29 декабря 2006 года N 200-оз
ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006-2010 ГОДЫ"
(Принят Законодательным собранием Ленинградской
области
20 декабря 2006 года)
Статья 1
Утвердить прилагаемую региональную
целевую программу "Повышение безопасности дорожного движения в
Ленинградской области на 2006-2010 годы".
Статья 2
Финансирование мероприятий региональной
целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в
Ленинградской области на 2006-2010 годы" осуществлять в пределах средств,
утверждаемых областным законом об областном бюджете Ленинградской области на соответствующий
год.
Статья 3
Настоящий областной закон вступает в силу
со дня его официального опубликования.
Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков
Санкт-Петербург
29 декабря
2006 года
N 200-оз
УТВЕРЖДЕНА
областным законом
от 29.12.2006 N 200-оз
(приложение)
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006-2010 ГОДЫ"
ПАСПОРТ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006-2010 ГОДЫ"
┌──────────────┬────────────────────────────────────────────────────┐
│Полное │Региональная целевая программа
"Повышение безопасно-│
│наименование │сти
дорожного движения в Ленинградской области на│
│Программы │2006-2010 годы" (далее -
Программа) │
├──────────────┼────────────────────────────────────────────────────┤
│Основание
для │1. Постановление Правительства Ленинградской области│
│разработки │от 22 апреля 2004 года N 75 "О
мерах по обеспечению│
│Программы │безопасности дорожного движения в
Ленинградской об-│
│ │ласти". │
│ │2. Федеральная целевая
программа "Повышение безопас-│
│ │ности дорожного движения в
2006-2012 годах" (утверж-│
│ │дена постановлением
Правительства Российской Федера-│
│ │ции от 20 февраля 2006
года N 100). │
│ │3. Областной закон от 19 февраля 1999 года N 23-оз│
│ │"О региональных
целевых программах Ленинградской│
│ │области". │
│ │4. Постановление
Правительства Ленинградской области│
│ │от 11 июля 2003 года N 149 "О Порядке
разработки,│
│ │утверждения и контроля за реализацией региональных│
│ │целевых программ в
Ленинградской области". │
│ │5. Постановление
Правительства Ленинградской области│
│ │от 13 ноября 1995 года N 461 "О
комиссии по обеспе-│
│ │чению безопасности
дорожного движения при Правитель-│
│ │стве Ленинградской
области". │
│ │6. Постановление
Правительства Ленинградской области│
│ │от 3 марта 2006 года N 54
"Об утверждении Методичес-│
│ │ких рекомендаций по оценке эффективности региональ-│
│ │ных целевых программ в
Ленинградской области" │
├──────────────┼────────────────────────────────────────────────────┤
│Период │2006-2010 годы │
│реализации │
│
│Программы │
│
├──────────────┼────────────────────────────────────────────────────┤
│Цель
и задачи │Целью Программы
является сокращение количества по-│
│Программы │гибших и раненых в результате
дорожно-транспортных│
│ │происшествий (далее -
ДТП); сокращение количества│
│ │ДТП.
│
│ │Задачи Программы: │
│ │1. Совершенствование
системы обеспечения безопасно-│
│ │сти дорожного движения
(далее - ОБДД): совершенство-│
│ │вание научно-методического, нормативно-правового,│
│ │информационного
обеспечения; повышение эффективности│
│ │контрольно-надзорной
деятельности. │
│ │2. Повышение
безопасности движения на улично-дорож-│
│ │ной сети. │
│ │3. Совершенствование
системы профессиональной подго-│
│ │товки водителей и специалистов
по безопасности до-│
│ │рожного движения (далее -
БДД). │
│ │4. Предупреждение детского
дорожно-транспортного│
│ │травматизма. │
│ │5. Совершенствование системы обнаружения ДТП и ока-│
│ │зания помощи
пострадавшим. │
│ │6. Совершенствование
системы обеспечения БДД в авто-│
│ │транспортных
организациях. │
│ │7. Совершенствование
системы формирования обществен-│
│ │ного мнения о
необходимости повышения БДД и поддерж-│
│ │ки проводимых
мероприятий. │
│ │8. Совершенствование
контроля технического состояния│
│ │автотранспортных
средств │
├──────────────┼────────────────────────────────────────────────────┤
│Планируемые │Основные мероприятия Программы: │
│мероприятия │1. Мероприятия, направленные
на совершенствование│
│ │методических и
организационных основ системы управ-│
│ │ления деятельностью в
области ОБДД. │
│ │2. Мероприятия,
направленные на повышение правового│
│ │сознания и
предупреждение опасного поведения участ-│
│ │ников дорожного
движения. │
│ │3.
