АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 5 июля 2010 г. по делу N А26-4770/2010
Резолютивная часть решения объявлена 01
июля 2010 года. Полный текст решения изготовлен 05 июля 2010 года.
Арбитражный суд
Республики Карелия в составе судьи Зинькуевой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Моисеенко А.Б., при
участии старшего государственного инспектора Балаевского
В.В. (доверенность от 20.08.2009 N 1.2-03/1653), специалиста-эксперта Кардашовой Я.Г. (доверенность от 28.01.2010 N 1.2-03/97),
директора общества с ограниченной ответственностью "Газель-Сервис" Кмитто А.Г. (приказ от 26.10.2007), рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора по Республике Карелия к
обществу с ограниченной ответственностью "Газель-Сервис" о
привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Управление государственного автодорожного
надзора по Республике Карелия (далее - заявитель, Управление, административный
орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о
привлечении общества с ограниченной ответственностью "Газель-Сервис"
(далее - ответчик, ООО "Газель-Сервис", общество) к административной
ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В обоснование
заявленного требования Управление ссылается на нарушение ответчиком
лицензионных требований и условий, предусмотренных специальным разрешением
(лицензией) и установленных подпунктами а, б, д пункта 4 Положения о
лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным
для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная
деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица
или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.10.2006
N 637 (далее - Положение).
В судебном заседании представители
заявителя поддержали заявленное требование.
Ответчик в судебном заседании не
оспаривал нарушения, установленные при проведении проверки, указал, что
некоторые нарушения могли быть установлены при проведении предыдущей проверки,
часть нарушений устранены, в том числе, механики получили необходимую
квалификацию; с момента проведения проверки путевые листы оформляются в
соответствии с предъявляемыми требованиями; поданы документы на регистрацию самооткрывающихся дверей; в автобусах размещена информация
о перевозчике; проведены беседы с работниками общества о необходимости
соблюдения установленных правил.
Заслушав
представителей заявителя, ответчика, исследовав материалы дела, суд установил
следующие обстоятельства.
В Едином государственном реестре
юридических лиц общество с ограниченной ответственностью
"Газель-Сервис" зарегистрировано за основным государственным
регистрационным номером 1071001017009. В соответствии с лицензией номер
АСС-10-226290, выданной Управлением государственного автодорожного надзора по
Республике Карелия сроком действия до 11.12.2012, общество осуществляет
перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки
более 8 человек.
На основании приказа Управления N 136 от
13.05.2010 должностным лицом административного органа в присутствии
руководителя проведена внеплановая проверка общества по соблюдению лицензионных
требований. Результаты проверки отражены в акте от 28.05.2010 N 160. По результатам
контрольных мероприятий старшим государственным инспектором отдела
автотранспортного и автодорожного надзора Управления государственного
автодорожного надзора по Республике Карелия Балаевским
В.В. 31.05.2010 составлен протокол об административном правонарушении,
предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В связи с тем, что дела об
административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ,
рассматривают судьи арбитражных судов, Управление государственного
автодорожного надзора по Республике Карелия обратилось с заявлением о
привлечении общества к административной ответственности в арбитражный суд.
Анализируя в соответствии с частью 6
статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процедуру
производства по делу об административном правонарушении, суд приходит к
следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 28.3
КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3
статьи 14.1 КоАП РФ, составляются должностными лицами федеральных органов
исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и
территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих
лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за
соблюдением условий лицензии.
Согласно пункту 2 Положения
лицензирование перевозок пассажиров осуществляется Федеральной службой по
надзору в сфере транспорта.
В соответствии с "Положением об
Управлении государственного автодорожного надзора по Республике Карелия",
утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от
22.12.2004 N АН-343-фс, полномочия по лицензированию отдельных видов
деятельности на автомобильном транспорте на территории Республики Карелия
осуществляет Управление государственного автодорожного надзора по Республике
Карелия.
Таким образом, протокол об
административном правонарушении составлен должностным лицом Управления
государственного автодорожного надзора по Республике Карелия в пределах
предоставленных ему законом полномочий.
Протокол об административном
правонарушении составлен в присутствии законного представителя ООО
"Газель-Сервис", права привлекаемого к административной
ответственности лица, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, разъяснялись, копия
протокола вручена.
Таким образом, судом не установлено
процессуальных нарушений при составлении протокола об административном
правонарушении.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена
административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности
с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В силу подпункта 62
пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О
лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозке
пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8
человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для
обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального
предпринимателя) относится к лицензируемому виду деятельности.
В соответствии со статьей 2 указанного
закона лицензионными требованиями и условиями является совокупность
установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности
требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при
осуществлении лицензируемого вида деятельности. Лицензионные требования и
условия при осуществлении перевозок пассажиров предусмотрены Положением о
лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным
для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная
деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица
или индивидуального предпринимателя).
Согласно подпунктам
а), в), д) пункта 4 Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении
перевозок пассажиров являются: наличие у лицензиата на праве собственности или
на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению,
конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в
отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в
дорожном движении; соблюдение
лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в
области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению
перевозок пассажиров; соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата
квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок
пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта
Российской Федерации.
