АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 марта 2010 г. по делу N А26-1476/2010
Резолютивная часть решения объявлена 18
марта 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 18 марта
2010 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в
составе судьи Кришталь Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Абакумовой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Республике
Карелия
к индивидуальному предпринимателю Рафикову Марису Фяритовичу
о привлечении к административной
ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ,
при участии в заседании:
от заявителя - Кардашовой
Я.Г., специалиста-эксперта отдела государственной службы, кадров и правового
обеспечения, доверенность от 28.01.2010 N 1.2-03/97,
от ответчика - Рафиковой
М.А., представителя, доверенность от 17.03.2010 N 10 КА112097,
установил:
Управление государственного автодорожного
надзора по Республике Карелия (далее - заявитель, Управление, административный
орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о
привлечении индивидуального предпринимателя Рафикова
Мариса Фяритовича (далее - ответчик, предприниматель)
к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП
РФ).
В обоснование
заявленного требования Управление ссылается на нарушение ответчиком
лицензионных требований и условий, предусмотренных специальным разрешением
(лицензией) и установленных подпунктами "б", "в",
"г" пункта 4 "Положения о лицензировании перевозок пассажиров
автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением
случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных
нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)",
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637.
В отзыве на заявление ответчик указал,
что с выявленными нарушениями лицензионных требований и условий согласен, в
настоящее время нарушения устранены.
В судебном заседании представитель
заявителя поддержала предъявленное требование по основаниям, изложенным в
заявлении.
В судебном
заседании представитель ответчика пояснила, что выявленные нарушения устранены,
представила расписание занятий в группе "Повышение квалификации по
организации перевозок грузов и пассажиров автотранспортом в пределах Российской
Федерации" с 15.03.2010 по 18.03.2010, квитанцию об оплате за курсы
повышения квалификации от 15.03.2010, а также трудовое соглашение от
19.02.2010, заключенное между предпринимателем Рафиковым
М.Ф. (заказчик) и предпринимателем Головачевым О.В. (исполнитель), согласно которому исполнитель берет на себя
обязанности по руководству лицензируемой деятельностью заказчика в области
международных перевозок и обязуется нести ответственность за соблюдение условий
международных перевозок и своевременность оформления документации, а заказчик
обязуется оплатить услуги исполнителя. По ходатайству представителя
документы приобщены судом к материалам дела. Кроме того, представитель просила
суд учесть, что ранее к административной ответственности за совершение
однородных правонарушений ответчик не привлекался.
Заслушав представителей сторон, изучив и
оценив письменные материалы дела, суд считает установленными следующие
обстоятельства.
В Едином государственном реестре
индивидуальных предпринимателей Рафиков Марис Фяритович
зарегистрирован за основным государственным
регистрационным номером 304100128900036 (л.д. 19).
В соответствии с
лицензией номер АСС-10-226308, выданной Управлением государственного
автодорожного надзора по Республике Карелия, сроком действия с 13.03.2008 по 12.03.2013,
предприниматель осуществляет нерегулярные международные перевозки пассажиров
автомобильным транспортом (автобус Мерседес-Бенц
312Д, регистрационный номер АВ936 10), оборудованным для перевозок более 8
человек, в международном сообщении Россия, г. Петрозаводск - Финляндия -
Россия, г. Петрозаводск, что подтверждается представленными в материалы дела
листами учета автотранспортного средства N
N 1531, 1534, 1325.
На основании приказа Управления
государственного автодорожного надзора по Республике Карелия N 34 от 02.02.2010
(л.д. 12) должностным лицом Управления проведена
плановая проверка по контролю за соблюдением
предпринимателем Рафиковым М.Ф. лицензионных
требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров.
В ходе проведенной
проверки было выявлено нарушение ответчиком требований и условий,
предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и установленных подпунктами
"б", "в", "г" пункта 4 "Положения о
лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным
для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная
деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица
или индивидуального предпринимателя)", утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 года N 637.
По результатам контрольных мероприятий
государственным инспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора
Управления государственного автодорожного надзора по Республике Карелия Японцевым М.Ф. 19.02.2010 составлены акт проверки N 86 и
протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи
14.1 КоАП РФ.
В связи с тем, что дела об
административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ,
рассматривают судьи арбитражных судов, Управление государственного
автодорожного надзора по Республике Карелия обратилось с заявлением о
привлечении предпринимателя Рафикова Мариса Фяритовича к административной ответственности в арбитражный
суд.
Анализируя в соответствии с частью 6
статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процедуру
составления протокола об административном правонарушении, суд не усматривает
процессуальных нарушений, являющихся самостоятельным основанием для отказа в
удовлетворении заявленного требования. Протокол об административном
правонарушении составлен уполномоченным лицом, в присутствии предпринимателя Рафикова М.Ф., права привлекаемого к административной
ответственности лица, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, предпринимателю
разъяснялись, копия протокола ему вручена.
Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях установлена административная
ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением
условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В силу подпункта 62
пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О
лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозке
пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8
человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для
обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального
предпринимателя) относится к лицензируемому виду деятельности.
