ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 4 сентября 2008 г. N ГКПИ08-1744
Верховный Суд Российской Федерации в
составе:
судьи Верховного Суда Российской
Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Гудковой Е.Ю.,
с участием прокурора Кротова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
гражданское дело по заявлению Зуева Сергея Александровича о признании
недействующими частично подпункта 17.1 и подпункта 17.4 Правил дорожного
движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090,
установил:
Зуев С.А. обратился
в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими
подпункта 17.1 в части слов "территории, въезды на которую и выезды с
которой обозначены знаками 5.21 и 5.22" и "однако они не должны
создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств", пункта
17.4 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090.
Как указывает заявитель, данные положения
нормативного правового акта противоречат Градостроительному кодексу Российской
Федерации, так как допускают их неоднозначное толкование участниками дорожного
движения, что создает угрозу дорожно-транспортного происшествия и нарушает
право на охрану здоровья пешеходов, как наименее защищенной категории
участников дорожного движения на территории жилой зоны и дворовой территории.
Заявитель извещен о времени и месте
судебного заседания в установленном законом порядке, просил рассмотреть дело в
его отсутствие.
Представитель Правительства Российской
Федерации Шакиров Ю.К. возражал против удовлетворения заявления, ссылаясь на
то, что оспариваемые подпункты 17.1, 17.4 Правил законодательству Российской
Федерации не противоречат и не нарушают права и свободы граждан.
Выслушав объяснения представителей
заинтересованного лица, исследовав материалы дела, принимая во внимание
заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Кротова В.А., полагавшего в
удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд РФ находит заявление Зуева
С.А. необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Правовые основы обеспечения безопасности
дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным
законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного
движения" (ст. 1 данного Закона).
Единый порядок дорожного движения на всей
территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения,
утверждаемыми Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22
Федерального закона).
Постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 утверждены Правила
дорожного движения Российской Федерации (далее - Правила). Постановление
официально опубликовано в изданиях "Собрание актов Президента и
Правительства РФ", 22.11.1993, N 47, ст. 4531, "Российские
вести", N 227, 23.11.1993.
Пунктом 17.1 Правил предусмотрено, что в
жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой
обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по
тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество,
однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных
средств (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767).
В соответствии с пунктом 17.4 Правил
требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории.
Знаки 5.21 и 5.22 относятся к знакам
особых предписаний и вводят или отменяют определенные режимы движения.
5.21 "Жилая зона". Территория,
на которой действуют требования Правил дорожного движения Российской Федерации,
устанавливающие порядок движения в жилой зоне.
5.22 "Конец жилой зоны".
Пунктом 10.2 Правил установлено
ограничение скорости движения транспортных средств в жилых
зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч.
За нарушение правил, установленных для
движения транспортных средств в жилых зонах, Кодексом
Российской Федерации об административных правонарушениях установлена
административная ответственность (статья 12.28).
Таким образом,
оспариваемые положения Правил, устанавливая приоритет пешеходов, как участников
дорожного движения, в жилой зоне и на дворовые территории, вместе с тем
обязывают пешеходов не создавать необоснованные помехи для движения
транспортных средств, что соответствует пункту 2 статьи 24 Федерального закона,
согласно которому реализация участниками дорожного движения своих прав не
должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
Доводы заявителя о несоответствии данных
норм иным положениям Правил, являющимся общими нормами и определяющими
преимущество (приоритет) участников дорожного движения, нельзя признать
обоснованными.
Так, Правилами установлено, что участники
дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать
опасности для движения и не причинять вреда (п. 1.3). Запрещается повреждать
или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно
устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства
организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для
движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее
устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить
информирование участников движения об опасности и сообщить в милицию (п. 1.5).
Суд не может
согласиться с доводом заявителя, что понятие "жилая зона" в редакции
оспариваемых Правил противоречит понятию "жилая зона" в редакции
Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку законодательство о
градостроительной деятельности не регулирует отношения, связанные с
обеспечением безопасности дорожного движения (ст. 4 Градостроительного кодекса
РФ), а основные понятия, в т.ч. понятие
территориальных зон и их видов, установлены в целях применения данного Кодекса.
Вместе с тем оспариваемые положения
полностью соответствуют нормам международного договора, в частности, Конвенции
о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г., которая наряду с
общепризнанными принципами и нормами международного права является составной
частью правовой системы Российской Федерации.
Так, названной Конвенцией жилая зона
определена как специально обустроенная территория, на которой применяются
специальные правила дорожного движения и въезды на
которую и выезды с которой обозначены соответствующими знаками (термин введен
Европейским соглашением, дополняющим Конвенцию о дорожном движении, открытую
для подписания в Вене 08.11.1968).
Статьей 27-бис Европейского соглашения,
определяющей правила, применяемые в жилых зонах, обозначенных соответствующими
знаками, установлено, что пешеходы могут передвигаться по всей ширине дороги.
Разрешены детские игры; водители должны передвигаться с самой низкой скоростью
в соответствии с предписаниями национального законодательства, в любом случае
они не должны превышать 20 км (12 миль) в час; водители не должны подвергать
пешеходов опасности или ограничивать свободу их передвижения. В случае
необходимости они должны останавливать транспортные средства; пешеходы не
должны создавать необоснованных помех автомобильному движению (подпункты a, b,
c, d).
Поскольку оспариваемые нормативные
положения не нарушают прав и законных интересов участников дорожного движения,
не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту,
имеющему большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении
заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской
Федерации
решил:
в удовлетворении заявления Зуева Сергея
Александровича - отказать.
Решение может быть обжаловано в
Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со
дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА