АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 апреля 2011 г. по делу N А26-9837/2010
Резолютивная часть решения объявлена 11
апреля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 18 апреля
2011 года.
Судья Арбитражного суда Республики
Карелия Цыба И.С., при ведении протокола судебного
заседания с применением аудиозаписи помощником судьи Сергеенко Д.А., рассмотрев
в судебном заседании материалы дела по заявлению общества с ограниченной
ответственностью "Автопарк" к Управлению государственного
автодорожного надзора по Республике Карелия о признании недействительным
приказа N 24 от 17.08.2010
при участии представителей:
заявителя, общества с ограниченной
ответственностью "Автопарк", - Шляпникова И.А. по доверенности от
15.12.2010 и Васселя А.О. по доверенности от
15.12.2010,
ответчика, Управления государственного
автодорожного надзора по Республике Карелия, - Кардашовой
Я.Г. по доверенности от 28.01.2011,
установила:
общество с ограниченной ответственностью
"Автопарк" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд
Республики Карелия с заявлением к Управлению государственного автодорожного
надзора по Республике Карелия (далее - ответчик, Управление) об обязании предоставить лицензию.
В состоявшемся 09 марта 2011 года
судебном заседании представитель Общества уточнил заявленное требование и
просил признать недействительным приказ Управления N 24 от 17.08.2010 об отказе
в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Автопарк"
лицензии на осуществление деятельности на перевозку пассажиров автомобильным
транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек.
В обоснование заявленного требования
Общество сослалось на то обстоятельство, что Общество представило в Управление
заявление о предоставлении лицензии и приложило к нему весь пакет документов,
перечень которых определен действующим законодательством. Сведения, указанные в
документах, соответствуют действительности и являются достоверными. Поскольку
возможность выполнения Обществом лицензионных требований и условий подтверждена
по итогам проверки Управлением, что зафиксировано в акте проверки от
10.08.2010, Общество считает неправомерным изложенный в оспариваемом приказе
отказ в предоставлении лицензии.
В судебном заседании представитель
Общества поддержал заявленное требование. Пояснил, что организация учета,
оформление, выдача и прием путевой документации осуществляются в Обществе
механиком Кудреватым М.С., который прошел соответствующую аттестацию.
Должностной инструкцией механика предусмотрена обязанность по ведению путевой
документации. Общество полагает, что при проведении проверки
возможности выполнения лицензионных требований и условий лицо, проводившее
проверку, ошибочно указало в акте, что организация учета, оформление, выдача и
прием путевой документации осуществляются инженером по ОТ БДД Васселем А.О. Указанное обстоятельство подтверждается и
тем, что по результатам проверки установлены полнота и достоверность
представленных документов, расхождений в сведениях, представленных соискателем
лицензии в заявлении на предоставление лицензии и копиях документов не
установлено, а соискатель лицензии располагает возможностями выполнения
лицензионных требований и условий.
Кроме того, по мнению Общества,
действующее законодательство не предусматривает такой обязанности соискателя
лицензии, как наличие в штате диспетчера.
Представитель ответчика заявленное
требование не признал по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснил,
что в акте проверки возможности выполнения лицензионных требований и условий
зафиксировано, что организация учета, оформление, выдача и прием путевой
документации в Обществе осуществляются инженером по ОТ БДД Васселем
А.О. В акте проверки имеется подпись директора Общества Гершеева
С.И. об ознакомлении с актом и получении копии акта, никаких возражений или
замечаний по акту в Управление от Общества не поступало. Ответчик
указал, что лицо, проводящее проверку, лишь фиксирует обстоятельства, выявленные
в ходе проверки, а окончательное решение по вопросу предоставления лицензии
либо отказа в предоставлении лицензии принимает руководитель Управления по
итогам рассмотрения всех документов. Поскольку руководителем Управления при
рассмотрении документов было установлено предоставление недостоверной
информации в части указания на оформление и выдачу путевой документации Васселем А.О., не имеющим соответствующей аттестации,
Управлением было отказано в предоставлении Обществу лицензии. Иных оснований
для отказа в предоставлении лицензии не имеется, все остальные документы
представлены Обществом в полном объеме и соответствуют действующим требованиям.
По определению суда представитель
Управления просил приобщить к материалам дела пакет документов, которые были
представлены Обществом в Управление вместе с заявлением на получение лицензии.
Представленные документы приобщены судом
к материалам дела.
Для изучения представленных ответчиком
документов судом объявлялся перерыв в судебном заседании с 06 по 11 апреля 2011
года до 16 час. 30 мин.
