АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 27 октября 2010 г. по делу N А19-18844/10-62
Резолютивная часть решения объявлена в
судебном заседании 27.10.2010 года.
Решение в полном объеме изготовлено
27.10.2010 года.
Арбитражный суд Иркутской области в
составе судьи Ананьиной Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания
судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по
заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Иркутской
области
к Муниципальному унитарному предприятию
"Иркутскавтотранс"
о привлечении к административной
ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - представитель по
доверенности Козак Ю.А.,
от ответчика - представитель по
доверенности Чопей Е.А.,
установил:
Управление государственного автодорожного
надзора по Иркутской области (далее - управление, административный орган)
обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении
Муниципального унитарного предприятия "Иркутскавтотранс"
к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель административного органа в
судебном заседании заявленные требования поддержал, ссылаясь на изложенные в
заявлении основания для привлечения предпринимателя к ответственности.
Лицо, привлекаемое
к административной ответственности в судебном заседании с заявленными
требованиями не согласилось. В отзыве
указало на отсутствие оснований для проведения внеплановой проверки, а также
отсутствие согласования проведения проверки с прокуратурой.
Дело в соответствии со статьей 156,
статьей 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
рассматривается по имеющимся в деле материалам, исследовав которые, суд
установил следующее.
ООО "Иркутскавтотранс"
имеет лицензию (регистрационный номер N АСС-38-001641от 08.02.2010 г., серия ДА
N 024918) на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров
автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, сроком
действия до 27.02.2015 г.
15.09.2010 г. должностным лицом заявителя,
при проведении внеплановой выездной проверки выявлено несоблюдение МУП "Иркутскавтотранс" установленных лицензией требований
по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке
автомобильным транспортом, а именно:
- не организовало
контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей организации, чем
нарушило требования *** 3.3.2 "Положения об обеспечении безопасности
дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих
перевозки пассажиров и грузов" утвержденное приказом Минтранса РФ от
09.03.95 г. N 27, п. 15 "Положения об особенностях режима рабочего времени
и времени отдыха водителей автомобилей", утвержденного приказом Минтранса
РФ от 20.08.2004 г. N 15;
- не обеспечило
достоверное и полное заполнение реквизитов путевых листов и допустило
отсутствие в путевых листах подписей, расшифровок подписей механика при
возвращении транспорта к месту стоянки, медицинского работника при допуске
водителей к работе перед выпуском на маршрут, отсутствие модели транспортного
средства, срок действия путевого листа, чем нарушило требования Приказа
Минтранса РФ от 18.09.2008 г. N 152 "Об утверждении обязательных
реквизитов и порядка заполнения
путевых листов";
- не обеспечило соблюдение порядка
проведения служебного расследования всех фактов дорожно-транспортных
происшествий с участием транспорта предприятия, чем нарушило требования
разделов 1 - 5 Приказа Минавтотранса РСФСР от
26.04.1990 N 49 "Об утверждении Положения о порядке проведения служебного
расследования дорожно-транспортных происшествий".
Выявленные в ходе проведения проверки
нарушения отражены в акте N 0361 от 15.09.2010 г.
По факту нарушения перечисленных выше норм в присутствии исполняющего обязанности директора
Глазунова А.В. (распоряжение от 20.08.2010 г. N 404-02-658/10) госинспектором
отдела автотранспортного и автодорожного надзора в отношении предприятия
составлен протокол об административном правонарушении от 15.09.2010 г. N
000184/089 серия АГ по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
16.09.2010 г. должностным лицом заявителя
вынесено определение по делу об административном правонарушении серия АБ N
01450/089 о направлении протокола об административном правонарушении в
арбитражный суд для привлечения предпринимателя ООО "Иркутскавтотранс"
к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, суд
находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской
деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением
(лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на
юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с
Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных
видов деятельности" с последующими изменениями и дополнениями (далее -
Закон N 128-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на
осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение
лицензии - специального разрешения на осуществление конкретного вида
деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий,
выданного лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному
предпринимателю.
