| Главная | Контакты | Купить сайт |



 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 9 марта 2011 г. N 3178

 

Судья: Мороз А.В.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего Антоневич Н.Я.

судей Быханова А.В. и Ильинской Л.В.

при секретаре К.К.

рассмотрела в судебном заседании от 09 марта 2011 года дело N 2-1943/10 по кассационной жалобе на решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 21 декабря 2010 года по иску П. к обществу с ограниченной ответственностью "Группа Ренессанс Страхование", Д. о взыскании ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, взыскании стоимости оценки ущерба и расходов по уплате государственной пошлины.

Заслушав доклад судьи Антоневич Н.Я., объяснения представителя П. В. (дов. от 10.04.09 г.), судебная коллегия городского суда

 

установила:

 

П. обратился в суд с иском к ООО "Группа Ренессанс Страхование", Д. о взыскании с ООО "Группа Ренессанс Страхование" страхового возмещения в размере <...>., с Д. в размере <...>, а также пропорционально удовлетворенным исковым требованиям расходов по оплате оценки ущерба в размере <...> и расходы по уплате государственной пошлины в размере <...>.

В обоснование заявленных требований истец указал, 22.11.2008 года в 20 часов 10 минут на перекрестке пр. Просвещения и ул. Фомина в Санкт-Петербурге, произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля Тойота, г.н.з. N <...>, принадлежащего Д., находившегося под ее управлением, и автомобиля ВАЗ 21015, г.н.з. N <...>, принадлежащего истцу, находившегося под управлением Х. Истец считает виновной в совершении ДТП водителя Д., гражданская ответственность которой на момент ДТП была застрахована в ООО "Группа Ренессанс Страхование".

Решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 30.12.2009 года в удовлетворении иска П. было отказано в полном объеме.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 04 апреля 2010 года кассационная жалоба оставлена без рассмотрения.

Определением Президиума Санкт-Петербургского городского суда от 20 октября 2010 года определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 07 апреля 2010 года отменено, дело направлено на кассационное рассмотрение.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 10.11.2010 решение суда от 30.12.2009 было отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.

Решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 21 декабря 2010 года в удовлетворении исковых требований отказано.

П. в кассационной жалобе просит отменить решение суда отменить, считая его неправильным, вынесенным с нарушением норм процессуального права.

Судебная коллегия, обсудив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что истец П. является собственником автомобиля ВАЗ 21015, г.р.з. N <...>.

22.11.2008 года в 20 часов 10 минут на пересечении пр. Просвещения и ул. Фомина в Санкт-Петербурге произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля ВАЗ 21015, г.н.з. N <...> под управлением Х. и автомобиля Тойота, г.н.з. N <...>, под управлением Д.

В результате дорожно-транспортного происшествия автомобилю истца причинены повреждения, перечисленные в справке о дорожно-транспортном происшествии от 22.11.2008 года.

По факту дорожно-транспортного происшествия ОГИБДД Выборгского района Санкт-Петербурга было возбуждено дело об административном правонарушении по части 2 статьи 12.13 КоАП РФ, однако в ходе административного расследования по делу были выявлены неразрешимые противоречия в показаниях водителей, не позволяющие установить причины дорожно-транспортного происшествия и виновное в происшествии лицо, в связи с чем 08.12.2008 производство по делу было прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения. 03.02.2009 решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга постановление о прекращении производства по делу от 08.12.2008 отменено, производство по делу прекращено в связи с истечением сроков давности привлечения лица к административной ответственности.

Отменяя решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 30.12.2009 года, судебная коллегия указала в определении, что суду при новом рассмотрении дела надлежит проверить и оценить в решении утверждения истца и ответчика о соответствии их действий, непосредственно предшествующих столкновению транспортных средств, требованиям Правил дорожного движения в соответствии с правилами части 4 статьи 67 ГПК РФ, имея при этом в виду, что заключение эксперта не имеет приобретенного значения перед другими доказательствами и в силу части 3 статьи 86 ГПК РФ для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 этого же Кодекса, то есть по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