После перерыва судебное разбирательство
продолжено в составе судьи Цыба И.С., при ведении
протокола судебного заседания с применением аудиозаписи помощником судьи
Сергеенко Д.А., при участии представителей заявителя Шляпникова И.А., Васселя А.О. и представителя ответчика Кардашовой
Я.Г.
Выслушав представителей сторон и изучив
материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Общество 14.07.2010 представило в
Управление заявление о предоставлении лицензии на перевозку пассажиров
автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек с
приложением документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии
возможности выполнения лицензионных требований и условий.
Управление 10.08.2010 на основании приказа
временно исполняющего обязанности начальника Управления Першина С.Н. от
05.08.2010 N 213-пп провело инспекторскую проверку возможности соблюдения
Обществом лицензионных условий и требований. По итогам проверки составлен акт
от 10.08.2010 (л.д. 12-13).
Проверкой установлено:
- транспортное средство, заявленное для
перевозки пассажиров, соответствует по назначению, конструкции внешнему и
внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок
пассажиров и допущено в установленном порядке к эксплуатации (п. 2.1 акта);
- ответственным за
безопасность дорожного движения является инженер по ОТ и БДД Вассель А.О., прошедший обучение по безопасности дорожного
движения и аттестованный на соответствие занимаемой должности (п. 2.2 акта);
- должностные лица
и специалисты Общества (директор Гершеев С.И.,
инженер по ОТ и ДББ Вассель А.О., механик по контролю
технического состояния транспортных средств Кудреватый М.С.) соответствуют
квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок
пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта
Российской Федерации (п. 2.3 акта);
- заявлен водитель Ножкин
А.С., имеющий необходимую квалификацию, стаж работы и прошедший медицинское
освидетельствование (п. 2.4 акта);
- на заявленный для перевозок автобус
имеется действующий страховой полис страхования гражданской ответственности
владельцев транспортных средств (пункт 2.5 акта);
- Обществом заключен договор со
специализированной организацией на техническое обслуживание и ремонт
транспортных средств (пункт 2.6 акта);
- представлен пакет нормативных правовых
актов, регламентирующих осуществление деятельности по перевозке пассажиров
автомобильным транспортом (пункт 2.7 акта);
- имеется приказ о назначении ответственным за безопасность дорожного движения инженера по
ОТ и БДД Васселя А.О., соответствующая должностная
инструкция (пункт 2.8 акта);
- в Обществе организован контроль за прохождением водителями периодического
медицинского освидетельствования, организованы предрейсовые,
межрейсовые и послерейсовые
медицинские осмотры водителей (пункты 2.9, 2.10 акта);
- организована
проверка технического состояния автотранспортных средств, который осуществляет
механик Кудреватый М.С. и инженер по ОТ и БДД Вассель
А.О. (пункт 2.11 акта);
- организованы стажировка водителей;
охрана транспортных средств; учет и анализ ДТП, нарушений требований
безопасности осуществления перевозочной деятельности и правил дорожного
движения (пункты 2.12, 2.13, 2.14 акта);
- оформление, учет, выдачу и прием путевой
документации осуществляет инженер по ОТ и БДД Вассель А.О. Имеются
путевые листы и журнал регистрации путевых листов установленной формы (пункт
2.15 акта).
В пункте 2.16 акта указано, что копии
представленных документов сверены с оригиналами, расхождений не установлено.
По итогам проверки проверяющим сделано
заключение: полнота и достоверность копий документов проверена, расхождений в сведениях, представленных соискателем лицензии в заявлении на
предоставление лицензии и копиях документов не установлено. Соискатель
лицензии располагает возможностями выполнения лицензионных требований и
условий.
Управлением 17.08.2010 издан приказ N
24/лиц об отказе в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью
"Автопарк" лицензии на осуществление деятельности по перевозкам
пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8
человек. В качестве основания для отказа в выдаче лицензии
Управление указало, что в ходе проверки возможности выполнения лицензионных
требований и условий установлено предоставление соискателем лицензии
недостоверной информации: из акта проверки (п. 2.15) следует, что оформление,
учет и выдачу путевой документации ведет инженер по ОТ и БДД Вассель А.О. Данная информация не соответствует ранее
представленной в аттестационную комиссию должностной инструкции Вассель А.О. от 18.05.2010, которая
не содержит обязанностей по ведению путевой документации. Вассель
А.О. не проходил аттестацию на соответствие занимаемой должности, связанной с
исполнением обязанности диспетчера (ведением путевой документации).