Организационно-планировочные и инженерные меры,│
│ │направленные на
совершенствование организации движе-│
│ │ния транспортных средств и
пешеходов. │
│ │4. Мероприятия, направленные
на развитие системы│
│ │оказания помощи лицам,
пострадавшим в результате ДТП│
├──────────────┼────────────────────────────────────────────────────┤
│Объемы
финан- │Общий объем финансирования Программы
составляет│
│сирования │473156,5 тыс. руб., в том числе
205604,7 тыс. руб.│
│ │из федерального бюджета, 44063,7 тыс. руб. из обла-│
│ │стного бюджета, 193662,5
тыс. руб. из муниципальных│
│ │бюджетов, 29925,6 тыс. руб. из
внебюджетных источ-│
│ │ников, в том числе по
годам: │
│ │ (тысяч
рублей)│
│ ├─────┬──────────────────────────────────────────────┤
│ │ Год │ Объем финансирования │
│ │ ├──────────┬─────────┬────────┬───────┬────────┤
│ │ │федераль- │областной│муници-
│прочие │ всего │
│ │ │ный │
бюджет │пальные │
│ │
│ │ │бюджет │ │бюджеты │ │ │
│ ├─────┼──────────┼─────────┼────────┼───────┼────────┤
│ │2006 │ 1000,0
│ 0 │11732,7 │ 3000 │ 15732,7│
│ ├─────┼──────────┼─────────┼────────┼───────┼────────┤
│ │2007 │ 31081,6 │ 0 │23127,0
│9510,6 │ 63719,2│
│ ├─────┼──────────┼─────────┼────────┼───────┼────────┤
│ │2008 │ 45518,9 │ 14065,4 │36291,7 │
6370 │102146,0│
│ ├─────┼──────────┼─────────┼────────┼───────┼────────┤
│ │2009 │ 68707,6 │ 14270,0 │49022,4 │
6705 │138705,0│
│ ├─────┼──────────┼─────────┼────────┼───────┼────────┤
│ │2010 │ 59296,6 │ 15728,3 │73488,7 │
4340 │152853,6│
│ ├─────┼──────────┼─────────┼────────┼───────┼────────┤
│ │2006-│ 205604,7 │
44063,7 │193662,5│29925,6│473156,5│
│ │2010 │ │ │ │ │ │
│ ├─────┴──────────┴─────────┴────────┴───────┴────────┤
│ │Соглашение между Правительством Ленинградской обла-│
│ │сти и Министерством внутренних
дел Российской Феде-│
│ │рации о взаимодействии по
реализации федеральной це-│
│ │левой программы "Повышение безопасности
дорожного│
│ │движения в 2006-2012
годах", а также бюджетная заяв-│
│ │ка на ассигнования из
федерального бюджета для фи-│
│ │нансирования
федеральной целевой программы
"Повыше-│
│ │ние безопасности дорожного движения в 2006-2012 го-│
│ │дах" на 2006-2009 годы
направлены в Министерство│
│ │внутренних дел
Российской Федерации за
подписью│
│ │вице-губернатора Ленинградской
области Н.И.Пасяды│
│ │письмом от 12 сентября
2006 года N 4-5455/06 │
├──────────────┼────────────────────────────────────────────────────┤
│Ожидаемые │Важнейшими показателями Программы
являются: сокраще-│
│конечные │ние количества лиц, погибших и раненых в результате│
│результаты, │ДТП; сокращение количества ДТП. │
│социальный
и │Ожидаемые конечные
результаты: сокращение к 2010│
│экономический
│году количества ДТП с
пострадавшими на 8-10 процен-│
│эффект,
важ- │тов, снижение тяжести
последствий ДТП на 7-9 процен-│
│нейшие
целевые│тов по сравнению с
показателями 2005 года, что со-│
│показатели │ставит: сокращение за 5
лет числа погибших на 673│
│Программы │человека, числа
раненых - на 2739 человек, в том│
│ │числе по годам: │
│ ├───────────────────┬─────┬──────┬─────┬──────┬──────┤
│ │ Показатель │2006 │ 2007 │2008 │
2009 │ 2010 │
│ │ │ год │ год │ год │ год │ год │
│ ├───────────────────┼─────┼──────┼─────┼──────┼──────┤
│ │Сокращение числа │
9 │ 270 │ 434 │ 629 │ 824 │
│ │ДТП (единиц) │ │ │ │ │ │
│ ├───────────────────┼─────┼──────┼─────┼──────┼──────┤
│ │Сокращение числа │
2 │ 89 │
140 │ 192 │ 250 │
│ │погибших (человек) │ │ │ │ │ │
│ ├───────────────────┼─────┼──────┼─────┼──────┼──────┤
│ │Сокращение числа │ 11
│ 341 │ 549 │ 796 │ 1042 │
│ │раненых (человек) │
│ │ │ │ │
│ ├───────────────────┼─────┼──────┼─────┼──────┼──────┤
│ │Тяжесть последствий│15,3
│ 14,8 │14,5 │ 14,3 │ 14,0 │
│ │<*> (процентов) │
│ │ │ │ │
│ ├───────────────────┴─────┴──────┴─────┴──────┴──────┤
│ │-------------------------------- │
│ │<*> Отношение числа
погибших к числу пострадавших │
│ │ │
│ │Социально-экономический
эффект от реализации
Про-│
│ │граммы составит 3301,669
млн руб., бюджетный эффект│
│ │от реализации
Программы 258,243 млн руб., в
том│
│ │числе по годам: │
│ ├───────────┬───────┬───────┬───────┬───────┬────────┤
│ │Показатель │
2006 │ 2007 │ 2008
│ 2009 │ 2010 │
│ │ │ год │ год │ год │ год │ год │
│ ├───────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤
│ │Приведенный│ 1,478 │486,425│743,603│1002,76│1067,403│
│ │социально- │ │ │ │ │ │
│ │экономичес-│ │ │ │ │ │
│ │кий эффект │ │ │ │ │ │
│ │от реализа-│ │ │ │ │ │
│ │ции Про- │
│ │ │ │ │
│ │граммы │ │ │ │ │ │
│ │(млн руб.) │ │ │ │ │ │
│ ├───────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤
│ │Приведенный│-13,150│31,118
│50,306 │75,754 │114,215 │
│ │бюджетный │
│ │ │ │ │
│ │эффект от │
│ │ │ │ │
│ │реализации │ │ │ │ │ │
│ │Программы │
│ │ │ │ │
│ │(млн руб.) │ │ │ │ │ │
├──────────────┼───────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴────────┤
│Разработчик │Автомобильно-дорожный институт государственного об-│
│Программы │разовательного учреждения высшего профессионального│
│ │образования "Санкт-Петербургский государственный│
│ │архитектурно-строительный университет" (далее
-│
│ │СПбГАСУ) │
├──────────────┼────────────────────────────────────────────────────┤
│Стоимость │Общая стоимость
разработки (с учетом налога на до-│
│разработки │бавленную стоимость) составила 140
тыс. руб. │
├──────────────┼────────────────────────────────────────────────────┤
│Заказчик │Правительство Ленинградской
области │
│Программы │
│
├──────────────┼────────────────────────────────────────────────────┤
│Представитель
│Комитет по дорожному хозяйству
и транспорту Ленин-│
│заказчика │градской области │
│Программы │
│
├──────────────┼────────────────────────────────────────────────────┤
│Основной │Комитет по дорожному хозяйству и транспорту Ленин-│
│исполнитель
и │градской области, Главное
управление внутренних дел│
│соисполнители
│(далее - ГУВД) Санкт-Петербурга и
Ленинградской об-│
│Программы │ласти, комитет общего и профессионального образова-│
│ │ния Ленинградской области, комитет по
здравоохране-│
│ │нию Ленинградской области,
комитет по информационной│
│ │политике и
телекоммуникациям Ленинградской области,│
│ │Главное управление МЧС
России по Ленинградской об-│
│ │ласти, управление
государственного автодорожного│
│ │надзора по Ленинградской области, администрации му-│
│ │ниципальных образований
Ленинградской области │
├──────────────┼────────────────────────────────────────────────────┤
│Фамилия,
имя, │Козьминых Михаил Юрьевич, председатель комитета
по│
│отчество, │дорожному хозяйству и транспорту
Ленинградской обла-│
│должность, │сти,
тел. 251-40-74
│
│номер
телефона│
│
│руководителя │
│
│Программы │ │
├──────────────┼────────────────────────────────────────────────────┤
│Система
управ-│Управление
реализацией Программы осуществляется│
│ления
реализа-│комитетом по дорожному хозяйству и транспорту Ленин-│
│цией
Программы│градской области │
├──────────────┼────────────────────────────────────────────────────┤
│Система
орга- │Основной контроль за выполнением Программы осуществ-│
│низации
конт- │ляет комитет по дорожному хозяйству и транспорту Ле-│
│роля
исполне- │нинградской области,
которому представляются еже-│
│ния
Программы │квартальные отчеты о
выполнении мероприятий и пока-│
│ │зателей Программы. │
│ │Сведения об исполнении
Программы ежеквартально пред-│
│ │ставляются в комитет экономического развития Ленин-│
│ │градской области и
ежегодно - в Правительство Ленин-│
│ │градской области. │
│ │Оценка выполнения
Программы осуществляется ежегодно│
│ │по плановым и фактически
достигнутым результатам. │
│ │Общий контроль за ходом
исполнения Программы осуще-│
│ │ствляет вице-губернатор Ленинградской
области по│
│ │строительству,
дорожному хозяйству, энергетическому│
│ │комплексу и
жилищно-коммунальному хозяйству│
│ │Н.И.Пасяда │
└──────────────┴────────────────────────────────────────────────────┘
I. Анализ ситуации
и обоснование целей и задач Программы
Анализ существующих проблем в сфере БДД
показал, что множество относящихся к ней принципиальных вопросов либо не
решены, либо продолжают сохранять остроту.
