ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 ноября 2011 г. N 1603
О ПРОГРАММЕ "ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОГО
КОМПЛЕКСА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ДО 2015 ГОДА"
В соответствии с Транспортной стратегией
Санкт-Петербурга до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства
Санкт-Петербурга от 13.07.2011 N 945, во исполнение подпункта "а"
пункта 4 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания
президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросу об
инновационном развитии транспортного комплекса Российской Федерации от 24
ноября 2009 года (г. Ульяновск) (N Пр-3368 ГС от 10.12.2009) и в целях
обеспечения эффективного, стабильного и безопасного функционирования
транспортного комплекса Санкт-Петербурга, отвечающего потребностям
социально-экономического развития Санкт-Петербурга, Правительство
Санкт-Петербурга постановляет:
1. Утвердить программу "Целевая
программа "Развитие транспортного комплекса Санкт-Петербурга до 2015
года" (далее - Программа) согласно приложению.
2. Исполнительным органам государственной
власти Санкт-Петербурга, являющимся исполнителями мероприятий Программы (далее
- исполнители мероприятий Программы):
2.1. Обеспечить реализацию мероприятий
Программы.
2.2. Осуществлять реализацию мероприятий
Программы в отношении имущества, право государственной собственности
Санкт-Петербурга на которое не оформлено, после оформления права
государственной собственности Санкт-Петербурга на указанное имущество.
2.3. Осуществлять реализацию мероприятий
Программы в отношении имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения
или праве оперативного управления за государственными унитарными предприятиями
Санкт-Петербурга или государственными учреждениями Санкт-Петербурга
соответственно, после изъятия указанного имущества из оперативного управления
или прекращения права хозяйственного ведения на него.
2.4. Обеспечить направление в Комитет по
управлению городским имуществом документации, необходимой для оформления права
государственной собственности Санкт-Петербурга в отношении имущества,
относящегося в соответствии с законодательством к государственной собственности
Санкт-Петербурга, на которое не оформлено право государственной собственности
Санкт-Петербурга.
2.5. Обеспечить обращение
подведомственных государственных учреждений Санкт-Петербурга и государственных
унитарных предприятий Санкт-Петербурга в Комитет по управлению городским
имуществом в целях принятия собственником имущества решения об изъятии
имущества из оперативного управления или прекращении права хозяйственного
ведения на имущество, в отношении которого установлены мероприятия в Программе.
2.6. Представлять один раз в полугодие до
20 числа месяца, следующего за отчетным полугодием, в Комитет по
транспортно-транзитной политике отчеты о выполнении мероприятий Программы.
2.7. При подготовке проекта бюджета
Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год в порядке и сроки
составления проекта бюджета Санкт-Петербурга представлять в Комитет финансов
Санкт-Петербурга и Комитет экономического развития, промышленной политики и
торговли предложения по выделению из бюджета Санкт-Петербурга бюджетных
ассигнований, необходимых для реализации мероприятий Программы.
3. Осуществить проектирование,
строительство и реконструкцию объектов, указанных в Программе, путем выделения
бюджетных ассигнований из бюджета Санкт-Петербурга на осуществление бюджетных
инвестиций в объекты государственной собственности Санкт-Петербурга в 2012-2015
годах.
4. Комитету по транспортно-транзитной
политике:
4.1. Координировать деятельность
исполнителей мероприятий Программы.
4.2. До 01.12.2012 утвердить форму отчета
о выполнении мероприятий Программы.
4.3. Ежегодно, начиная с 2013 года, до 1
марта представлять Правительству Санкт-Петербурга отчет о ходе реализации
Программы.
5. Внести изменение в постановление
Правительства Санкт-Петербурга от 13.07.2011 N 945 "О Транспортной
стратегии Санкт-Петербурга до 2025 года", заменив в примечании к
приложению N 2 к постановлению цифры "2.1.3" цифрами
"2.1.2".
6. Внести в постановление Правительства
Санкт-Петербурга от 02.12.2008 N 1506 "О Плане мероприятий по обеспечению
безопасности дорожного движения в Санкт-Петербурге на 2009-2012 годы"
следующие изменения:
6.1. В графе 4 пунктов 4.1, 4.6 - 4.8 и
4.11 приложения к постановлению слова "2011-2012 гг." заменить
словами "2011 г.".
6.2. В графе 8 пункта 4.1 приложения к
постановлению число "17000,0" заменить знаком "-".
6.3. В графе 9 пункта 4.1 приложения к
постановлению число "33000,0" заменить числом "16000,0".
6.4. В графе 8 пункта 4.6 приложения к
постановлению число "300000,0" заменить знаком "-".
6.5. В графе 9 пункта 4.6 приложения к
постановлению число "504600,0" заменить числом "204600,0".
6.6. В графе 8 пункта 4.7 приложения к
постановлению число "3900,0" заменить знаком "-".
6.7. В графе 9 пункта 4.7 приложения к
постановлению число "7800,0" заменить числом "3900,0".
6.8. В графе 8 пунктов 4.8 и 4.11 приложения
к постановлению число "3000,0" заменить знаком "-".
6.9. В графе 9 пункта 4.8 приложения к
постановлению число "5800,0" заменить числом "2800,0".
6.10. В графе 9 пункта 4.11 приложения к
постановлению число "5700,0" заменить числом "2700,0".
7. Внести в постановление Правительства
Санкт-Петербурга от 23.01.2008 N 44 "О Концепции развития системы
пассажирского транспорта в Санкт-Петербурге, в том числе метрополитена и других
видов скоростного транспорта в Санкт-Петербурге, на период до 2020 года"
следующие изменения:
7.1. Пункт 2 изложить в следующей
редакции:
"2. Утвердить Перечень приоритетных
мероприятий по проектированию, строительству и реконструкции объектов
пассажирского транспорта в Санкт-Петербурге, в том числе объектов метрополитена
на период до 2011 года, и других видов скоростного транспорта на период до 2020
года (далее - Перечень) согласно приложению N 2".
7.2. Абзац восьмой пункта 5.1 приложения
N 1 к постановлению изложить в следующей редакции:
"Перечень приоритетных мероприятий
по проектированию, строительству и реконструкции объектов пассажирского
транспорта в Санкт-Петербурге, в том числе объектов метрополитена на период до
2011 года, и других видов скоростного транспорта на период до 2020 года
приведен в приложении N 2 к настоящему постановлению".
7.3. Название приложения N 2 к
постановлению изложить в следующей редакции:
"Перечень приоритетных мероприятий
по проектированию, строительству и реконструкции объектов пассажирского
транспорта в Санкт-Петербурге, в том числе объектов метрополитена на период до
2011 года, и других видов скоростного транспорта на период до 2020 года".
7.4. В графах 9 - 17 пунктов 1.4; 1.6;
1.7; 1.8; 1.10 - 1.12.1; 1.14; 1.14.1; 2.1; 2.3; 2.7 - 2.10; 2.12; 2.13, строк
"Итого по метростроению, в том числе", "Проектно-изыскательские
работы по строительству объектов метрополитена" после пункта 1.15 и строк
"Итого по поддержанию действующих объектов метрополитена",
"Всего по метрополитену, в том числе:", "За счет бюджета
Санкт-Петербурга", "За счет федерального бюджета" после пункта
2.17 приложения N 2 к постановлению числовые значения заменить знаком
"-".
7.5. Пункты 1.9, 1.13, 1.13.1, 1.15, 2.14
- 2.17 приложения N 2 к постановлению исключить.
7.6. В графе 3 пункта 1.4 приложения N 2
к постановлению слова "2008-2012 гг." заменить словами
"2008-2011 гг.".
7.7. В графе 3 пунктов 1.6 и 2.12
приложения N 2 к постановлению слова "2008-2013 гг." заменить словами
"2008-2011 гг.".
7.8. В графе 3 пункта 1.7 приложения N 2
к постановлению слова "2008-2015 гг." заменить словами "2008-2011
гг.".
7.9. В графе 3 пунктов 1.8 и 2.8
приложения N 2 к постановлению слова "2008-2014 гг." заменить словами
"2008-2011 гг.".
7.10. В графе 3 пункта 1.10 приложения N
2 к постановлению слова "2011-2016 гг." заменить словами "2011
г.".
7.11. В графе 3 пункта 1.11 приложения N
2 к постановлению слова "2009-2017 гг." заменить словами
"2009-2011 гг.".
7.12. В графе 3 пункта 1.12 приложения N
2 к постановлению слова "2010-2017 гг." заменить словами
"2010-2011 гг.".
7.13. В графе 3 пункта 1.14 приложения N
2 к постановлению слова "2010-2020 гг." заменить словами
"2010-2011 гг.".
7.14. В графе 3 строки
"Проектно-изыскательские работы по строительству объектов метрополитена
Санкт-Петербурга" после пункта 1.15, строк "Итого по поддержанию
действующих объектов метрополитена" и "Всего по метрополитену, в том
числе:" после пункта 2.17 приложения N 2 к постановлению слова
"2008-2020 гг." заменить словами "2008-2011 гг.".
7.15. В графе 3 пункта 2.3 приложения N 2
к постановлению слова "2003-2014 гг." заменить словами
"2003-2011 гг.".
7.16. В графе 3 пункта 2.7 приложения N 2
к постановлению слова "2005-2014 гг." заменить словами
"2005-2011 гг.".
7.17. В графе 3 пункта 2.9 приложения N 2
к постановлению слова "2008-2016 гг." заменить словами
"2008-2011 гг.".
7.18. В графе 3 пункта 2.10 приложения N
2 к постановлению слова "2008-2019 гг." заменить словами
"2008-2011 гг.".
7.19. В графе 3 пункта 2.13 приложения N
2 к постановлению слова "2011-2013 гг." заменить словами "2011
г.".
8. Внести в постановление Правительства
Санкт-Петербурга от 14.04.2009 N 379 "О совершенствовании и развитии
дорожного хозяйства Санкт-Петербурга до 2015 года" следующие изменения:
8.1. Графу 3 пунктов 1.1.4.3; 2.1.1.2;
2.2.3; 2.3.1.1; 3.1.4; 4.10 и 6.3 приложения N 3 к постановлению изложить в
следующей редакции: "2010-2011 гг.".
8.2. Графу 3 пунктов 1.2.11; 1.3.1 и
2.9.3 приложения N 3 к постановлению изложить в следующей редакции:
"2008-2011 гг.".
8.3. Графу 3 пунктов 2.1.2.1; 2.1.2.2;
2.9.1; 4.14.1; 4.15.2; 4.18.2; 6.9; 6.10.2; 7.45.1 и 7.45.2 приложения N 3 к
постановлению изложить в следующей редакции: "2011 г.".
8.4. Графу 3 пунктов 2.7.3 и 2.9.2
приложения N 3 к постановлению изложить в следующей редакции: "2007-2011
гг.".
8.5. Графу 3 пунктов 4.16.2 и 6.4
приложения N 3 к постановлению изложить в следующей редакции: "2009-2011
гг.".
8.6. Пункты 1.2.12, 4.14.2, 5.10.2 и 7.16
приложения N 3 к постановлению исключить.
9. Контроль за выполнением постановления
возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Молчанова Ю.В.