Руководствуясь
статьей 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании
отдельных видов деятельности", пунктом 6 Положения о лицензировании
перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки
более 8 человек, и пунктами 14.2, 14.3 Административного регламента Федеральной
службы по надзору в сфере транспорта по исполнению государственных функций по
лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом,
оборудованным для перевозок более 8 человек, Управление отказало Обществу в выдаче соответствующей лицензии.
18.08.2010 Управление направило в адрес
Общества уведомление N 1.2-03/1927 об отказе в предоставлении лицензии.
Не согласившись с приказом Управления от
17.08.2010 N 24/лиц, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о
признании его недействительным.
Суд считает, что заявленное требование
является обоснованным исходя из следующего.
В соответствии с
подпунктом "б" пункта 2 Постановления Правительства Российской
Федерации от 30.07.2004 N 398 "Об утверждении положения о Федеральной
службе по надзору в сфере транспорта" Федеральная служба по надзору в
сфере транспорта при реализации своих полномочий осуществляет в том числе,
специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции, возложенные в
соответствии с законодательством Российской Федерации на органы Российской
транспортной инспекции.
Согласно пункту 5.4.1 Положения о
Федеральной службе по надзору в сфере транспорта указанный государственный
орган выдает лицензии, а также приостанавливает, ограничивает действие и
аннулирует их.
В соответствии со статьей 6 Федерального
закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов
деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензирующие органы
осуществляют следующие полномочия:
предоставление лицензий;
переоформление документов, подтверждающих
наличие лицензий;
приостановление действия лицензий в
случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение
лицензионных требований и условий и возобновление действия лицензий;
прекращение действия лицензий в случае,
предусмотренном пунктом 3 статьи 13 настоящего Федерального закона;
ведение реестров лицензий, предоставление
заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о
лицензировании;
контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов
деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;
обращение в суд с заявлениями об
аннулировании лицензий.
Порядок осуществления полномочий
лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных
видов деятельности.
Согласно пункту 2
Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом,
оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если
указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд
юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637 (далее -
Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом)
лицензирование перевозок пассажиров осуществляется Федеральной службой по
надзору в сфере транспорта.
Статьей 9 Закона о лицензировании
определен порядок принятия решения о предоставлении лицензии.
Пунктом 1 названной статьи предусмотрено,
что для получения лицензии соискатель лицензии направляет почтовым отправлением
или в форме электронного документа или представляет в соответствующий лицензирующий
орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010
N 227-ФЗ)
- полное и (в
случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное
наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его
нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который
намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о
создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения
сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, -
для юридического лица;
- фамилия, имя и (в
случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его
жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который
намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность,
основной государственный регистрационный номер записи о государственной
регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего
факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый
государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального
предпринимателя;
- идентификационный номер
налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в
налоговом органе;
- лицензируемый вид деятельности в
соответствии с пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, который
соискатель лицензии намерен осуществлять.
К заявлению о предоставлении лицензии
прилагаются на бумажном носителе или в форме электронного документа:
- копии учредительных документов (с
представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована
в нотариальном порядке) - для юридического лица;
- документ, подтверждающий уплату
государственной пошлины за предоставление лицензии;
- копии документов,
перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида
деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии
возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе
документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности
предусмотрено федеральными законами.
Лицензирующий орган не вправе требовать
от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим
Федеральным законом.
Заявление о предоставлении лицензии и
прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган
принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных
заявления и документов вручается или направляется соискателю лицензии почтовым
отправлением или в форме электронного документа.
