| Главная | Контакты | Купить сайт |



 

ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 29 марта 2011 г. по делу N 33-374/2011

 

Судья Клюкин С.Н.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда

в составе:

председательствующего Ельчаниновой Г.А.,

судей Ениславской О.Л. и Рубанова Р.В.,

при секретаре С.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению первого заместителя прокурора Псковской области Канаевой Э.Ф. на решение Новосокольнического районного суда Псковской области от 26 января 2011 года, которым постановлено:

В удовлетворении иска и.о. первого заместителя прокурора Псковской области Неговора А.Е. в защиту неопределенного круга лиц к Государственному предприятию Псковской области "Славяне":

- о признании действий по осуществлению междугородных перевозок по маршрутам: "Невель - Опухлики", "Опухлики - Великие Луки", "Великие Луки - Черпесса", "Черпесса - Дрепино", "Сивцево - Насва", "Насва - Новосокольники", "Усвяты - Сиверст", "Сиверст - Великие Луки" автобусами, не оснащенными ремнями безопасности, тахографами, а также без осуществления обязательного страхования жизни и здоровья пассажиров, незаконными;

- об обязании оборудовать автобусы, осуществляющие пассажирские перевозки по маршрутам: "Невель - Опухлики", "Опухлики - Великие Луки", "Великие Луки - Черпесса", "Черпесса - Дрепино", "Сивцево - Насва", "Насва - Новосокольники", "Усвяты - Сиверст", "Сиверст - Великие Луки" ремнями безопасности, тахографами в соответствии с требованиями п. 4.1 Приложения "Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения" Постановления Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения", п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 922 "О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом";

- об обязании при осуществлении пассажирских перевозок по маршрутам: "Невель - Опухлики", "Опухлики - Великие Луки", "Великие Луки - Черпесса", "Черпесса - Дрепино", "Сивцево - Насва", "Насва - Новосокольники", "Усвяты - Сиверст", "Сиверст - Великие Луки" соблюдать п. 2.3.1 Приказа Минтранса Российской Федерации от 8 января 1997 года N 2 "Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами", п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 июля 1992 года N 750 "Об обязательном личном страховании пассажиров" - отказать полностью.

Выслушав доклад судьи Рубанова Р.В., прокурора Анашкину М.М., поддержавшую доводы кассационного представления, представителя ответчика, возразившего в отношении его удовлетворения, судебная коллегия

 

установила:

 

Исполняющий обязанности первого заместителя прокурора Псковской области Неговора А.Е. обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с иском к Государственному предприятию Псковской области "Славяне" (далее - ГППО "Славяне"), которым просит: 1) Признать действия ответчика по осуществлению междугородных перевозок по маршрутам: "Невель - Опухлики", "Опухлики - Великие Луки", "Великие Луки - Черпесса", "Черпесса - Дрепино", "Сивцево - Насва", "Насва - Новосокольники", "Усвяты - Сиверст", "Сиверст - Великие Луки" автобусами, не оснащенными ремнями безопасности, тахографами, а также без осуществления обязательного страхования жизни и здоровья пассажиров, незаконными; 2) Обязать ответчика оборудовать автобусы, осуществляющие пассажирские перевозки по вышеуказанным маршрутам, ремнями безопасности, тахографами в соответствии с требованиями п. 4.1 Приложения "Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения" Постановления Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения", п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 922 "О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом"; 3) Обязать ответчика при осуществлении пассажирских перевозок по вышеуказанным маршрутам соблюдать п. 2.3.1 Приказа Минтранса Российской Федерации от 8 января 1997 года N 2 "Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами", п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 июля 1992 года N 750 "Об обязательном личном страховании пассажиров".

В обоснование иска указано на то, что 4 июня 2010 года и 17 июля 2010 года Государственным комитетом Псковской области по транспорту и связи ГППО "Славяне" было выдано 14 разрешений на открытие пригородных маршрутов.

Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что пригородные маршруты "Великие Луки - Опухлики" и "Опухлики - Невель", утвержденные 4 июля 2010 года председателем Государственного комитета, фактически представляют собой единый междугородный маршрут "Великие Луки - Невель" протяженностью 84,8 км. Аналогичным образом утверждены маршруты: "Усвяты - Сиверст", "Сиверст - Великие Луки" совокупной протяженностью 86,5 км, "Сивцево - Насва", "Насва - Новосокольники" совокупной протяженностью 79,7 км, "Великие Луки - Черпесса", "Черпесса - Дрепино" совокупной протяженностью 61,9 км.

Расписание указанных автобусных маршрутов составлены перевозчиком таким образом, что позволяют осуществлять одним автобусом перевозку пассажиров по первому маршруту с незначительной по времени остановкой в промежуточном пункте и дальнейшим следованием к конечной точке второго маршрута, перевозя пассажиров из г. Невель в г. Великие Луки с остановкой в населенном пункте Опухлики, из г. Великие Луки в населенный пункт Дрепино с остановкой в населенном пункте Черпесса, из г. Новосокольники в населенный пункт Сивцево с остановкой в населенном пункте Насва, а также из г. Великие Луки в населенный пункт Усвяты с остановкой в населенном пункте Сиверст.

В соответствии с положениями п. 4 ст. 4 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" перевозки на расстояние более пятидесяти километров между границами населенных пунктов осуществляются в междугородном сообщении.

Таким образом, используя вышеуказанные разрешения, перевозчиком фактически осуществляются пассажирские перевозки по междугородним маршрутам. При этом ответчиком нарушаются требования п. 4.1 Приложения "Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения" к постановлению Правительства РФ от 23.10.1993 года N 1090 "О правилах дорожного движения", п. 1 Постановления Правительства РФ от 03.08.1996 года N 922 "О повышении безопасности междугородних и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом", п. 1 Указа Президента РФ от 07.07.1992 года N 750 "Об обязательном личном страховании пассажиров" в части отсутствия в автобусах ремней безопасности, тахографов, неосуществления обязательного личного страхования пассажиров.

С учетом данных обстоятельств, прокурор указывает на то, что осуществление автомобильных перевозок на расстояние свыше 50 км под видом пригородных ставит под угрозу жизнь и здоровье участников дорожного движения, не позволяет эффективно осуществлять государственную политику, направленную на повышение безопасности междугородной автотранспортной перевозки пассажиров.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика - ГППО "Славяне" исковые требования не признал, указав, что перевозка пассажиров осуществляется по установленным маршрутам, утвержденным Государственным комитетом, которые согласно ст. 4 Устава автотранспорта относятся к пригородным, поскольку каждый из вышеуказанных маршрутов не превышает 50 километров. При этом действующее законодательство не содержит запрета на разделение маршрута. Поскольку требования о наличии в автобусах ремней безопасности и тахографов, а также осуществление обязательного личного страхования пассажиров относятся только к междугородным перевозкам, а указанные в исковом заявлении маршруты являются пригородными маршрутами, представитель ответчика просил отказать в удовлетворении иска.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Государственного комитета Псковской области по транспорту и связи, извещенного о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В представленном в суд заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Комитета. В отзыве на исковое заявление указал, что согласно паспортам спорные маршруты являются пригородными, поскольку протяженность каждого из утвержденных Комитетом маршрутов составляет менее 50 км. Требования, установленные действующим законодательством к пригородным маршрутам, в отношении спорных маршрутов ответчиком соблюдаются.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационном представлении прокуратуры Псковской области ставится вопрос об отмене решения и направлении дела на новое рассмотрение по мотивам неправильного применения судом норм материального и процессуального права, и не соответствия выводов суда обстоятельствам дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления и возражений на него, судебная коллегия соглашается с доводами кассационного представления и находит решение суда подлежащим отмене.

Судом правильно установлено что, предъявляя вышеуказанные исковые требования в интересах неопределенного круга лиц, прокурор действовал в пределах своих полномочий, предоставленных ему ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.

