесплатный проезд на автобусах пригородного и междугородного сообщения при обращении в кассы, принадлежащих исполнителю автовокзалов, пассажирских автостанций и кассовых пунктов. Вести учет пассажиров - получателей социальных услуг, перевезенных с автовокзалов, пассажирских автостанций и кассовых пунктов, полученные данные обобщать и в виде информации передавать в уполномоченное государственное учреждение, осуществляющее распределение денежных средств, поступающих от продажи социальных проездных документов.

Согласно п. 3.2 договора N 47 от 15.03.2010 размер вознаграждения, уплачиваемого заказчиком исполнителю за оказанные услуги составляет 19,6% с выручки, полученной от реализации билетов за провоз пассажиров и 50% от реализованных билетов за провоз багажа, а также НДС, начисленный на услуги и работу, выполненные исполнителем.

Согласно п. 3.2 договора N 54 от 08.12.2006 размер вознаграждения, уплачиваемого заказчиком исполнителю за оказанные услуги составляет 12% с выручки, полученной от реализации билетов за провоз пассажиров и 50% от реализованных билетов за провоз багажа, а также НДС, начисленный на услуги и работу, выполненные исполнителем.

На основании п.п. 3.3 договоров из сумм, получаемых от органов государственной власти РФ, органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления Удмуртской Республики в качестве дотаций для покрытия убытков от перевозки льготной категории пассажиров на междугородных и пригородных маршрутах, заказчик перечисляет исполнителю с целью покрытия аналогичных убытков исполнителя вознаграждение в размере согласно п. 3.2 договора.

Расчеты за услуги, связанные с предоставление мер социальной помощи для отдельных категорий граждан, оказываемых исполнителем на автовокзалах, пассажирских автостанциях, кассовых пунктах по предъявлению гражданином именного направления на бесплатный проезд, выданного государственным учреждением "Региональным отделением фонда социального страхования РФ по УР", талона (обратного талона) на бесплатный проезд, выданного органом социальной защиты населения по месту жительства гражданина, СПБ, талона на проезд военнослужащих в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих" производятся при условии поступления денежных средств федерального, республиканского, местного бюджета исполнителю и в пределах средств, поступивших исполнителю из федерального, республиканского, местного бюджета. Расчеты за услуги, связанные с предоставлением мер социальной помощи для отдельных категорий граждан производятся в следующем порядке: исполнитель ежемесячно в срок до 10 (десятого) числа месяца, следующего за отчетным, представляет заказчику реестры реализации безденежных билетов отдельным категориям граждан, имеющим право на меры социальной помощи (по предъявлению именного направления или талона (обратного талона) на бесплатный проезд) в электронном виде, а также акт выполненных работ (с указанием количества пассажиров, общей суммы по проданным билетам, суммы страховых сборов, суммы, подлежащей перечислению заказчику и суммы услуг исполнителя) и счет-фактуру на стоимость оказанных услуг объединением, которая рассчитывается согласно п. 3.2 договора; исполнитель ежемесячно в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет заказчику расчеты (акт выполненных работ), составленные исполнителем по перевозке льготной категории граждан, имеющих право на меры социальной поддержки; оплата заказчиком исполнителю по данным счетам-фактурам производится путем зачета из суммы выручки от реализации билетов, подлежащей выплате заказчику (п.п. 3.5 договоров).

Истец указывает, что согласно актам сверки взаиморасчетов по перевозке льготной категории граждан задолженность перед истцом по федеральному регистру льготной категории граждан за период с января по сентябрь 2008 года, с июня по ноябрь 2009 года и с мая по июнь 2010 года составляет 17876 руб. 80 коп., по региональному регистру льготной категории граждан за период март 2010 года составляет 109 руб. 50 коп., что подтверждается актами сверок, актами выполненных работ.

Обязательства по возмещению выпадающих доходов до настоящего времени не исполнены, что явилось для истца основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Ответчики исковые требования оспорили, по указанным выше основаниям.

Суд, выслушав представителей лиц участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, на основании ст.ст. 15, 790, 1069, 1071 ГК РФ и следующих обстоятельств.

Согласно п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Согласно статьям 3, 6, 32, 44, 63, 110, 139 названного Закона меры социальной защиты и поддержки отдельных категорий граждан, установленные Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в РФ", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", "О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", "О реабилитации жертв политических репрессий", "О донорстве крови и ее компонентов", являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан.