Пунктами 2.2, 4.1,
5.3, 5.4, 5.5 "Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в
предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозку пассажиров и
грузов", утвержденного приказом Министерства транспорта Российской
Федерации от 09.03.1995 N 27, приказом Министерства транспорта Российской
Федерации от 22.06.1998 N 75 "Об утверждении квалификационных требований к
специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим
перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом"; приказом Минтранса Российской Федерации от 18.09.2008 N 152 "Об
утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов",
пунктом 3.1 "Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров
автобусами", утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от
08.01.1997 N 2, предусмотрено, что техническое состояние и оборудование
автобусов должны отвечать установленным требованиям безопасности движения; основными требованиями к организации деятельности по обеспечению
безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки
пассажиров и грузов, являются: регулярный контроль выполнения должностными
лицами и работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению
безопасности движения со стороны руководителя организации или специально
назначенных должностных лиц (служб) организации; назначение на должности
исполнительных руководителей и специалистов организации лиц, прошедших
специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами;
прохождение лицами, занимающими должности, связанные с обеспечением
безопасности дорожного движения, периодической аттестации на право занятия этих
должностей; проведение служебного расследования, учета и анализа
дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали транспортные средства
организации, нарушений водителями и работниками организации установленных
нормативными документами требований безопасности движения, выявление причин,
способствующих их возникновению; в организации должен осуществляться учет
обнаруженных водителями на маршрутах недостатков в организации и регулировании
движения, состоянии и обустройстве дорог, улиц, искусственных сооружений,
железнодорожных переездов, трамвайных путей, остановок пассажирского
транспорта, мест погрузки - разгрузки грузов; организация обязана обеспечить
условия для питания и отдыха водителей на маршрутах регулярных перевозок; должностные лица организации имеют право осуществлять контроль на
линии, при его проведении останавливать транспортные средства, управляемые
водителями организации, принимать при выявлении нарушений необходимые меры в
соответствии с действующим законодательством; юридические лица и индивидуальные
предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации
деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны создавать
условия для повышения квалификации водителей, обеспечивающих безопасность
дорожного движения; путевые листы должные соответствовать установленным
требованиям.
Таким образом, осуществляя перевозки
пассажиров, общество обязано соблюдать перечисленные выше требования независимо
от того, что лицензирующим органом не было об этом указано, поскольку
предпринимательской деятельностью является деятельность, осуществляемая на свой
страх и риск, и следовательно, юридическое лицо в ходе
осуществления своей деятельности должно руководствоваться и соблюдать те
условия и требования, которые установлены.
Допущенные
ответчиком нарушения лицензионных требований и условий подтверждается
материалами дела, в том числе: актом проверки, протоколом об административном
правонарушении от 31.05.2010, рапортами должностных лиц, путевыми листами,
постановлениями о привлечении водителей к административной ответственности,
объяснениями водителей и руководителя общества, что свидетельствует о наличии
события правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно части 2
статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении
административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась
возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена
административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие
от него меры по их соблюдению.
Установленные в ходе судебного
разбирательства факты свидетельствуют об отсутствии обстоятельств объективной
невозможности соблюдения ответчиком лицензионных требований и условий при
осуществлении деятельности по перевозке пассажиров, а равно обстоятельств,
исключающих вину общества.
На основании изложенного, суд приходит к
выводу о наличии в действиях ответчика состава правонарушения, предусмотренного
частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Данное правонарушение посягает на
установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в
сфере предпринимательской деятельности, а также правила разрешительной системы.
Требование правовых норм о необходимости контроля за
соблюдением лицензионных требований и условий лицами, осуществляющими
деятельность по перевозке пассажиров, связано с обеспечением безопасности
граждан. При таких обстоятельствах, учитывая характер совершенного
правонарушения, его общественную опасность, суд не усматривает оснований для
признания правонарушения малозначительным и освобождения ООО
"Газель-Сервис" от административной ответственности.
Санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ
предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц в размере
от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. В данном случае, учитывая частичное
устранение нарушений, суд считает возможным назначить наказание в минимальном
размере.
При таких обстоятельствах заявленное
Управлением требование подлежит удовлетворению.
Взыскание государственной пошлины за
рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной
ответственности федеральным законом не предусмотрено.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176,
206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
Республики Карелия
решил:
1. Заявленное требование удовлетворить.
Привлечь общество с
ограниченной ответственностью "Газель-Сервис" (место нахождения: г.
Петрозаводск, ул. Заводская, 4/10, зарегистрированное в Едином государственном
реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1071001017009)
к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде
административного штрафа в размере 30000 рублей.
Штраф подлежит перечислению на счет N 401
018 106 000 000 100 06 в ГРКЦ Национального банка РК Банка России г.
Петрозаводск
Получатель платежа: Управление
федерального казначейства по Республике Карелия (УГАДН по РК)
КПП 100101001 ИНН 1001048631 ОКАТО
86401000000 БИК 048602001
КБК 106 116 90040 04 0000 140
В графе "назначение платежа"
указать: "Административный штраф по решению Арбитражного суда Республики
Карелия по делу N А26-4770/2010".
2. Решение может быть обжаловано в
апелляционном порядке в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение
десяти дней со дня его принятия, а также в кассационном порядке в Федеральный
арбитражный суд Северо-Западного округа в двухмесячный срок со дня вступления
решения в законную силу.
Судья
ЗИНЬКУЕВА И.А.