АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 9 августа 2010 г. по делу N А26-5128/2010
Резолютивная часть решения объявлена 04
августа 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 09
августа 2010 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в
составе судьи Таратунина Р.Б., при ведении протокола
судебного заседания помощником судьи Ильющенко О.В., рассмотрев в открытом
судебном заседании с участием от заявителя: Власовой О.В. (доверенность от
17.06.2010), от ответчика: Ерхова Э.В. (доверенность от 30.06.2010) - дело по
заявлению государственного унитарного предприятия Республики Карелия
"Мост" о признании незаконным и отмене постановления 10 ПЮ 002423,
вынесенного государственным инспектором дорожного надзора отделения ГИБДД Пряжинского РОВД,
установил:
10.04.2010 на 30 километре автодороги Сяпся - Кудама в Пряжинском районе Республики Карелия произошло
дорожно-транспортное происшествие - съезд с дороги с последующим опрокидыванием
автомашины "Шевролет-Нива", в результате
которого водитель погиб, а пассажир получил телесные повреждения.
Как следует из объяснений очевидца ДТП и
пассажира, автомашина "Шевролет-Нива" на
большой скорости въехала в огромную лужу, после чего перевернулась на бок и
ударилась об дерево.
Сотрудниками ГИБДД было установлено, что
на подъезде к дер. Кудама (29 км + 38,80 м) на
проезжей части дороги имеется застой воды (лужа) размерами: длина - 36 м 30 см,
ширина - 3 м 80 см, глубина - 17 см.
По факту наличия на проезжей части
посторонних предметов (воды) и выбоины, размеры которой превышают предельно
допустимые размеры, государственным инспектором дорожного движения было
возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей
12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -
КоАП РФ).
Посчитав, что, поскольку по условиям
государственного контракта в обязанности ГУП РК "Мост" входит
обеспечение безопасности дорожного движения и надлежащее транспортно-эксплуатационное
состояние автомобильных дорог, 27.05.2010 тем же лицом в отношении ГУП РК
"Мост" составлен протокол, а 07.06.2010 вынесено оспариваемое
постановление, которым заявителю назначено наказание в виде 30000 руб. штрафа.
Несогласие с решением о привлечении к
административной ответственности ГУП РК "Мост" обосновывает
следующим:
- законодательством установлены сроки
ликвидации недостатков в состоянии автодороги;
- обязательства по государственному
контракту были выполнены в полном объеме;
- событие правонарушения, описанное в
протоколе, не соответствует событию, указанному в оспариваемом постановлении (в
протоколе не указано про выбоину).
В отзыве на заявление административный
орган с требованием не согласен.
В судебном заседании представители сторон
поддержали свои позиции.
Статьей 12.34 КоАП
РФ (в редакции, действующей с 31.03.2010) предусмотрена ответственность (для
юридических лиц штраф в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей) за
несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при
ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных
сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном
движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование
такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Согласно статье 12 Федерального закона от
10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и
содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать
безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам,
стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к
обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных
осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов
исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог
при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим
нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание
автомобильных дорог.
В соответствии с
пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и
обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения
(утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N
1090) должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог,
железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать
дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для
движения состоянии в соответствии
с требованиями стандартов, норм и правил; а также принимать меры к
своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению
движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает
безопасности движения.
На основании распоряжения от 23.05.2005 N
305-р автодороги Пряжинского района закреплены на
праве оперативного управления за государственным учреждением Республики Карелия
"Управление автомобильных дорог Республики Карелия".
По условиям
государственного контракта N 7-Э/10 от 22.12.2009, заключенного с ГУ РК
"Управление автомобильных дорог Республики Карелия", ГУП РК
"Мост" обязалось на возмездной основе своими силами и с
использованием собственных материалов выполнить комплекс работ по содержанию
автомобильных дорог и дорожных сооружений на них в Пряжинском
районе, обеспечить безопасность дорожного движения и необходимое
транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог общего пользования
Республики Карелия.
В перечень дорог, переданных на
содержание по указанному государственному контракту, входит подъезд к дер. Кудама протяженностью 31,7 км.
Власова О.В. не отрицала наличие у ГУП РК
"Мост" обязанности по надлежащему содержанию указанной автодороги.
В пункте 3.1.2 Государственного стандарта
Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93
"Автомобильные дороги и улицы. Требования к
эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности
дорожного движения" (утвержден постановлением Госстандарта Российской
Федерации от 11.10.1993 N 221) указано, что предельные размеры отдельных
просадок, выбоин и т.п. в покрытии проезжей части не должны превышать по длине
15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
ГОСТ Р 50597-93
устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности
движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния
автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также
требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации
дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и
направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни,
здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Размеры просадок, выбоин и т.п., установленные
ГОСТ Р 50597-93, аналогичны предельным размерам
повреждений проезжей части, указанным в Отраслевом дорожном методическом
документе ОДМ 218.0.000-2003 "Руководство по оценке уровня содержания
автомобильных дорог (временное)", который предназначен для повышения
эффективности управления содержанием автомобильных дорог и инженерных
сооружений на них органами управления дорожным хозяйством, а также дорожными
организациями, непосредственно выполняющими эти работы.
Материалами дела, в том числе протоколом
осмотра места происшествия, постановлением об отказе в возбуждении уголовного
дела от 13.04.2010, актом выявленных недостатков, подтверждается, что
10.04.2010 яма на 30 км автодороги Сяпся - Кудама превышала указанные размеры, и, следовательно,
угрожала безопасности дорожного движения.
Согласно части 2
статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении
административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась
возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена
административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие
от него меры по их соблюдению.
Судом не установлено, что ГУП РК
"Мост" принимало какие-либо меры, направленные на обеспечение
безопасности дорожного движения на 30 км автодороги Сяпся
- Кудама, о принятии таких мер не заявлено.
Довод в заявлении о полном выполнении
условий государственного контракта подлежит отклонению, поскольку материалами
дела подтверждается неудовлетворительное состояние указанного участка
автодороги.
Ссылка заявителя на установленные сроки
ликвидации повреждений является несостоятельной, поскольку эти сроки касаются
устранения тех повреждений, размеры которых не превышают предельно допустимые.
При рассмотрении настоящего спора нельзя
согласиться с доводом ГУП РК "Мост" о рекомендательном характере ОДМ
218.0.000-2003, поскольку в пункте 6.14 государственного контракта прямо
предусмотрено применение данного акта.
Фабула правонарушения, описанная в
протоколе, позволяла вынести оспариваемое постановление.
Принимая во внимание изложенное, позицию
заявителя, а также отсутствие существенных процессуальных нарушений при
административной процедуре, суд не усматривает оснований для отмены или
изменения оспариваемого постановления.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 и
211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
признать вынесенное в пос. Пряжа
должностным лицом милиции постановление 10 ПЮ 002423 от 07.06.2010 о
привлечении государственного унитарного предприятия Республики Карелия
"Мост" (место нахождения: г. Петрозаводск, ул. Шотмана,
д. 10-А, основной государственный регистрационный номер 1021001116817) к
административной ответственности по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях законным и обоснованным.
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть
обжаловано в апелляционном порядке в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
(191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) в течение десяти дней со
дня его принятия, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд
Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4) в
двухмесячный срок со дня вступления в законную силу.
Судья
ТАРАТУНИН Р.Б.