Общая динамика числа ДТП и пострадавших в
них людей на территории Ленинградской области за 1999-2005 годы подтверждает,
что ситуация в регионе остается сложной (таблица 1).
Начиная с 2000-2001 годов устойчиво
растут как абсолютные, так и относительные показатели аварийности (число
человек, погибших в результате ДТП, на 10 тысяч единиц транспорта (транспортный
риск) и число человек, погибших в результате ДТП, на 100 тысяч населения
(социальный риск). В 2005 году они составили более 16 и 41 соответственно. По
России данные показатели составляют в среднем 10 и 24 соответственно. По этим
показателям Ленинградская область превышает средний уровень России на 75 и 66
процентов соответственно, что аналогично показателям Московской области.
Зарубежные значения в экономически развитых
странах ниже российских: по транспортному риску в 3-5 раз (1,5-2 погибших в
результате ДТП на 10 тысяч единиц транспорта), по социальному риску в 1,5-2
раза (7-16 погибших в результате ДТП на 100 тысяч населения).
Особенно неблагополучное положение в
России сложилось с тяжестью последствий ДТП, которая в 3-10 раз выше, чем в
развитых странах (Россия: 11-12 погибших на 100 пострадавших, зарубежные
страны: 1-5). По числу пострадавших на 100 тысяч жителей Ленинградская область
имеет показатель 270,7, что сравнимо с Московской областью (показатель 309) и
Владимирской областью (показатель 312).
Данные показатели являются основными для
сравнительной оценки аварийности. Их сравнение с показателями 2000 года
(Ленинградская область - 16,0 и 37,8 соответственно, Московская область - 20,3
и 41,5, Россия - 9,4 и 20,3) свидетельствует о существенном росте основных
показателей аварийности.
Таблица 1
АБСОЛЮТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ АВАРИЙНОСТИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
ЗА 1999-2005 ГОДЫ
Показатель
аварийности
|
Год
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
Всего ДТП
(единиц)
|
2575
|
2534
|
2495
|
2730
|
2984
|
2991
|
2995
|
Всего погибло
людей,
|
600
|
633
|
632
|
612
|
723
|
746
|
685
|
в том числе
детей
|
49
|
23
|
33
|
29
|
22
|
36
|
28
|
Всего ранено
людей,
|
3055
|
2873
|
2878
|
3286
|
3508
|
3652
|
3789
|
в том числе
детей
|
351
|
329
|
316
|
389
|
309
|
330
|
326
|
ДТП наносят экономике региона и России в
целом значительный ущерб, в частности за 2005 год социально-экономический ущерб
от ДТП в Ленинградской области составил около 12,78 млрд руб.
Основными видами ДТП в Ленинградской
области являются наезд на пешехода, столкновение и опрокидывание. Значительная
часть пострадавших - пассажиры и водители, вместе с тем самой уязвимой
категорией участников дорожного движения являются пешеходы.
Свыше трех четвертей всех ДТП связаны с
нарушениями Правил дорожного движения водителями транспортных средств. Более 40
процентов ДТП связаны с неправильным выбором скорости движения. Каждое восьмое
ДТП совершил водитель, находившийся в состоянии опьянения.
Число наездов на детей-пешеходов по вине
водителей составляет около 30 процентов от числа ДТП с участием детей. В
результате этих наездов по вине водителей около 30 процентов детей погибает и
около 20 процентов получает ранения.
Высокий уровень тяжести последствий ДТП в
регионе является следствием больших скоростей на внегородских дорогах,
пренебрежения средствами пассивной безопасности, несвоевременности оказания
медицинской помощи пострадавшим.
Ситуация с аварийностью усугубляется
такими тенденциями, как постоянно возрастающая мобильность населения,
уменьшение числа перевозок общественным транспортом и увеличение числа
перевозок личным транспортом, нарастающая диспропорция между увеличением
количества автомобилей и протяженностью улично-дорожной сети, не рассчитанной
на современные транспортные потоки. Так, в Ленинградской области уровень
автомобилизации уже превысил 240 единиц транспортных средств на одну тысячу
жителей, тогда как дорожно-транспортная инфраструктура соответствует уровню
60-100 единиц на одну тысячу жителей.
Прогнозируемые показатели аварийности до
2010 года, полученные на основе метода экстраполяции, с учетом прогнозируемых
изменений автомобильного парка, дорожной сети и численности участников
дорожного движения при допущении ситуации без внедрения мероприятий Программы
(инерционный сценарий - развитие ситуации в условиях отсутствия Программы (по
аналогии расчета, принятого в федеральной целевой программе "Повышение
безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах"), представлены в
таблице 2.