При этом суд кассационной инстанции указал, что является спорным и нуждается в дополнительной проверке вывод эксперта, изложенный в заключении N 09-163Т-2-1367-09 от 18.12.2009 года, согласно которому в действиях водителя автомобиля марки Тойота РАФ 4 Д., с технической точки зрения, несоответствий требованиям ПДД РФ не усматривается (л.д. 5 заключения) и что в сложившейся дорожно-транспортной ситуации предотвращение столкновения автомобилей Тойота РАФ 4 и ВАЗ-21150 зависело не от наличия или отсутствия у водителя автомобиля Тойота РАФ 4 Д. технической возможности предотвратить столкновение, но от объективных действий водителя автомобиля ВАЗ-21150 Х., обязанной соблюдать требования пунктов 1.3, 6.2, 6.13, 10.1 (абз. 2) ПДД РФ.

Также суд кассационной инстанции, исходя из положений пунктов 1.5 и 8.1 ПДД РФ, а также из объяснений Д., находящихся в материалах проверки обстоятельств ДТП, составленных ОГИБДД УВД Выборгского района г. Санкт-Петербурга (приведены в заключении эксперта) о том, что она, Д., осуществляя движение по проспекту Просвещения, при подъезде к перекрестку, образованному проспектом Просвещения и улицей Фомина, включила на автомобиле сигнал левого поворота и остановилась, пропуская встречный транспорт, а затем, при переключении сигнала светофора с зеленого на желтый (красный) и убедившись, что встречные автомобили остановились, продолжила маневр - поворот налево, обратил внимание суда на то, что водитель автомобиля Тойота РАФ 4 Д. после остановки на перекрестке не должна была возобновлять маневр поворота налево, в случае, если имела объективную возможность обнаружить въезжающий на перекресток автомобиль ВАЗ 21150, указав при этом, что в силу изложенного вопрос о наличии у Д. объективной возможности обнаружить опасность для движения имеет значение для правильного разрешения спорных правоотношений, поскольку столкновение автомобилей произошло непосредственно после возобновления водителем Д. маневра.

Судебная коллегия исходя из положений пункта 6.13 ПДД РФ и п. 6.14 ПДД РФ также указала, что если у эксперта имелись основания полагать версию обстоятельств ДТП, изложенную водителем Д., согласно которой она возобновила маневр поворота на желтый сигнал светофора на перекрестке, более убедительной, чем версия водителя ВАЗ-21150 Х., то суду следовало поставить перед экспертом вопрос о том, имеются ли основания исключить возможность действий водителя ВАЗ-21150 Х. в соответствии с пунктом 6.14 ПДД РФ, исходя из расстояния, которое преодолел автомобиль Тойота РАФ 4 после возобновления маневра от места остановки на перекрестке до места первичного контакта (столкновения) с автомобилем ВАЗ 21150, и времени, необходимого для преодоления этого расстояния в сопоставлении со временем продолжительности действия желтого сигнала светофора перед переключением на красный.

Согласно части 1 статьи 369 ГПК РФ указания, касающиеся необходимости совершения процессуальных действий и изложенные в определении суда кассационной инстанции в случае отмены решения суда первой инстанции и передачи дела на новое рассмотрение, обязательны для суда, вновь рассматривающего данное дело.

Однако обстоятельства, признанные судом кассационной инстанции имеющими значение для разрешения спора, судом первой инстанции при новом рассмотрении дела надлежаще проверены не были.

При новом рассмотрении дела, суд первой инстанции ограничился допросом в судебном заседании эксперта Ц., который подтвердил свое экспертное заключение, указав, что пункт 13.4 ПДД в данном случае неприменим, поскольку Х. ехала на красный свет, не пояснив при этом, из чего он исходит, делая вывод о том, что Х. ехала на красный свет. Кроме того, в заседании суда эксперт утверждал, что светофоры на перекрестке, где произошло ДТП, работают в паре синхронно, не дав пояснений о том, на основании чего он пришел к такому выводу.

Вместе с тем, из экспертного заключения, выводы которого эксперт подтвердил в судебном заседании, следует, что экспертом были без достаточных оснований истолкованы показания свидетеля К.С., пересекавшего перекресток пр. Просвещения и ул. И.Фомина совместно с автомобилем ВАЗ-21099, которым управляла Х., как подтверждающие проезд автомобиля ВАЗ-21099 через перекресток на красный свет (т. 1 л.д. 193).

