| Главная | Контакты | Купить сайт |



 

ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

 

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 1 августа 2011 г. по делу N 33-7702

 

Судья Оборин Л.Г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Гилевой М.Б. Судей Кузнецовой Г.Ю., Абашевой Д.В. При секретаре К.

Рассмотрела в открытом судебном заседании 01.08.2011 года в г. Перми гражданское дело по кассационной жалобе П. на решение Кунгурского городского суда Пермского края от 05.07.2011 года, которым постановлено:

Прекратить действие права на управление транспортными средствами П., дата рождения, проживающего по адресу <...>, водительское удостоверение <...> от 19 января 2011 года.

Решение суда направить в УВД по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальном району Пермского края для розыска и изъятия водительского удостоверения.

Заслушав доклад судьи Кузнецовой Г.Ю., пояснения прокурора Богомоловой Е.П., полагавшей, что основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют, проверив материалы дела, судебная коллегия

 

установила:

 

Кунгурский городской прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к П. о прекращении права на управление транспортными средствами.

Заявленные требования обосновывал тем, что П. имеет медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами, что нарушает права граждан на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настаивал.

П. иск признал.

Представители УВД по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району Пермского края, ГУЗ <...>, привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, исковые требования прокурора поддержали.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит П., ссылаясь на то обстоятельство, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об употреблении ответчиком наркотических и психотропных веществ на момент рассмотрения дела, об управлении ответчиком транспортным средством в состоянии наркотического опьянения, об ухудшении состояния здоровья ответчика и наличии оснований для запрета в управлении транспортными средствами.

Полагает, что Постановление Правительства РФ N 377 от 28.04.1993 года "О реализации Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" применимо в случае осуществления профессиональной деятельности, связанной с источником повышенной опасности, в то время как ответчик управляет личным транспортным средством. Сведения о хронических и затяжных психических расстройствах с тяжелыми, стойкими и часто обостряющимися болезненными проявлениями ответчика в материалах дела отсутствуют.

Считает, что осуществление ответчиком права передвигаться на транспортном средстве по дорогам РФ в соответствии с Правилами дорожного движения, не нарушает права, свободы и интересы других лиц.

УВД по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району, Кунгурской городской прокуратурой представлены возражения на кассационную жалобу, в которых содержится просьба об оставлении решения суда без изменения.

Обсудив доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ, законность и обоснованность судебного решения проверяется исходя из доводов кассационной жалобы.

Согласно ст. 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 8 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года, водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.

В соответствии со ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст. 1 и ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" задачами Закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения Закон определяет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В силу ст. 27 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" право на управление транспортными средствами предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены, при условиях, перечисленных в статье 25 данного Федерального закона (достижение возраста и отсутствие ограничений к водительской деятельности).

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (в ред. от 27.07.2010) "О безопасности дорожного движения", ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением, является основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами.

В соответствии со ст. 23 ФЗ "О безопасности дорожного движения" медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств.

Согласно Перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности связанной с источником повышенной опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 N 377, лица, страдающие заболеванием "наркомания", "алкоголизм" не имеют право осуществлять деятельность, связанную с источником повышенной опасности.

Из материалов дела следует, что 19.01.2011 года П. получено водительское удостоверение серии <...>.

Согласно справки ГУЗ <...> г. Кунгур от 23.05.2011 года, П. состоит на учете у нарколога с 19.02.2010 года с диагнозом <...>. Оснований для досрочного снятия с учета П. не имеется.

Из индивидуальной карты амбулаторного наркологического больного следует, что П. поставлен на учет в ГУЗ <...> г. Кунгура 19.02.2010 года, находился на лечении с 19 февраля по 12 марта 2010 года с диагнозом <...>. С 02.11.2010 года по 23.11.2010 года вновь находился на лечении с диагнозом <...>, постоянное употребление; <...>. Выписан после полного курса лечения в удовлетворительном состоянии. Находился на приеме 20.01.2011 года, 21.02.2011 года, 21.03.201 года, 13.05.2011 года, 20.06.2011 года с указанным диагнозом, который является противопоказанием к вождению автотранспортных средств.

При наличии указанных обстоятельств, заявленные прокурором требования являются обоснованными, поскольку действие специального права противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения и не согласуется с нормами международного права, в связи с чем подлежит прекращению.

Сам факт нахождения П. на учете в ГУЗ "<...> дело" г. Кунгура до настоящего времени и данные медицинского учреждения об отсутствии оснований для снятия его с учета, свидетельствуют о наличии у него медицинского психиатрического противопоказания для управления транспортными средствами по состоянию здоровья.

Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильности постановленного решения и не влекут его отмену.

Согласно перечню ограничений, установленного п. 1 ст. 28 ФЗ "О безопасности дорожного движения" одним из оснований ограничения специального права является ухудшение состояния здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами.

В данном случае из материалов дела следует, что в 2010 году П. был поставлен на учет в ГУЗ <...> г. Кунгура с диагнозом <...>, до настоящего времени решение врачебной комиссии в установленном порядке о снятии ответчика с учета не принято, из чего следует, что по смыслу Приказа от 29.09.1989 N 555 "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств" и Постановления Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 исключает право осуществлять деятельность, связанную с использованием источника повышенной опасности - право управления транспортными средствами.

Довод жалобы о том, что ответчиком не осуществляется профессиональная деятельность, связанная с управлением транспортными средствами, не может быть принят во внимание.

Факт наличия у П. медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами подтверждается нахождением его на учете в ГУЗ <...> г. Кунгура, что не требует дополнительного доказывания, оснований для досрочного снятия П. с учета медицинским учреждением не усмотрено.

Соглашаясь с позицией суда первой инстанции, судебная коллегия учитывает, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.

При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения и не согласуется с вышеуказанными нормами международного права, в связи с чем такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.

Таким образом, решение суда постановлено в соответствии с нормами материального права и с соблюдением норм процессуального права, предусмотренных статьей 362 ГПК РФ оснований для его отмены в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия,

 

определила:

 

Кассационную жалобу П. на решение Кунгурского городского суда Пермского края от 05.07.2011 года оставить без удовлетворения.

 

 






Яндекс цитирования


Наши услуги:
Экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия; экспертиза технического состояния транспортных средств и деталей транспортных средств, следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия; проведение автотехнических исследований; определение стоимости ремонта транспортных средств; определение утраты товарной стоимости транспортных средств; возмещение материального ущерба при ДТП; обжалование постановления о привлечении в качестве виновника ДТП; взыскание материального ущерба (в т.ч. вреда здоровью) с виновника ДТП сверх страхового возмещения; возмещение морального вреда; консультирование по вопросам организации и проведения экспертизы, применения результатов исследований для защиты прав наших клиентов.

© www.ДТП-экспертиза.рф, 2011 - 2024