Лицензирующий орган проводит проверку
полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в
представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку
возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий в
порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 4 Положения о
лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом лицензионными
требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются:
а) наличие у лицензиата (соискателя
лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных
средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему
оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и
допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;
б) соблюдение лицензиатом установленных
законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного
транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;
в) соблюдение лицензиатом установленных
статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"
основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при
осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств,
используемых для перевозок пассажиров;
г) наличие у лицензиата (соискателя
лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности
дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право
занимать соответствующую должность;
д) соответствие должностных лиц и
специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям,
предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом,
утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации;
е) наличие у лицензиата (соискателя
лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших
медицинское освидетельствование;
ж) наличие у лицензиата (соискателя
лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности
владельцев транспортных средств;
з) наличие на каждом транспортном
средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных
Правилами дорожного движения Российской Федерации;
и) наличие у лицензиата (соискателя
лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и
оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт
транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на
техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Пунктом 6 Положения о лицензировании
перевозок пассажиров автомобильным транспортом определено, что для получения
лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган
заявление о предоставлении лицензии, документы (копии документов), указанные в
пункте 1 статьи 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов
деятельности", а также следующие документы:
а) копии документов, подтверждающих
наличие на праве собственности или на ином законном основании предполагаемых к
использованию для перевозок пассажиров транспортных средств и их
государственную регистрацию;
б) копии талонов о прохождении
государственного технического осмотра предполагаемых к использованию для
перевозок пассажиров транспортных средств, подтверждающих их допуск к
эксплуатации;
в) копии дипломов о высшем или среднем
специальном образовании, удостоверений о прохождении курсов повышения
квалификации, подтверждающих соответствующую установленным требованиям
квалификацию должностных лиц и специалистов соискателя лицензии;
г) копия документа, подтверждающего
прохождение аттестации на право занимать должность, связанную с обеспечением
безопасности дорожного движения, должностным лицом соискателя лицензии,
ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения;
д) копии документов, подтверждающих
квалификацию и стаж работы водителей соискателя лицензии, а также документов,
подтверждающих прохождение ими медицинского освидетельствования в установленный
срок;
е) копии страховых полисов
обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных
средств на транспортные средства, предполагаемые к использованию для
перевозок пассажиров;
ж) копии документов, подтверждающих
возможность соискателя лицензии осуществлять техническое обслуживание и ремонт
транспортных средств, или копии договоров со специализированными организациями
на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Лицензирующий орган в день получения
заявления о предоставлении лицензии и документов, указанных в пункте 6
настоящего Положения, проверяет правильность оформления заявления и наличие
всех необходимых документов.
В случае если
заявление оформлено с нарушением требований, установленных Федеральным законом
"О лицензировании отдельных видов деятельности", а в составе
представленных документов отсутствуют документы, предусмотренные пунктом 6
настоящего Положения, соискателю лицензии направляется (вручается) копия описи
представленных документов с уведомлением о необходимости устранения нарушений в
оформлении заявления и (или) представления отсутствующих документов (пункт 8
Положения о лицензировании перевозок автомобильным транспортом).
Лицензирующий орган проверяет полноту и
достоверность сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных в
соответствии с пунктом 6 настоящего Положения документах, а также возможность
выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.
Проверка полноты и достоверности
указанных сведений проводится путем сопоставления сведений, содержащихся в
указанных документах, со сведениями, содержащимися в Едином государственном
реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных
предпринимателей.
Лицензирующий орган получает сведения,
содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином
государственном реестре индивидуальных предпринимателей, от Федеральной
налоговой службы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Проверка
возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий и
проверка соблюдения лицензиатом указанных требований и условий проводятся
лицензирующим органом в соответствии с требованиями, установленными для
организации проверок Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля
(надзора) и муниципального контроля".
В соответствии с
пунктом 14.2 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере
транспорта по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности
по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок
более 8 человек (далее - Административный регламент) после окончания проверки
полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в
представленных соискателем лицензии заявлении и документах, Управление по
согласованию с соискателем лицензии назначает дату и место проведения проверки возможности выполнения соискателем
лицензии следующих лицензионных требований и условий:
а) наличие на праве собственности или на
ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению,
конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в
отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в
дорожном движении;
б) наличие должностного лица,
ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном
порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
в) соответствие должностных лиц и
специалистов квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении
перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством
транспорта Российской Федерации;
г) наличие водителей, имеющих необходимые
квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование;
д) наличие договора
обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных
средств;
е) наличие на каждом транспортном
средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных
Правилами дорожного движения Российской Федерации;
ж) наличие в штате работников необходимой
квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять
техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со
специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт
транспортных средств.
Согласно пункту 14.3 Административного
регламента должностные лица Управления при проведении проверки возможности
выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензионных
требований и условий осуществляют необходимые исследования, оформляют
результаты проверки. По результатам проверки должностными лицами Управления
составляется акт установленной формы в двух экземплярах. В акте проверки
указываются:
дата, время и место составления акта
проверки;
наименование органа государственного
контроля (надзора);
дата и номер распоряжения или приказа
руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля
(надзора);
фамилии, имена, отчества и должности
должностного лица (лиц), проводивших проверку;
наименование проверяемого юридического
лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также
фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или
уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя
индивидуального предпринимателя, присутствовавших при
проведении проверки;
дата, время, продолжительность и место
проведения проверки;
сведения о результатах проверки, в том
числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и о
лицах, допустивших указанные нарушения;
сведения об
ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного
должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица,
индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя,
присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе
от совершения подписи, а также сведений о внесении в журнал учета проверок записи
о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя
такого журнала;
подписи должностного лица (лиц),
проводивших проверку.