Таблица 2
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ АВАРИЙНОСТИ НА
2006-2010 ГОДЫ
(ИНЕРЦИОННЫЙ СЦЕНАРИЙ - РАЗВИТИЕ СИТУАЦИИ В
УСЛОВИЯХ
ОТСУТСТВИЯ ПРОГРАММЫ)
Показатель
аварийности
|
Годы
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2006-
2010
|
Всего ДТП
(единиц)
|
3100
|
3205
|
3309
|
3414
|
3519
|
16547
|
Всего погибло
людей
|
709
|
733
|
757
|
781
|
805
|
3785
|
Всего ранено
людей
|
3922
|
4054
|
4187
|
4319
|
4452
|
20934
|
Тяжесть
последствий <*> (процентов)
|
15,3
|
15,3
|
15,3
|
15,3
|
15,3
|
|
-------------------------------
<*> Отношение числа погибших к
числу пострадавших.
Анализ показал, что существующие
тенденции роста аварийности в ближайшие годы сохранятся и без принятия мер к
сокращению показатель аварийности к 2010 году в Ленинградской области может
достигнуть следующих значений: количество ДТП с пострадавшими - 3,519 тысячи,
число погибших - 805, число раненых - около 4,452 тысячи человек.
Низкий уровень дорожной безопасности
региона является следствием действия суммарного негативного эффекта,
создаваемого многочисленными факторами.
Суть проблемы - в несовершенстве
функционирующей системы ОБДД.
Обратимся к очевидным проблемам, успех
решения которых на региональном уровне зависит от решений на федеральном
уровне.
1. Проблема неэффективной координации
структур, деятельность которых связана с ОБДД (подведомственных министерствам
транспорта, внутренних дел, здравоохранения, образования и т.д. Каждая из
перечисленных структур имеет собственное понимание общей проблемы ОБДД и
самостоятельно определяет собственные средства влияния на дорожную
безопасность.).
Для решения этой проблемы на федеральном
уровне образована Правительственная комиссия по обеспечению безопасности
дорожного движения, а также создано специальное учреждение - Дирекция по
управлению федеральной целевой программой "Повышение безопасности
дорожного движения в 2006-2012 годах".
В свою очередь, вопрос координации
требует решения на региональном уровне. В частности, комиссия по ОБДД при
Правительстве Ленинградской области, призванная разрабатывать объективные решения
в области БДД и отслеживать их эффективность, состоит из представителей
руководства структур, деятельность которых связана с ОБДД, то есть является
совещательным органом. Задача решения растущих проблем в сфере дорожного
движения требует значительной управленческой, организационной, аналитической и
текущей работы, для выполнения которой необходим соответствующий статус и штат
специалистов. В настоящее время только инициативы и сил комиссии по ОБДД при
Правительстве Ленинградской области недостаточно.
2. Проблема комплексного, системного
обеспечения деятельности всех структур, входящих в систему ОБДД (нормативного,
материально-технического, технологического, информационного, кадрового,
финансового обеспечения).
3. Проблема научного обеспечения системы
ОБДД как элемента, направленного на обобщение положительного мирового опыта,
накапливание информации и знаний о влиянии различных факторов на БДД,
разработку технологий, методик, алгоритмов.
Россия значительно выделяется среди
экономически развитых стран по уровню дорожно-транспортного травматизма: число
погибших на 10 тысяч транспортных средств в 3-5 раз превышает аналогичные
показатели зарубежных стран, число погибших на 100 тысяч населения - выше в
1,5-2 раза, тяжесть последствий ДТП - в 3-10 раз.
В настоящее время Россия по уровню роста
аварийности и автомобилизации находится на уровне 70-х годов экономически
развитых зарубежных стран. В 70-е годы эти страны также столкнулись с
аналогичными проблемами, требующими разработки срочных и результативных мер. Последние
десятилетия был реализован потенциал простых и недорогих решений, основанных на
программно-целевом методе, например, программно-целевое сокращение участков
концентрации ДТП, решения по сдерживанию скоростей движения транспортных
средств, совершенствование системы подготовки водителей и их допуска к
управлению транспортными средствами, формирование общественного мнения и
пропаганды в области БДД (в частности, использование ремней безопасности,
ближнего света фар в дневное время суток), формирование системы неотвратимости
наказания за нарушения, совершенствование системы обнаружения ДТП и оказания
помощи пострадавшим.
Зарубежный опыт работы доказал, что с
помощью программно-целевого метода возможно снижать уровень аварийности на 3-5
процентов в год. Несмотря на высокий уровень автомобилизации (в 2-3 раза
превышающий уровень автомобилизации в России) эти страны продолжают добиваться
значительных результатов по снижению аварийности.
Таким образом, у России есть значительный
потенциал недорогих и результативных мер, но их эффективность возможна лишь в
том случае, если они будут выполняться на основе программно-целевого метода,
который требует координации усилий всех структур, связанных с ОБДД,
концентрации федеральных, региональных и местных ресурсов на основе научного
обоснования приоритетности мероприятий, выработки и реализации долгосрочной
стратегии по повышению БДД.
