АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 сентября 2011 г. по делу N А26-10992/2010
Резолютивная часть решения объявлена 29
сентября 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 29
сентября 2011 года.
Судья Арбитражного суда Республики
Карелия Репина Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем Коршуновой Д.В.,
рассмотрев в судебном заседании материалы
дела по иску Федерального государственного учреждения "Управление
автомобильной магистрали Санкт-Петербург - Мурманск Федерального дорожного
агентства"
к обществу с ограниченной
ответственностью "Пальмира-Трэйдинг"
третьи лица - Администрация Кондопожского района, Управление Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии по РК.
об обязании
устранить препятствия в использовании участка полосы отвода автомобильной
дороги путем ликвидации примыкания в районе размещения АЗС.
при участии представителей:
истца, Федерального государственного
учреждения "Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург - Мурманск
Федерального дорожного агентства", Волнухина
С.Н., действующего на основании доверенности от 22.08.2011 N 210, Нечаевой
Л.Л., действующей на основании доверенности от 22.08.2011 N 217
ответчика, общества с ограниченной
ответственностью "Пальмира-Трэйдинг", -
Колесникова А.А., действующего на основании доверенности от 01.06.2011
третьих лиц, Администрации Кондопожского района, - не явился, Управление Федеральной
службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК, - не явился
В судебном заседании 22.09.2011 в
соответствии со ст. 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 29.09.2011.
установил:
Федеральное государственное учреждение
"Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург - Мурманск
Федерального дорожного агентства" (далее - истец) обратилось в Арбитражный
суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью
"Пальмира-Трэйдинг" (далее - ответчик) об обязании устранить препятствия в использовании участка
полосы отвода автомобильной дороги путем ликвидации примыкания в районе
размещения АЗС.
Исковые требования обоснованы ст. 305
Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от
08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной
деятельности".
Определением от 17.02.2011 суд
удовлетворил ходатайство истца об уточнении предмета иска, рассматриваются
требования об обязании ответчика устранить
препятствия в использовании участка полосы отвода автомобильной дороги путем
установки предписывающего знака 4.1.1 на примыкании и установки барьерного
ограждения на съезде к объекту дорожного сервиса - АЗС в срок до 01 апреля 2011
года.
Определением от 17.03.2011 к участию в
деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований
относительном предмета спора на стороне ответчика, привлечена Администрация Кондопожского района (далее Администрация).
Определением от 10.05.2011 к участию в
деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований
относительно предмета спора на стороне истца, привлечено Управление Федеральной
службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК.
Определением от
22.08.2011 судом удовлетворено ходатайство истца об уточнении предмета иска,
рассматриваются требования об обязании ответчика
устранить препятствия в использовании земельного участка полосы отвода
федеральной автомобильной дороги М-18 "Кола" путем ликвидации
примыкания на км 493+400 (справа) способом установки барьерного ограждения в
полосе отвода федеральной автомобильной дороги М-18 "Кола" в месячный
срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представители истца
поддержали заявленные требования.
Ответчик возражения изложил в отзыве, его
представитель в судебном заседании иск не признал по тем основаниям, что
автозаправочная станция не является объектом дорожного сервиса автомобильной
дороги "Кола" ("придорожным объектом"). Фактически съезд на
АЗС осуществляется не с федеральной дороги, а с дороги местного значения,
ведущей к садово-огородническому товариществу. АЗС расположена на земельном
участке с кадастровым номером 10: 03: 08 03 05:01, принадлежащем ООО
"Пальмира Трэйдинг", который относится к
землям населенных пунктов, и не относится ни к полосе отвода, ни к придорожной
полосе автодороги "Кола".
Согласно ст. 26 Федерального закона от
08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.11.2010. с изм. от 13.12.2010) "Об
автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
придорожные полосы устанавливаются вне границ населенных пунктов, в связи с чем находящийся в границах поселка Сопоха земельный участок не относится к придорожной полосе.
В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 90
Земельного кодекса РФ земли для размещения автомобильных дорог, в том числе
полос отвода и расположения объектов дорожного сервиса, относятся к категории
земель - земли транспорта. При отнесении земельных участков к землям транспорта
могут выделяться зоны с особым режимом использования, при этом порядок
установления таких зон устанавливается Правительством РФ (в отношении
федеральных дорог).
Пунктом 8 Постановления Правительства РФ
от 01.12.1998 N 1420 "Об утверждении правил установления и использования
придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования"
установлено, что земли, занятые придорожными полосами, подлежат в установленном
порядке учету в государственном земельном кадастре.