Губернатор Санкт-Петербурга
Г.С.Полтавченко
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 22.11.2011 N 1603
ПРОГРАММА
"ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ДО 2015 ГОДА"
Паспорт программы
Наименование - целевая программа "Развитие транспортного
комплекса
программы Санкт-Петербурга до 2015 года"
(далее - Программа)
Основание
для - постановление Правительства Санкт-Петербурга от
разработки 13.07.2011 N
945 "О Транспортной стратегии
Программы Санкт-Петербурга до 2025
года";
- подпункт "а"
пункта 4
Перечня поручений Президента
Российской Федерации
по итогам заседания
президиума
Государственного совета
Российской Федерации по
вопросу об
инновационном развитии транспортного
комплекса Российской
Федерации от 24 ноября 2009 года
(г. Ульяновск) (N Пр-3368
ГС от 10.12.2009)
Исполнители - Комитет по транспортно-транзитной
политике;
мероприятий Комитет по транспорту;
Программы Комитет по
развитию транспортной инфраструктуры
Санкт-Петербурга;
Комитет экономического
развития, промышленной политики
и торговли
Исполнительный - Комитет по транспортно-транзитной
политике
орган
государственной
власти
Санкт-Петербурга,
осуществляющий
координацию
деятельности
исполнителей
мероприятий
Программы
Сроки
выполнения - 2012-2015 годы
мероприятий
Программы
Цель
Программы - обеспечение
эффективного, стабильного и
безопасного
функционирования транспортного комплекса
Санкт-Петербурга, отвечающего потребностям
социально-экономического
развития Санкт-Петербурга
Задачи
Программы - внедрение
стратегического транспортного планирования
при управлении
развитием транспортного комплекса
Санкт-Петербурга;
повышение доступности
пассажирского транспорта общего
пользования, включая
увеличение комфортности
передвижений, в том числе
для лиц с
ограниченными
возможностями;
повышение
эффективности использования дорожной
сети
Санкт-Петербурга путем
ее развития, а
также
совершенствования
организации дорожного движения;
повышение безопасности транспортного комплекса
Санкт-Петербурга за
счет снижения аварийности
на
автомобильном транспорте,
улучшения экологического
состояния городской
среды, повышения оперативности
работы специальных и
аварийных служб;
внедрение инновационных
продукции, услуг и технологий
в сфере
строительства, реконструкции и
эксплуатации
транспортной
инфраструктуры;
увеличение доли
населения, пользующегося услугами
городского пассажирского
транспорта;
увеличение скорости
сообщения на городском
пассажирском транспорте
Планируемые
объемы - бюджет Санкт-Петербурга - 137327069 тыс. руб.,
и источники в том числе:
финансирования 2012 год - 32298424 тыс. руб.;
Программы 2013 год - 33797939 тыс. руб.;
2014 год - 31421316 тыс.
руб.;
2015 год - 39809390 тыс.
руб.
Ожидаемые
конечные - увеличение на три
процента скорости сообщения
на
результаты автомобильном транспорте,
реализации на 10 процентов - на наземном
пассажирском транспорте,
Программы на
40 процентов - на пассажирском
транспорте на
участках приоритетного
движения;
снижение на
четыре процента числа
заторовых
перекрестков;
сокращение на 18 процентов
числа дорожно-транспортных
происшествий;
увеличение на 1,8 процента
протяженности магистральной
дорожной сети
Введение
Задачами разработки Программы являются:
1. Формирование перечня мероприятий,
направленных на развитие транспортного комплекса Санкт-Петербурга до 2015 года,
с определением сроков и исполнителей их реализации, необходимых объемов и
источников финансирования.
2. Обеспечение эффективности расходования
бюджетных средств при реализации проектов развития транспортной системы
Санкт-Петербурга.
1. Характеристика и
основные проблемы современного
состояния транспортного комплекса
Санкт-Петербурга
Под транспортным комплексом
Санкт-Петербурга понимается совокупность объектов и субъектов транспортной инфраструктуры,
транспортных средств, функционирующих в пределах административных границ
Санкт-Петербурга.
1.1. Пассажирский
транспорт общего пользования
Систему пассажирского транспорта общего
пользования Санкт-Петербурга формируют:
пять линий метрополитена (64 станции, 69
вестибюлей и семь пересадочных узлов);
39 трамвайных маршрутов;
44 троллейбусных маршрута;
348 автобусных маршрутов регулярных
перевозок с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных
пунктах по установленному Правительством Санкт-Петербурга тарифу;
370 автобусных маршрутов регулярных
перевозок с посадкой и высадкой в любом не запрещенном Правилами дорожного
движения месте;
сети железной дороги (80 станций и
остановочных пунктов пригородного пассажирского хозяйства в черте
административных границ Санкт-Петербурга).
Протяженность маршрутной сети наземного
транспорта составляет около 11,8 тыс. км, в том числе трамвайная сеть - 458,4
км, троллейбусная - 501,6 км, автобусная - более 10,8 тыс. км. Парк наземных
транспортных средств насчитывает около 5800 автобусов различной вместимости,
522 троллейбуса и 627 трамвайных вагонов.
Годовой объем перевозок городским
пассажирским транспортом общего пользования Санкт-Петербурга составляет около 2
млрд поездок (в среднем 5 млн поездок в день), в том числе:
метрополитен - 43 процента;
автобусный (социальный и коммерческий)
транспорт - 36 процентов;
наземный электротранспорт - 18 процентов;
пригородные железнодорожные перевозки в
черте Санкт-Петербурга - три процента.
Объем транспортной работы за 2010 год
составил: на наземном транспорте общего пользования (на маршрутах по
регулируемому тарифу) - 179,9 млн км; на метрополитене - 202,1 млн
вагоно-километров.
