| Главная | Контакты | Купить сайт |



 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РЕШЕНИЕ

от 19 июля 2007 г. N ГКПИ07-593

 

Именем Российской Федерации

 

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

 

    судьи Верховного Суда

    Российской Федерации                            Емышевой В.А.,

    при секретаре                                  Бараненко Е.Н.,

    с участием прокурора                           Федотовой А.В.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании недействующим абзаца первого пункта 10 Правил проведения государственного технического осмотра транспортных средств государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 15.03.1999 N 190 "Об организации и проведении государственного технического осмотра транспортных средств", пункта 3 Положения о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.1998 N 880 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации",

 

установил:

 

пунктом 3 Положения о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.1998 N 880, установлено, что государственный технический осмотр транспортных средств проводится по месту регистрации (временной регистрации) транспортных средств.

Аналогичное положение содержится в абзаце первом пункта 10 Правил проведения государственного технического осмотра транспортных средств государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту - Правила), утвержденных Приказом МВД России от 15.03.1999 N 190.

К. обратился в Верховный суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца первого пункта 10 Правил, а затем дополнил свои требования и просил признать недействующим пункт 3 Положения, указывая на то, что оспариваемые положения, устанавливающие проведение технического осмотра по месту регистрации транспортных средств, противоречат федеральному законодательству и незаконно ограничивают его права потребителя.

В обоснование своего заявления указал, что поскольку проверка состояния автомобиля является монополизированной платной услугой потребителю, ограничение прав потребителя, привязанное к месту нахождения представителя услуги, противоречит ч. 1 ст. 8 Конституции РФ и п. 3 ст. 1 ГК РФ, гарантирующих единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения на перемещение товаров и услуг могут вводиться только федеральным законом и только с целью защиты законных прав и интересов других лиц.

Представитель Правительства Российской Федерации и Министерства внутренних дел РФ Кирсанов В.А., представитель Министерства юстиции Российской Федерации Покидова И.В. возражали против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что обжалуемые положения соответствуют законодательству Российской Федерации и не нарушают прав заявителя.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Федотовой А.В., полагавшей отказать в удовлетворении заявления, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (в редакции от 18 декабря 2006 года) - исходя из приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, и из приоритета ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан и связанной с этим необходимости осуществления адекватного контроля - установлены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения, с тем чтобы не допустить эксплуатацию транспортных средств, технически неисправных и не отвечающих установленным стандартам и техническим нормам в данной области (статьи 2, 3, 5, 16).

В соответствии с названным Федеральным законом запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения; их перечень и условия, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 19); находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства подлежат обязательному государственному техническому осмотру, порядок проведения которого устанавливается Правительством Российской Федерации (статья 17); обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства (пункт 2 статьи 16).

На основании ст. 17 Федерального закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 31 июля 1998 года N 880 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", которым утверждено Положение о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (п. 2).

Согласно пункту 3 данного Положения государственный технический осмотр транспортных средств проводится по месту регистрации (временной регистрации) транспортных средств.

Пунктом 8 Положения (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2005 N 862) установлено, что организация и порядок проведения государственного технического осмотра транспортных средств, в том числе проверки с использованием средств технического диагностирования, определяются правилами проведения государственного технического осмотра транспортных средств Госавтоинспекцией, утверждаемыми Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой.

Во исполнение указанной нормы Приказом МВД России от 15.03.1999 N 190 "Об организации и проведении государственного технического осмотра транспортных средств" утверждены Правила проведения государственного технического осмотра транспортных средств государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, в абзаце первом пункта 10 которых также предусмотрено проведение государственного технического осмотра по месту регистрации транспортных средств.

Таким образом, оспариваемые акты приняты соответственно Правительством Российской Федерации и МВД РФ в пределах предоставленной им компетенции.

По своему содержанию оспариваемые нормы не противоречат какому-либо нормативному правовому акту более высокого уровня, в котором по-иному были бы урегулированы аналогичные вопросы.

Суд не может согласиться с доводами заявителя о противоречии оспариваемого положения Гражданскому кодексу РФ, поскольку оспариваемое Положение устанавливает порядок проведения государственного технического осмотра и не регулирует гражданско-правовые отношения.

Целью государственного технического осмотра, как указано в пункте 2 Положения, является проверка соответствия технического состояния и оборудования транспортных средств требованиям нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, связанных с эксплуатацией транспортных средств; выявление похищенных транспортных средств, а также транспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий; государственный учет показателей состояния безопасности дорожного движения; контроль за выполнением владельцами транспортных средств требования об обязательном страховании гражданской ответственности.

По смыслу приведенной нормы при проведении государственного технического осмотра органы внутренних дел исполняют возложенные на них обязанности по исполнению государственной функции обеспечения безопасности дорожного движения путем проверки технической исправности транспортного средства. В свою очередь, владельцы транспортных средств при проведении государственного технического осмотра выступают в роли заказчиков услуг по проверке технического состояния принадлежащих им транспортных средств.

Таким образом, возникающие в связи с проведением технического осмотра отношения основаны на властном подчинении одной стороны владельца транспортного средства другой Государственной инспекцией безопасности дорожного движения. Такие отношения по своему содержанию являются административными.

Согласно пункту 3 статьи 2 ГК Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Нельзя признать обоснованными и доводы заявителя о том, что оспариваемыми нормами нарушаются его права потребителя, т.к. он лишен возможности пройти техосмотр по месту своего жительства.

В соответствии с требованиями Федерального закона допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов (п. 3 ст. 14, п. 3 ст. 15).

Пунктом 22 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД РФ от 27 января 2003 г. N 59, установлено, что транспортные средства регистрируются за физическими лицами по месту жительства, указанному в паспортах или в свидетельствах о регистрации по месту жительства собственников, выдаваемых органами регистрационного учета, которыми являются органы внутренних дел, а при их отсутствии - органы местного самоуправления.

В соответствии с абзацем вторым пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.

Кроме того, пункт 5 указанного Постановления предусматривает возможность временной регистрации транспортных средств, вывозимых за пределы региона регистрации на срок более 2-х месяцев.

Таким образом, оспариваемые положения не могут быть истолкованы как нарушающие права граждан, поскольку при соблюдении владельцем автомобиля установленных федеральным законодательством правил регистрации автомототранспортных средств дают возможность прохождения технического осмотра по месту жительства.

Поскольку оспариваемые нормативные положения не нарушают прав и законных интересов заявителя, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

 

решил:

 

в удовлетворении заявления К. отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.А.ЕМЫШЕВА

 

 






Яндекс цитирования


Наши услуги:
Экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия; экспертиза технического состояния транспортных средств и деталей транспортных средств, следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия; проведение автотехнических исследований; определение стоимости ремонта транспортных средств; определение утраты товарной стоимости транспортных средств; возмещение материального ущерба при ДТП; обжалование постановления о привлечении в качестве виновника ДТП; взыскание материального ущерба (в т.ч. вреда здоровью) с виновника ДТП сверх страхового возмещения; возмещение морального вреда; консультирование по вопросам организации и проведения экспертизы, применения результатов исследований для защиты прав наших клиентов.

© www.ДТП-экспертиза.рф, 2011 - 2024