ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 9 ноября 2011 г. N ГКПИ11-1598
Верховный Суд Российской Федерации в
составе:
судьи Верховного Суда Российской
Федерации Толчеева Н.К.,
при секретаре А.,
с участием прокурора Масаловой
Л.Ф.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Р. о признании
частично недействующими пунктов 3 (абзац шестой), 51 Правил регистрации
автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции
безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской
Федерации и пунктов 33 (абзац шестой), 35.6 Административного регламента
Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции
по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской
Федерации от 24 ноября 2008 г. N 1001 "О порядке регистрации транспортных
средств",
установил:
Приказом
Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. N 1001,
изданным в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от
12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации
автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории
Российской Федерации", утверждены Правила регистрации автомототранспортных
средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного
движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила) и Административный регламент
Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной
функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (далее -
Административный регламент), определяющий сроки и последовательность действий
должностных лиц Государственной инспекции безопасности дорожного движения
Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Госавтоинспекция) при
осуществлении полномочий по регистрации автомототранспортных средств и прицепов
к ним. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции
Российской Федерации 30 декабря 2008 г., регистрационный N 13051, официально
опубликован в "Российской газете" 16 января 2009 г.
Р. оспорил в Верховном Суде Российской
Федерации:
абзац шестой пункта
3 Правил и абзац шестой пункта 33, пункт 35.6 Административного регламента,
согласно которым не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к
производству регистрационных действий транспортные средства при обнаружении
признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на
транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки
представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных
средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о
нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или
представленных документов в числе утраченных (похищенных);
пункт 51 Правил в части, определяющей,
что не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с
регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до
окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних
дел.
По мнению
заявителя, указанные нормативные положения, запрещающие совершать
регистрационные действия в отношении транспортных средств не по причине
выявления фактов, а лишь признаков, указывающих на возможность выявления в
будущем наличия скрытых, поддельных, измененных номеров узлов и агрегатов,
необоснованно расширяют полномочия сотрудников Госавтоинспекции и противоречат
пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, допускающему
ограничение гражданских прав только на основании федерального закона. Ссылается на то, что, несмотря на получение им заключения
судебно-экспертной организации об отсутствии изменения идентификационного
номера принадлежащего ему автомобиля, сотрудниками Госавтоинспекции в течение
двух месяцев проводилась проверка этого факта и не совершались регистрационные
действия, в результате чего он был лишен права пользоваться принадлежащим ему
имуществом.
Заявитель в судебное заседание, о котором
извещен по указанному им адресу, не явился, в телефонном сообщении просил
рассмотреть дело в его отсутствие.
Министерство
внутренних дел Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации
в письменных возражениях указали на то, что оспариваемые Правила и
Административный регламент изданы федеральным органом исполнительной власти в
пределах его компетенции, не противоречат действующему законодательству
Российской Федерации, направлены на охрану жизни, здоровья и имущества граждан,
защиту интересов общества и государства путем предупреждения
дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, не нарушают права заявителя.
Обсудив доводы
заявителя, возражения представителей Министерства внутренних дел Российской
Федерации М., Ш. и Министерства юстиции Российской Федерации Б., проверив
оспариваемые нормативные предписания на предмет соответствия федеральному закону
и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав
заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления
отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для признания оспариваемых нормативных положений незаконными.
В силу части 3
статьи 55 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 1 Гражданского
кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на
основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в
целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных
интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ограничение
правомочий собственника транспортного средства, выражающееся в особом правовом
режиме данного источника повышенной опасности и специальных правилах допуска
его в эксплуатацию, установлено Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N
196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", согласно пункту 3 статьи
15 которого допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном
движении на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации
путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его
соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения,
запрещается.
В соответствии с Положением о
Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства
внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской
Федерации от 15 июня 1998 г. N 711, Госавтоинспекция осуществляет специальные
контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения
безопасности дорожного движения; имеет право не допускать к участию в дорожном
движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов
автотранспортные средства и прицепы к ним, имеющие скрытые, поддельные,
измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки
(пункт 1, подпункт "з" пункта 12).
Госавтоинспекция, с учетом возложенных на
нее функций, входит в состав полиции (подпункт "д" пункта 1 Указа
Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 250 "Вопросы
организации полиции").
Федеральный закон
от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", возлагая на полицию
обеспечение безопасности дорожного движения, наделяет ее правом запрещать
эксплуатацию транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные
номера узлов и агрегатов либо поддельные, измененные государственные
регистрационные знаки (пункт 7 части 1 статьи 2, пункт 21 части 1 статьи 13).
Подделка или уничтожение
идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя, а также подделка
государственного регистрационного знака транспортного средства в силу статьи
326 Уголовного кодекса Российской Федерации признается преступлением.
В соответствии с пунктом 35.6
Административного регламента при обнаружении признаков такого преступления
должностное лицо обязано незамедлительно передать сообщение об этом в орган
внутренних дел по месту их обнаружения для проведения необходимых действий и
принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным
законодательством Российской Федерации.
Данное предписание
вытекает непосредственно из предназначения полиции, определенного статьей 1
Федерального закона "О полиции", а также из положений
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающих
обязанность осуществления уголовного преследования в каждом случае обнаружения
преступления и устанавливающих порядок рассмотрения сообщения о признаках
преступления, в том числе выявленных должностными лицами при исполнении
служебных обязанностей, и виды решений, принимаемых по результатам рассмотрения
такого сообщения (статьи 21,
140 - 148).
Передача должностным лицом сообщения об
обнаруженных им признаках преступления в соответствующий орган внутренних дел
исключает регистрационные действия с транспортным средством, поскольку до
окончания проверки и вынесения итогового решения по этому сообщению нельзя
подтвердить или опровергнуть факт совершения преступления. Осуществление
регистрационных действий до окончания проверки могло бы в нарушение требований
законодательства, направленного на обеспечение безопасности дорожного движения
на территории Российской Федерации, привести к допуску для участия в дорожном
движении транспортных средств, не отвечающих установленным требованиям
безопасности дорожного движения.
Таким образом, ограничение прав
собственника транспортного средства установлено на основании федерального
закона, в связи с чем утверждение заявителя о
незаконности лишения его права пользования принадлежащим ему имуществом
является необоснованным. Оспариваемые нормативные положения
не лишают заявителя возможности получения реальной судебной защиты своих прав
собственника, если он считает эти права нарушенными, и не препятствуют его
обращению в суд с требованием о постановке транспортного средства на
регистрационный учет, а также не исключают его право оспорить в порядке статьи
125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации решения, действия
(бездействие) должностных лиц, рассматривающих сообщение о преступлении.
С учетом изложенного и руководствуясь
статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении
заявления Р. о признании частично недействующими пунктов 3 (абзац шестой), 51
Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в
Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства
внутренних дел Российской Федерации и пунктов 33 (абзац шестой), 35.6
Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации
исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств
и прицепов к ним, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. N 1001 "О порядке
регистрации транспортных средств", отказать.
Решение может быть обжаловано в
Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти
дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