Зона пешеходной доступности станций
метрополитена покрывает только порядка 30 процентов территории плотной
застройки (площадь без учета площадей акваторий, парков и садов, объектов
транспорта и т.п.). В часы пик наполнение подвижного состава метрополитена
превышает нормативное в 1,3-1,7 раза, 50 процентов вестибюлей станций метрополитена
в пиковые периоды работают с перегрузкой.
Доступность остановок общественного
транспорта на большей части территории плотной застройки не превышает 500 м (в
соответствии с нормативными значениями).
Средние затраты времени на передвижение с
трудовыми и учебными целями с использованием общественного транспорта
составляют свыше 70 минут, что на 10-15 процентов выше, чем в Москве. Это
обусловлено меньшей развитостью системы скоростного пассажирского транспорта
при сопоставимой площади городской территории.
По плотности физически обособленных сетей
общественного транспорта Санкт-Петербург уступает европейским столицам (Мадрид,
Париж, Лондон) в 3-7 раз.
Средняя скорость сообщения на наземном
пассажирском транспорте в часы пик на наиболее загруженных направлениях
составляет 8-12 км/ч.
Несмотря на то что последние годы весь
закупаемый Санкт-Петербургом подвижной состав имеет пониженный уровень пола,
доля такого состава пока невелика. Недостаточный уровень комфортности
подвижного состава характерен прежде всего для частных перевозчиков: в 2011
году из почти 4000 автобусов средней и большой вместимости, приобретенных за
счет частных инвестиций, полностью низкопольными являются около одного
процента. Низкий уровень комфортности характерен и для подвижного состава
городского электрического транспорта, что обусловлено недостаточными темпами
его обновления.
1.2.
Улично-дорожная сеть, организация дорожного
и немоторизованного движения
Плотность улично-дорожной сети (далее -
УДС) в Санкт-Петербурге составляет 3,9 км/кв. км, в том числе магистральных
улиц и дорог - 2 км/кв. км; протяженность УДС - 3140,8 км, в том числе
протяженность магистральных улиц и дорог - 1602 км; общая площадь покрытий
проезжей части улиц, дорог, проездов и набережных - 37,2 млн кв. м, тротуаров -
13,0 млн кв. м.
Распределение УДС отличает высокая
неравномерность: ее плотность в районах исторической застройки (Центральный,
Адмиралтейский, Петроградский районы Санкт-Петербурга) в 2,8-3,9 раза выше, чем
в районах новостроек (Приморский, Фрунзенский, Московский и Выборгский районы
Санкт-Петербурга). Плотность магистральной сети исторически сложившихся районов
превышает этот показатель в новых районах в 2,4-4,4 раза. Средняя плотность УДС
в Санкт-Петербурге ниже значения показателя в Лондоне в 2,4 раза, в Барселоне -
в 4,4 раза.
Рекомендуемые значения показателя
плотности УДС находятся в диапазоне 4,0-5,5 км/кв. км. Современный показатель
плотности УДС в семи районах Санкт-Петербурга из 18 районов ниже
рекомендуемого.
С 2000 года по 2010 год протяженность УДС
сократилась на три процента (84,1 км) в результате списания более 80 улиц, утративших
свое функциональное назначение и отведенных под застройку. Данное явление
характерно для районов, в которых в настоящее время ведется интенсивное
жилищное строительство.
Особенности УДС Санкт-Петербурга
обусловлены большим количеством водных путей и железнодорожных линий, которые
являются значительным препятствием для обеспечения транспортных связей между
районами Санкт-Петербурга. Пересечение автомагистралями этих естественных и
искусственных преград связано с необходимостью строительства инженерно-транспортных
сооружений - мостов, путепроводов.
Общее количество мостов в
Санкт-Петербурге (включая пригороды) - 402, в том числе: больших - 22 (включая
20 разводных мостов через р. Неву и ее протоки); средних - 175, малых - 205.
Среднее расстояние между мостами колеблется от 6,4 км (р. Нева) до 0,3 км (кан.
Грибоедова).
Наибольший дефицит мостовых переходов
ощущается на р. Б. Нева, р. М. Нева и р. Б. Невка. Особенно актуален вопрос
строительства новых мостовых переходов через р. Нева в западных и юго-восточных
районах Санкт-Петербурга. Расстояние между Литейным и Большеохтинским мостами
составляет 4,6 км, между мостами Александра Невского и Володарским - 6,4 км.
Существующее положение вызывает не только трудности, связанные с пропуском
транспортных потоков, но и приводит к повышенному износу мостов из-за
воздействия интенсивных динамических нагрузок, существенно превышающих
нормативные.
Происходящее в течение последних 20 лет
резкое увеличение парка автомобильного транспорта привело к существенному
увеличению транспортной нагрузки на магистральную сеть города. Загрузка 1 км
УДС Санкт-Петербурга по сравнению с 1990 годом возросла в 4,2 раза (при условии
равномерного распределения автопарка по УДС).
Важнейшей проблемой существующей УДС
Санкт-Петербурга является отставание ее развития от темпов автомобилизации и
темпов градостроительного освоения новых территорий, что порождает низкий
уровень транспортного обслуживания жителей данных районов и, как следствие, -
снижение качества жизни населения.