Согласно кадастровому плану земельного
участка (выписки из государственного земельного кадастра), полученному
Обществом на момент подготовки к государственной регистрации перехода права
собственности и после такой регистрации, земельный участок под АЗС п. Сопоха в качестве занятого придорожной полосой на учете в
государственном земельном кадастре не состоит. В графе "особые
отметки" нет упоминаний об особом режиме использования земельного участка.
В отношении земельного участка в п. Сопоха каких-либо ограничений (обременении) в соответствии
со ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не
зарегистрировано. Таким образом, земельный участок ООО "Пальмира Трэйдинг" расположен в границах населенного пункта и
не находится ни в полосе отвода, ни в придорожной полосе. Собственник такого
земельного участка не обязан исполнять требования об обустройстве
переходно-скоростных полос согласно ГОСТ.
Кроме того, установление барьерного ограждения
приведет к прекращению деятельности автозаправочной станции.
Возражая на доводы ответчика,
представители истца пояснили следующие обстоятельства.
Актом осмотра объекта дорожного сервиса
АЗС, расположенного на км 493+400 (справа) федеральной
автомобильной дороги М-18 "Кола" установлено, что на примыкании АЗС к
автодороге отсутствуют: переходно-скоростные полосы для обеспечения
беспрепятственного подъезда и съезда транзитного транспорта, освещение
примыкания. Указанные нарушения могут привести к дорожно-транспортным
происшествиям, возникновению угрозы жизни и здоровью граждан, что, в свою
очередь, препятствует истцу в использовании полосы отводы федеральной
автомобильной дороги М-18 "Кола" для обеспечения безопасного и
бесперебойного движения на дороге.
Согласно письму
Управления государственного автодорожного надзора по Республике Карелия N 1614
от 22.08.2011 ООО "Пальмира Трэйдинг" в
соответствии с п. п. 3 п. 1 ст. 34 Федерального закона от 27.12.2004 N 184-ФЗ
"О техническом регулировании" выдано предписание об устранении
нарушений законных требований, т.о. на момент
рассмотрения дела переходно-скоростные полосы ответчиком не обустроены.
Третьи лица в судебное заседание не
явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим
образом.
Администрация
правовую позицию изложила в письменном виде, пояснила, что АЗС, расположенная в
д. Сопоха Кондопожского
района Республики Карелия, в соответствии с пунктом 13 статьи 3 Федерального
закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской
Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации" от 08.11.2007 N 257-ФЗ является объектом дорожного сервиса.
Пункт 1 статьи 22 Федерального закона от
08.11.2007 N 257-ФЗ устанавливает, что размещение объектов дорожного сервиса в
границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом
требований части 8 статьи 26 настоящего Федерального закона. В пункте 6 статьи
22 указано, что объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и
местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и
примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При
примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды
должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами
обустройства автомобильной дороги в целях
Положения вышеуказанного закона
обязанность оборудовать подъезды и съезды переходно-скоростными полосами ставят
в зависимость от того, расположен ли объект дорожного сервиса в придорожной
полосе или нет. В отсутствие доказательств нахождения АЗС в пределах
придорожной полосы требования истца по оборудованию съезда
переходно-скоростными полосами нельзя признать законными и обоснованными.
Кроме того,
утверждение ООО "Пальмира-Трейдинг" о
принадлежности на праве собственности муниципальному образованию - "Кондопожский муниципальный район" дороги, с которой
осуществляется съезд на АЗС, не соответствует действительности, согласно письму
Администрации от 10.05.2011 автомобильная дорога местного значения на участке
федеральной автомобильной дороги М 18 "Кола" км 493+400,
расположенная в районе д. Сопоха Кондопожского
района РК справа от а/д "Кола", в реестре муниципального имущества Кондопожского
муниципального района не числится.
Управление правовую позицию изложило в
отзыве, пояснило, что 16.03.2007 в Едином государственном реестре прав на
недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) зарегистрировано право
собственности ООО "Пальмира Трэйдинг"
на земельный участок с кадастровым номером 10:03:08 03 05:001, расположенный по
адресу: Республика Карелия, Кондопожский район, п. Сопоха. Категория земель: земли населенных пунктов,
разрешенное использование: для строительства автозаправочного комплекса.
Основанием для государственной регистрации права собственности являлся договор
купли-продажи недвижимого имущества от 16.02.2007.