К акту прилагаются протоколы, заключения
проведенных исследований, объяснения работников юридического лица, работников
индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за
нарушение обязательных требований, предписания об устранении выявленных
нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
Акт проверки оформляется непосредственно
после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений
вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному
представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его
уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в
ознакомлении с актом проверки.
Пунктом 3 статьи 9 Закона о
лицензировании и пунктом 14.4 Административного регламента определено, что основанием
для отказа в предоставлении лицензии является:
- наличие в заявлении и (или) документах,
представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
- несоответствие соискателя лицензии,
принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и
условиям.
В процессе рассмотрения настоящего дела
Управление представило в суд весь пакет документов, который был подан Обществом
вместе с заявлением о предоставлении лицензии.
К заявлению о
предоставлении лицензии Обществом были представлены все предусмотренные
действующим законодательством документы, в том числе копии документов,
подтверждающих соответствующую установленным требованиям квалификацию
должностных лиц и специалистов соискателя лицензии, и копии документов, подтверждающих
прохождение аттестации на право занимать должность, связанную с обеспечением
БДД, должностными лицами соискателя лицензии, ответственными за обеспечение
БДД. Указанное обстоятельство подтверждено
представителем Управления в ходе судебного разбирательства.
Согласно пункту 2.5 должностной
инструкции механика по контролю за техническим состоянием транспортных средств при выходе на линию и при возвращении с линии,
представленной Обществом в Управление вместе с остальными документами,
указанное должностное лицо обязано осуществлять оформление, выдачу и сбор
путевых листов. На должность механика по контролю за техническим состоянием
транспортных средств в Обществе назначен Кудреватый
М.С.
Как видно из
представленных вместе с заявлением о выдаче лицензии документов, Кудреватый
М.С. прошел обучение в Петрозаводском автотранспортном техникуме по программе
"Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным
транспортом в пределах Российской Федерации" (удостоверение
профессиональной компетентности от 30.04.2010), курсы повышения квалификации в
Петрозаводском автотранспортном техникуме по программе "Переподготовка
специалистов по безопасности движения на автомобильном и городском
электротранспорте" (удостоверение Министерства транспорта Российской Федерации N 2760 выдано 08.05.2009) и
аттестацию в комиссии по аттестации лиц, занимающих должности, связанные с
обеспечением безопасности движения автотранспортных средств, и соответствует
занимаемой должности "механик по контролю за техническим состоянием ТС при
выходе на линию и при возвращении с линии" (удостоверение Управления
государственного автодорожного надзора по Республике Карелия N 6156).
Кроме того,
Общество представляло в материалы дела расписание занятий в Петрозаводском
автотранспортном техникуме в группе "Переподготовка специалистов по БД на
автотранспорте" с 04.05.2009 по 08.5.2009, из которого видно, что в
программу занятий была включена тема "Порядок заполнения путевых листов в
соответствии с Приказом Минтранса Российской Федерации N 152 от
18.09.2008", а также копию аттестационного листа Кудреватого М.С. от
10.06.2010 о прохождении аттестации в комиссии по
аттестации лиц, занимающих должности, связанные с обеспечением безопасности
движения автотранспортных средств, и соответствии занимаемой должности
"механик по контролю за техническим состоянием ТС
при выходе на линию и при возвращении с линии".
Как пояснял в ходе судебного
разбирательства представитель Общества, при подаче заявления о предоставлении
лицензии в качестве лица, ответственного за оформление, учет и выдачу путевой
документации Обществом указывался именно Кудреватый М.С., а не Вассель А.О., и именно Кудреватый М.С. является лицом,
ответственным за ведение путевой документации в Обществе. Данные обязанности ни
должностной инструкцией инженера по безопасности дорожного движения, ни
фактически не возложены на Васселя А.О.
Представленные документы, по мнению Общества, подтверждают указанное
обстоятельство. Заявитель считает, что в пункте 2.15 акта
проверки Управление ошибочно указало Васселя А.О.
