ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПРЕМЬЕР
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 23 октября 1998 г. N 1179-РП
О РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ
БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ГУВД
Г. МОСКВЫ НА ПЕРИОД 1998-2005 ГГ.
(в ред. распоряжения Премьера
Правительства
Москвы от 06.10.2000 N 999-РП)
Во исполнение постановления Правительства
Москвы от 30 декабря 1997 года N 940 "О работе Управления Государственной
автомобильной инспекции ГУВД г. Москвы" и в целях создания единой
информационно - технологической системы Управления Государственной инспекции
безопасности дорожного движения (далее - ГИБДД) ГУВД г. Москвы:
(в ред. распоряжения Премьера Правительства Москвы от 06.10.2000 N
999-РП)
1. Одобрить концепцию целевой программы
Единой информационно - технологической системы ГИБДД ГУВД г. Москвы на период
1998-2005 гг., представленную ОАО МКНТ (приложение).
2. Определить ОАО "Московский
комитет по науке и технологиям" (ОАО МКНТ) городским заказчиком разработки
и внедрения целевой программы Единой информационно - технологической системы
ГИБДД ГУВД г. Москвы на период 1998-2005 гг. (далее - Единая ИТС ГИБДД).
3. Определить УГИБДД ГУВД г. Москвы
пользователем Единой ИТС ГИБДД.
4. Поручить ОАО
"Московский комитет по науке и технологиям" в месячный срок провести
конкурс для определения головного исполнителя по разработке и внедрению целевой
программы Единой ИТС ГИБДД и заключить договоры с пользователем и головным
исполнителем на разработку и внедрение целевой программы Единой ИТС ГИБДД,
разработку технорабочих проектов поэтапного внедрения
Единой ИТС ГИБДД и создание испытательного технологического комплекса Единой
ИТС ГИБДД.
5. Финансирование мероприятий, указанных
в п. 4 настоящего распоряжения, осуществляется за счет средств целевого
бюджетного фонда безопасности дорожного движения.
(п. 5 в ред. распоряжения Премьера
Правительства Москвы от 06.10.2000 N 999-РП)
6. Контроль за
выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Премьера
Правительства Москвы Никольского Б.В.
И.о. Премьера
Правительства Москвы
Б.В. Никольский
Приложение
к распоряжению Премьера
Правительства Москвы
от 23 октября 1998 г. N 1179-РП
КОНЦЕПЦИЯ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ
СИСТЕМЫ ГИБДД ГУВД Г. МОСКВЫ
(ШИФР "БЕРКУТ")
I. Введение
Обстановка с обеспечением безопасности
дорожного движения в г. Москве остается сложной. В 1997 г. в Москве произошло
7133 серьезных и 62080 мелких дорожно - транспортных происшествий, в которых
погибло 925 и пострадало 7664 человека. Превышение скорости было зафиксировано
около 809000 раз, нарушений правил обгона - 167000, нарушений правил проезда
перекрестков - 568000. За различные нарушения в течение года было наказано
3964347 водителей и 1196095 пешеходов. При этом 21043 лишены прав на длительный
срок, в том числе 893 - за дорожно - транспортные происшествия, а остальные -
за пьянство за рулем. Правительство Москвы приняло постановление от 30.12.97 N
940 "О работе Управления Государственной автомобильной инспекции ГУВД г.
Москвы", в котором предусмотрен ряд мер по улучшению организации и
управления дорожным движением, снижению уровня аварийности и травматизма. Для
реализации этого постановления ЗАО "РосИнформ"
разработало и предлагает концепцию целевой программы Единой информационно -
технологической системы ГИБДД ГУВД г. Москвы (шифр "Беркут") на
период 1998-2005 гг.
II. Основные цели и
задачи
Основная цель концепции - обеспечение
более высокого уровня управления дорожным движением и защищенности его
участников от дорожно - транспортных происшествий. Основной технической задачей,
решаемой в рамках предлагаемой концепции, является создание на современной
основе единой информационно - технологической системы, позволяющей
подразделениям ГИБДД успешно решать задачи выявления, фиксации, контроля и
профилактики нарушений правил дорожного движения в г. Москве.