16.03.2007 в ЕГРП зарегистрировано право
собственности ООО "Пальмира Трэйдинг"
на объект недвижимости - автозаправочная станция, инвентарный номер N 29,
расположенный по адресу: Республика Карелия, Кондопожский
район, п. Сопоха.
19.12.2008 в ЕГРП зарегистрировано право
собственности Российской Федерации и право постоянного бессрочного пользования
ФГУ Упрдор "Кола" (ФГУ "Управление
автомобильной магистрали Санкт-Петербург - Мурманск Федерального дорожного
агентства") на земельный участок расположенный в
пределах кадастровых кварталов 10:03:08 03 01, 10:03:08 03 02, 10:03:08 03 03,
10:03:08 03 05, расположенный по адресу: Республика Карелия, Кондопожский район, п. Сопоха.
Категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для
эксплуатации и содержания федеральной автомобильной дороги "Кола".
Основанием для государственной регистрации права постоянного бессрочного
пользования ФГУ Упрдор "Кола" являлось
Распоряжение Федерального агентства по управлению государственным имуществом от
19.11.2008 N 688-р.
Иными сведениями, в том числе, сведениями
о соответствии требованиям безопасности дорожного движения объектов
автозаправочной станции, расположенной по адресу: Республика Карелия, Кондопожский район, п. Сопоха,
Управление не располагает.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения
сторон, суд установил следующие обстоятельства.
На участке федеральной автомобильной
дороги М-18 "Кола" км 493+400 (справа) в
районе деревни Сопоха Кондопожского
района, в придорожной полосе автодороги расположен объект дорожного сервиса -
АЗС, собственником которого является ООО "Пальмира-Трейдинг"
(свидетельство о государственной регистрации права N 10 АБ 259116 от
01.07.2009).
Проектом строительства АЗС, утвержденного
Главным Управлением ГИБДД МВД РФ, предусмотрено, что в месте данного примыкания
съезд к объекту дорожного сервиса - АЗС на км 493+400 (справа) должен быть
оборудован переходно-скоростными полосами (ПСП) в целях обеспечения
безопасности дорожного движения.
11.08.2008 между ФГУ Упрдор
"Кола" и ООО "Пальмира-Онего"
заключен договор N 194 о присоединении объекта дорожного сервиса
"АЗС" к автомобильной дороге федерального значения М-18
"Кола" - от Санкт-Петербурга через Петрозаводск, Мурманск, Печенгу до
границы с Норвегией (международный автомобильный пункт пропуска "Борисоглебск").
19.11.2008 ООО "Пальмира- Онего"
выданы обязательные к исполнению технические условия, пунктом 1 которых
предусмотрено строительство переходно-скоростных полос для II технической
категории дороги (п. 5.22 СНиП 2.05.02-85). В настоящее время ООО "Пальмира-Онего" реорганизовано в ООО "Пальмира-Трэйдинг".
В порядке досудебного урегулирования
спора ФГУ Упрдор "Кола" направило
Предписания N И-1984/9 от 14.08.2009 и N И-308/0 от 16.02.2010 об устройстве
переходно-скоростных полос в районе размещения "АЗС" на км 493+400 автодороги М-18 "Кола", которые
ответчиком не исполнены. Таким образом, примыкание к федеральной автомобильной
дороге М-18 "Кола" на км 493+400 (справа) в
районе размещения объекта дорожного сервиса "АЗС" не отвечает
требованиям безопасности дорожного движения.
В ответе на Предписание N 136 от
23.03.2010 ООО "Пальмира-Трэйдин" ссылается
на то, что "АЗС" не является объектом дорожного сервиса. ФГУ Упрдор "Кола" не оспаривает право землевладения
ООО "Пальмира-Трэйдинг". Земли зон
придорожных полос принадлежат землевладельцам, но в соответствии с действующим
законодательством придорожные полосы имеют особый режим их использования в
целях безопасности дорожного движения. Правовое определение
объекта дорожного сервиса дано в пункте 13 статьи 3 Федерального закона
"Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности", согласно которому
объекты дорожного сервиса - это здания, строения, сооружения, иные объекты,
предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования
(автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, пункты
общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а
также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки
транспортных средств).
Право постоянного (бессрочного)
пользования ФГУ Упрдор "Кола" полосой
отвода указанного участка федеральной автомобильной дороги М-18
"Кола" подтверждается Свидетельством о государственной регистрации
права N 10 АБ 219333.
