ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 24 марта 2010 г. N ГКПИ10-90
Верховный Суд Российской Федерации в
составе:
судьи Верховного Суда Российской
Федерации Толчеева Н.К.,
при секретаре Г.О.С.,
с участием прокурора Кротова В.А.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ш.С. о признании
недействующими пунктов 16, 17 Правил освидетельствования лица, которое
управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и
оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское
освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования
этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 475,
установил:
Правительство
Российской Федерации, реализуя предоставленные ему статьей 27.12 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях полномочия, Постановлением
от 26 июня 2008 г. N 475 утвердило Правила освидетельствования лица, которое
управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и
оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское
освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования
этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов (далее - Правила).
Согласно Правилам определение состояния
опьянения проводится в соответствии с нормативными правовыми актами
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (пункт
16); результаты медицинского освидетельствования на состояние опьянения и
лабораторных исследований отражаются в акте медицинского освидетельствования на
состояние опьянения, форма которого утверждается Министерством здравоохранения
и социального развития Российской Федерации (пункт 17).
Ш.С., считая, что
приведенные правовые нормы нарушают его права, обратился в Верховный Суд
Российской Федерации с заявлением о признании их недействующими с 1 июля 2008
г. Ссылается на то, что Министерство здравоохранения и социального развития
Российской Федерации не наделено полномочиями на издание нормативных правовых
актов, определяющих порядок и правила медицинского освидетельствования на
состояние опьянения водителей транспортных средств, поскольку частью 6 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях такие полномочия предоставлены только Правительству Российской
Федерации.
Заявитель в судебное заседание, о котором
извещен по указанному им адресу, не явился, причин неявки суду не сообщил. Представители Правительства Российской Федерации (поручение от 12
февраля 2010 г. N СС-П4-814) Г.О.И., Е., Ш.Ю. пояснили в судебном заседании,
что оспариваемыми нормами Министерство здравоохранения и социального развития
Российской Федерации уполномочено регулировать лишь вопросы, связанные с
проведением клинических, лабораторных исследований, установлением формы акта,
принимаемые им нормативные правовые акты не подменяют порядок медицинского освидетельствования
и оформления его результатов, определенный оспариваемыми Правилами.
Обсудив доводы заявителя, выслушав
возражения заинтересованного лица, проверив материалы дела, заслушав заключение
прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А.,
полагавшего в удовлетворении заявленных требований отказать, Верховный Суд
Российской Федерации считает заявление не подлежащим удовлетворению.
Согласно части 6 статьи 27.12 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях освидетельствование на
состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на
медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинское
освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов
осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Изданные на основании данной нормы
Правила, оспариваемые заявителем, устанавливают порядок медицинского
освидетельствования на состояние опьянения (пункты 13 - 16) и оформления его
результатов (пункты 17 - 20). Правила опубликованы в "Российской
газете" от 2 июля 2008 г. и в Собрании законодательства Российской
Федерации за 2008 г., N 27.
Под порядком понимается
последовательность каких-либо действий, в данном случае - действий при
проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения и оформлении
его результатов.
Пункты 16, 17 Правил не наделяют
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации правом
определять, кем и в какой последовательности должны совершаться такие действия.
В них лишь указывается на то, что определение состояния опьянения, то есть
процедура клинических и лабораторных исследований, по результатам которых может
быть установлен либо отвергнут факт опьянения, проводится в соответствии с
нормативными правовыми актами названного Министерства, которое утверждает форму
акта, составляемого в порядке, определенном Правилами.
Министерство здравоохранения и
социального развития Российской Федерации, согласно Положению о нем,
утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004
г. N 321, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт
1); уполномочено устанавливать формы статистического учета и отчетности в
организациях здравоохранения независимо от их организационно-правовой формы
(пункт 5.2.100.1) и принимать нормативные правовые акты в установленной сфере
деятельности (пункт 5.2.101).
Вопросы, указанные в пунктах 16, 17
Правил, относятся к сфере деятельности этого Министерства
и их разрешение входит в его компетенцию.
С учетом изложенного оснований для
признания этих пунктов незаконными не имеется, поэтому
в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации в удовлетворении заявления надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд
Российской Федерации
решил:
в удовлетворении
заявления Ш.С. о признании недействующими пунктов 16, 17 Правил
освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на
состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления
указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения,
медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления
его результатов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации
от 26 июня 2008 г. N 475, отказать.
Решение может быть обжаловано в
Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти
дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