АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 мая 2011 г. по делу N А26-2413/2011
Резолютивная часть решения объявлена 23
мая 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 26 мая
2011 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в
составе судьи Кришталь Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Абакумовой С.С.,
рассмотрев в
судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного
надзора по Республике Карелия к индивидуальному предпринимателю Левской Ирине Олеговне о
привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ,
при участии в заседании:
от заявителя - Кардашовой
Я.Г., специалиста-эксперта отдела государственной службы, кадров и правового
обеспечения Управления государственного автодорожного надзора по Республике
Карелия, доверенность от 11.01.2011 N 145,
от ответчика - не явился, извещен,
установил:
Управление государственного автодорожного
надзора по Республике Карелия (далее - заявитель, Управление, административный
орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о
привлечении индивидуального предпринимателя Левской
Ирины Олеговны (далее - ответчик, предприниматель) к административной
ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В обоснование
заявленного требования Управление ссылается на нарушение предпринимателем
лицензионных требований и условий, предусмотренных специальным разрешением
(лицензией) и установленных подпунктами "б", "в",
"е" пункта 4 "Положения о лицензировании перевозок пассажиров
автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением
случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных
нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)",
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 года N 637.
Ответчик отзыв на заявление в суд не
представил, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного
заседания извещен надлежащим образом.
Учитывая мнение представителя заявителя и
отсутствие письменных возражений ответчика относительно рассмотрения дела в его
отсутствие, в соответствии с частью 4 статьи 137 АПК РФ суд завершил
предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой
инстанции.
В судебном заседании представитель
заявителя поддержал требование по основаниям, изложенным в заявлении. Пояснил,
что ранее предприниматель привлекался к административной ответственности за
совершение однородных правонарушений.
Заслушав представителя заявителя, изучив
и оценив письменные материалы дела, суд считает установленными следующие
обстоятельства.
В Едином государственном реестре
индивидуальных предпринимателей Левская Ирина
Олеговна зарегистрирована за основным государственным регистрационным номером
305100103500043 (л.д. 53).
Перевозка пассажиров автомобильным
транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, осуществляется
предпринимателем на основании лицензии номер АСС-10-226152, выданной
Управлением государственного автодорожного надзора по Республике Карелия,
сроком действия с 04.08.2006 по 03.08.2011 (л.д. 52).
На основании приказа Управления
государственного автодорожного надзора по Республике Карелия от 21.03.2011 N 85
должностным лицом Управления в период с 24.03.2011 по 05.04.2011 проведено
внеплановое мероприятие по контролю за соблюдением
индивидуальным предпринимателем Левской И.О.
лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров.
Поводом для проведения проверки послужил рапорт старшего государственного
инспектора Управления Тикка И.Б. от 21.03.2011 о
совершении дорожно-транспортного происшествия с участием принадлежащего
предпринимателю автобуса ГАЗ-322132 (регистрационный знак АК 256 10), в
результате которого пострадал (ранен) один пассажир (л.д.
9).
В ходе проведенной
проверки было выявлено нарушение ответчиком требований и условий,
предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и установленных подпунктами
"б", "в", "е" пункта 4 Положения о лицензировании
перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок
более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность
осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или
индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства
Российской Федерации от 30.10.2006 года N 637.
По результатам контрольных мероприятий
05.04.2011 в присутствии предпринимателя Левской И.О.
старшим государственным инспектором отдела автотранспортного и автодорожного
надзора Управления государственного автодорожного надзора по Республике Карелия
Мещеряковым В.Н. составлены акт проверки N 81 и протокол об административном
правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В связи с тем, что дела об
административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ,
рассматривают судьи арбитражных судов, Управление государственного
автодорожного надзора по Республике Карелия обратилось с заявлением о
привлечении предпринимателя Левской И.О. к
административной ответственности в арбитражный суд.
Проверив в соответствии с частью 6 статьи
205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процедуру
составления протокола об административном правонарушении, суд не усматривает
процессуальных нарушений, являющихся самостоятельным основанием для отказа в
удовлетворении заявленного требования. Протокол об административном
правонарушении составлен уполномоченным лицом, в присутствии предпринимателя Левской И.О., права привлекаемого к административной
ответственности лица, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, предпринимателю
разъяснялись, копия протокола вручена.
Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях установлена административная
ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением
условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В силу подпункта 62
пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О
лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозке
пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8
человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для
обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального
предпринимателя) относится к лицензируемому виду деятельности.
В соответствии со статьей 2 указанного
закона лицензионными требованиями и условиями является совокупность
установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности
требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении
лицензируемого вида деятельности.
Лицензионные требования и условия при
осуществлении перевозок пассажиров предусмотрены "Положением о
лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным
для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная
деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица
или индивидуального предпринимателя)", утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637.
В соответствии с подпунктом "б"
пункта 4 "Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным
транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек", одним из
лицензионных условий является соблюдение лицензиатом установленных законами и
иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта
требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
Согласно пункту 18
раздела III "Правил учета дорожно-транспортных происшествий",
утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 N
647, обязательных для выполнения на всей территории Российской Федерации,
владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами)
органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в
том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о
дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.
В судебном заседании установлено, что
ежемесячные сверки с ГИБДД о фактах дорожно-транспортных происшествий с
участием принадлежащих ей автотранспортных средств предпринимателем
Левской И.О. не организованы и не проводятся.
В соответствии с пунктом 2.2
"Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров
автобусами", утвержденного Приказом Министра транспорта Российской
Федерации от 08.01.1997 N 2, к основным требованиям по обеспечению надежности
водителей в процессе их профессиональной деятельности относится, в том числе,
проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей.
В судебном заседании установлено, что
надлежащий контроль за соблюдением сроков прохождения
медицинских освидетельствований водителей предпринимателем Левской
И.О. не осуществляется, сведения о прохождении периодического медицинского
освидетельствования водителями предпринимателя Устиновым О. и Юрьевым Н. в ходе
проверки не представлены.
В соответствии с
пунктом 4 статьи 18 Федерального закона "О безопасности дорожного
движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ транспортные средства, прошедшие
техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям,
регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств,
участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению
безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом,
выдаваемым исполнителем названных работ и услуг.
Согласно пункту 3.2 "Положения об
обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами", утвержденного
Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2, владельцы
автобусов обязаны обеспечить проведение государственного технического осмотра,
технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые
действующими нормативными документами.
В судебном заседании установлено, что
вышеуказанные требования ответчиком не соблюдаются. В ходе проверки
административному органу представлен договор от 01.01.2011 на ремонт,
техническое обслуживание принадлежащих предпринимателю Левской
И.О. автотранспортных средств, заключенный с предпринимателем Кмитто Е.В. (л.д. 44-45). Между
тем, документы, подтверждающие фактическое проведение технического обслуживания
и ремонта принадлежащих ответчику транспортных средств
в соответствии с составленным ответчиком графиком проведения ТО-1 и ТО-2, при
проведении проверки не представлены.
Положением об особенностях
режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 N 15
установлены особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за
исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих
в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по
трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на
территории Российской Федерации
организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности,
ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам,
осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 указанного Положения
графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех
водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным
учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее
чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности)
устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы
(смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного
(междусменного) и еженедельного отдыха.
В ходе проведения проверки график работы
(сменности) водителей на линии на март 2011 года предпринимателем Левской И.О. не представлен. Графиком сменности водителей
на линии на февраль 2011 года (л.д. 24-25) не
установлено время начала и окончания ежедневной работы (смены), а также время
ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха водителей.
Согласно подпункту
"в" пункта 4 "Положения о лицензировании перевозок пассажиров
автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек"
лицензионным требованием при осуществлении перевозок пассажиров является
соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О
безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению
безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с
эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
В соответствии с
абзацем 7 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О
безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные
предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации
деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны
обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств
требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства
к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 11
"Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и
обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного
движения", утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства
Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, запрещается эксплуатация
автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и
других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не
отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
В соответствии с пунктами 6.4, 7.4, 7.7
данного Перечня запрещена эксплуатация транспортного средства в случаях, если:
нарушена герметичность системы вентиляции картера; не
работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова или кабины, запоры
бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн и пробки топливных баков,
механизм регулировки положения сиденья водителя, аварийный выключатель дверей и
сигнал требования остановки на автобусе, приборы внутреннего освещения салона
автобуса, аварийные выходы и устройства приведения их в действие, привод
управления дверьми, спидометр, тахограф,
противоугонные устройства, устройства обогрева и обдува стекол; на
автобусе отсутствуют медицинская аптечка огнетушитель, знак аварийной остановки
по ГОСТу Р 41.27-99.