Перевозка пассажиров автомобильным
транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, в соответствии с
Федеральным законом Российской Федерации "О лицензировании отдельных видов
деятельности" от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ (подпункт 62 пункта 1 статьи
17) относится к лицензируемому виду деятельности.
Статьей 2 Федерального закона от
08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"
определено понятие "лицензионные требования и условия" как
совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов
деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно
при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с п.
п. "в" п. 4 Положения "О лицензировании перевозок пассажиров
автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за
исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения
собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)",
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября
2006 года N 637 лицензионными требованиями и условиями при осуществлении
перевозок пассажиров являются: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в
области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению
перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20
Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных
требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им
деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для
перевозок пассажиров.
Согласно пункту 1
статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности
дорожного движения" с последующими изменениями и дополнениями (далее -
Закон N 196-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели,
осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с
эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в
соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
На основании пункта 3.3.2 Положения об
обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях,
осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса
Российской Федерации от 09.03.1995 N 27, режимы труда и отдыха водителей
устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым
законодательством и положением о рабочем времени и времени отдыха водителей. С
учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава,
расписания и графики движения транспортных средств в городском,
пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением
установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего
времени и времени отдыха.
В соответствии с п. 15 Положения "Об
особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей
автомобилей" от 20.08.2004 г. N 15 рабочее время водителя состоит из
следующих периодов: а) время управления автомобилем; б) время специальных
перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах; в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед
выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных
перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки)
перед началом и после окончания смены; г) время проведения медицинского осмотра
водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии; д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах
посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
е) время простоев не по вине водителя; ж) время проведения работ по устранению
возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей
обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения
регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на
конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в
случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом),
заключенным с водителем; и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда
он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей; к) время в
других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.3.6 Положения об
обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного
Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 2
владельцы автобусов обязаны обеспечить водителей необходимыми путевыми и иными
документами, предусмотренными действующими нормативными правовыми актами.
Согласно п. 5.4 Положения об обеспечении
безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях,
осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса
Российской Федерации от 09.03.1995 N 27 организация обязана, в том числе, обеспечить
водителей необходимыми путевыми документами. Путевыми листами, документами на
перевозимый груз, графиками движения установленной формы.
Приказом Минтранса от 18.09.2008 г. N 152
"Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов"
определены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов.
Пунктами 4.15 - 4.20 Положения об
обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного
Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 2 предусмотрено
обязательное обследование автобусных маршрутов.
Положение "О порядке проведения
служебного расследования дорожно-транспортных происшествий" от 26.04.1990
г. N 49 определяет единый порядок оповещения, проведения служебного
расследования и разбора дорожно-транспортных происшествий в организациях и
учреждениях Министерства автомобильного транспорта РСФСР.
Как следует из материалов дела, в ходе
проведенной проверки в отношении МУП "Иркутскавтотранс"
было установлено, что общество не организовало контроль за соблюдением режима
труда и отдыха водителей организации (установлены факты нарушения баланса
рабочего времени по представленным документам за август 2010 г. водитель Рылов
А.А. таб. N 8029 отработано 253,6 час. при установленном 180 час. в месяц; водитель Романов В.Б.
таб. N 8129 отработано 232,5 час.; водитель Артеменко
В.П. таб. N 383 отработано 219,5 час.; водитель Глызин
А.Н. таб. N 398 отработано 339,17 час.); не обеспечило достоверное и полное
заполнение реквизитов путевых листов и допустило отсутствие в путевых листах
подписей, расшифровок подписей механика при возвращении транспорта к месту
стоянки, медицинского работника при допуске водителей к работе перед выпуском
на маршрут, отсутствие модели транспортного средства, срок действия путевого
листа; не обеспечило соблюдение порядка проведения служебного расследования
всех фактов дорожно-транспортных происшествий с участием транспорта предприятия
(акты служебного расследования не представлены).