III. Функциональная
схема Единой ИТС ГИБДД
Единая ИТС ГИБДД будет состоять из
следующих основных функциональных блоков:
- блок идентификации движущихся в потоке
транспортных средств и определения скорости их движения;
- блок проверки идентифицированных
транспортных средств на предмет наличия информации о них в различных базах
данных ГИБДД;
- блок учета административных взысканий,
наложенных на участников дорожного движения, и контроля оплаты штрафов;
- блок размещения и хранения информации
для оперативных и долгосрочных целей в информационном хранилище;
- коммуникационный блок;
- блок интеграции баз данных ГИБДД с
базами данных ГУВД и МВД, а также с другими информационными системами ГИБДД и
ГУВД по городским и федеральным программам.
Рассмотрим более подробно назначение и
принципы функционирования каждого из этих блоков.
3.1. Блок идентификации движущихся в потоке транспортных
средств и определения скорости их
движения
Техническую основу этого блока составляют
два различных прибора - прибор дистанционной идентификации номерных знаков
движущихся в потоке транспортных средств (прибор "Кобра - ГАИ") и
прибор контроля нарушения скоростного режима движения транспортных средств
(прибор "ПКС-4"). Сейчас оба прибора существуют и работают
независимо. К 1999 году эти приборы будут функционально объединены в один
прибор, который в дальнейшем будем условно называть Универсальным прибором.
3.2. Блок проверки идентифицированных
транспортных средств
на предмет наличия информации о них в различных
базах данных ГИБДД
Видеоизображение движущегося в потоке
транспортного средства передается в персональный компьютер, расположенный на
стационарном посту - пикете или в патрульном автомобиле ГИБДД. Там в
автоматическом режиме за время порядка 0,04 с распознается
номер этого транспортного средства, который сверяется с номерами, содержащимися
в различных базах данных ГИБДД (таких, как "Техосмотр",
"Угон", "Розыск", "Штрафы", "Запрет на
въезд" и др.). При нахождении соответствия выдается команда на остановку
транспортного средства и основание для этого действия. Естественно, что время,
затраченное на такую проверку, существенно меньше, чем время подъезда
транспортного средства к посту. Современные технические средства и компьютерные
технологии вполне удовлетворяют этому временному промежутку. При определении
Универсальным прибором превышения скорости сначала выдается сигнал об остановке
транспортного средства, а затем происходит проверка по базам данных ГИБДД.
3.3. Блок учета административных
взысканий, наложенных
на участников дорожного движения, и
контроля
оплаты штрафов
Работа этого блока основывается на
выдаче:
1) талона "прохождение технического
осмотра" на чиповой пластиковой карте на все транспортные средства,
зарегистрированные в г. Москве во время прохождения ими очередного технического
осмотра в 1999 г.;
2) талона "Временное разрешение на
право управления транспортными средствами", также на чиповой пластиковой
карте.
На эти карты помещается зашифрованная
информация о регистрационных данных транспортного средства, дате и результатах
технического осмотра и зашифрованная информация о водителе из его водительского
удостоверения. Одновременно с выдачей карт создаются полномасштабные базы
данных по всем транспортным средствам, прошедшим технический осмотр в Москве, и
водителям транспортных средств. Эти базы данных можно использовать как для
оперативных, так и для долговременных целей.
Выдача таких карт и создание баз данных решает проблему подделки талонов прохождения
технического осмотра и водительских удостоверений, так как вся
информация о них находится на картах в зашифрованном виде.
Персонализация всех карт происходит в
центральном эмиссионном центре ГИБДД. Это устраняет возможные злоупотребления
при выдаче карт. После остановки транспортного средства на посту - пикете или
ином месте инспектор ГИБДД просит водителя предъявить
документы и, используя автономный считывающий терминал для пластиковых карт с
чипом, просматривает информацию о водителе и транспортном средстве. При
необходимости наложения административного взыскания (штрафа) на водителя
сотрудник ГИБДД вставляет карту водителя в терминал,
набирает код штрафа, дату, время и сумму штрафа и нажимает кнопку
"Штраф". Терминал записывает наложение взыскания на чип карточки
"Временное разрешение на право управления транспортными средствами" и
в собственную внутреннюю память. После окончания смены все наложенные взыскания
переписываются в компьютер поста - пикета, а оттуда - в центральную базу данных
(информационное хранилище).