Отказывая в удовлетворении иска суд, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, исходил из того, что истцом не были поставлены требования о признании вышеуказанных маршрутов междугородними или незаконными, и вместе с тем необоснованно пришел к выводу о том, что эти маршруты являются пригородными.

Такие выводы суда противоречат следующим нормам материального и процессуального права, а также обстоятельствам дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

По существу заявленных прокурором требований по изложенным в иске основаниям обстоятельствами, имеющими значение для дела (предметом доказывания), являются факты осуществления ответчиком перевозок пассажиров автобусами по указанным в иске маршрутам, их отнесения к междугородным, факты допущенных при этом нарушений норм законодательства, на устранение которых направлен иск.

Вместе с тем из имеющихся в деле материалов прокурорской проверки, результаты которой не оспаривается ответчиком, следует что ГППО "Славяне" осуществляет деятельность, связанную с перевозками пассажиров автобусами по маршрутам "Невель - Опухлики", "Опухлики - Великие Луки", "Великие Луки - Черпесса", "Черпесса - Дрепино", "Сивцево - Насва", "Насва - Новосокольники", "Усвяты - Сиверст", "Сиверст - Великие Луки". При этом автобусы фактически выполняют пассажирские перевозки по маршрутам "Невель - Опухлики - Великие Луки", "Великие Луки - Черпесса - Дрепино", "Сивцево - Насва - Новосокольники", "Усвяты - Сиверст - Великие Луки", за исключением одного не оборудованы ремнями безопасности и тахографами. Автобусные перевозки по указанным выше маршрутам производятся без осуществления личного страхования пассажиров.

Пунктами 3 и 4 ст. 4 Федерального закона РФ от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" предусмотрено, что перевозки в пригородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние до пятидесяти километров включительно между границами этих населенных пунктов. Перевозки в междугородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние более пятидесяти километров между границами этих населенных пунктов.

Согласно имеющимся в деле паспортам автобусных маршрутов фактически осуществляемые ответчиком автобусные перевозки пассажиров по маршрутам "Невель - Опухлики - Великие Луки", "Великие Луки - Черпесса - Дрепино", "Сивцево - Насва - Новосокольники", "Усвяты - Сиверст - Великие Луки" производятся на расстояния свыше 50 километров.

В соответствии с пунктом 5 ст. 5 Федерального закона РФ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" такие перевозки относятся к регулярным.

Пунктом 9 ст. 2 вышеуказанного Закона в свою очередь предусмотрено, что маршрутом регулярных перевозок является предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта.

Таким образом, в силу приведенных норм указанные выше маршруты, по которым ответчиком фактически осуществляются перевозки пассажиров автобусами, относятся к междугородным.

Доводы ответчика о том, что указанные в иске маршруты разработаны и утверждены Государственным комитетом Псковской области по транспорту и связи в качестве самостоятельных, пригородных маршрутов, в рассматриваемых правоотношениях юридического значения не имеют, поскольку их фактическое использование не соответствует вышеизложенным требованиям пункта 9 ст. 2 закона РФ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации "О государственном обязательном страховании пассажиров" N 750 от 7 июля 1992 г. на территории Российской Федерации введено обязательное личное страхование от несчастных случаев пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта, распространяющегося на междугородние маршруты.

Пунктом 4.1 "Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 "О правилах дорожного движения" (введен Постановлением Правительства РФ от 24.02.2010 N 87), предусмотрено, что в автобусах, используемых для перевозки пассажиров в междугородном сообщении, места для сидения должны быть оборудованы ремнями безопасности.

В целях повышения безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и усиления контроля за выполнением требований Правил дорожного движения Российской Федерации Правительством Российской Федерации 03.08.1996 года было издано Постановление N 922 "О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом", пунктом 1 которого предусмотрена обязанность осуществить с 1 января 1998 г. оснащение вновь изготавливаемых автобусов с числом мест более 20 и грузовых автотранспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных и международных перевозок, тахографами - контрольными устройствами для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя в соответствии с Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки.

Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 (в редакции от 18.07.2000) утверждено Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, согласно пунктам 5.4 и пункту 5.11 которого предусмотрено, что автобусы с числом мест более 20, изготовленные после 1 января 1998 г. и используемые на междугородных автобусных маршрутах, должны быть оборудованы тахографами - контрольными устройствами для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя.

Владельцы автобусов при осуществлении перевозок в междугородном сообщении обеспечивают проведение обязательного личного страхования пассажиров (туристов, экскурсантов) в установленном порядке.

При изложенных обстоятельствах иск прокурора подлежит удовлетворению.

Не применение судом норм материального права, подлежащих применению, и неправильное применение норм процессуального права, а также не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела в соответствии с пунктами 3 - 4 ст. 362 ГПК РФ являются основаниями для отмены решения суда.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, судебная коллегия находит возможным принять новое решение, не передавая дело на повторное рассмотрение.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с организации - ответчика по иску неимущественного характера, составляет 4000 рублей.

Согласно пункту 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, государственная пошлина зачисляется в бюджет муниципального района по месту рассмотрения дела по нормативу 100%.

С учетом изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Новосокольнического районного суда Псковской области от 26 января 2011 года отменить, и принять новое решение, которым иск и.о. первого заместителя прокурора Псковской области Неговора А.Е. в защиту неопределенного круга лиц к Государственному предприятию Псковской области "Славяне" удовлетворить.

Признать действия ГППО "Славяне" по осуществлению междугородних перевозок по маршрутам: "Невель - Опухлики", "Опухлики - Великие Луки", "Великие Луки - Черпесса", "Черпесса - Дрепино", "Сивцево - Насва", "Насва - Новосокольники", "Усвяты - Сиверст", "Сиверст - Великие Луки", фактически осуществляемым по маршрутам "Невель - Опухлики - Великие Луки", "Великие Луки - Черпесса - Дрепино", "Сивцево - Насва - Новосокольники", "Усвяты - Сиверст - Великие Луки" автобусами, не оснащенными ремнями безопасности, тахографами, а также без осуществления обязательного страхования жизни и здоровья пассажиров, незаконными.

Обязать ГППО "Славяне" оборудовать автобусы, осуществляющие пассажирские перевозки по вышеуказанным маршрутам, ремнями безопасности, тахографами в соответствии с требованиями п. 4.1 Приложения "Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения" Постановления Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения", п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 922 "О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом".

Обязать ГППО "Славяне" при осуществлении пассажирских перевозок по вышеуказанным маршрутам соблюдать п. 2.3.1 Приказа Минтранса Российской Федерации от 8 января 1997 года N 2 "Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами", п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 июля 1992 года N 750 "Об обязательном личном страховании пассажиров".

Взыскать с Государственного предприятия Псковской области "Славяне" в бюджет Новосокольнического района Псковской области 4000 (четыре тысячи рублей) в качестве государственной пошлины.

 

Председательствующий

Г.А.ЕЛЬЧАНИНОВА

 

Судьи

О.Л.ЕНИСЛАВСКАЯ

Р.В.РУБАНОВ

 

 






Яндекс цитирования


Наши услуги:
Экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия; экспертиза технического состояния транспортных средств и деталей транспортных средств, следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия; проведение автотехнических исследований; определение стоимости ремонта транспортных средств; определение утраты товарной стоимости транспортных средств; возмещение материального ущерба при ДТП; обжалование постановления о привлечении в качестве виновника ДТП; взыскание материального ущерба (в т.ч. вреда здоровью) с виновника ДТП сверх страхового возмещения; возмещение морального вреда; консультирование по вопросам организации и проведения экспертизы, применения результатов исследований для защиты прав наших клиентов.

© www.ДТП-экспертиза.рф, 2011 - 2018