Скорости сообщения на автомобильном
транспорте составляют в среднем по центральной планировочной зоне - 10-15 км/ч,
в пределах плотной застройки - 20-26 км/ч, на заторовых направлениях - 6-10
км/ч. Системные заторы регулярно возникают на подходах к 245 перекресткам, что
составляет около 20 процентов всех регулируемых пересечений. При этом в
периферийных районах периоды неблагоприятных условий движения продолжаются с
7:30 до 10:30 и с 17:00 до 20:30, в центре - с 8:30 до 22:00, а единичные
заторы могут наблюдаться до 01:30. Зона неблагоприятных условий движения
охватывает практически всю опорную сеть магистралей городского значения и
значительную часть магистралей районного значения.
В Санкт-Петербурге насчитывается 22
пешеходных улицы, из них половина расположена в Курортном районе. Наиболее
значимыми являются пешеходные зоны на М. Конюшенной и М. Садовой ул., на 6-7-й
линиях Васильевского о-ва. На сегодняшний день в Санкт-Петербурге обустроено 38
км велосипедных дорожек, в основном в рекреационных зонах.
Управление транспортными и пешеходными
потоками в Санкт-Петербурге обеспечивают 1174 светофорных объекта и 58686
постоянных дорожных знаков. Ежегодно в Санкт-Петербурге обновляется 500-550
тыс. кв. м дорожной разметки, что составляет 50-62 процента потребности.
Сформировавшиеся к настоящему времени
компоненты интеллектуальной транспортной системы АСУДД, АСУГПТ и другие не
интегрированы в единую систему и имеют ограниченный охват:
к АСУДД подключено 20 процентов
светофорных объектов;
АСУГПТ контролирует движение менее 50 процентов
подвижного состава наземных видов городского пассажирского транспорта;
оборудование СЭКОП установлено менее чем
на 20 процентах подвижного состава наземных видов ГПТ, нестационарное
оборудование используется на 50 процентах подвижного состава.
Система оперативного автоматизированного
мониторинга состояния транспортного комплекса в целом и система
автоматизированного планирования поездок для населения в городе отсутствуют.
1.3. Автомобильный
транспорт
Парк легкового транспорта в Санкт-Петербурге
составляет 1462,4 тыс. автомобилей, из них в индивидуальном пользовании -
1376,6 тыс. автомобилей и 85,7 тыс. автомобилей в пользовании юридических лиц;
уровень легковой автомобилизации составляет 310 автомобилей на 1000 жителей.
За последние десять лет количество
личного автотранспорта в Санкт-Петербурге увеличилось в полтора раза при
средних темпах роста восемь процентов в год. По сравнению с 2007 годом число
легковых автомобилей в индивидуальной собственности выросло на 13 процентов,
автобусов уменьшилось на семь процентов, мототранспорт сократился на 12
процентов.
Обеспеченность индивидуальных владельцев
местами постоянного хранения автотранспорта варьируется от 116 (Адмиралтейский
район Санкт-Петербурга) до 171 (Невский район Санкт-Петербурга) стояночного
места на 1000 жителей. Таким образом, обеспеченность стояночными местами
составляет от 35-60 процентов от потребности.
Всего в течение суток буднего дня по
территории Санкт-Петербургской агломерации совершается около 2 млн поездок на
легковом автомобильном транспорте. Ежедневно в будний день на территорию
плотной застройки Санкт-Петербурга из-за ее пределов въезжает около 250 тыс.
автомобилей. В центральную планировочную зону в течение буднего дня въезжает
330-350 тыс. автомобилей. В целом по территории центра в сутки осуществляется
около 720 тыс. поездок на легковом автотранспорте, из которых на долю трудовых
передвижений приходится 52 процента.
Максимальные интенсивности движения
наблюдаются на въездах в центр в период утреннего часа пик. Из общего
количества въезжающих в центр легковых автомобилей 25-30 процентов составляет
автотранспорт, следующий через центр транзитом.
В настоящее время в Санкт-Петербурге
функционируют восемь перехватывающих автостоянок общей вместимостью 1200
машиномест.
Парк грузового транспорта в
Санкт-Петербурге составляет 129,0 тыс. автомобилей, из них в индивидуальном
пользовании - 56,4 тыс. автомобилей и 72,6 тыс. автомобилей в пользовании
юридических лиц. Около 40 процентов парка составляют автомобили грузоподъемностью
до 6 т.
За 2007-2010 годы количество
зарегистрированных в Санкт-Петербурге грузовых автомобилей выросло на 12
процентов, в том числе количество грузовых автомобилей, зарегистрированных
юридическими лицами, - на 15 процентов, физическими лицами, - на девять
процентов.
1.4. Внешний
транспорт
Внешний пассажирский транспорт в
Санкт-Петербурге представлен железнодорожным, воздушным, автомобильным, морским
и внутренним водным транспортом.
Объем пассажирских перевозок внешним
транспортом в Санкт-Петербурге в 2010 году составил более 122 млн человек, из
них в международном сообщении - 6 млн человек, в междугородном сообщении - 16
млн человек, в пригородном сообщении - свыше 100 млн человек.
Протяженность железнодорожной сети на
территории города превышает 100 километров. На ее полигоне располагаются пять
вокзалов, 38 станций и остановочных пунктов.
В 2010 году со станций и вокзалов
Санкт-Петербурга отправлено более 60 млн человек, в том числе восемь млн
человек - в дальнем следовании и 52 млн человек - в пригородном сообщении.
Регулярные перевозки пассажиров воздушным
транспортом на международных и внутренних авиалиниях осуществляются через
аэропорт "Пулково". Обслуживание пассажиров производится в терминалах
"Пулково-1", "Пулково-2".
В 2010 году в аэропорту "Пулково"
обслужено 8,4 млн человек, в том числе на внутренних линиях - 4,0 млн человек и
на международных линиях - 4,4 млн человек.
Перевозка пассажиров осуществляется через
морской порт "Большой порт Санкт-Петербург" и морской порт
"Пассажирский порт Санкт-Петербург". В 2010 году город посетило 493
круизных и паромных судна, услугами порта воспользовались 604 тыс. человек.
Главной водной транспортной артерией на
территории Санкт-Петербурга, по которой осуществляются перевозки внутренним
водным транспортом, является участок р. Невы протяженностью 44 км, входящий в
состав Волго-Балтийского водного пути.
Пассажирские туристические, экскурсионные
и транспортные перевозки речными судами в Санкт-Петербурге осуществляются через
морской порт "Пассажирский порт Санкт-Петербург". Для обслуживания
экскурсионных судов, в том числе маломерных, используются 90 причалов-спусков
на набережных р. Невы, р. Мойки, р. Фонтанки, кан. Грибоедова, Кронверкского
кан., Б. Невы, М. Невы и Б. Невки. Санкт-Петербург имеет сформированную инфраструктуру
размещения плавсредств на базах-стоянках и в яхт-клубах. Самым насыщенным по
количеству стоянок маломерного флота является Петроградский район.
В 2010 году внутренним водным транспортом
Санкт-Петербурга в городском и пригородном сообщении перевезено 2,4 млн
пассажиров.
Перевозки грузов морскими судами в
Санкт-Петербурге осуществляются через морской порт "Большой порт
Санкт-Петербург". Площадь акватории морского порта "Большой порт
Санкт-Петербург" - 628,9 кв. км, площадь территории - 528,5 га, длина
причального фронта - 22,4 км, пропускная способность грузовых терминалов - 86,3
млн т в год.
В структуре грузооборота наибольший вес
имеют контейнеры, нефтепродукты, металлы и минеральные удобрения. Грузооборот
морского порта "Большой порт Санкт-Петербург" в 2010 году составил
58,1 млн т.
Ежегодно по участку Волго-Балтийского
водного пути в границах Санкт-Петербурга в обоих направлениях перевозится до
7,9 млн т различных грузов. Более половины грузопотока, следующего от Волги к
Балтике, составляют нефть и нефтепродукты, значительна доля черных металлов,
лесных грузов и удобрений. В перевозках от Балтики к Волге преобладают
генеральные грузы, металлы, металлопрокат, зерно.
В настоящее время пропускная способность
Санкт-Петербургского участка Волго-Балтийского водного пути практически
исчерпана. Основным лимитирующим фактором являются Санкт-Петербургские мосты.
Объемы местных и транзитных грузовых
перевозок в Санкт-Петербургском железнодорожном узле превышают 100 млн т. В
состав железнодорожного узла входят 88 станций, из них 56 - в административных
границах Санкт-Петербурга. Сегодня железнодорожный узел является единой
транспортной системой, обеспечивающей устойчивые связи города с другими
регионами России, странами дальнего и ближнего зарубежья.
Регулярные перевозки грузов на
международных и внутренних авиалиниях выполняются через международный аэропорт
"Пулково".
Объем грузовых перевозок воздушным
транспортом в Санкт-Петербурге достигает 30 тыс. т в год; доля российских
авиалиний составляет около 70 процентов грузооборота.
Оценочный объем городских и региональных
перевозок грузов автотранспортом по дорожной сети Санкт-Петербурга (с учетом
перевозок предприятий и автомобилей, зарегистрированных в других регионах)
составил порядка 68,1 млн т, международных перевозок - 2,5 млн т, перевозок в
сообщении с морским портом "Большой порт Санкт-Петербург" - 16,3 млн
т.
1.5. Безопасность
дорожного движения и экологическая
безопасность транспортного комплекса
В Санкт-Петербурге за период 2007-2010
годов количество дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) сократилось на
15 процентов, количество погибших в ДТП уменьшилось на 43 процента.
Количество ДТП с пострадавшими с участием
детей в Санкт-Петербурге снизилось с 711 в 2007 году до 583 в 2009 году, но в
2010 году увеличилось до 608, число же погибших детей с 2007 года снизилось
более чем на треть.
В целом в период с 2007 года по 2010 год
значительно (с 6,7 в 2007 году до 4,3 в 2010 году) снизилась тяжесть
последствий ДТП. Основными виновниками ДТП остаются водители. Число ДТП по вине
водителей в рассматриваемый период сократилось всего на 11 процентов, составив
в 2010 году 6007 случаев, в то время как число ДТП по вине пешеходов за тот же
период снизилось на 46 процентов (1421 случай в 2010 году). При этом около 70
процентов погибших в ДТП составляют пешеходы.
Несмотря на тенденцию роста уровня
безопасности дорожного движения с 2007 года, уровень смертности на дорогах
Санкт-Петербурга составляет 85 человек на 1 млн жителей, что в три раза выше
уровня смертности на дорогах крупных городов Европы.
Суммарный выброс загрязняющих веществ в
атмосферный воздух Санкт-Петербурга от автотранспорта и других передвижных
источников в 2010 году составил 625,3 тыс. т, из которых 91 процент приходится
на автомобильный транспорт.
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный
воздух от автотранспорта в 2010 году составили 573,8 тыс. т, в том числе:
твердых веществ - 15 тыс. т; диоксида серы - 5,7 тыс. т; оксида углерода -
381,8 тыс. т; оксидов азота - 113,5 тыс. т; летучих органических соединений -
71,2 тыс. т.
Практически вдоль всех магистральных улиц
отмечается повышенный уровень концентрации загрязняющих веществ в атмосферном
воздухе, в 2,0-3,7 раза превышающий предельно допустимую концентрацию, и
высокий фоновый уровень шума, превышающий предельно допустимый уровень в 1,2-1,4
раза.
По показателям развития ГПТ общего
пользования и УДС, безопасности дорожного движения Санкт-Петербург сегодня
значительно отстает от европейских столиц и крупных городов Европы, опережая их
по уровню загрязнения городской среды, обусловленному функционированием
транспортного комплекса. Это не только не соответствует потребностям населения,
но уже сейчас является препятствием социально-экономического развития
Санкт-Петербурга и фактором снижения его привлекательности для
квалифицированных трудовых ресурсов и ведения бизнеса.
2. Цель, задачи и
основные направления реализации Программы
Целью Программы является обеспечение
эффективного, стабильного и безопасного функционирования транспортного
комплекса Санкт-Петербурга, отвечающего потребностям социально-экономического
развития города.
Достижение этой цели обеспечивается за
счет решения следующих задач:
внедрение стратегического транспортного
планирования при управлении развитием транспортного комплекса Санкт-Петербурга;
повышение доступности пассажирского
транспорта общего пользования, включая увеличение комфортности передвижений, в
том числе для лиц с ограниченными возможностями;
повышение эффективности использования
дорожной сети Санкт-Петербурга путем ее развития, а также совершенствования
организации дорожного движения;
повышение безопасности транспортного
комплекса Санкт-Петербурга за счет снижения аварийности на автомобильном
транспорте, улучшения экологического состояния городской среды, повышения
оперативности работы специальных и аварийных служб;
внедрение инновационных продукции, услуг
и технологий в сфере строительства, реконструкции и эксплуатации транспортной
инфраструктуры;
увеличение доли населения, пользующегося
услугами ГПТ;
увеличение скорости сообщения на
городском пассажирском транспорте.
3. Ожидаемые
результаты выполнения Программы
Реализация мероприятий Программы позволит
обеспечить достижение следующих конечных результатов:
6.1. Направление
"Инновации в сфере транспортного
комплекса Санкт-Петербурга"
6.1.1. Основными задачами направления
"Инновации в сфере транспортного комплекса Санкт-Петербурга"
являются:
внедрение инновационных продукции, услуг
и технологий в сфере строительства, реконструкции и эксплуатации транспортной
инфраструктуры;
проведение мероприятий, стимулирующих
спрос на инновационную продукцию и услуги и предложение инновационной продукции
и услуг со стороны субъектов транспортного комплекса Санкт-Петербурга.
6.1.2. В рамках решения задачи внедрения
инновационных продукции, услуг и технологий в сфере строительства,
реконструкции и эксплуатации транспортной инфраструктуры планируется
реализовать следующие проекты и мероприятия:
6.1.2.1. В сфере городского пассажирского
транспорта:
создание и развитие управляющих
информационно-навигационных систем на базе спутниковых технологий,
предназначенных для решения задач по повышению эффективности управления
транспортом и качества транспортных услуг, предоставляемых населению:
за счет организации диспетчерского
управления на маршрутах регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров в
установленных остановочных пунктах через Центральную диспетчерскую службу с
одновременным оснащением подвижного состава оборудованием служебной голосовой
связи;
за счет обеспечения предоставления
пассажирам социальных (информационных) сервисов на базе технологий
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - Интернет)
и мобильной связи, связанных с работой городского пассажирского транспорта.
Развитие системы электронного контроля
оплаты проезда.
Внедрение инновационных технологий в
данной сфере предполагает создание и развитие системы электронных платежей в
транспортной отрасли на основе современных технологий, обеспечивающих
прозрачность расчетов при взаимодействии со сторонними системами (банковскими,
биллинговыми, платежными):
за счет создания условий для безналичной
оплаты транспортных услуг на городском пассажирском транспорте, водном транспорте,
железнодорожном транспорте в пригородном сообщении, на объектах транспортной
инфраструктуры с использованием мобильных телефонов, платежных терминалов и
Интернета;
за счет внедрения универсального
платежного средства для оплаты транспортных услуг на базе современных
беспроводных технологий с возможностью использования в банковской,
туристической, социальной сферах (банковская карта, "карта гостя",
универсальная электронная карта);
за счет внедрения современной
бескондукторной системы контроля оплаты проезда на базе стационарных устройств,
установленных в салоне транспортного средства, осуществляющего регулярные
перевозки на маршрутах.
Внедрение энергосберегающих технологий на
транспорте.
Внедрение инновационных технологий в
данной сфере предполагает повышение экономичности и экологичности городского
пассажирского транспорта за счет использования рекуперации энергии (после
модернизации тяговых подстанций метрополитена и наземного городского
электрического транспорта).
6.1.2.2. В сфере строительства, реконструкции,
капитального и текущего ремонта и эксплуатации объектов транспортной
инфраструктуры:
переход на долгосрочные государственные
контракты для нужд Санкт-Петербурга на выполнение работ (оказание услуг) по
проектированию, строительству (реконструкции), ремонту и содержанию с
длительным производственным циклом в отношении объектов инфраструктуры
транспортного комплекса;
подготовка предложений по изменению
федерального законодательства в части, касающейся перехода на двухстадийное
проектирование и получения экспертизы на предпроектную документацию;
внедрение метода ресайклинга при
капитальном ремонте и ремонте дорог и применение других методов, позволяющих
обеспечить производство работ без разборки существующей конструкции
автомобильных дорог;
модернизация элементов обустройств
автомобильных дорог (рамных опор, ограждений и др.);
устройство экспериментального дорожного
покрытия с применением природного камня повышенной прочности и истираемости;
разработка стандарта для изготовления и
укладки асфальтобетонов в Санкт-Петербурге;
разработка руководства для подбора
вариантов асфальтобетонных покрытий.
6.1.2.3. В сфере формирования в Санкт-Петербурге
кластера транспортного машиностроения, обеспечивающего производство современных
транспортных средств (мероприятия реализуются в рамках Комплексной программы
"Наука. Промышленность. Инновации" в Санкт-Петербурге на 2012-2015
годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.06.2011
N 835), за счет предоставления:
субсидий субъектам промышленной
деятельности Санкт-Петербурга, осуществляющим производство транспортных
средств, для возмещения 50 процентов общей суммы документально подтвержденных
затрат, связанных с приобретением технологического оборудования в лизинг;
грантов Санкт-Петербурга в сфере научной
и научно-технической деятельности субъектам промышленной деятельности
Санкт-Петербурга, осуществляющим производство транспортных средств;
субсидий на конкурсной основе субъектам
промышленной деятельности Санкт-Петербурга, осуществляющим производство
транспортных средств, для возмещения 50 процентов общей суммы документально
подтвержденных затрат, связанных с проведением научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ с привлечением высших учебных заведений и научных
организаций, расположенных на территории Санкт-Петербурга;
субсидий субъектам промышленной
деятельности Санкт-Петербурга, осуществляющим производство транспортных
средств, для возмещения 80 процентов общей суммы документально подтвержденных
затрат на повышение квалификации сотрудников в части, касающейся защиты
интеллектуальной собственности;
субсидий субъектам промышленной
деятельности Санкт-Петербурга, осуществляющим производство транспортных
средств, для возмещения 50 процентов общей суммы документально подтвержденных
затрат, связанных с проведением энергетического обследования и реализацией
программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том
числе затрат на приобретение оборудования, в соответствии с Федеральным законом
"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
субсидий субъектам промышленной
деятельности Санкт-Петербурга, осуществляющим производство транспортных
средств, работающим в сферах критических технологий, приоритетных для
Санкт-Петербурга;
субсидий на конкурсной основе субъектам
промышленной деятельности Санкт-Петербурга, осуществляющим производство
транспортных средств, для возмещения 50 процентов затрат одной организации,
связанных с формированием комплекта заявки для получения финансирования из
институтов развития;
субсидий субъектам промышленной
деятельности Санкт-Петербурга, осуществляющим производство транспортных
средств, для возмещения 50 процентов затрат, связанных с правовой охраной
результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.
6.1.2.4. В сфере организации движения:
создание и развитие интеллектуальной
транспортной системы Санкт-Петербурга, предполагающее взаимодействие
автоматизированных систем:
за счет модернизации и развития АСУДД;
за счет развития АСУГПТ, включая развитие
информационных сервисов для пассажиров о работе общественного транспорта;
за счет развития системы информационного
обеспечения всех участников движения;
за счет разработки и внедрения системы
управления доступом грузового автомобильного транспорта на территорию
Санкт-Петербурга, находящуюся в пределах КАД;
за счет интеграции существующих
автоматизированных систем;
за счет развития СЭКОП.
Развитие ТСОДД с использованием
инновационных технологий:
установка дорожных знаков с возможностью
оперативного изменения информации интегрированными светодиодами;
устройство тактильных поверхностей в
зонах пешеходных переходов, оборудованных устройством ультразвуковой
сигнализации;
оборудование наиболее значимых
светофорных постов системой резервного автономного питания;
экспериментальное внедрение для дорожных
знаков пластиковых стоек с антивандальным покрытием.
6.1.3. Мероприятия направления
"Инновации в сфере транспортного комплекса Санкт-Петербурга",
направленные на внедрение инновационных технологий и материалов в транспортном
комплексе Санкт-Петербурга, включены в соответствующие направления Программы.
В рамках решения задачи стимулирования
спроса на инновационную продукцию и услуги и предложения инновационной
продукции и услуг со стороны субъектов транспортного комплекса
Санкт-Петербурга, в том числе в части, касающейся подготовки, переподготовки и
повышения квалификации кадров для организаций, осуществляющих инновационную
деятельность в транспортном комплексе, планируется реализовать следующие
мероприятия:
N
п/п
|
Наименование
мероприятия
|
Объем
финансирования,
тыс. руб.
|
Ответ-
ствен-
ный
испол-
нитель
|
в том числе
по годам
|
ВСЕГО
|
2012
г.
|
2013
г.
|
2014
г.
|
2015
г.
|
1
|
Организация
рабочих встреч,
семинаров, круглых столов и
конференций, направленных на
стимулирование инновационного
развития и технологической
модернизации организаций в
Санкт-Петербурге, осуществляющих
деятельность в сфере транспорта
|
1500
|
1500
|
1500
|
1500
|
6000
|
КТТП,
КЭРППиТ
|
2
|
Издание печатной
продукции,
направленной на продвижение услуг и
товаров транспортного комплекса
Санкт-Петербурга, и распространение
ее через информационные деловые
центры Санкт-Петербурга за рубежом
|
500
|
500
|
500
|
500
|
2000
|
КТТП,
КЭРППиТ
|
3
|
Проведение
конкурса лучших
инновационных проектов в сферах:
дорожное строительство;
общественный транспорт;
организация дорожного движения;
безопасность транспортного
комплекса
|
1000
|
1000
|
1000
|
1000
|
4000
|
КТТП,
КЭРППиТ
|
ВСЕГО
|
3000
|
3000
|
3000
|
3000
|
12000
|
|
6.2. Направление
"Стратегическое транспортное планирование"
6.2.1. Основными задачами направления
"Стратегическое транспортное планирование" являются:
разработка комплексной транспортной схемы
Санкт-Петербурга;
развитие государственной информационной
системы Санкт-Петербурга "Транспортная модель Санкт-Петербурга".
6.2.2. Перечень мероприятий направления
"Стратегическое транспортное планирование"