В соответствии со статьей 2 указанного
закона лицензионными требованиями и условиями является совокупность
установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности
требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при
осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Лицензионные требования и условия при
осуществлении перевозок пассажиров предусмотрены "Положением о
лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным
для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная
деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица
или индивидуального предпринимателя)", утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637.
Согласно подпункту "б" пункта 4
указанного Положения лицензионным требованием и условием является соблюдение
лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в
области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению
перевозок пассажиров.
Задачи и основные требования к
деятельности организаций и водителей - предпринимателей, осуществляющих
перевозки пассажиров и грузов, по обеспечению безопасности дорожного движения,
определены "Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в
предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и
грузов", утвержденного приказом Министра транспорта Российской Федерации
от 09.03.1995 N 27.
Пунктом 4.4 вышеназванного Положения
установлено, что организации и водители-предприниматели обязаны обеспечить учет
неисправностей транспортных средств и их устранения.
В судебном заседании установлено, что в
нарушение вышеуказанного требования на момент проведения проверки учет
неисправностей транспортных средств и их устранения предпринимателем Рафиковым М.Ф. не обеспечивался.
Согласно пунктам 5,
7, 16 "Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов
утверждены", утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской
Федерации от 18.09.2008 N 152, в путевом листе должны быть указаны номер
телефона предпринимателя, показания одометра (полные км пробега) при выезде
транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо); даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются
медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его
штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.
Как усматривается из представленных в
материалы дела копий путевых листов N 64 от 26.01.2010-29.01.2010, N 65 от
03.02.2010-06.02.2010 (л.д. 14), вышеназванные
требования ответчиком не соблюдаются. В частности, в данных путевых листах не
указаны показания одометра, отсутствуют отметки о проведении послерейсового медицинского осмотра водителя, в путевом
листе N 64 не указан номер телефона предпринимателя.
В соответствии с
подпунктом "в" пункта 4 "Положения о лицензировании перевозок
пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8
человек", одним из лицензионных условий является соблюдение лицензиатом
установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного
движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного
движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией
транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
Согласно статье 20
Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного
движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) юридические лица и индивидуальные
предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации
деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать
и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по
совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в
дорожно-транспортных происшествиях.
Статьей 23 Закона N 196-ФЗ установлены
требования к медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Указанной правовой нормой, в частности, предусмотрено, что медицинское
обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном
медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители
и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых,
послерейсовых и текущих медицинских осмотров
водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского
освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей
транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или
ограничений к водительской деятельности.
Судом установлено, что послерейсовые медицинские осмотры предпринимателем не
организованы и не проводятся. Данные обстоятельства подтверждаются отсутствием
подписей медицинских работников и соответствующих штампов в путевых листах (л.д. 14).
В соответствии с подпунктом "г"
пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом,
оборудованным для перевозки более 8 человек, лицензионным условием является
наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за
обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке
аттестацию на право занимать соответствующую должность.
Подпунктом 3 пункта
3 "Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению
международных автомобильных перевозок", утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 16.10.2001 N 730, к числу условий допуска
российского перевозчика к международным автомобильным перевозкам отнесено
соответствие назначенных российским перевозчиком лиц, ответственных за
осуществление международных автомобильных перевозок, квалификационным
требованиям по организации перевозок автомобильным транспортом в международном
сообщении.
Согласно пунктам 1,
2 Приказа Минтранса РФ от 22.06.1998 N 75 "Об утверждении квалификационных
требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям,
осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом" профессиональная
компетентность специалистов юридического лица и индивидуальных предпринимателей
в организации и осуществлении лицензируемых видов перевозок автомобильным
транспортом в пределах Российской Федерации подтверждается наличием диплома о
высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля по указанным в пункте 1 специальностям или удостоверением о
прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной
образовательной программе: "Квалификационная подготовка по организации
перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации".
Профессиональная компетенция специалистов юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров автомобильным
транспортом в международном сообщении, подтверждается наличием, кроме
документов, указанных в пункте 1 настоящих Требований, удостоверения о
прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной
образовательной программе: "Квалификационная подготовка по организации
перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении".
Согласно пункту 2.2
"Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях,
учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов",
утвержденного приказом Министра транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 N
27, одним из основных требований к организации деятельности по обеспечению
безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки
пассажиров и грузов, является назначение на должности исполнительных
руководителей и специалистов организации лиц, прошедших специальную подготовку, подтвержденную соответствующими
документами; прохождение лицами, занимающими должности, связанные с
обеспечением безопасности дорожного движения, периодической аттестации на право
занятия этих должностей.
Судом установлено, что лицом,
ответственным за осуществление международных автомобильных перевозок, а также
требований безопасности дорожного движения при осуществлении перевозок
пассажиров является непосредственно сам предприниматель Рафиков Марис Фяритович (приказ N 1 от 01.07.2009).