В соответствии с п. 16 - 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 г. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), учитываются положения ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.

Возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию установленных Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам. При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации.

Судом установлено, что на территории Удмуртской Республики в целях социальной защиты граждан, имеющих право на меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики, Правительством Удмуртской Республики принято постановление от 19.12.2005 г. N 170 "О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике". Полномочиями по осуществлению возмещения выпадающих доходов предприятиям автомобильного и электрического транспорта, связанных с реализацией социальных проездных билетов возложены на Министерство социальной защиты Удмуртской Республики.

В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства УР от 29.12.2005 N 186 возмещение выпадающих доходов транспортных организаций осуществляется Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики через ОАО "Удмуртавтотранс" в соответствии с заключенным договором.

Получателем денежных средств на возмещение выпадающих доходов из республиканского и федерального бюджета является ОАО "Удмуртавтотранс".

На возмещение выпадающих доходов между ОАО "Автовокзалы Удмуртии" и ОАО "Удмуртавтотранс" заключены договоры N 38/08-МГ от 01.02.2008 г., 62/09-МГ от 16.02.2009 г., 114/10-МГ от 19.04.2010 г.

В соответствии с условиями указанных выше договоров "Удмуртавтотранс" обязуется возмещать выпадающие доходы, понесенные перевозчиком через "Автовокзалы Удмуртии", за счет и в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом Удмуртской Республики.

Возмещение ОАО "Удмуртавтотранс" выпадающих доходов принятой к оплате Министерством социальной защиты населения УР, за счет и в пределах средств предусмотренных федеральным бюджетом и бюджетом Удмуртской Республики возмещается Министерством социальной защиты населения УР на основании договоров между Министерством социальной защиты населения УР и ОАО "Удмуртавтотранс".

Порядок возмещения утвержден распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 02.03.2006 г. N 183-р "Положение о порядке реализации и учета социальных проездных билетов, дающих право на проезд отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения (кроме такси), возмещения выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов" (далее - Положение).

Согласно п. 3 Положения организации транспорта ведут раздельный учет продажи социальных проездных билетов гражданам, включенным в федеральный и региональные регистры лиц, имеющих право на меры социальной поддержки.

Соответственно расходы по обеспечению равной транспортной доступности льготной категории граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, осуществляются за счет средств федерального бюджета, и включенных в региональный регистр лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, осуществляются за счет средств местного бюджета.

В 2008 году Федеральным законом от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" утверждено распределение межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на 2008 год согласно приложению 37 к данному Федеральному закону (статья 14 данного Федерального закона).

В соответствии с приложением 37 к Федеральному закону от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" и приложением 1 к Закону Удмуртской Республики от 18.09.2007 N 54-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2008 год" бюджету Удмуртской Республики были распределены межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым, относится к ведению Российской Федерации в размере 32942,4 тыс. руб.

В 2009 году Федеральным законом от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" утверждено распределение межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на 2009 год согласно приложению 19 к данному Федеральному закону (статья 13 данного Федерального закона).

В соответствии с приложением 19 к Федеральному закону от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" и приложением к Закону Удмуртской Республики от 23.12.2008 N 55-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2009 год" бюджету Удмуртской Республики были распределены межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым, относится к ведению Российской Федерации в размере 17591,3 тыс. руб.

В соответствии с приложением 8 к Закону Удмуртской Республики от 23.12.2008 N 55-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2009 год" в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета Удмуртской Республики на 2009 Министерству были распределены расходы по наименованиям "обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым, относится к ведению Российской Федерации в размере 17 591.3 тыс. руб."; "обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан за счет средств бюджета Удмуртской Республики (междугородный автомобильный транспорт внутриреспубликанского сообщения) в размере 1 300 тыс. руб.".

В 2010 году в соответствии с приложением 8 к Закону Удмуртской Республики от 08.12.2009 N 67-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2010 год" в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета Удмуртской Республики на 2010 год Министерству были распределены расходы по наименованию "обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан за счет средств бюджета Удмуртской Республики (междугородный автомобильный транспорт внутриреспубликанского сообщения) в размере 1300 тыс. руб.".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2006 г. N 802 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Таким образом, переданные из федерального бюджета средства в виде субвенций были распределены Удмуртской Республикой в полном объеме и не покрыли расходы предприятий, в том числе и истца, по предоставлению льгот, финансирование которых отнесено к полномочиям Российской Федерации.