II. Основные цели и
задачи Программы
Целью Программы является сокращение
количества погибших и раненых в результате ДТП, сокращение количества ДТП путем
реализации мероприятий, предусмотренных Программой.
Повышение БДД в условиях стабильного
прироста парка транспортных средств и интенсивности их использования - процесс,
требующий объединения усилий по нескольким направлениям деятельности. Условием
обеспечения успешного результата является одновременная нацеленность
направлений деятельности на все компоненты, взаимодействующие в рамках
динамической системы "дорожное движение", включая:
повышение безопасности поведения
участников дорожного движения (фактор "человек");
повышение безопасности транспортных
средств (фактор "автомобиль");
повышение безопасности дороги и ее
окружения (фактор "дорога").
Основные задачи Программы нацелены на
указанные факторы и включают:
1) совершенствование системы ОБДД:
научно-методического, нормативно-правового, информационного обеспечения,
повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности;
2) повышение безопасности движения на
улично-дорожной сети;
3) совершенствование системы профессиональной
подготовки водителей и специалистов по БДД;
4) предупреждение детского
дорожно-транспортного травматизма;
5) совершенствование системы обнаружения
ДТП и оказания помощи пострадавшим;
6) совершенствование системы обеспечения
БДД в автотранспортных организациях;
7) совершенствование системы формирования
общественного мнения о необходимости повышения БДД и поддержки проводимых
мероприятий;
8) совершенствование контроля
технического состояния автотранспорта.
Основные принципы при разработке Программы
строятся на основе программно-целевого подхода, обобщения накопленного опыта, в
том числе зарубежного, использования методов экономического обоснования
мероприятий в качестве инструмента подготовки управленческих решений в сфере
ОБДД.
Целевыми показателями Программы являются
сокращение к 2010 году количества ДТП с пострадавшими на 8-10 процентов,
снижение тяжести последствий ДТП на 7-9 процентов по сравнению с аналогичными
показателями 2005 года.
Программа создана в рамках федеральной
целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012
годах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от
20 февраля 2006 года N 100. В ходе ее разработки учтены мнения и замечания
членов комиссии по ОБДД при Правительстве Ленинградской области, специалистов
организаций, вовлеченных в сферу ОБДД, результаты научных исследований в
области ОБДД, зарубежный опыт решения проблемы.
При формировании бюджета Программы учтены
мероприятия по БДД, предусмотренные региональной целевой программой
"Совершенствование и развитие автомобильных дорог Ленинградской области до
2010 года с прогнозом на 20-летний период", утвержденной областным законом
от 24 апреля 2003 года N 30-оз (далее - программа "Совершенствование и
развитие автомобильных дорог").
При подготовке Программы использовались
результаты научно-исследовательской работы по ее разработке, выполненные
Автомобильно-дорожным институтом СПбГАСУ в 2005 году. В рамках указанной
научно-исследовательской работы в качестве примера выполнен "пилотный"
проект "Повышение безопасности дорожного движения на участках концентрации
ДТП на примере автодороги "Скандинавия" Санкт-Петербург -
Выборг" по разработке приоритетных мероприятий по программно-целевому
сокращению аварийности на участках концентрации ДТП инженерными методами на
основе экономического обоснования. В указанном проекте осуществлен
статистический и экспертный анализ дорожной аварийности, приведены предлагаемые
решения проблемы (три варианта в зависимости от объемов финансирования) и
экономическая оценка мероприятий по БДД на участках концентрации ДТП. Работа
финансировалась Дорожной администрацией Финляндии в рамках
российско-финляндского сотрудничества, в ее разработке принимали участие фирма
"JP-Transplan" Oy, ООО "Автодорожный консалтинг" (г.
Архангельск), СПбГАСУ.
В рамках указанной работы была доказана
возможность достижения целевых показателей Программы для Ленинградской области.
Целевые показатели могут быть достигнуты при комплексном решении всех
программных задач. Каждое из направлений вносит определенный вклад в общий
результат по повышению БДД. Этот программный результат всегда значительнее, чем
сумма результатов от проведения отдельных мероприятий разных ведомств. Это
означает, что программно-целевой подход позволяет увеличить отдачу от каждого
рубля, направляемого из бюджета на обеспечение БДД.
Эффект снижения тяжести ДТП достигается
прежде всего с помощью направлений по совершенствованию системы обнаружения ДТП
и оказания помощи пострадавшим, совершенствованию системы управления БДД, в
частности контрольно-надзорной деятельности системы ОБДД в части формирования
системы неотвратимости наказания за нарушения правил дорожного движения,
внедрения методов и технических средств контроля за скоростью движения
транспортных средств, использованием водителями и пассажирами ремней
безопасности и мотошлемов, состоянием алкогольного и наркотического опьянения
водителей.