Согласно показаниям названного свидетеля в судебном показании от 01.10 2009 года, он двигался следом за автомобилем ВАЗ-21099 по пр. Просвещения, пересекали перекресток пр. Просвещения с улицей Ивана Фомина на зеленый сигнал светофора. Из показаний данного свидетеля также следует, что со встречной полосы на красный сигнал светофора двигался джип RAV-4, однако суд не уточнил, к какому светофору относятся объяснения свидетеля о том, что автомобиль РАФ 4 двигался на красный сигнал светофора - к светофору, предназначенному для регулирования движения по проспекту Просвещения или по ул. Ивана Фомина (т. 1 л.д. 95 - 96).

Свидетель К.С., при повторном рассмотрении дела судом не был допрошен и указанное обстоятельство судом уточнено не было.

С учетом изложенного судебная коллегия не считает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции, сделанным при новом рассмотрении спора, о том, что показаниям свидетеля К.С. нельзя доверять вследствие их противоречивости относительно режима работы светофоров в месте ДТП.

Кроме того, как следует из экспертного заключения, эксперт при даче заключения за отсутствием в представленных материалах сведений о расстановке и режиме работы светофорных объектов в месте ДТП исходил из предположения о том, что светофорные объекты, расположенные на пр. Просвещения перед ул. Ивана Фомина работают в паре синхронно, что недопустимо, поскольку выводы эксперта должны основываться на достоверных сведениях, а не предположениях.

Между тем доказательства о расстановке и режиме работы светофорных объектов в месте ДТП в материалах дела отсутствуют, вопрос о расстановке и режиме работы светофорных объектов в месте ДТП не исследовался судом ни при первом рассмотрении дела, ни при его повторном рассмотрении после отмены решения суда от 30.12.2009 года судом кассационной инстанции.

Вместе с тем, в судебном заседании эксперт Ц. подтвердил, что в том случае, если автомобиль ВАЗ под управлением Х. двигался на зеленый свет, то в ее действиях нарушений нет, а в действиях водителя Д. имеется нарушение п. 13.4 ПДД, то есть она должна была пропустить транспорт встречного направления.

При изложенных обстоятельствах решение суда, которым, по существу, были повторены выводы, содержащиеся в отмененном решении суда без выполнения указаний суда кассационной инстанции, изложенных в определении от 10 ноября 2010 года, без исследования вопросов расстановки и режима работы светофоров в месте ДТП, без уточнения показаний свидетеля К., которые нуждаются в уточнении вследствие того, что при первичном допросе суд не выяснил у названного свидетеля, в отношении работы какого светофора он дает объяснения о том, что RAV-4 двигался на красный сигнал светофора - светофора, предназначенного для регулирования движения по проспекту Просвещения или по ул. Ивана Фомина, не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.

Указанные выше обстоятельства требуют сбора дополнительных доказательств по делу, в связи с чем, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей, поскольку на стадии рассмотрения дела судом кассационной инстанции устранить недостатки не представляется возможным.

При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, вынести на обсуждение участников процесса имеющие юридическое значение для разрешения дела обстоятельства, предложить сторонам представить доказательства в подтверждение своих утверждений, оценить представленные доказательства в их совокупности и постановить соответствующее закону и материалам дела решение.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 21 декабря 2010 года отменить. Дело направить на новое судебное рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.

 

 






Яндекс цитирования


Наши услуги:
Экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия; экспертиза технического состояния транспортных средств и деталей транспортных средств, следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия; проведение автотехнических исследований; определение стоимости ремонта транспортных средств; определение утраты товарной стоимости транспортных средств; возмещение материального ущерба при ДТП; обжалование постановления о привлечении в качестве виновника ДТП; взыскание материального ущерба (в т.ч. вреда здоровью) с виновника ДТП сверх страхового возмещения; возмещение морального вреда; консультирование по вопросам организации и проведения экспертизы, применения результатов исследований для защиты прав наших клиентов.

© www.ДТП-экспертиза.рф, 2011 - 2024