вместо Кудреватого М.С. в качестве лица, осуществляющего оформление, учет,
выдачу и прием путевой документации, при этом установив по результатам
проверки, что расхождений в сведениях, представленных соискателем лицензии в
заявлении на предоставление лицензии и копиях документов не установлено, а
соискатель лицензии располагает возможностями выполнения лицензионных
требований и условий.
Как видно из листа
согласования к решению о выдаче разрешительных документов, Общество
соответствует обязательным требованиям, а также требованиям положений о выдаче
разрешительных документов: в листе имеются подписи должностных лиц Управления,
подтверждающие правильность оформления заявления и наличие всех необходимых
документов; полноту и достоверность сведений, содержащихся в представленных
документах; возможность выполнения лицензионных требований и условий (для
предоставления лицензии); соответствие
договоров, доверенностей и других документов положениям гражданского права.
Кроме того, все
документы, представлявшиеся Обществом в Управление вместе с заявлением о
предоставлении лицензии, свидетельствуют именно о том, что обязанности по
ведению путевой документации в Обществе в соответствии с должностной
инструкцией возложены именно на Кудреватого М.С., который имеет соответствующее
образование и проходил аттестацию на соответствие занимаемой должности.
В судебном заседании представитель
Управления не оспорил того факта, что на механика по контролю
за техническим состоянием ТС при выходе на линию и при возвращении с
линии в соответствии с действующим законодательством могут быть возложены
обязанности по ведению путевой документации.
Суд не принимает
ссылку Управления на то обстоятельство, что недостоверность представленной
соискателем лицензии информации подтверждается зафиксированным в пункте 2.15
акта обстоятельством, что оформление, учет, выдача и прием путевой документации
осуществляется инженером по ОТ и БДД Васселем А.О.
При этом суд исходит из того, что все приложенные к заявлению документы
подтверждают то обстоятельство, что указанные обязанности возложены на механика
Кудреватого М.С. Кроме
того, в случае, если проверяющий при проведении проверки возможности соблюдения
лицензионных требований и условий установил, что ведение путевой документации в
Обществе возложено на лицо, не проходившее аттестацию на соответствие
занимаемой должности, связанной с ведением путевой документации и в чьи
обязанности в соответствии с должностной инструкцией не входит ведение путевых
листов, проверяющий в соответствии с пунктом 14.3 Административного регламента
должен был отразить выявленные нарушения в акте проверки. Между тем, акт
проверки не содержит таких сведений, более того, по результатам проверки
Управлением сделан вывод об отсутствии расхождений в представленных документах
и о наличии у соискателя лицензии возможностей выполнения лицензионных
требований и условий.
Согласно части 5
статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
обязанность доказывания оспариваемого ненормативного правового акта закону или
иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения,
совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица
надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение
оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших
основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых
действий (бездействия), возлагается на
орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия
(бездействие).
В соответствии со статьей 71 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает
доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем,
полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле
доказательств.
Оценив все представленные доказательства,
суд приходит к выводу о том, что Общество представило в Управление заявление о
выдаче лицензии и пакет документов, соответствующие требованиям Закона о
лицензировании, Положению о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным
транспортом, а сведения, указанные в данных документах, являются полными и
достоверными.
При указанных обстоятельствах следует
признать, что приказ Управления от 17.08.2010 N 24/лиц издан с нарушением
действующего законодательства в сфере лицензирования отдельных видов
деятельности и нарушает права и законные интересы Общества, в связи с чем подлежит признанию недействительным.
В соответствии со статьей 110
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате
государственной пошлины суд относит на ответчика.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176,
201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
Республики Карелия
решил:
1. Заявленное требование удовлетворить
полностью. Признать недействительным как не соответствующий
Федеральному закону от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных
видов деятельности" приказ Управления государственного автодорожного
надзора по Республике Карелия от 17.08.2010 N 24 об отказе в предоставлении
обществу с ограниченной ответственностью "Автопарк" лицензии на
осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом,
оборудованным для перевозки более 8 человек.
2. Обязать Управление государственного
автодорожного надзора по Республике Карелия устранить допущенное нарушение прав
и законных интересов ООО "Автопарк".
3. Взыскать с Управления государственного
автодорожного надзора по Республике Карелия в пользу общества с ограниченной
ответственностью "Автопарк" судебные расходы по уплате
государственной пошлины в сумме 2000 руб.
4. Решение может быть обжаловано в
апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного
текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г.
Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65).
Судья
ЦЫБА И.С.