В судебном заседании установлен факт
осуществления 29.03.2011 перевозки пассажиров принадлежащим предпринимателю Левской И.О. автобусом ГАЗ-322131, регистрационный знак АК
256 10, в котором: отсутствуют медицинская аптечка, огнетушитель, знак
аварийной остановки; заблокирована левая задняя дверь аварийного выхода;
нарушена герметичность системы вентиляции картера.
Допущенные ответчиком нарушения
лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "б",
"в" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров
автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек,
подтверждаются материалами дела и образуют объективную сторону состава
правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд
исключает из числа эпизодов, предъявленных ответчику в протоколе об
административном правонарушении, - нарушение подпункта "б" пункта 4
Положения, выразившееся в несоответствии акта служебного расследования
дорожно-транспортного происшествия от 19.03.2011 требованиям пункта 5.2
"Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных
происшествий", утвержденного Приказом Министерства автомобильного
транспорта РСФСР от 26.04.1990 N 49 (далее - Положение).
Как установлено в судебном заседании, акт
служебного расследования по факту дорожно-транспортного происшествия,
совершенного 19.03.2011 в 18 час. 00 мин. на перекрестке пр. А.Невского и ул. Правды в г. Петрозаводске с участием
принадлежащего предпринимателю Левской И.О. автобуса
ГАЗ-322132, регистрационный знак АК 256 10, предпринимателем составлен (л.д. 10).
Как следует из
пункта 2 Приказа Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 26.04.1990 N
49 "Об утверждении Положения о порядке проведения служебного расследования
дорожно-транспортных происшествий", требования указанного Положения
подлежат изучению и неукоснительному исполнению главными управлениями и
отделами центрального аппарата Министерства транспорта Российской Федерации,
территориальными производственными объединениями автомобильного транспорта,
автотранспортными предприятиями и другими организациями, непосредственно подчиненными
министерству. Вместе с тем, в
Приказе отсутствует указание на то, что он распространяется на индивидуальных
предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров.
Кроме того, согласно пункту 5.2 Положения
о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий
акт служебного расследования, как правило, должен состоять из перечисленных в
данном пункте разделов. Таким образом, исходя из буквального толкования пункта
5.2 Положения, следует, что при составлении акта служебного расследования
допустимы отклонения от указанных в данном пункте требований к оформлению акта.
При таких обстоятельствах, оснований для
привлечения предпринимателя Левской И.О. к
административной ответственности по эпизоду несоответствия акта служебного расследования
от 19.03.2011 требованиям пункта 5.2 Положения у суда не имеется.
Суд также исключает из числа
предъявленных ответчику эпизодов нарушение подпункта "б" пункта 4
Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом,
оборудованным для перевозки более 8 человек, выразившееся в том, что ответчиком
не обеспечивается учет неисправностей транспортных средств и их устранения.
В обоснование требований по данному
эпизоду заявитель ссылается на абзац 3 пункта 1.6 "Положения об обеспечении
безопасности перевозок пассажиров автобусами", утвержденного Приказом
Министра транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2. Данным абзацем к
числу основным задач юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
указанных в пункте 1.3 Положения, по обеспечению безопасности перевозок
пассажиров автобусами отнесено содержание автобусов в технически исправном
состоянии, предупреждение отказов и неисправностей при эксплуатации их на
линии. Вместе с тем, обязанность по обеспечению учета неисправностей
транспортных средств и их устранения пунктом 1.6 "Положения об обеспечении
безопасности перевозок пассажиров автобусами" на юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров, не
возложена.
Обязанность по обеспечению вышеназванного
учета была прямо предусмотрена пунктом 4.4 "Положения об обеспечении
безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях,
осуществляющих перевозки пассажиров и грузов", утвержденного приказом
Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27, однако Приказ Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27
признан утратившим силу. Иных нормативных правовых актов, устанавливающих
обязанность по обеспечению учета неисправностей транспортных средств и их
устранения, в протоколе об административном правонарушении не указано и не было
названо представителем заявителя в судебном заседании.
