АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 27 августа 2009 г. по делу N А26-6940/2009
Резолютивная часть решения объявлена 25
августа 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 27
августа 2009 года.
Судья Арбитражного суда Республики
Карелия Кришталь Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Абакумовой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по
Республике Карелия
к индивидуальному предпринимателю Белкину
Антону Васильевичу
о привлечении к административной
ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ,
при участии в заседании:
от заявителя - Васильевой Н.А.,
специалиста-эксперта отдела кадрового, финансового и правового обеспечения,
доверенность от 17.08.2009 N 1.2-03/1614,
от ответчика - Белкина А.В.,
предпринимателя, паспортные данные проверены и занесены в протокол судебного
заседания,
установил:
Управление государственного автодорожного
надзора по Республике Карелия (далее - заявитель, Управление, административный
орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о
привлечении индивидуального предпринимателя Белкина Антона Васильевича (далее -
ответчик, предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной
частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В обоснование
заявленного требования Управление ссылается на нарушение предпринимателем
лицензионных требований и условий, предусмотренных специальным разрешением
(лицензией) и установленных подпунктами "б", "г" пункта 4
"Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом,
оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если
указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд
юридического лица или индивидуального предпринимателя)", утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 года N 637.
Ответчик письменный отзыв на заявление в
суд не представил.
В судебном заседании представитель
заявителя поддержала требование по основаниям, изложенным в заявлении;
представила письменные объяснения, которые в порядке статьи 81 АПК РФ приобщены
судом к материалам дела.
Ответчик в судебном заседании признал
вину в совершении правонарушения. Вместе с тем, пояснил, что правонарушение
совершено им неумышленно; автобус HIGER, регистрационный знак АК 352-10, 2007
года выпуска, с числом мест более 20, не оборудован тахографом
в связи с тем, что услуги по установке тахографов на
транспортные средства в г. Петрозаводске не предоставляются. Также
предприниматель пояснил, что о необходимости прохождения аттестации лицами, ответственными
за обеспечение требований безопасности дорожного движения, ему не было
известно.
Заслушав представителя заявителя и
предпринимателя Белкина А.В., изучив и оценив письменные материалы дела, суд
считает установленными следующие обстоятельства.
В Едином государственном реестре
индивидуальных предпринимателей Белкин Антон Васильевич зарегистрирован за
основным государственным регистрационным номером 305100129800020 (л.д. 17).
Предпринимательская деятельность по
перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок
более 8 человек, осуществляется ответчиком на основании лицензии N
АСС-10-226102, выданной Управлением, сроком действия с 23.03.2006 по 22.03.2011
(л.д. 18).
На основании приказа Управления
государственного автодорожного надзора по Республике Карелия от 27.07.2009 N
409-ип (л.д. 7) должностным лицом Управления в период
с 03 по 07 августа 2009 года проведена плановая проверка соблюдения
индивидуальным предпринимателем Белкиным А.В. лицензионных требований и условий
при осуществлении перевозок пассажиров.
В ходе проведенной
проверки было выявлено нарушение ответчиком требований и условий,
предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и установленных подпунктами
"б", "г" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров
автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за
исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения
собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя),
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006
года N 637.
По результатам контрольных мероприятий
07.08.2009 в присутствии предпринимателя Белкина А.В. старшим государственным
инспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора Управления
государственного автодорожного надзора по Республике Карелия Тикка И.Б. составлен акт плановой инспекторской проверки N
354/ип и протокол об административном правонарушении,
предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В протоколе
указывается на нарушение предпринимателем требований пункта 5.4 "Положения
об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами",
утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.97 N 2, и "Положения о
порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и
специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку
пассажиров и грузов", утвержденного Приказом Министерства транспорта
Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации от 11.03.1994 N
13/11.
В объяснениях на протокол Белкин А.В.
указал, что с нарушениями согласен.
В связи с тем, что дела об
административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ,
рассматривают судьи арбитражных судов, Управление государственного
автодорожного надзора по Республике Карелия обратилось с заявлением о
привлечении предпринимателя Белкина А.В. к административной ответственности в
арбитражный суд.
Анализируя в соответствии с частью 6
статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процедуру
составления протокола об административном правонарушении и действия
административного органа по проведению проверки, суд приходит к следующим
выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 28.3
КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3
статьи 14.1 КоАП РФ, составляются должностными лицами федеральных органов
исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и
территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих
лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за
соблюдением условий лицензии.
Согласно пункту 2
"Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным
транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением
случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных
нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)",
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006
года N 637, лицензирование перевозок пассажиров осуществляется Федеральной
службой по надзору в сфере транспорта.
В соответствии с "Положением об
Управлении государственного автодорожного надзора по Республике Карелия",
утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от
22.12.2004 N АН-343-фс, полномочия по лицензированию отдельных видов
деятельности на автомобильном транспорте на территории Республики Карелия
осуществляет Управление государственного автодорожного надзора по Республике
Карелия.
Таким образом, протокол об
административном правонарушении составлен должностным лицом Управления
государственного автодорожного надзора по Республике Карелия в пределах
предоставленных ему законом полномочий.
Все необходимые сведения, подлежащие
обязательному отражению в силу части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях, в протоколе имеются. Права привлекаемого к
административной ответственности лица, регламентированные статьей 25.1 КоАП РФ,
предпринимателю Белкину А.В. разъяснялись, копия протокола ему вручена.
Таким образом, судом не установлено
процессуальных нарушений при проведении административным органом проверки и
составлении протокола об административном правонарушении.
Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях установлена административная
ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением
условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии со статьей 2 Федерального
закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов
деятельности" под лицензией понимается специальное разрешение на
осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении
лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому
лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензионными требованиями и
условиями является совокупность установленных положениями о лицензировании
конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых
лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В силу подпункта 62 пункта 1 статьи 17
указанного закона деятельность по перевозке пассажиров автомобильным
транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением
случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных
нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) относится к
лицензируемому виду деятельности.
Подпунктом
"б" пункта 4 "Положения о лицензировании перевозок пассажиров
автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек (за
исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения
собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)",
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006
года N 637, в качестве одного из лицензионных условий предусмотрено соблюдение
лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и
осуществлению перевозок пассажиров.
В соответствии с
пунктом 5.4 "Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров
автобусами", утвержденного приказом Министерства транспорта Российской
Федерации от 08.01.1997 N 2, автобусы с числом мест более 20, изготовленные
после 01 января 1998 года и используемые на междугородных автобусных маршрутах,
должны быть оборудованы тахографами - контрольными
устройствами для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения,
времени работы и отдыха водителя.
Согласно пункту 2
"Правил использования тахографов на
автомобильном транспорте в Российской Федерации", утвержденных Приказом
Министерства транспорта Российской Федерации от 07.07.1998 N 86 (далее -
Правила), тахографы, применяемые в Российской
Федерации на автобусах и грузовых автомобилях, предназначенных для
междугородных и международных перевозок, должны соответствовать требованиям
Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств,
осуществляющих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), и иметь выданный
Госстандартом России сертификат об
утверждении типа средств измерений, допускающий тахографы
к применению в Российской Федерации, а также действующее свидетельство о
проведении их государственного метрологического контроля (поверки) или поверительное клеймо. Установка тахографов
на транспортных средствах производится в соответствии с нормативными
документами, регламентирующими требования по установке данных контрольных
устройств (пункт 4 Правил). Как следует из пункта 10 Правил, контролю подлежат
наличие, исправность и соответствие тахографа
установленным требованиям, а также соблюдение водителем условий его
использования.
В судебном заседании установлено, что в
автобусе HIGER, регистрационный знак АК 352-10, 2007 года выпуска, с числом
мест более 20, используемом предпринимателем Белкиным А.В. для междугородных
перевозок пассажиров по маршруту "г. Петрозаводск - г. Сортавала - г.
Петрозаводск", тахограф отсутствует.