При оплате штрафа в Московском банке
Сбербанка Российской Федерации водитель предъявляет свою карточку
"Временное разрешение на право управления транспортными средствами" и
штраф "гасится" с помощью терминала кассира, а информация о погашении
в конце рабочего дня направляется в базу данных ГИБДД. При просмотре карточек
водителя остановленного транспортного средства инспектор ГИБДД получает
информацию о наложенных и непогашенных административных взысканиях у водителя,
которые были ранее внесены в карту "Временное разрешение на право
управления транспортными средствами". После прохождения определенного
срока (например, двух недель) с момента наложения административного взыскания
данные о водителе (если нет информации из отделения Сбербанка об уплате штрафа)
поступают в оперативную базу "Штрафы". Все водители, находящиеся в
оперативной базе "Штрафы", разыскиваются: автоматически по номерам
тех машин, которыми они управляли в момент наложения административного
взыскания; при каждой проверке временного разрешения на право управления
транспортным средством всех водителей в автономных считывающих терминалах.
Информацию о наложенных административных взысканиях можно хранить сколь угодно
долго.
3.4. Блок размещения и хранения
информации для оперативных
и долгосрочных целей в информационном
хранилище
Для предварительной подготовки информации
для загрузки данных в информационное хранилище необходимо создать интерфейсы
для каждой независимо построенной базы данных ГИБДД, что при сегодняшнем
состоянии развития программного обеспечения представляет вполне реальную задачу
по времени исполнения и существующим ресурсам. Предварительно подготовленная
информация от каждой используемой базы данных поступает по каналам связи в
Центральный узел (ЦУ), где происходит ее окончательная "укладка" в
автоматическом режиме в информационное хранилище. Примерно аналогичную работу
нужно проделать и для подготовки информации к выдаче ее на стационарные посты -
пикеты и патрульные машины. Сотрудники Центрального узла, кроме функций
административного управления и поддержания актуальности информационного
хранилища, должны обеспечивать эксплуатацию локальной сети ЦУ, коммуникационной
системы, систем безопасности хранилища.
3.5. Коммуникационный блок
Этот блок обеспечивает как доставку
собранной информации в хранилище, так и доставку обработанной информации из
хранилища стационарным постам - пикетам и патрульным машинам. Физическое
создание сети получения и дистрибуции информации (прокладка "последней
мили" и др.) и эксплуатация ее может производиться специально созданной
для этого группой, что значительно сократит очень весомые затраты на прокладку
коммуникаций и оплату ежемесячного трафика информации от исходных баз до ЦУ и
от ЦУ до оконечных устройств.
3.6. Блок интеграции баз данных ГИБДД с
базами данных ГУВД
и МВД, а также с другими информационными
системами
ГИБДД и ГУВД по городским и федеральным
программам
В настоящее время
на стадии реализации находится ряд программ Управления ГИБДД, ГУВД и
Правительства Москвы, позволяющих использовать определенные их части в
структуре Единой ИТС ГИБДД как для снижения стоимости создания ее отдельных
блоков, так и для расширения ее функциональных возможностей (например,
программа "СТАРТ", программа "Карта москвича", программа
развития межрегионального информационного центра Правительства Москвы и др.).
IV. Этапность внедрения
Предполагается два основных
технологических этапа внедрения Единой ИТС ГИБДД:
- установка и опытная эксплуатация
Универсальных приборов на МКАД - 1998-1999 гг.;
- установка и эксплуатация Единой ИТС
ГИБДД на основных городских магистралях - 1999-2005 гг.
V. Схема
финансирования
В финансовом плане программа строится из
расчета самофинансирования. При этом предполагается, что средства от штрафов,
собранные с помощью Универсальных приборов Единой информационно -
технологической системы ГИБДД ГУВД г. Москвы, будут поступать на внебюджетный
счет материально - технического обеспечения безопасности дорожного движения и
направляться на дальнейшее ее развитие.