МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 ноября 2004 г. N 13/4-99
О ПРИМЕНЕНИИ ПУНКТА 2.1.1 ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Правилами дорожного
движения Российской Федерации (пункт 2.1.1) предусмотрено, что водитель
механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию
сотрудников милиции передавать им для проверки в установленных случаях путевой
лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке
крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные
правилами перевозки этих грузов.
В соответствии с
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от
28 ноября 1997 г. N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной
учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в
автомобильном транспорте" юридические лица всех форм собственности,
осуществляющие деятельность по эксплуатации автотранспортных средств и
являющиеся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным
транспортом, обязаны вести учет работы в
автомобильном транспорте по следующим унифицированным
формам первичной документации:
путевой лист легкового автомобиля
(приложение 1);
путевой лист специального автомобиля
(приложение 2);
путевой лист легкового такси (приложение
3);
путевой лист грузового автомобиля
(приложение 4);
путевой лист грузового автомобиля
(приложение 5);
путевой лист автобуса (приложение 6);
путевой лист автобуса необщего
пользования (приложение 7) <*>.
------------------------------------
<*> Приложения не приводятся.
Кроме того,
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30 июня 2000 г. N 68
"О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей,
осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте" (в
редакции Приказа Минтранса России от 22.09.2003 N 191) для индивидуальных
предпринимателей, эксплуатирующих автотранспортные средства на правах
собственности, аренды (или других законных основаниях), при осуществлении ими
перевозочной деятельности на коммерческой основе, а также за собственный счет для производственных целей утверждены следующие
формы путевых листов:
путевой лист грузового автомобиля
индивидуального предпринимателя (приложение 8);
путевой лист автобуса индивидуального
предпринимателя (приложение 9);
путевой лист легкового автомобиля
индивидуального предпринимателя (приложение 10).
В соответствии с
Положением о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным
транспортом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от
10 июня 2002 г. N 402 "О лицензировании перевозок пассажиров и грузов
автомобильным транспортом" (в редакции Постановления Правительства
Российской Федерации от 03.10.2002 N 731), лицензированию подлежат следующие
виды деятельности при осуществлении юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями перевозок автомобильным транспортом:
перевозки пассажиров на коммерческой
основе легковым автомобильным транспортом;
перевозки пассажиров автомобильным
транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением
случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных
нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
перевозки грузов автомобильным
транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны (за исключением случая, если
указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического
лица или индивидуального предпринимателя).
Приказом Министерства транспорта
Российской Федерации от 9 июля 2002 г. N 92 "О лицензировании перевозок
пассажиров и грузов автомобильным транспортом" утверждена форма бланка
лицензионной карточки на автотранспортное средство, выдаваемой к лицензии на
осуществление лицензируемого вида деятельности по перевозке пассажиров и грузов
автомобильным транспортом (приложение 11).
Инструкцией Минфина
СССР N 156, Госбанка СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранса
РСФСР N 10/998 от 30.11.1983 "О порядке расчета за перевозки грузов
автомобильным транспортом" (в редакции Постановления Госкомстата России от
28.11.1997 N 78) определено, что перевозка грузов автомобильным транспортом в
городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляется только при
наличии оформленной товарно-транспортной накладной утвержденной формы
(приложение 12). Предприятия, организации и
учреждения, осуществляющие перевозки грузов для нужд своего производства на
собственных и арендуемых автомобилях, также обязаны оформлять
товарно-транспортные накладные.
Перевозка грузов в междугородном
сообщении, выполняемая с участием грузовых автостанций или других предприятий
автомобильного транспорта общего пользования, на которые возложена организация
междугородных перевозок грузов, осуществляется при наличии оформленной
товарно-транспортной накладной утвержденной формы (приложение N 13).
В товарно-транспортной накладной делается
запись документов, прилагаемых к товарно-транспортной накладной (паспорта, сертификаты
и т.п.).
Перевозка автомобильным транспортом
личных вещей и грузов граждан осуществляется по
путевому листу с приложением к нему квитанции (приходного ордера) на оплату
транспортных услуг.
Инструкцией по
перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по
дорогам Российской Федерации, утвержденной Минтрансом России 27.05.1996 (в
редакции Приказа Минтранса России от 22.01.2004 N 8), установлено, что
перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться
только на основании специальных разрешений (приложение 14) и специального
пропуска, выдаваемого Госавтоинспекцией МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов
Российской Федерации (приложение 15).
Согласно Правилам перевозки опасных
грузов автомобильным транспортом, утвержденным Приказом Министерства транспорта
Российской Федерации от 8 августа 1995 г. (в редакции Приказов Минтранса России
от 11.06.1999 N 37 и от 14.10.1999 N 77), водитель, осуществляющий перевозку
опасного груза, должен иметь при себе следующие транспортные документы:
абзац исключен. - Письмо МВД РФ от
24.12.2004 N 13/4-104;
путевой лист с указанием маршрута
перевозки с отметкой "Опасный груз", выполненной красным цветом, в
верхнем левом углу и указанием в графе "Особые отметки" N опасного
груза по списку ООН;
бланк маршрута
перевозки опасного груза (приложение 18) в случаях, когда выбранный маршрут
подлежит обязательному согласованию с подразделениями Госавтоинспекции МВД
России (при перевозке "особо опасных грузов"; при перевозке опасных грузов,
выполняемой в сложных дорожных условиях (по горной местности, в сложных
метеорологических условиях (гололед, снегопад), в условиях недостаточной
видимости (туман и т.п.)); при
перевозке, выполняемой колонной более 3-х транспортных средств, следуемых от
места отправления до места назначения);
(абзац введен письмом МВД РФ от 24.12.2004 N 13/4-104)
свидетельство о допуске водителя к
перевозке опасных грузов (приложение 16);
аварийную карточку системы информации об
опасности (приложение 17);
товарно-транспортную накладную;
адреса и телефоны должностных лиц
автотранспортной организации, грузоотправителя, грузополучателя, ответственных
за перевозку дежурных частей подразделений Госавтоинспекции МВД России,
расположенных по маршруту движения.
Учитывая изложенное, предлагаю:
1. В кратчайшие сроки провести служебные
занятия по изучению в подразделениях Госавтоинспекции данного письма с
последующим принятием зачетов у всего личного состава.
2. Исключить случаи необоснованного
требования у водителей документов, не предусмотренных Правилами дорожного
движения Российской Федерации.
3. Довести, в том числе через средства
массовой информации, содержание данного письма до сведения владельцев
транспортных средств, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров.
4. Считать письмо ГУГИБДД МВД России от
19.07.2001 N 13/4-3051 "О порядке применения пункта 2.1.1 Правил дорожного
движения Российской Федерации" утратившим силу.
Вр.и.д. Начальника
Департамента обеспечения
безопасности дорожного движения,
генерал-лейтенант милиции
В.Н.КИРЬЯНОВ