ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 25 июня 2001 г. N ГКПИ 2001-928
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в
составе:
председательствующего -
судьи Верховного Суда Романенкова
Н.С.,
при секретаре Плахута Н.С.,
с участием прокурора Федотовой А.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании
гражданское дело по заявлению Турова Игоря Юзефовича о признании не
соответствующим закону п. 12.2 Наставления по работе дорожно - патрульной
службы Государственной инспекции безопасности дорожного
движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного
Приказом МВД России от 20 апреля 1999 г. N 297,
установил:
Туров И.Ю.
обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании не
соответствующим закону положения п. 12.2 Наставления по работе дорожно -
патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения
Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД
России от 20 апреля 1999 г. N 297, в той части, в которой данная норма
допускает применение сотрудниками ГИБДД МВД России оперативно - розыскных мероприятий без достаточных оснований в отношении
неопределенного круга участников дорожного движения.
Как указывает заявитель, пункт 12.2
оспариваемого нормативного акта допускает проведение скрытого наблюдения за
любыми участниками дорожного движения, что не соответствует действующему
законодательству и нарушает права граждан на неприкосновенность частной жизни и
на недопустимость сбора, хранения и использования информации о частной жизни
лица без его согласия.
Заявитель Туров И.Ю. о дне слушания дела
извещен, в суд не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представители заинтересованных лиц: МВД России Быченкова
И.В., Попов М.И., Чучуев Д.В., Минюста России Чижикова Т.Ю. возражали против удовлетворения заявления и
пояснили в суде, что оспариваемый нормативный акт издан в пределах компетенции
МВД России, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав
граждан.
Выслушав объяснения представителей
заинтересованных лиц: МВД России Быченковой И.В.,
Попова М.И., Чучуева Д.В., Минюста России Чижиковой
Т.Ю., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной
прокуратуры РФ Федотовой А.В., полагавшей, что заявление не подлежит
удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для
удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со ст. 13 Гражданского
кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа
местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также
нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие
гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического
лица, могут быть признаны судом недействительными.
Приказом Министерства внутренних дел
Российской Федерации от 20 апреля 1999 г. N 297 (в редакции Приказа МВД России
от 21 июня 1999 г. N 453) утверждены Наставления по работе дорожно - патрульной
службы Государственной инспекции безопасности дорожного
движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно п. 12.2 Наставления контроль за дорожным движением с использованием транспортных
средств может быть открытым (обычным), скрытым и смешанным. Открытый контроль
осуществляется инспекторами ДПС на автомобилях и мотоциклах, имеющих
специальную окраску. Скрытый контроль - на автомобилях обычной окраски без
надписей и опознавательных знаков. Он осуществляется, как правило, в дневное
время, а в вечернее - лишь на участках дорог, имеющих достаточную освещенность,
ширину и хорошее покрытие.
Решение об осуществлении скрытого
контроля принимает командир строевого подразделения или начальник ГИБДД, о чем
делается соответствующая запись в постовой ведомости. В случае, если инспектор ДПС одет в гражданскую одежду, обязательно
наличие у него нагрудного знака. Смешанный контроль организуется одновременно
на двух автомобилях, один из которых имеет специальную окраску и
опознавательные знаки, а второй - обычную окраску.
Коэффициент потребности автомобилей,
имеющих обычную окраску, не должен превышать 0,25 к общему количеству
патрульного транспорта.
Федеральный закон "О безопасности
дорожного движения" предусматривает организацию и осуществление
государственного надзора и контроля в области обеспечения безопасности
дорожного движения (ст. 30 ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Обеспечение безопасности дорожного
движения представляет собой деятельность, направленную на предупреждение причин
возникновения дорожно - транспортных происшествий, снижение тяжести их
последствий.
Положением о Государственной инспекции
безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской
Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998
г. N 711, предусмотрено, что Государственная инспекция безопасности
дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации
осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в
области обеспечения безопасности дорожного движения.
Из содержания п. 12.2 Наставления
следует, что контроль за дорожным движением с
использованием транспортных средств может быть открытым, скрытым и смешанным и
является одним из методов надзора за соблюдением Правил дорожного движения.
Из объяснений представителя МВД России Быченковой И.В. следует, что контроль осуществляется не за
конкретным гражданином и не с целью сбора какой-либо информации, а за
соблюдением участниками дорожного движения Правил дорожного движения.
При выявлении нарушения и остановке
транспортного средства производится оформление материалов.
При этом сбор, хранение и использование
какой-либо информации о частной жизни гражданина не производится.
Осуществление сотрудниками дорожно -
патрульной службы ГИБДД скрытого контроля за дорожным
движением не относится к оперативно - розыскной деятельности, и доводы
заявителя о нарушении оспариваемым нормативным актом положений Федерального
закона "Об оперативно - розыскной деятельности" являются
несостоятельными.
Учитывая, что оспариваемый нормативный
правовой акт соответствует действующему законодательству, принят в пределах
компетенции Министерства внутренних дел Российской Федерации и не нарушает прав
и свобод граждан, заявление Турова И.Ю. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного
и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд
Российской Федерации
решил:
заявление Турова Игоря Юзефовича о
признании не соответствующим закону п. 12.2 Наставления по работе дорожно -
патрульной службы Государственной инспекции безопасности
дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации,
утвержденного Приказом МВД России от 20 апреля 1999 г. N 297, оставить без
удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или
опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней после
вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда