АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 15 марта 2010 г. по делу N А26-1412/2010
Резолютивная часть решения объявлена 15
марта 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 15 марта
2010 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в
составе судьи Кришталь Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Абакумовой С.С.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по заявлению Управления государственного
автодорожного надзора по Республике Карелия к закрытому акционерному обществу "Запкареллес"
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП
РФ,
при участии в заседании:
от заявителя - Кардашовой
Я.Г., специалиста-эксперта отдела государственной службы, кадров и правового
обеспечения, доверенность от 28.01.2010 N 1.2-03/97,
от ответчика - не явился, извещен,
установил:
Управление государственного автодорожного
надзора по Республике Карелия (далее - заявитель, Управление, административный
орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о
привлечении закрытого акционерного общества "Запкареллес"
(далее - ответчик, ЗАО "Запкареллес",
Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи
14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -
КоАП РФ).
В обоснование
заявленного требования Управление ссылается на нарушение ответчиком
лицензионных требований и условий, предусмотренных специальным разрешением
(лицензией) и установленных подпунктом "д" пункта 4 "Положения о
лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным
для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная
деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица
или индивидуального предпринимателя)", утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637.
В отзыве на заявление ответчик ссылается
на отсутствие события вменяемого ему правонарушения; указывает, что в настоящее
время им принимаются меры, направленные на устранение выявленных нарушений. В
частности, проходят обучение в Петрозаводском автотранспортном техникуме
старший механик Максименко А.С. и диспетчер Иванова В.В. (период обучения с
15.03.2010 по 26.03.2010), с 15.04.2010 на учебу будут направлены механик
Богданов А.А. и диспетчер Кузнецова И.Е. Кроме того, в
отзыве ответчик просит суд учесть, что ранее к административной ответственности
за совершение однородных правонарушений он не привлекался, и ходатайствует о
рассмотрении дела без его участия.
В соответствии с частью 3 статьи 205
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в
отсутствие представителя надлежащим образом извещенного ответчика.
В судебном заседании представитель
заявителя поддержала требование по основаниям, изложенным в заявлении,
представила письменные объяснения, которые в порядке статьи 81 АПК РФ приобщены
судом к материалам дела.
Заслушав представителя заявителя, изучив
и оценив письменные материалы дела, суд считает установленными следующие
обстоятельства.
В Едином государственном реестре
юридических лиц закрытое акционерное общество "Запкареллес"
зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1021001062565
(л.д. 34).
В соответствии с
лицензией номер АСС-10-226146, выданной Управлением государственного
автодорожного надзора по Республике Карелия, сроком действия с 01.08.2006 по
31.07.2011 (л.д. 32), и заключенным с Администрацией Суоярвского городского поселения договором на осуществление
перевозок пассажиров автобусным транспортом в городе Суоярви от 01.01.2010
Общество осуществляет перевозку пассажиров автомобильным транспортом,
оборудованным для перевозок более 8 человек, по регулярному автобусному маршруту.
На основании приказа Управления
государственного автодорожного надзора по Республике Карелия N 42 от 10.02.2010
(л.д. 6) 19 февраля 2010 года должностным лицом
Управления проведена внеплановая проверка исполнения ЗАО "Запкареллес" предписания N 298 от 30.10.2009 об
устранении выявленных нарушений лицензионных требований и условий (л.д. 13), в ходе которой было
выявлено нарушение требований и условий, предусмотренных специальным
разрешением (лицензией) и установленных подпунктом "д" пункта 4
Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом,
оборудованным для перевозок более 8 человек, выразившееся
в несоответствии должностных лиц и специалистов лицензиата квалификационным
требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным
транспортом.
По результатам контрольных мероприятий
старшим государственным инспектором отдела автотранспортного и автодорожного
надзора Управления государственного автодорожного надзора по Республике Карелия
Власовым В.В. 19.02.2010 составлены акт проверки N 84 и протокол об
административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ (л.д. 7-8, 10).
В связи с тем, что дела об
административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ,
рассматривают судьи арбитражных судов, Управление государственного
автодорожного надзора по Республике Карелия обратилось с заявлением о
привлечении закрытого акционерного общества "Запкареллес"
к административной ответственности в арбитражный суд.
Анализируя в соответствии с частью 6
статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процедуру
составления протокола об административном правонарушении и действия
административного органа по проведению проверки, суд приходит к следующим
выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 28.3
КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3
статьи 14.1 КоАП РФ, составляются должностными лицами федеральных органов
исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных
органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование
отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением
условий лицензии.
Согласно пункту 2
"Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным
транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением
случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных
нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)",
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006
года N 637, лицензирование перевозок пассажиров осуществляется Федеральной
службой по надзору в сфере транспорта.
В соответствии с "Положением об
Управлении государственного автодорожного надзора по Республике Карелия",
утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от
22.12.2004 N АН-343-фс, полномочия по лицензированию отдельных видов
деятельности на автомобильном транспорте на территории Республики Карелия
осуществляет Управление государственного автодорожного надзора по Республике
Карелия.
Таким образом, протокол об
административном правонарушении составлен должностным лицом Управления
государственного автодорожного надзора по Республике Карелия в пределах
предоставленных ему законом полномочий.
Протокол об административном
правонарушении составлен в присутствии представителя ЗАО "Запкреллес" Масель В.А.
(доверенности N 58 от 19.02.2010 и N 53 от 17.02.2010, л.д.
9, 11), права привлекаемого к административной ответственности лица,
предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, представителю разъяснялись, копия
протокола вручена.
Таким образом, судом не установлено
процессуальных нарушений при составлении протокола об административном
правонарушении.
Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях установлена административная
ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением
условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В силу подпункта 62
пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О
лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозке
пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8
человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для
обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального
предпринимателя) относится к лицензируемому виду деятельности.
В соответствии со статьей 2 указанного
закона лицензионными требованиями и условиями является совокупность
установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности
требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при
осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Лицензионные требования и условия при
осуществлении перевозок пассажиров предусмотрены "Положением о лицензировании
перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок
более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность
осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или
индивидуального предпринимателя)", утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637.
Согласно подпункту "д" пункта 4
указанного Положения лицензионным требованием и условием является соответствие
должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии)
квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок
пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта
Российской Федерации.
В соответствии с
пунктом 1 Приложения к Приказу Министерства транспорта Российской Федерации от
22.06.1998 N 75 "Об утверждении квалификационных требований к специалистам
юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки
пассажиров и грузов автомобильным транспортом" профессиональная
компетентность специалистов юридического лица в организации и осуществлении
лицензируемых видов перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской
Федерации подтверждается наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля по перечисленным
в приложении специальностям (аналогичным специальностям, ранее внесенным в
квалификационный реестр) или удостоверением о прохождении курса обучения и
сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе:
"Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным
транспортом в пределах Российской Федерации".
В судебном
заседании установлено, что старший механик ЗАО "Запкареллес"
Максименко А.С., механик Богданов А.А., диспетчер Кузнецова И.Е. и диспетчер
Иванова В.В., чьи должностные обязанности напрямую связаны с обеспечением
безопасности дорожного движения, не имеют дипломов о высшем или среднем
специальном образовании автомобильного профиля или удостоверений о прохождении
курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной
образовательной программе:
"Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным
транспортом в пределах Российской Федерации".
Допущенное
ответчиком нарушение лицензионных требований и условий подтверждается
материалами дела, в том числе, актом проверки N 84 от 19.02.2010 (л.д. 7-8), путевыми листами (л.д.
18-21), приказами о переводе работников на другую работу (л.д.
22-25), должностными инструкциями (л.д. 26-28),
копиями дипломов (л.д. 29-31), протоколом об
административном правонарушении от 19.02.2010 (л.д.
10), и свидетельствует о наличии события
правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно части 2
статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении
административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась
возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена
административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие
от него меры по их соблюдению.
Установленные в ходе судебного
разбирательства факты свидетельствуют об отсутствии обстоятельств объективной
невозможности соблюдения ответчиком лицензионных требований и условий при
осуществлении деятельности по перевозке пассажиров, а равно обстоятельств,
исключающих вину Общества.
На основании изложенного, суд приходит к
выводу о наличии в действиях ответчика состава правонарушения, предусмотренного
частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данное правонарушение посягает на
установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в
сфере предпринимательской деятельности, а также правила разрешительной системы.
Требование правовых норм о необходимости контроля за
соблюдением лицензионных требований и условий лицами, осуществляющими
деятельность по перевозке пассажиров, связано с обеспечением безопасности
граждан. При таких обстоятельствах, учитывая характер совершенного
правонарушения, его общественную опасность, суд не усматривает оснований для
признания правонарушения малозначительным и освобождения ЗАО "Запкареллес" от административной ответственности.
Санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ
предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц в размере
от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
При определении
меры административного наказания за совершенное правонарушение суд признает в
качестве смягчающего ответственность обстоятельства принятие Обществом мер,
направленных на устранение выявленных нарушений (направление старшего механика
Максименко А.С., механика Богданов А.А., диспетчеров Ивановой В.В. и Кузнецовой
И.Е. на курсы повышения квалификации в Петрозаводский автотранспортный
техникум), а также учитывает, что ранее Общество к административной
ответственности за совершение однородных
правонарушений не привлекалось. Обстоятельств, отягчающих ответственность ЗАО
"Запкареллес", судом не установлено.
С учетом изложенного, суд считает
возможным назначить ответчику минимальное наказание, предусмотренное санкцией
части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях.
Взыскание государственной пошлины за
рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной
ответственности федеральным законом не предусмотрено.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176,
206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленное требование удовлетворить.
Привлечь закрытое
акционерное общество "Запкареллес" (место
нахождения: Республика Карелия, г. Суоярви, ул.
Гагарина, д. 28, зарегистрированное в Едином
государственном реестре юридических лиц за основным государственным
регистрационным номером 1021001062565, к административной ответственности по
части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 30000
рублей.
Штраф подлежит перечислению на счет N
40101810600000010006 в ГРКЦ НБ Республики Карелия Банка России г. Петрозаводск.
Получатель платежа: Управление
федерального казначейства по Республике Карелия (УГАДН по РК)
КПП 100101001 ИНН 1001048631 ОКАТО
86401000000 БИК 048602001
КБК 10611690040040000140
В графе "назначение платежа"
указать: штраф по решению Арбитражного суда Республики Карелия по делу N
А26-1412/2010.
2. Решение может быть обжаловано в апелляционном
порядке в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со
дня его принятия, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд
Северо-Западного округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в
законную силу.
Судья
КРИШТАЛЬ Н.А.