| Главная | Контакты | Купить сайт |



 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

 

Именем Российской Федерации

 

РЕШЕНИЕ

от 24 февраля 2011 г. по делу N 3-5/11

 

Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующей Семеновой М.Н., с участием прокурора Днепровского М.В., при секретаре Дудайти А.Ш. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске 24 февраля 2011 года дело по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 октября 2010 года N 474 "Об утверждении требований к системе выпуска отработавших газов двигателей грузовых автомобилей полной массой более 3,5 тонн и автобусов полной массой от 5 тонн и более",

 

установил:

 

Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в Верховный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 октября 2010 года N 474 "Об утверждении требований к системе выпуска отработавших газов двигателей грузовых автомобилей полной массой более 3,5 тонн и автобусов полной массой от 5 тонн и более" на том основании, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Республики Саха (Якутия) с превышением полномочий субъекта Российской Федерации, что федеральным законодательством установлены единые требования к эксплуатации автомобилей, в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

В судебном заседании прокурор поддержал заявление, указывая на то, что федеральным законом определен порядок и условия эксплуатации транспортных средств, в том числе установлены единые требования к системе выпуска отработанных газах, в целях обеспечения безопасности дорожного движения, на собственника возложена дополнительная обязанность, что является недопустимым, просит удовлетворить заявление.

Представитель Правительства РС(Я) Алексеев П.В. с заявлением прокурора не согласен и пояснил, что оспариваемое постановление принято в целях обеспечения безопасности дорожного движения в зимний период - период плохой видимости. Указанные требования к системе выпуска отработанных газов двигателей грузовых автомобилей и автобусов определяют только направление указанных выбросов, при этом не нарушаются стандарты и технические нормы автотранспортных средств. Оно принято в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Просит отказать в удовлетворении заявления.

Представитель МВД РС(Я) Гуманенко В.Г. с заявлением прокурора не согласна и пояснила, что оспариваемым постановлением не нарушаются технические нормы и стандарты, просит отказать в удовлетворении заявления.

Выслушав пояснения участников процесса, специалистов, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

Правительством Республики Саха (Якутия) от 27 октября 2010 года принято постановление N 474 "Об утверждении требований к системе выпуска отработавших газов двигателей грузовых автомобилей полной массой более 3,5 тонн и автобусов полной массой от 5 тонн и более".

В п. 1 Постановления утверждены следующие требования к системе выпуска отработавших газов двигателей грузовых автомобилей полной массой более 3,5 тонн и автобусов полной массой от 5 тонн и более: а) грузовых автомобилей полной массой более 3,5 тонн - на правую сторону; б) автобусов полной массой от 5 тонн и более (в период с 15 октября по 31 марта) - вверх.

В 2 Постановления собственникам указанных категорий транспортных средств, в целях обеспечения безопасности дорожного движения и в связи с особенностями эксплуатации автомобилей в Республике Саха (Якутия), определяющимися климатическими условиями - ограниченной видимостью вследствие сильных туманов и выброса в атмосферу выхлопных газов грузовых автомобилей и автобусов, обеспечить внесение изменений в систему выпуска отработавших газов.

Анализ содержания постановления Правительства Республики Саха (Якутия) свидетельствует о том, что на собственников, имеющих грузовых автомобили полной массой более 3,5 тонн, автобусов полной массой от 5 тонн и более возлагается в обязанность устанавливать дополнение к системе выпуска отработанных газов, в частности установить дополнительный патрубок или шланг с направлением на правую сторону и вверх.

Между тем, согласно пункту 3 "Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения", утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090, техническое состояние и оборудование транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации.

Разделом 1 ГОСТа Р 51709 - 2001 определено, что требование стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, жизни и здоровья людей, сохранности их имущества и охраны окружающей среды.

Транспортное средство, выпускаемое в эксплуатацию должно соответствовать техническим нормам, установленным федеральным законодателем. Изменение этих норм должно быть согласовано с федеральными органами в области безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 6 п. 1 ФЗ от 10.12.1995 года N 196 "О безопасности дорожного движения" к полномочиям Российской Федерации относится формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в области безопасности дорожного движения, установление правовых основ обеспечения безопасности дорожного движения, установление единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.

Исходя из приведенной нормы закона следует, что федеральным законодательством определен порядок и условия эксплуатации транспортных средств, в том числе установлены единые требования к системе выпуска отработанных газов. Действующим законодательством не предусмотрены возможности внесения, каких либо изменений в транспортные средства в зависимости от климатических условий региона.

П. 3 ст. 6 ФЗ от 10.12.1995 года субъектам Российской Федерации дано право самостоятельно решать вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, только вне пределов ведения Российской Федерации. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Из приведенной нормы следует, что субъекты Российской Федерации вправе решать вопросы обеспечения безопасности дорожного движения кроме вопросов указанных в ст. 6 п. 1, а изменение стандартов, технических норм, изменение единой системы правил принадлежит федеральному законодателю.

Оспариваемым постановлением на собственников автотранспортных средств возлагается в обязанность внесения изменений в систему выпуска отработанных газов. В принятом постановлении не определены расходные обязательства. Как пояснил представитель Правительства РС(Я) Алексеев П.В., расходы по установлению дополнительной части к автомашине возлагается на собственников. Между тем, в принимаемом нормативном правовом акте должно быть четко указаны расходные обязательства, во избежание неоднозначного толкования.

Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользование и распоряжение своим имуществом. Принятым постановлением создается препятствие собственникам свободно пользоваться своим правом, что является недопустимым.

Доводы представителя Правительства РС(Я) о том, что данная норма была принята в целях обеспечения безопасности дорожного движения в зимний период времени, указывает на то, что вопросы безопасности движения поднимаются правомерно, однако субъект вправе решать те вопросы, которые относятся к их полномочиям. Как следует из ответа заместителя Председателя Правительства РС(Я) от 30 декабря 2010 года N 744-П4 на протест прокурора указанное постановление будет признано утратившим силу. Однако на момент рассмотрения дела постановление является действующим.

В связи с тем, что оспариваемое постановление Правительства Республики Саха (Якутия) принято с превышением полномочий субъекта Российской Федерации, подлежит признанию недействующим с момента вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

 

решил

 

Удовлетворить заявление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия).

Признать постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 октября 2010 года N 474 "Об утверждении требований к системе выпуска отработавших газов двигателей грузовых автомобилей полной массой более 3,5 тонн и автобусов полной массой от 5 тонн и более" противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления в силу решения суда.

Сведения о принятом решении опубликовать в газете "Якутия".

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Верховный Суд Российской Федерации.

 

Председательствующий

М.Н.СЕМЕНОВА

 

 






Яндекс цитирования


Наши услуги:
Экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия; экспертиза технического состояния транспортных средств и деталей транспортных средств, следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия; проведение автотехнических исследований; определение стоимости ремонта транспортных средств; определение утраты товарной стоимости транспортных средств; возмещение материального ущерба при ДТП; обжалование постановления о привлечении в качестве виновника ДТП; взыскание материального ущерба (в т.ч. вреда здоровью) с виновника ДТП сверх страхового возмещения; возмещение морального вреда; консультирование по вопросам организации и проведения экспертизы, применения результатов исследований для защиты прав наших клиентов.

© www.ДТП-экспертиза.рф, 2011 - 2024