САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 3 августа 2005 г. N 3-191/2005
Именем Российской Федерации
Санкт-Петербургский городской суд в лице
судьи городского суда Гунько Т.А., с участием прокурора Тимуш
А.В. при секретаре Кузьминой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Санкт-Петербурга об оспаривании
законности пунктов 2 и 3 постановления Правительства Санкт-Петербурга N 1113 от
21.06.2004 "О проведении государственного технического осмотра
транспортных средств в Санкт-Петербурге",
установил:
21 июня 2004 года Правительством
Санкт-Петербурга принято постановление N 1113 "О проведении
государственного технического осмотра транспортных средств в
Санкт-Петербурге".
Пункт 2 постановления предусматривает,
что Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности осуществляет
полномочия по принятию решения о проведении конкурса среди юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей на право участия в проверке технического
состояния транспортных средств с использованием средств технического
диагностирования при государственном техническом осмотре.
Пункт 3 постановления предусматривает,
что до 01.08.2004 Комитету по вопросам законности, правопорядка и безопасности
утвердить состав комиссии по проведению конкурса среди юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей на право участия в проверке технического
состояния транспортных средств с использованием средств технического
диагностирования при государственном техническом осмотре.
Заместитель прокурора Санкт-Петербурга,
полагая, что указанные нормы противоречат федеральному законодательству, обратился
с данным заявлением в Санкт-Петербургский городской суд.
В судебном заседании требования
заместителя прокурора Санкт-Петербурга поддержала по доверенности прокурор Тимуш А.В.
Представитель Правительства
Санкт-Петербурга по доверенности Леонтьев О.В. в судебном заседании требования
не признал и полагал их необоснованными.
Представитель Управления
Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления
внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области по доверенности
Копьева Е.В. в судебном заседании полагала требования необоснованными.
Проверив материалы дела, выслушав доводы
участников процесса, оценив собранные доказательства в их совокупности,
выслушав заключение прокурора Тимуш А.В., полагавшей
заявление подлежащим удовлетворению в полном объеме, суд полагает доводы зам.
прокурора Санкт-Петербурга необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Заявление заместителя прокурора
Санкт-Петербурга содержит доводы о том, что в примечании к ст. 12.1 Кодекса об
административных правонарушениях Российской Федерации, введенного в действие с
01.07.2002, указано, что при прохождении государственного технического осмотра
запрещается проводить инструментальную проверку в организации независимо от
формы собственности. Также запрещается требовать у водителя, собственника или
иного законного владельца транспортного средства предъявления или приобретения
экологических талонов, диагностических карт, технических карт либо иных
документов, не предусмотренных федеральным законом. Исходя из
чего зам. прокурора Санкт-Петербурга делает вывод о том, что после 01.07.2002 в
связи с вступлением в законную силу ст. 12.1 Кодекса проверка технического
состояния транспортных средств с использованием средств технического
диагностирования при государственном техническом осмотре может производиться
исключительно Государственной инспекцией безопасности дорожного движения
Министерства внутренних дел Российской Федерации, поэтому, по мнению заявителя,
пункты 2 и 3 постановления Правительства Санкт-Петербурга N 1113 "О
проведении государственного технического осмотра транспортных средств в Санкт-Петербурге" противоречат вышеуказанной
норме.
Кроме того,
заявитель в качестве доводов своей правовой позиции ссылается на выводы,
содержащиеся в мотивировочной части Определения судебной коллегии по
гражданским делам Верховного Суда РФ от 24.07.2003 N 49-ГОЗ-64 по делу "О
признании недействительными пунктов 2, 3, 6, а также п. 7 в части утверждения
размера платы за проведение технического контроля с использованием средств
технического диагностирования постановления Кабинета министров Республики Башкортостан от 29.12.2001 N 330 "О порядке
проведения государственного технического осмотра транспортных средств и
введении обязательного использования средств технического диагностирования при
проверке технического состояния транспортных средств" указано, что понятия
"инструментальная проверка" и "проверка технического состояния
транспортных средств с использованием средств технического диагностирования"
тождественны, и такое суждение основано на смысловом содержании указанных
понятий в соответствии с пояснениями в словарях.
Оценивая в совокупности доводы заявителя,
суд приходит к следующему.
Статья 17 Федерального закона РФ "О
безопасности дорожного движения" N 196-ФЗ от 10.12.1995 предусматривает
обязательный государственный технический осмотр находящихся в эксплуатации на
территории Российской Федерации и зарегистрированных в установленном порядке
транспортных средств. Порядок проведения обязательного государственного
технического осмотра устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 31.07.1998 N 880 "О порядке
проведения государственного технического осмотра транспортных средств,
зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения
Министерства внутренних дел Российской Федерации" установлено, что
обязательный государственный технический осмотр транспортных средств и прицепов
к ним, зарегистрированных в установленном порядке в Государственной инспекции
безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской
Федерации, организуется и проводится Государственной инспекцией.
Государственная инспекция может привлекать в установленном порядке на
конкурсной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к участию в
проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств
технического диагностирования при государственном техническом осмотре. Этим же
постановлением утверждено Положение о проведении государственного технического
осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним. В соответствии с пунктом
7 Положения в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской
Федерации, проверка технического состояния транспортных средств
при государственном техническом осмотре проводится с использованием
средств технического диагностирования, имеющихся в Государственной инспекции, а
также у привлекаемых в установленном порядке юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей.
Пунктами 4 и 7 Положения решение о
проведении конкурса принимает орган исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, а состав конкурсной комиссии, в том числе ее председатель и
ответственный секретарь, утверждаются распоряжением руководителя
органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пункт 10 постановления Правительства РФ N
880 предписывает органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим
постановлением.
В целях реализации данного постановления
и во исполнение пунктов 4 и 7 Положения о проведении конкурса Правительством
Санкт-Петербурга принято постановление N 1113 от 21.06.2004 "О проведении
государственного технического осмотра транспортных средств в
Санкт-Петербурге".
Согласно пункту 2 постановления
Правительства Санкт-Петербурга Комитет по вопросам законности, правопорядка и
безопасности осуществляет полномочия по принятию решения о проведении конкурса
среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право участия в
проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств
технического диагностирования при государственном техническом осмотре.
Согласно пункту 3 постановления Комитету
по вопросам законности, правопорядка и безопасности поручено утвердить состав
комиссии по проведению конкурса среди юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей на право участия в проверке технического состояния
транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при
государственном техническом осмотре.
Постановление Правительства
Санкт-Петербурга N 1113 принято в пределах компетенции исполнительных органов
государственной власти Санкт-Петербурга. Оспариваемые заявителем нормы (п. 2,
3) полностью соответствуют постановлению Правительства Российской Федерации N
880. В тексте оспариваемых норм не содержится положений, устанавливающих право
каких-либо организаций осуществлять технический осмотр транспортных средств.
Эти нормы не регулируют процедуру проведения технического осмотра транспортных
средств на территории Санкт-Петербурга. Юридические лица и
индивидуальные предприниматели в соответствии с пунктами 3 и 4 постановления
Правительства Санкт-Петербурга N 1113 не проводят самостоятельно проверку
технического состояния транспортных средств с использованием средств
технического диагностирования при государственном техническом осмотре, а лишь
принимают участие в проверке, проводимой Государственной инспекцией
безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской
Федерации.
Действительно, как следует из примечания
к статье 12.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,
введенного в действие с 01.07.2002, при прохождении государственного
технического осмотра запрещается проводить инструментальную проверку в
организации независимо от формы собственности. Также запрещается требовать у
водителя, собственника или иного законного владельца транспортного средства
предъявления или приобретения экологических талонов, диагностических карт,
технических карт либо иных документов, не предусмотренных федеральным законом.
В связи с чем в заявлении зам. прокурора
Санкт-Петербурга сделан правильный вывод о том, что проверки технического
состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования
при государственном техническом осмотре могут производиться исключительно
Государственной инспекцией. Между тем суд не усматривает связи данного вывода
зам. прокурора Санкт-Петербурга с содержанием оспариваемых им норм.
Так, судом установлено, что согласно
статье 17 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"
находящиеся в эксплуатации на территории РФ и зарегистрированные в
установленном порядке транспортные средства подлежат обязательному
государственному техническому осмотру. Порядок проведения обязательного
государственного осмотра устанавливается Правительством РФ.
Согласно пп.
"г" п. 11 Положения о Госавтоинспекции безопасности дорожного
движения МВД РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 15 июня 1998 года N 711
"О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного
движения", организация и проведение в порядке, определенном Правительством
РФ, государственного технического осмотра транспортных средств АМТС возлагается
на Госавтоинспекцию.
Приказ МВД РФ от 15 марта 1999 г. N 190
"Об организации и проведении государственного технического осмотра
транспортных средств" и утвержденные этим приказом Правила с изменениями
на 18.05.2001 и на 19.03.2004 определяют организацию и порядок проведения
государственного технического осмотра автомототранспортных средств
государственной инспекцией. Согласно п. 10 Правил при привлечении юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей к участию в проверке технического
состояния транспортных средств Государственной инспекцией используется
материально-техническая база привлекаемых организаций.
Оспариваемые пункты 2 и 3 постановления
Правительства Санкт-Петербурга приняты в пределах компетенции исполнительных
органов государственной власти Санкт-Петербурга во исполнение постановления
Правительства РФ N 880. Они не содержат положений, устанавливающих право
каких-либо организаций осуществлять технический осмотр транспортных средств и
регулировать процедуру проведения технического осмотра на территории
Санкт-Петербурга. Право участия в проверке технического состояния транспортных
средств с использованием средств технического диагностирования при
государственном техническом осмотре не означает возможность осуществления
полномочий по проведению непосредственного государственного технического осмотра.
Использование материально-технической
базы организаций осуществляется Государственной инспекцией в соответствии с
договорами.
Согласно пункту 7
Положения о проведении государственного технического осмотра
автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией
безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской
Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ N 880, в случаях,
предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, проверка
технического состояния транспортных средств при государственном техническом
осмотре проводится с использованием средств технического диагностирования,
имеющихся в Государственной инспекции, а также у привлекаемых в установленном порядке юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей.
Ссылка заместителя прокурора
Санкт-Петербурга на определение судебной коллегии по гражданским делам
Верховного Суда РФ от 24.07.2003 N 49-ГОЗ-64 представляется необоснованной,
поскольку предметом рассмотрения обстоятельств по указанному делу являлись иные
правоотношения, не имеющие взаимосвязи с настоящим спором.
На основании
изложенного суд полагает, что не имеется оснований к признанию пунктов 2 и 3
постановления Правительства Санкт-Петербурга N 1113 от 21.06.2004 "О
проведении государственного технического осмотра транспортных средств в
Санкт-Петербурге" недействующими.
Руководствуясь ст. 194-199, 251-253 ГПК
РФ, суд решил:
Заявление заместителя прокурора
Санкт-Петербурга об оспаривании законности пунктов 2 и 3 постановления Правительства
Санкт-Петербурга N 1113 от 21.06.2004 "О проведении государственного
технического осмотра транспортных средств в Санкт-Петербурге"
оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный
Суд Российской Федерации в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы
через Санкт-Петербургский городской суд.