Материалами
проверки, а именно актом проверки N 0361 от 15.09.2009 г., протоколом
000184/089 серия АГ от 15.09.2010 г., справкой по рейсам и доходах водителей,
копиями путевых листов, а также пояснениями законного представителя общества,
данными при составлении протокола в которых он согласился с выявленными
правонарушениями, подтверждается, что указанные требования нормативных актов
предприятием не были соблюдены.
Предприятие знало о том, что запрещено
без соблюдения лицензионных условий заниматься лицензируемой деятельностью
и осознавало противоправность своих действий. Несмотря на то, что у предприятия
имелась возможность обеспечить соблюдение установленных правил и норм, за
нарушение которых предусмотрена административная ответственность, оно не
приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
При таких обстоятельствах, судом
установлен факт совершения предприятием административного правонарушения -
осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий,
предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в связи
с чем имеются все основания для привлечения общества к административной
ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность
за которое предусмотрена части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях.
Полномочия
заявителя в части составления протокола, определены частями 3 - 4 статьи 28.3
Кодекса об административных правонарушениях РФ, статьей 12 ФЗ "О
лицензировании отдельных видов деятельности", пунктом 2 Положения о
лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом,
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2002
г. N 402, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.10.2002 N
134 "О реализации положений Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно
которого к должностным лицам, уполномоченным составлять протоколы об
административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена
частью 3 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ отнесены
государственные транспортные инспекторы отделений Российской транспортной
инспекции.
Доводы ответчика об отсутствии у Управления государственного автодорожного надзора по
Иркутской области оснований для проведения внеплановой проверки, поскольку сведения
о дорожно-транспортных происшествиях ГИБДД отсутствуют, судом исследованы и
отклоняются в связи со следующим.
Судом установлено,
что основанием проведения надзорным органом внеплановой проверки явился приказ
начальника УГАДН по Иркутской области "О проведении внеплановой
документарной и выездной проверки по допущенным нарушениям" от 08.09.2010
г. N 0413 выданный в связи с поступлением из ГИБДД УВД по г. Иркутску сведений
о ДТП, совершенными 23.07.2010 г., 24.07.2010 г. и 11.08.2010 г. с участием автобусов
АС281, АУ 569, ВМ392 38.
Согласно выкопировки
из журнала ДТП дорожно-транспортные происшествия были совершены (автомобили АУ
569, ВМ 392) с участием пешеходов, что также следует из карточек ДТП N 6/68/27,
6/68/22.
Судом не
принимается ссылка ответчика на нарушение Управлением норм Федерального закона
от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля", выраженное в не согласовании с органами
прокуратуры проведения проверки, так как согласно части 5 статьи 27 Закона N
294-ФЗ до 1 января 2011 года положения настоящего Федерального закона,
устанавливающие порядок
организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований
проверок и сроков их проведения, не применяются при осуществлении
государственного контроля (надзора), указанного в части 4 статьи 1 настоящего
Федерального закона, а именно государственного контроля и надзора в области
обеспечения транспортной безопасности.
С учетом
изложенного и на основании статьи 2.4, части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях, суд считает возможным назначить
наказание в минимальном размере, в связи с единственным случаем совершения
административного правонарушения (других данных по делу не имеется), и
отсутствием отягчающих обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, суд
считает необходимым назначить минимальное наказание, предусмотренное ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде установления административного наказания в
форме предупреждения.
Руководствуясь статьями 167 - 171, 176,
206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Привлечь Муниципальное унитарное
предприятие "Иркутскавтотранс" г. Иркутска
(расположенное по адресу Иркутская область, г. Иркутск, ул. Тухачевского, 2,
основной государственный регистрационный номер 1043801431706), к
административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде
установления административного наказания в форме предупреждения.
Решение может быть обжаловано в Четвертый
арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.
Судья
Г.В.АНАНЬИНА