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных
норм документов, подтверждающих соответствие квалификационным требованиям по
организации перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении, а
также документов, свидетельствующих о прохождении специальной подготовки и
аттестации на право занимать должность, связанную с обеспечением безопасности
дорожного движения, у Рафикова М.Ф. не имеется. Срок
действия Удостоверения о повышении квалификации по организации перевозок
автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации (РПП N 056059 от
03.02.2005), выданного Рафикову М.Ф. Петрозаводским
автотранспортным техникумом, истек 03.02.2010.
Допущенные
ответчиком нарушения лицензионных требований и условий подтверждаются
материалами дела, в том числе, актом проверки N 86 от 19.02.2010 (л.д. 9-11), копиями путевых листов (л.д.
14), листами учета автотранспортного средства, протоколом об административном
правонарушении от 19.02.2010 (л.д. 7-8), и образуют
объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи
14.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд
исключает из числа предъявленных ответчику в протоколе об административном
правонарушении эпизодов нарушение пункта 4.3 "Положения об обеспечении
безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях,
осуществляющих перевозки пассажиров и грузов", утвержденного приказом
Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27, выразившееся в необеспечении ежедневного
контроля технического состояния транспортного средства при возвращении к месту
стоянки, поскольку положения названного пункта, исходя из его буквального толкования, не подлежат применению к нерегулярным
перевозкам пассажиров в международном сообщении.
Кроме того, суд
полагает необоснованным указание в протоколе об административном правонарушении
на нарушение ответчиком части 1 статьи 27 Федерального закона от 08.11.2007 N
259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного
электрического транспорта" и пункта 5.12 Положения об обеспечении
безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса
РФ от 08.01.1997 N 2, в части осуществления международных перевозок пассажиров
по заказам без договора фрахтования.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона "Устав автомобильного
транспорта и городского наземного электрического транспорта" перевозки
пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом в международном сообщении
регулируются международными договорами Российской Федерации. В протоколе об
административном правонарушении отсутствует указание на международный договор,
которым бы предусматривалась обязательность оформления при осуществлении
международных перевозок пассажиров договора фрахтования. При таких
обстоятельствах, оснований для привлечения предпринимателя Рафикова
М.Ф. к административной ответственности по данным эпизодам у суда не имеется.
В соответствии с
частью 2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается
совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело
возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но
без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение
таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий,
хотя должно было и могло их предвидеть.
При определении формы вины суд приходит к
выводу о том, что правонарушение совершено предпринимателем Рафиковым
М.Ф. по неосторожности. Доказательства наличия у ответчика умысла на совершение
вменяемого правонарушения в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, в действиях
предпринимателя имеется состав административного правонарушения,
предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Данное правонарушение посягает на
установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в
сфере предпринимательской деятельности, а также правила разрешительной системы.
Требование правовых норм о необходимости контроля за
соблюдением лицензионных требований и условий лицами, осуществляющими
деятельность по перевозке пассажиров, связано с обеспечением безопасности
граждан. При таких обстоятельствах, учитывая характер совершенного
правонарушения, его общественную опасность, суд не усматривает оснований для
признания правонарушения малозначительным и
освобождения предпринимателя от административной ответственности.
Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ
лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица,
если законом не установлено иное.
Санкцией части 3 статьи 14.1
предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере
от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Обстоятельств, отягчающих ответственность
предпринимателя Рафикова М.Ф., судом не установлено.
В качестве смягчающего ответственность обстоятельства суд учитывает принятие
ответчиком мер, направленных на устранение выявленных нарушений. Суд также
принимает во внимание, что ранее к административной ответственности за
совершение однородных правонарушений предприниматель Рафиков М.Ф. не
привлекался. С учетом изложенного, суд считает возможным назначить ответчику
наказание в виде административного штрафа в минимальном размере,
предусмотренном санкцией части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях.
Взыскание государственной пошлины за
рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной
ответственности федеральным законом не предусмотрено.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176,
206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявление Управления государственного
автодорожного надзора по Республике Карелия удовлетворить.
Привлечь индивидуального предпринимателя Рафикова Мариса Фяритовича,
проживающего по адресу: г. Петрозаводск, пр. Первомайский,
д. 15, кв. 74, зарегистрированного в Едином государственном реестре
индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным
номером 304100128900036, к административной ответственности по части 3 статьи
14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде
наложения административного штрафа в размере 3000 рублей.
Штраф подлежит перечислению на счет N
40101810600000010006 в ГРКЦ НБ Республики Карелия Банка России г. Петрозаводск.
Получатель платежа: Управление
федерального казначейства по Республике Карелия (УГАДН по РК)
КПП 100101001 ИНН 1001048631 ОКАТО
86401000000 БИК 048602001
КБК 10611690040040000140
В графе "назначение платежа"
указать: штраф по решению Арбитражного суда Республики Карелия по делу N
А26-1476/2010.
2. Решение может быть обжаловано в
апелляционном порядке в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение
десяти дней со дня его принятия, а также в кассационном порядке в Федеральный
арбитражный суд Северо-Западного округа в двухмесячный срок со дня вступления
решения в законную силу.
Судья
КРИШТАЛЬ Н.А.