В соответствии с подпунктом "г"
пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным
транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, лицензионным условием
является наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного
за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном
порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
Согласно пункту 2
приказа Минтранспорта РФ и Минтруда РФ от 11.03.1994
N 13/11 "Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих
должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их
подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов" в
организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и
грузов, исполнительные руководители и специалисты, чья деятельность связана с
обеспечением безопасности движения, должны иметь кроме документов, свидетельствующих о специальной подготовке,
удостоверение установленной формы о прохождении ими аттестации.
Судом установлено, что лицом,
ответственным за обеспечение требований безопасности дорожного движения при
осуществлении перевозок пассажиров является непосредственно сам предприниматель
Белкин А.В. Вместе с тем, документы, свидетельствующие о прохождении
аттестации, у Белкина А.В. отсутствуют.
Факт осуществления
Белкиным А.В. предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров с
нарушением лицензионных требований и условий, установленных подпунктами
"б" и "г" пункта 4 "Положения о лицензировании
перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок
более 8 человек", подтверждается материалами дела, в том числе, актом
плановой проверки от 07.08.2009 (л.д. 8-10),
протоколом об административном правонарушении (л.д.
11-12), копиями путевых листов (л.д. 13-14), перечнем лицензионных карточек, выданных к
лицензии N АСС-10-226102 (л.д. 15), свидетельством о
государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 17), и не оспаривался ответчиком в судебном заседании.
Вышеуказанные нарушения лицензионных
требований и условий свидетельствуют о наличии события правонарушения,
предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с
частью 2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается
совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело
возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но
без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение
таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий,
хотя должно было и могло их предвидеть.
При определении формы вины суд приходит к
выводу о том, что правонарушение совершено предпринимателем Белкиным А.В. по
неосторожности. Доказательства наличия у ответчика умысла на совершение
вменяемого правонарушения в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, в действиях
предпринимателя имеется состав административного правонарушения,
предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Данное правонарушение посягает на
установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в
сфере предпринимательской деятельности, а также правила разрешительной системы.
Требование правовых норм о необходимости контроля за
соблюдением лицензионных требований и условий лицами, осуществляющими
деятельность по перевозке пассажиров, связано с обеспечением безопасности
граждан. При таких обстоятельствах, учитывая характер совершенного
правонарушения, его общественную опасность, суд не усматривает оснований для
признания правонарушения малозначительным и
освобождения предпринимателя от административной ответственности.
Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ
лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица,
если законом не установлено иное.
Санкцией части 3 статьи 14.1
предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере
от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Обстоятельств, отягчающих ответственность
предпринимателя Белкина А.В., судом не установлено. В качестве смягчающего
ответственность обстоятельства суд учитывает признание предпринимателем вины в
совершении правонарушения. С учетом изложенного, суд считает возможным
назначить ответчику наказание в виде административного штрафа в минимальном размере,
предусмотренном санкцией части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях.
Взыскание государственной пошлины за
рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной
ответственности федеральным законом не предусмотрено.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176,
206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявление Управления государственного
автодорожного надзора по Республике Карелия удовлетворить.
Привлечь индивидуального предпринимателя
Белкина Антона Васильевича, проживающего по адресу: г. Петрозаводск, пр.
Лесной, д. 7, кв. 39, основной государственный регистрационный номер в Едином
государственном реестре индивидуальных предпринимателей 305100129800020, к
административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях в виде наложения
административного штрафа в размере 3000 рублей.
Сумма штрафа подлежит перечислению на
расчетный счет N 40101810600000010006 в ГРКЦ НБ Республики Карелия Банка России
г. Петрозаводск Наименование получателя штрафа: Управление Федерального
казначейства по РК (УГАДН по РК) ИНН: 1001048631 КПП: 100101001 БИК: 048602001
ОКАТО: 864 010 000 00 КБК: 106 116 900 400 400 001 40
В графе "наименование платежа"
указать: административный штраф по решению Арбитражного суда РК по делу N
А26-6940/2009.
2. Решение может быть обжаловано в
апелляционном порядке в течение десяти дней со дня изготовления полного текста
решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург), а
также в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в
законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г.
Санкт-Петербург).
Судья
КРИШТАЛЬ Н.А.