Пунктом 3.2.2. Устава ФГУ Упрдор "Кола" предусмотрены следующие полномочия
учреждения: организация принятия мер по обеспечению соответствия
состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения
установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным
документам. Пунктом 3.3.7 Устава предусмотрено обеспечение технического надзора
за эксплуатацией и содержанием примыканий (подъездов, съездов,
переходно-скоростных полос), используемых для специального доступа к объектам
дорожного сервиса, размещенным в полосе отвода, придорожной полосе (или за их
пределами) автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Пункт
3.3.8 предусматривает организацию обустройства автомобильных дорог объектами
дорожного сервиса, осуществления выдачи технических условий, а также осуществление
контроля за выполнением этих технических условий.
Актом осмотра примыкания к федеральной
автомобильной дороге М-18 "Кола" на км
493+400 (справа) в районе размещения объекта дорожного сервиса -
"АЗС" установлено, что примыкание на федеральную автомобильную дорогу
не соответствует требованиям стандартов и технических норм по безопасности
дорожного движения.
Указанное обстоятельство послужило
основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Статьей 22 п. 1 Федерального закона N 257
от 08.11.2007 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности"
предусмотрено, что размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных
полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований части 8
ст. 26 указанного закона. Пункт 6 данной статьи предусматривает оборудование
объектов дорожного сервиса стоянками и местами остановки транспортных средств,
а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с
автомобильной дороги.
Аналогичные
требования установлены Постановлением Правительства Российской Федерации N 1420
от 01.12.1998 "Об утверждении Правил установления и использования
придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования",
согласно пункту 11 которого объекты дорожного сервиса должны быть обустроены
площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и
примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с федеральной автомобильной дороги. При примыкании к федеральной автомобильной дороге подъезды и съезды
должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены таким
образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения. Строительство и
содержание объектов дорожного сервиса, включая площадки для стоянки и остановки
автомобилей, подъезды и съезды к ним, осуществляется за счет средств их
владельца.
В соответствии с п. 8 ст. 26 Федерального
закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности"
строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги
объектов дорожного сервиса допускаются при наличии согласия в письменной форме
владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать обязательные к исполнению технические требования и условия.
Режим размещения объектов дорожного
сервиса установлен частью 3.1 статьи 90 Земельного кодекса РФ, согласно которой
установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода
и придорожных полос осуществляются в соответствии с законодательством
Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно п. 13 ст.
3 Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 "Об автомобильных дорогах и о
дорожной деятельности" объекты дорожного сервиса - это здания, строения,
сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного
движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы,
гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического
обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования
места отдыха и стоянки
транспортных средств.
Отнесение автозаправочных станций,
предназначенных для обслуживания участников дорожного движения по пути
следования, к объектам дорожного сервиса, не ставится законодателем в
зависимость от их расположения в придорожной полосе, полосе отвода или за их
пределами.
Следовательно, АЗС, расположенная на
участке федеральной автомобильной дороги М-18 "Кола" км 493+400 (справа) является объектом дорожного сервиса, так
как данный объект присоединен к федеральной автомобильной дороге М-18
"Кола" посредством примыкания и предназначена для обслуживания
участников дорожного движения по пути следования.
Кроме того, Проектом строительства АЗК,
разработанным Проектной конторой Карелавтодора,
предусмотрено строительство переходно-скоростных полос при строительстве АЗК.
Данный проект согласован Главным
управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения
Министерства внутренних Дел России при условии устройства переходно-скоростных
полос. (письмо N 13/6-2544 от
05.08.99)
В соответствии с Постановлением
Правительства Республики Карелия от 23 июля 1999 года N 58-П "Об
утверждении программы "Строительство перспективной сети автозаправочных
комплексов вдоль федеральной автомобильной дороги "Кола" (С.Петербург - Мурманск) на 1999-2002 годы на территории
Республики Карелия" данная АЗС входила в программу строительства АЗС вдоль
федеральной автомобильной дороги М-18 "Кола". Указанным
Постановлением предусмотрено обязательное условие строительства указанной АЗС -
обустройство ее переходно-скоростными полосами (ПСП).
Органом управления автомобильной дорогой
31.08.1998 выдано согласование ЧП Фахрутдиновой О.В.