С учетом изложенного, основания для
привлечения Левской И.О. к административной
ответственности по указанному эпизоду у суда отсутствуют.
Суд также полагает необоснованным указание
в протоколе об административном правонарушении на нарушение ответчиком
подпункта "е" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок
пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8
человек.
Подпунктом "е" пункта 4
Положения в качестве одного из лицензионных условий предусмотрено наличие у
лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и
стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование. Вместе с тем, из
протокола об административном правонарушении не усматривается, в чем именно
выразилось нарушение ответчиком данного подпункта. В протоколе об
административном правонарушении не указано, какие из 36-ти водителей
предпринимателя Левской И.О. не соответствуют
требованиям подпункта "е" пункта 4 Положения и каким именно
требованиям вышеназванного подпункта к квалификации, стажу работы либо
прохождению медицинского освидетельствования они не соответствуют.
При таких обстоятельствах, суд приходит к
выводу о недоказанности нарушения предпринимателем подпункта "е"
пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным
транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек.
Однако, учитывая, что материалами дела
подтверждается нарушение предпринимателем лицензионных требований и условий,
предусмотренных подпунктами "б", "в" пункта 4 Положения о
лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным
для перевозки более 8 человек, суд приходит к выводу о наличии события
правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с
частью 2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается
совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело
возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но
без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение
таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий,
хотя должно было и могло их предвидеть.
При определении формы вины суд приходит к
выводу о том, что правонарушение совершено предпринимателем Левской
И.О. по неосторожности. Доказательства наличия у ответчика умысла на совершение
вменяемого правонарушения в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, в действиях
предпринимателя имеется состав административного правонарушения,
предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Данное правонарушение посягает на
установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в
сфере предпринимательской деятельности, а также правила разрешительной системы.
Требование правовых норм о необходимости контроля за
соблюдением лицензионных требований и условий лицами, осуществляющими
деятельность по перевозке пассажиров, связано с обеспечением безопасности
граждан. При таких обстоятельствах, учитывая характер совершенного
правонарушения, его общественную опасность, суд не усматривает оснований для
признания правонарушения малозначительным и
освобождения предпринимателя от административной ответственности.
В соответствии с примечанием к статье 2.4
КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица,
если законом не установлено иное.
Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ
осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий,
предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или
наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч
до четырех тысяч рублей.
Учитывая, что ранее
решениями Арбитражного суда Республики Карелия от 29.09.2010 по делу N
А26-7634/2010, от 18.04.2011 по делу N А26-1594/2011 предприниматель Левская И.О. привлекалась к административной
ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ за совершение однородных
правонарушений, по которым не истек предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ срок, в
течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, суд признает в качестве обстоятельства, отягчающего административную
ответственность, повторное совершение ответчиком однородного правонарушения. С
учетом данного обстоятельства суд полагает возможным назначить ответчику
наказание в виде наложения административного штрафа в размере 4000 руб.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176,
206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
Республики Карелия
решил:
1. Заявление Управления государственного
автодорожного надзора по Республике Карелия удовлетворить. Привлечь
индивидуального предпринимателя Левскую Ирину
Олеговну (ОГРН 305100103500043, зарегистрирована по адресу: г. Петрозаводск,
ул. Краснофлотская, д. 16, кв. 56) к административной ответственности,
предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, в виде взыскания 4000 рублей штрафа.
Реквизиты для перечисления суммы
административного штрафа:
расчетный счет N 401 018 106 000 000 100
06 в ГРКЦ НБ Республики Карелия Банка России г. Петрозаводск
получатель: Управление Федерального
казначейства по Республике Карелия (УГАДН по РК)
КПП 100101001 ИНН 1001048631 ОКАТО 864
010 000 00 БИК 048602001
КБК 106 116 90040 04 0000 140
назначение платежа: штраф по решению
Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-2413/2011.
2. Решение может быть обжаловано:
- в апелляционном порядке в течение
десяти дней со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный
апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65).
Судья
КРИШТАЛЬ Н.А.