ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 мая 2010 г. N 09АП-5506/2010-ГК
Дело N А40-113746/09-25-460
Резолютивная часть постановления
объявлена 27 апреля 2010 года
Постановление изготовлено в полном объеме
04 мая 2010 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в
составе:
председательствующего судьи А.И. Трубицына,
судей В.Р. Валиева, Е.Б. Расторгуева,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем А.С. Никифоровой,
рассмотрев в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Войсковой части 54799 на
решение Арбитражного суда города Москвы от 19.01.2010 по делу N
А40-113746/09-25-460, принятое судьей Комаровой Г.В., по иску Войсковой части
54799 к Государственному учреждению "Управление жилищно-дорожного
хозяйства Северо-Западного административного округа", закрытому
акционерному обществу "Хорошевское дорожное управление",
государственному унитарному предприятию "Дорожно-механизированное
управление N 1", о взыскании 360 146 рублей 02 копеек,
при участии в судебном заседании
представителей:
от истца - Мамонов Е.В. (доверенность N
9/14-448д от 18.03.2008),
от ответчиков - от ГУП
"Дорожно-механизированное управление N 1" - Богачев М.Н.
(доверенность без номера от 31.12.2009), от ГУ "Управление
жилищно-дорожного хозяйства СЗАО" и от ЗАО "Хорошевское дорожное
управление" - извещены, представители не явились,
установил:
Иск заявлен
Войсковой частью 54799 (далее - истец) к Государственному учреждению
"Управление жилищно-дорожного хозяйства Северо-Западного административного
округа" (далее - ГУ "Управление ЖДХ СЗАО", Управление),
закрытому акционерному обществу "Хорошевское дорожное управление"
(далее - ЗАО Хорошевское дорожное управление", Общество), государственному
унитарному предприятию "Дорожно-механизированное управление N 1"
(далее - ГУП "ДМУ N 1", Предприятие) о взыскании 360 146 рублей 02
копеек в возмещение ущерба.
Определением от 12.01.2010 производство
по делу в отношении ГУ "Управление ЖДХ СЗАО" и ЗАО "Хорошевское
дорожное управление" прекращено в связи с отказом истца от требований к
ним.
Решением Арбитражного суда города Москвы
от 19.01.2010 в удовлетворении иска к ГУП "ДМУ N 1" отказано.
Суд первой инстанции сослался на статью
65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и указал, что
представленные истцом доказательства не подтверждают, что ДТП произошло
вследствие неудовлетворительного состояния дорожного покрытия, что понесенные
им убытки находятся в причинно-следственной связи между действиями
(бездействием) ответчика и размером причиненного вреда.
Не согласившись с принятым решением,
истец подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшийся по делу
судебный акт отменить, принять новый судебный акт.
Податель апелляционной жалобы указал на
то, что выводы суда первой инстанции не основаны на имеющихся в деле
доказательствах. Материалами дела однозначно установлена вина Предприятия в
нарушении требований по содержанию дорожного полотна. ДТП произошло вследствие
неисполнения Предприятием своих обязанностей по обеспечению своевременной
ликвидации льда на дороге.
Отзывы на апелляционную жалобу
Управлением и Обществом не представлены.
В отзыве на апелляционную жалобу
Предприятием указано, что выводы суда первой инстанции основаны на
доказательствах, представленных в материалы дела.
Законность и обоснованность принятого
решения проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в судебном заседании
в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба
рассмотрена в отсутствие представителей Управления и Общества, извещенных
надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель истца доводы апелляционной
жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции
отменить, иск удовлетворить.
Представитель ГУП "ДМУ N 1"
возражал против доводов, изложенных в жалобе, просил решение суда оставить без
изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, повторно
рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей
истца и ГУП "ДМУ N 1", исследовав материалы дела, пришел к выводу,
что решение Арбитражного суда города Москвы от 19.01.2010 не подлежит отмене по
следующим основаниям.
Из материалов дела
следует, что 29.01.2009 в 08 часов 45 минут в городе Москве на проспекте Маршала
Жукова, 72 произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобилей
"Вольво", государственный регистрационный знак Х 470 НН 199,
принадлежащего истцу, под управлением водителя Нагайцева
В.И. и "Рено Логан", государственный
регистрационный знак М 217 КХ 150, под управлением водителя Чижикова
К.М. В результате ДТП автомобилю
"Вольво" причинены механические повреждения, стоимость
восстановительного ремонта составила 358 346 рублей 02 копейки, стоимость
составления отчета об оценке - 1 800 рублей.