Ожидаемая динамика достижения показателей
аварийности при внедрении Программы приведена в таблице 3. Снижение тяжести
последствий для пострадавших в ДТП на 7-9 процентов к 2010 году при условии
равномерного снижения на 1,4-1,8 процента в год для Ленинградской области
означает сокращение тяжести последствий (по сравнению с базовым значением 2005
года) до показателя 13,9-14,2 погибших на 100 пострадавших к 2010 году.
Таблица 3
ОЖИДАЕМАЯ ДИНАМИКА ДОСТИЖЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
АВАРИЙНОСТИ ПРИ ВНЕДРЕНИИ ПРОГРАММЫ НА 2006-2010
ГОДЫ
(ПРОГРАММНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ)
Показатель
аварийности
|
Годы
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2006-
2010
|
ДТП с
пострадавшими (единиц)
|
3091
|
2935
|
2875
|
2785
|
2696
|
14382
|
Погибло
людей
|
707
|
644
|
617
|
589
|
555
|
3112
|
Ранено людей
|
3910
|
3713
|
3637
|
3524
|
3410
|
18194
|
Тяжесть
последствий <*> (процентов)
|
15,3
|
14,8
|
14,5
|
14,3
|
14
|
|
-------------------------------
<*> Отношение числа погибших к
числу пострадавших.
Целевое сокращение аварийности как
разница между прогнозируемыми показателями при инерционном сценарии (развитии
ситуации в условиях отсутствия Программы, таблица 2) и показателями,
достигаемыми при внедрении Программы (программный показатель, таблица 3),
приведено в таблице 4.
Таблица 4
ЦЕЛЕВОЕ СОКРАЩЕНИЕ АВАРИЙНОСТИ
(ПОКАЗАТЕЛИ АВАРИЙНОСТИ, КОТОРЫЕ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ
ПРЕДОТВРАТИТЬ С ПОМОЩЬЮ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ)
Показатель
|
Годы
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2006-
2010
|
Сокращение ДТП
с пострадавшими
(единиц)
|
9
|
270
|
434
|
629
|
824
|
2165
|
Сокращение числа
погибших (человек)
|
2
|
89
|
140
|
192
|
250
|
673
|
Сокращение числа
раненых (человек)
|
11
|
341
|
549
|
796
|
1042
|
2739
|
В процессе реализации Программы возможно
выявление отклонений в достижении промежуточных результатов из-за несоответствия
влияния отдельных мероприятий Программы на ситуацию в сфере аварийности их
ожидаемой эффективности, обусловленного использованием новых подходов к решению
задач в области ОБДД, а также недостаточной скоординированностью деятельности
исполнителей Программы на начальных стадиях ее реализации.
III. Сроки и этапы
реализации Программы
Реализацию Программы предполагается
осуществить в течение пяти лет (2006-2010 годы). Программа разработана с учетом
ограниченности финансовых средств, в связи с чем основные затраты направлены на
осуществление первоочередных и малозатратных мероприятий, прежде всего
состоящих из организационных мер.
В Программе также учтены мероприятия,
имеющие непосредственное отношение к ОБДД, но требующие значительных
капитальных вложений и финансируемые в рамках программы "Совершенствование
и развитие автомобильных дорог".
IV. План реализации
мероприятий Программы и необходимое ресурсное обеспечение
Реализация программно-целевого метода
напрямую связана с выделяемыми для этого объемами финансирования. Гарантиями
ожидаемого сокращения аварийности являются обоснованное выделение финансов и
рациональное использование ресурсов.
В Программе выполнен расчет для варианта
приоритетных мероприятий, который может быть обеспечен финансовыми средствами,
выделенными из федерального, областного, муниципального бюджетов и внебюджетных
источников. Данный вариант учитывает ограниченное, минимально необходимое
количество финансовых средств.
Средства из муниципальных бюджетов
приведены исходя из затрат, планируемых самими муниципальными районами и
входящими в них городскими и сельскими поселениями. Средства из федерального
бюджета рассчитаны исходя из предполагаемого соотношения софинансирования из
средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации в
соответствии с федеральной целевой программой "Повышение безопасности
дорожного движения в 2006-2012 годах", утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 100. Бюджетная
заявка Ленинградской области на ассигнования из федерального бюджета для
финансирования федеральной целевой программы "Повышение безопасности
дорожного движения в 2006-2012 годах" на 2006-2009 годы направлена в
Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Средства, выделяемые на реализацию
Программы, определены исходя из потребности введения в действие мероприятий, из
фактической стоимости объектов с учетом индексов-дефляторов.
Выбор непосредственных исполнителей
мероприятий Программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21
июня 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
и нормативными правовыми актами Ленинградской области.
Общий объем финансирования Программы
составляет 473156,5 тысячи рублей, в том числе 205604,7 тысячи рублей из
федерального бюджета, 44063,7 тысячи рублей из областного бюджета, 193662,5
тысячи рублей из муниципальных бюджетов, 29925,6 тысячи рублей из внебюджетных
источников.