о размещении автозаправочного комплекса на км 493 автодороги "Кола" и
выданы технические условия на устройство переходно-скоростных полос на
примыкании к федеральной автомобильной дороге. (Письмо N 929 от 31.08.1998 г.)
08.07.2004 органом управления дорог
направлены письма в адрес ЧП Фахрутдиновой О.В, ООО
"Фирма Бенди", Администрации местного самоуправления Кондопожского района об устройстве переходно-скоростных
полос на указанном объекте АЗК. (письмо N И-841/4 от 08.07.2004)
Акт приемки законченного строительством
объекта N 31 от 3 декабря 2004 года подписан уполномоченными инстанциями Кондопожского района в нарушение проекта строительства АЗС
без устройства переходно-скоростных полос (ПСП) и в нарушение ГОСТ и СНИП. Акт
приемки не согласован с владельцем автомобильной дороги и ГИБДД РК.
25.04.2007 в адрес ООО "Фирма Бэнди" направлено предписание ФГУ Упрдор
"Кола" об устройстве переходно-скоростных полос (письмо N И-511/7 от
25.04.2007)
В 2009-2010 годах ФГУ Упрдор
"Кола" выдавало Предписания об устранении нарушений и устройстве
переходно-скоростных полос за N И-1984/9 от 14.08.2009 и N И-308/0 от
16.02.2010. ООО "Пальмира Трэйдинг" в своем
ответе N 136 от 23.03.2010 необоснованно отказалось от устройства
переходно-скоростных полос.
Частью 3 статьи 22
Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 "Об автомобильных дорогах и о
дорожной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что
обеспечение автомобильной дороги объектами дорожного сервиса не должно ухудшать
видимость на дороге, другие условия безопасности дорожного движения, а также
условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней
сооружений и иных объектов.
Согласно пункту 6 статьи 22 Федерального
закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 "Об автомобильных дорогах и о дорожной
деятельности в Российской Федерации" объекты дорожного сервиса должны быть
оборудованы подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к
ним с автомобильной дороги. При примыкании к автомобильной дороге подъезды и
съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены
таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения.
Требования, стандарты и технические нормы
по безопасности дорожного движения регламентированы в ГОСТах и СНИПах, в частности, согласно ГОСТ Р
52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы
обустройства. Общие требования" для обеспечения беспрепятственного проезда
транзитного транспорта съезды и выезды в местах размещения объектов дорожного
сервиса должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами.
Согласно СНИП 2.05.02-85
"Автомобильные дороги" предусмотрено устройство переходно-скоростных
полос на дорогах II и III категорий при интенсивности АЗС 200 ед/сут и
более.
К отзыву от 16 марта 2011 года ответчиком
приложены документы, подтверждающие строительство АЗС на 250 заправок в сутки.
Ответчиком также нарушены требования ГОСТ
Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего
пользования", согласно которому в местах размещения объектов обслуживания
движения предусмотрено устройство переходно-скоростных полос.
Утверждение ООО "Пальмира Трэйдинг" о том, что объект дорожного сервиса - АЗС на
км 493+400 федеральной автомобильной дороги М-18
"Кола" существовал на момент капитального ремонта участка км 479 - км
500 федеральной автомобильной магистрали М-18 "Кола" в Кондопожском районе Республики Карелия, не соответствует
действительности.
Фактически Акт
приемки законченного строительством объекта АЗС на 250 заправок в сутки
утвержден 03 декабря 2004 года, а акт приемочной комиссии о приемки в
эксплуатацию законченного капитальным ремонтом участка км 479 - км 500
утвержден 21 августа 2003 года, т.е. капитальный ремонт автодороги производился
ранее, более чем за год до строительства АЗС.
Съезд на км
493+400 федеральной автомобильной дороги "Кола", до размещения там
объекта дорожного сервиса АЗС, ремонтировался в соответствии с установленными
нормативными и техническими требованиями, так как являлся съездом малой
интенсивности, в связи с тем, что использовался сезонно для подъезда на поля
уборочной и посевной техники. На момент капитального ремонта в 2003 году съезд
соответствовал требованиям по безопасности дорожного движения и нарушений
действующих норм и правил по безопасности дорожного движения со стороны истца
нет.
С момента размещения объекта дорожного
сервиса АЗС на км 493+400(справа) федеральной
автомобильной дороги М-18 "Кола" нормативные и технические
требования, предусмотренные ГОСТами и СНИПами при
строительстве АЗС на 250 заправок в сутки, изменились. В этом случае для
эксплуатации указанного примыкания в полосе отвода федеральной автомобильной
дороги необходимо устройство переходно-скоростных полос и освещения.
Ответчик указывает о съезде на территорию
автозаправочной станции с дороги на садово-огородническое товарищество
"Зверовод". АЗС примыкает на км 493+400
(справа) к автомобильной дороге М-18 "Кола", что отражено в Акте
выбора и обследования земельного участка под строительство АЗС от 01.09.1998
(том 2 л.д. 67, 68), т.о.
съезд к АЗС и выезд с АСЗ осуществляется через федеральную автомобильную
дорогу.
Данный съезд не является единственным
проездом к садово-огородническому товариществу "Зверовод". Согласно
отзыву Администрации Кондопожского муниципального
района дорога на АЗС с которой,
по мнению ответчика, осуществляется съезд на АЗС, в реестре муниципального
имущества Кондопожского муниципального района не
числится.
На фотосъемке, произведенной ФКУ Упрдор "Кола" (том 2 л.д.
53-54) видно, что примыкание к АЗС в зимний период используется исключительно
ответчиком ООО "Пальмира Трэйдинг" в целях
эксплуатации АЗС.
По утверждению ответчика установка
барьерного ограждения в полосе отвода федеральной автомобильной дороги
препятствует осуществлению предпринимательской деятельности на АСЗ. Вместе с
тем, статья 3 Федерального закона N 196-ФЗ от 10.12.1995 "О безопасности
дорожного движения" устанавливает, что одним из основных принципов
обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья
граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами
хозяйственной деятельности. В данном случае речь идет не о препятствии в
коммерческой деятельности АЗС, а о приведении полосы отвода в нормативное
состояние в соответствии с ГОСТАМИ и СниПАМИ. После
приведения примыкания в соответствии с действующими техническими нормами и
правилами, т.е. обустройством ответчиком переходно-скоростных полос (ПСП) и
освещения, предусмотренными требованиями по безопасности дорожного движения,
ответчик может пользоваться примыканием в дальнейшем.
Земельный участок
полосы отвода, является имуществом истца и на основании ст. 297 ГК РФ и Устава
ФГУ Упрдор "Кола" должен использоваться
согласно целям предоставления, а именно в соответствии с установленными
правилами, стандартами и техническими нормами, законами и нормативными актами
по обеспечению соответствия состояния автомобильных дорог требованиям по
обеспечению безопасного и бесперебойного движения, обеспечению соблюдения
требований безопасности дорожного движения и обеспечению безопасности граждан.
В соответствии со ст. 304 Гражданского
кодекса Российской Федерации истец как владелец федеральной автомобильной
дороги может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти
нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно письму
Управления государственного автодорожного надзора по Республике Карелия N 1614
от 22.08.2011 ООО "Пальмира Трэйдинг" в
соответствии с п. п. 3 п. 1 ст. 34 Федерального закона от 27.12.2004 N 184-ФЗ
"О техническом регулировании" выдано предписание об устранении
нарушений законных требований, т.о. на момент
рассмотрения дела переходно-скоростные полосы ответчиком не обустроены.
При указанных обстоятельствах исковые
требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Расходы по госпошлине в соответствии со
ст. 110 АПК РФ относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 171,
174, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный
суд Республики Карелия
решил:
1. Исковые требования удовлетворить.
2. Обязать ответчика устранить
препятствия в использовании земельного участка полосы отвода федеральной
автомобильной дороги М-18 "Кола" путем ликвидации примыкания на км 493+400 (справа) способом установки барьерного ограждения
в полосе отвода федеральной автомобильной дороги М-18 "Кола" в
месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
3. Истец вправе осуществить
соответствующие действия за счет ответчика со
взысканием с него необходимых расходов в случае, если ответчик не исполнит
решение в течение установленного срока.
4. Взыскать с общества с ограниченной
ответственностью "Пальмира-Трэйдинг" в
пользу Федерального государственного учреждения "Управление автомобильной
магистрали Санкт-Петербург - Мурманск Федерального дорожного агентства"
госпошлину в сумме 4000 руб. 00 коп.
5. Решение может быть обжаловано:
- в апелляционном порядке в течение
одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый
арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект
65);
- в кассационном порядке в течение двух
месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный
суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4) при
условии, что данное решение было предметом рассмотрения арбитражного суда
апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в
восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы
подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через
Арбитражный суд Республики Карелия.
Судья
РЕПИНА Л.А.