Истец, полагая, что вред причинен
вследствие ненадлежащего исполнения ответчиками обязанности по содержанию
дорог, своевременному устранению помех для движения, обратился в арбитражный
суд с требованием о возмещении вреда лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле,
должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В обоснование своих
требований истец ссылается на определения от 10.02.2009 ОГИБДД УВД СЗАО города
Москвы, согласно которым водители Нагайцев В.И. и
Чижиков К.М. при выполнении маневра поворот налево попали на обледенелый
участок дороги, потеряли управление и произвели наезд на препятствие, в возбуждении
дела об административном правонарушении в отношении обоих водителей отказано; на акт выявленных недостатков в содержании дорог, составленный
инспектором ДПС ГИБДД, согласно которому по состоянию на 08 часов 40 минут на
участке дороги, на котором произошло ДТП, выявлено образование льда и снежного
наката; на протоколы от 29.01.2009 N 77 АН 0901217, N 77 АН 0901218, N 77 АН
0901219 по делу об административном правонарушении, согласно которым
должностные лица трех ответчиков, участвующих в рассматриваемом деле,
своевременно не обработали проезжую часть противогололедными
материалами; на постановления от 29.01.2009 N 99 ХА 1054169, N 99 ХА 1054168, N
99 ХА 1054170 по делу об административном правонарушении
о привлечении должностных лиц ответчиков к административной ответственности по
статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(нарушение правил содержания дорог) и назначении им административного наказания
в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
Судом первой
инстанции сделан правильный вывод о том, что для наступления деликтной ответственности, предусмотренной статьей 1064
Гражданского кодекса Российской Федерации, необходимо наличие состава
правонарушения, включающего наступление вреда, вину причинителя
вреда, доказанность размера ущерба, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между его
действиями и наступившими для истца неблагоприятными последствиями, а наличие
состава правонарушения истцом не доказано.
Доводы апелляционной жалобы подлежат
отклонению ввиду следующего.
Для установления виновности ответчика в
причинении вреда необходимым является установление сроков ликвидации зимней
скользкости, предусмотренных нормативными актами, соблюдались ли ответчиком
определенные законом и договором обязательства по устранению обледенения
дороги.
Статьей 12 Федерального закона от
10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено,
что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны
обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог
правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам,
относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется
актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием
соответствующих органов исполнительной власти.
ГОСТом Р
50597-93 установлены перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности
движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния
автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также
требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации
дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и
направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни,
здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные
стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых
находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других
населенных пунктов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не
отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные
ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения
движения.
Основные требования по организации, технологиям
работ при борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, обеспечению
условий безопасности дорожного движения в зимний период установлены
Руководством по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах,
утвержденным распоряжением Минтранса России от 16.06.2003 N ОС-548-р и
являющимся отраслевым дорожным методическим документом.
Названное Руководство обязательно для
государственных предприятий и организаций, юридических и физических лиц, осуществляющих
работы по зимнему содержанию федеральных автомобильных дорог.
В пункте 2 Руководства определена
дорожная классификация зимней скользкости, которая все виды снежно-ледяных
отложений, образующихся на дорожном покрытии, по внешним признакам подразделяет
на рыхлый снег, снежный накат и стекловидный лед.
Пунктом 3.1.6 ГОСТа Р
50597-93 установлены нормативные сроки ликвидации зимней скользкости и
окончания снегоочистки, которые в зависимости от группы дорог и улиц по их
транспортно-эксплуатационным характеристикам составляют от 4 до 6 часов.
Таким образом, для вывода о непринятии
Предприятием мер по своевременному устранению помех в дорожном движении
(устранение скользкости путем осуществления подсыпки противогололедными
материалами) необходимо доказать нарушение ГУП "ДМУ N 1" нормативных
сроков ликвидации скользкости.
В ходе административного расследования
ОГИБДД время образования скользкости на участке дороги, где произошло ДТП, не
устанавливалось.
Актом выявленных недостатков в содержании
дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения
зафиксировано наличие льда и снежного наката 29.01.2009 в 09 часов 30 минут.
Нормативный срок ликвидации зимней
скользкости согласно Примечанию к пункту 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93, принимается с
момента ее обнаружения до полной ликвидации, и составляет для дорог группы А - 4 часа, группы Б - 5 часов, группы В - 6 часов.
К группе А
относятся автомобильные дороги с интенсивностью движения более 3000 авт./сут.; к группе Б - с интенсивностью движения от 1000 до
3000 авт./сут.; группе В - с интенсивностью движения
менее 1000 авт./сут.
Доказательства того, что скользкость не
была устранена в сроки, установленные нормативными актами, не представлены.
Таким образом, в материалах дела
отсутствуют доказательства вины ГУП "ДМУ N 1" в причинении вреда,
противоправности поведения ответчика, причинно-следственной связи между его
действиями и наступившими для истца неблагоприятными последствиями.
Привлечение ответчиков к административной
ответственности и освобождение от административной ответственности водителей
транспортных средств само по себе не может являться основанием для привлечения
одного из ответчиков к гражданско-правовой ответственности. В соответствии с
пунктом 10.1 Правил дорожного движения водитель должен вести транспортное
средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при
этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и
груза, дорожные и метеорологические условия; скорость должна обеспечивать
водителю возможность постоянного контроля за движением
транспортного средства для выполнения требований Правил.
На основании изложенного, доводы
заявителя апелляционной жалобы признаются судом апелляционной инстанции
необоснованными и подлежат отклонению.
Оснований, для отмены решения суда первой
инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4
статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не
имеется.
При подаче апелляционной жалобы истцом не
уплачена государственная пошлина, которая в соответствии со статьей 110
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на истца в
полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь
статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный
суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы
от 19.01.2010 по делу N А40-113746/09-25-460 оставить без изменения,
апелляционную жалобу Войсковой части 54799 - без удовлетворения.
Взыскать с Войсковой части 54799 в доход
федерального бюджета 2 000 (две тысячи) рублей государственной пошлины за
рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление Девятого арбитражного
апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть
обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном
объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья:
А.И.ТРУБИЦЫН
Судьи:
В.Р.ВАЛИЕВ
Е.Б.РАСТОРГУЕВ