| Главная | Контакты | Купить сайт |



 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 8 июля 1999 г. N 118-О

 

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА

ЯКОВЛЕВА АРКАДИЯ ЭРИКОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ

ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЕЙ 27 И 28 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

"О БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ"

 

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.Т. Ведерникова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы гражданина А.Э. Яковлева требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",

 

установил:

 

1. Гражданин А.Э. Яковлев, имеющий водительское удостоверение, выданное в 1976 году без ограничения срока его действия, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании незаконными пункта 34 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 831, и пункта 34 Инструкции по применению указанных Правил, утвержденной Приказом МВД России от 30 декабря 1997 г. N 860, в части ограничения до 1 января 2000 года срока действия водительских удостоверений, ранее выданных без ограничения такого срока. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 23 сентября 1998 года в удовлетворении заявления было отказано на том основании, что указанные в нем подзаконные акты не противоречат статьям 27 и 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации А.Э. Яковлев просит проверить конституционность пункта 3 статьи 27 и абзаца второго пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 года "О безопасности дорожного движения", согласно которым порядок сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений устанавливается Правительством Российской Федерации, а истечение срока действия водительского удостоверения является основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами. По мнению заявителя, оспариваемые нормы противоречат статье 55 (часть 3), а также статьям 54 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку ущемляют право собственности на транспортное средство и допускают ограничение прав и свобод граждан подзаконными нормативными актами.

Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в пределах своих полномочий на основании части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" уведомлял А.Э. Яковлева о несоответствии его жалобы требованиям названного Закона. Однако заявитель в своей очередной жалобе настаивает на принятии Конституционным Судом Российской Федерации решения по этому вопросу.

2. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в ряде своих решений, в том числе в Постановлении от 17 декабря 1996 года по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции", право частной собственности не является абсолютным и не принадлежит к тем правам, которые в соответствии со статьей 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации не подлежат ограничению ни при каких условиях. Согласно статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации оно может быть ограничено федеральным законом - в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Предусмотренные же статьями 27 и 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" порядок приобретения права на управление транспортными средствами и основания его прекращения являются условием реализации конституционного права собственности, в данном случае - на транспортное средство, поскольку государство в лице органов законодательной и исполнительной власти, действующих на основании закона, обязано устанавливать определенные требования, лишь при соблюдении которых гражданин вправе управлять транспортным средством, являющимся источником повышенной опасности. Это согласуется со статьей 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Поскольку оспариваемые нормы Федерального закона "О безопасности дорожного движения" не могут рассматриваться как нарушающие статью 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а ссылка заявителя на статьи 54 и 57 Конституции Российской Федерации носит произвольный характер, его жалоба, по смыслу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не является допустимой.

3. Порядок выдачи и замены водительских удостоверений установлен Правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации. Согласно пункту 34 Правил водительские удостоверения, срок действия которых не указан, действительны до 1 января 2000 года, после чего подлежат замене. По существу, предметом жалобы является именно этот подзаконный нормативный акт. Однако, как следует из статьи 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации и пункта 3 части первой статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан не вправе проверять конституционность актов ниже уровня закона.

Разрешение же вопроса о том, возможно ли применение указанного акта в деле заявителя либо в связи с несоответствием Конституции Российской Федерации или федеральному закону он не подлежит применению, относится к полномочиям судов общей юрисдикции и Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

 

определил:

 

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Яковлева Аркадия Эриковича как не отвечающей критерию допустимости обращений в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" и ввиду неподведомственности поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

 

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

М.В.БАГЛАЙ

 

Заместитель Председателя

Конституционного Суда

Российской Федерации

Т.Г.МОРЩАКОВА

 

 






Яндекс цитирования


Наши услуги:
Экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия; экспертиза технического состояния транспортных средств и деталей транспортных средств, следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия; проведение автотехнических исследований; определение стоимости ремонта транспортных средств; определение утраты товарной стоимости транспортных средств; возмещение материального ущерба при ДТП; обжалование постановления о привлечении в качестве виновника ДТП; взыскание материального ущерба (в т.ч. вреда здоровью) с виновника ДТП сверх страхового возмещения; возмещение морального вреда; консультирование по вопросам организации и проведения экспертизы, применения результатов исследований для защиты прав наших клиентов.

© www.ДТП-экспертиза.рф, 2011 - 2024