В период с января 2008 года по июнь 2010 года истец оказывал транспортные услуги. Реализация услуг признается объектом налогообложения по НДС (ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации).

Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) установлен ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 данной статьи закона при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

Реализация услуг признается объектом налогообложения по НДС (ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, НДС подлежит уплате только с сумм, фактически полученных от потребителей транспортных услуг.

Денежные средства выделяются из бюджета на компенсацию расходов организаций по предоставлению установленных законами льгот отдельным категориям граждан не являются оплатой транспортных услуг за этих граждан.

Между тем, согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость

Согласно налоговой декларации по ЕНВД для отдельных видов деятельности за 1, 2, 3 квартал 2008 года, налоговой декларации по ЕНВД для отдельных видов деятельности за 22, 24 налоговые периоды 2009 года, налоговой декларации по ЕНВД для отдельных видов деятельности за 21, 22 налоговые периоды 2010 года Гирбасова Л.Н. находятся на упрощенной системе налогообложения.

Поскольку в период 2008 - 2010 гг. ИП Гирбасова Л.Н. находился на специальном режиме налогообложения, налог на добавленную стоимость, входящий в состав тарифа, также является частью неполученной платы за перевозку льготной категории граждан.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что размер понесенных истцом расходов подтвержден материалами дела (актами сверок, актами выполненных работ), и в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ являются реальным ущербом истца и подлежит взысканию с ответчиков.

Возражения ответчиков судом отклоняются, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 781 ГК РФ оказанные услуги должны быть оплачены в полном объеме.

На истца как на коммерческую организацию не возложено бремя расходов по реализации федеральных законов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан. Выполнение этой обязанности юридическим лицом противоречит целям его деятельности.

Принимая Федеральные законы от 24.07.2007 г. N 198-ФЗ, от 24.11.2008 г. N 204-ФЗ, государство не отменяло и не приостанавливало действия Федеральных законов "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", "О реабилитации жертв политических репрессий", "О донорстве крови и ее компонентов", поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей могут быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.

В результате предоставления упомянутой льготы истцом недополучено 17986 руб. 30 коп. Данные расходы истца, понесены в связи с предоставлением льгот для отдельных категорий граждан в виде бесплатного проезда.

В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Компенсация расходов, понесенных истцом, оказывающим услуги льготным категориям потребителей, установлена действующим законодательством Российской Федерации, которым не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).

Пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 предусмотрено, что в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.

В соответствии со статьями 16 и 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Поскольку ответчики не обеспечили в полном объеме исполнение Федерального закона в части предоставления льгот для отдельных категорий граждан в виде бесплатного проезда, суд пришел к выводу о законности и обоснованности исковых требований.

В соответствии с частью 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" с 01.01.2007 г. признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат истцу уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.

Таким образом, с 01.01.2007 г. подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 названного Кодекса взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как со стороны по делу (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 г. N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации").

С учетом принятого по делу решения, учитывая вышеизложенное, государственная пошлина относится на ответчиков.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

 

решил:

 

1. Взыскать с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу индивидуального предпринимателя Гирбасовой Людмилы Никоновны, г. Ижевск убытки в размере 17876 руб. 80 коп.; в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 1987 руб. 80 коп.

2. Взыскать с Удмуртской Республики в лице Министерства финансов Удмуртской Республики за счет казны Удмуртской Республики в пользу индивидуального предпринимателя Гирбасовой Людмилы Никоновны, г. Ижевск убытки в размере 109 руб. 50 коп.; в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 12 руб. 20 коп.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, через Арбитражный суд Удмуртской Республики при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

 

Судья

С.Ю.БАКУЛЕВ

 

 






Яндекс цитирования


Наши услуги:
Экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия; экспертиза технического состояния транспортных средств и деталей транспортных средств, следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия; проведение автотехнических исследований; определение стоимости ремонта транспортных средств; определение утраты товарной стоимости транспортных средств; возмещение материального ущерба при ДТП; обжалование постановления о привлечении в качестве виновника ДТП; взыскание материального ущерба (в т.ч. вреда здоровью) с виновника ДТП сверх страхового возмещения; возмещение морального вреда; консультирование по вопросам организации и проведения экспертизы, применения результатов исследований для защиты прав наших клиентов.

© www.ДТП-экспертиза.рф, 2011 - 2018