В соответствии с Соглашением между
Правительством Ленинградской области и Министерством внутренних дел Российской
Федерации о взаимодействии по реализации федеральной целевой программы
"Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах", а
также с бюджетной заявкой на ассигнования из федерального бюджета для
финансирования указанной федеральной целевой программы на 2006-2009 годы
средства из федерального бюджета в основном направляются в ГУВД
Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Средства областного бюджета
направляются исполнителям, указанным в Программе, средства муниципальных
бюджетов - на собственные нужды муниципальных образований.
В Программе предусмотрено 8 приоритетных
направлений мероприятий. План реализации мероприятий Программы и необходимые
объемы финансирования представлены в приложении 1.
V. Система
управления и контроля за реализацией Программы
Реализация Программы осуществляется в
соответствии с областным законом "О региональных целевых программах
Ленинградской области" от 19 февраля 1999 года N 23-оз (с последующими
изменениями), с утвержденным планом мероприятий Программы, на основании
договоров и контрактов между заказчиком и исполнителями Программы, которыми
определяются условия и ответственность за выполнение мероприятий Программы,
обязательность целевого использования средств и порядок представления отчетной
информации.
Управление реализацией Программы
осуществляется комитетом по дорожному хозяйству и транспорту Ленинградской
области. Ответственность за выполнение Программы распределяется между
соисполнителями Программы: комитетами Ленинградской области, представленными в
приложении 1.
Мероприятия Программы учитываются
ежегодно при подготовке проектов областного и муниципальных бюджетов
Ленинградской области и служат основанием для представления заявок на
финансирование.
Оценка выполнения Программы
осуществляется ежегодно по плановым и фактически достигнутым результатам.
Контроль за реализацией Программы
осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской
области от 11 июля 2003 года N 149 "О порядке разработки, утверждения и
контроля за реализацией региональных целевых программ в Ленинградской
области".
Основной контроль за выполнением
Программы осуществляет комитет по дорожному хозяйству и транспорту
Ленинградской области, которому представляются ежеквартальные отчеты о
выполнении мероприятий и показателей Программы.
Сведения об исполнении Программы
ежеквартально представляются в комитет экономического развития Ленинградской
области и ежегодно - в Правительство Ленинградской области.
Общий контроль за ходом исполнения
Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области по строительству,
дорожному хозяйству, энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному
хозяйству Н.И.Пасяда.
VI. Оценка
социально-экономической и бюджетной эффективности Программы
Эффективность Программы определена в
соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 3 марта 2006
года N 54 "Об утверждении Методических рекомендаций по оценке
эффективности региональных целевых программ в Ленинградской области", а
также в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке эффективности
инвестиционных проектов, утвержденными Министерством экономики Российской
Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным
комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной
политике 21 июня 1999 года.
Снижение социально-экономического ущерба
от гибели людей определено в соответствии с методикой оценки и расчета
нормативов социально-экономического ущерба от ДТП (N Р-03112199-0502-00). В
основу указанной методики заложен метод расчета дисконтированного потока
стоимости и определение чистого дисконтированного потока стоимости. Поток
стоимости определяется как увеличение валового внутреннего продукта (ВВП) в
текущем и будущих периодах в результате реализации мероприятий Программы.
Чистый дисконтированный поток стоимости является чистым потоком стоимости, приведенным
(через коэффициент дисконтирования) к базовому периоду. При определении
результатов мероприятий Программы учитывается прямой финансовый вклад в ВВП
(как прямое увеличение значения ВВП в результате реализации мероприятий
Программы), а также репродуктивный и культурный вклады в ВВП (реализуются в
будущих периодах и обеспечивают соответствующий прирост ВВП в будущем), которые
в свою очередь генерируют соответствующий вклад в формирование бюджета в
соответствии с текущей долей бюджета данного уровня в ВВП.
При расчете социально-экономического
эффекта оценивается общий вклад в формирование ВВП без разбивки по субъектам
получения выгод и издержек.
Базовые экономические показатели
Программы соответствуют следующим показателям федеральной целевой программы "Повышение
безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах":
норматив величины
социально-экономического ущерба от одного погибшего в результате ДТП равен
3,817 миллиона рублей, от одного раненого в результате ДТП - 824 тысячи рублей;
норматив вклада в доходы бюджета для
расчета бюджетной эффективности равен 572,55 тысячи рублей от сокращения числа
погибших в результате ДТП на одного человека и 123,66 тысячи рублей от
сокращения числа раненых в результате ДТП на одного человека.
Индексы инфляции, коэффициенты
дисконтирования приняты на основе показателей федеральной целевой программы
"Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах".
Социально-экономический эффект от
реализации Программы составит 3301,669 миллиона рублей, бюджетный эффект от
реализации Программы - 258,243 миллиона рублей (таблицы 5 и 6).
Таблица 5