АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 27 августа 2007 г.
Дело N А26-3760/2007
Арбитражный суд Республики Карелия
в составе:
судьи Тойвонена И.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Дружининой С.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по
иску
Министерства внутренних дел по Республике
Карелия
к Администрации г. Петрозаводска
о взыскании 4 793 руб. 36 коп.,
при участии:
от истца - Леонтьева С.А., по
доверенности от 09.01.2007 года,
от ответчика - не явился,
УСТАНОВИЛ:
Министерство
внутренних дел по Республике Карелия (далее - истец), МВД по РК), обратилось в
Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением к Администрации г.
Петрозаводска (далее - ответчик, Администрация) о взыскании ущерба,
причиненного дорожно-транспортным происшествием, в размере 4 793 руб. 36 коп.
Исковые требования обоснованы статьей
1064 Гражданского кодекса РФ.
Определением от 07 августа 2007 года суд
назначил дело к судебному разбирательству на 27 августа 2007 года.
В судебное заседание 27 августа 2007 года
явился представитель истца, настаивал на заявленных требованиях в полном
объеме, пояснил, что дорожно-транспортное происшествие, вследствие которого
автомашине, принадлежащей истцу на праве оперативного управления, был причинен
ущерб, произошло из-за ненадлежащего содержания ответчиком дороги местного
значения, проходящей по ул. Шотмана в городе
Петрозаводске. Представитель истца полагает, что надлежащим ответчиком по
настоящему делу является Администрация, поскольку в соответствии с частью 2
статьи 12 ФЗ "О безопасности дорожного движения" N 196-ФЗ от
10.12.1995 года.
Представитель
ответчика в судебное заседание не явился, до начала судебного заседания
направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя и
письменный отзыв на иск, в котором возражал против предъявленных требований,
полагая, что в соответствии с пунктом 11 Положения о ГИБДД МВД РФ,
утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 года N 711, обязанность по
осуществлению государственного контроля к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог отнесено к обязанностям
Госавтоинспекции. Полагая, что указанным органом не было осуществлено должного контроля за состоянием дорожного покрытия, Администрация не
располагала сведениями о состоянии дорожного полотна и не могла принять должные
меры к его ремонту. Ответчик полагает, что в данном случае отсутствует элемент
противоправности действий Администрации, в связи с чем
требования к Администрации не обоснованны.
С учетом мнения представителя истца, суд
в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ рассматривает дело
в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени
и месте судебного разбирательства.
Заслушав представителя истца, исследовав
материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Автомашина ГАЗ N 32215 государственный
номер А 1249 10 принадлежит истцу согласно паспорту
транспортного средства 52 МК 829475 (л.д. 19).
Согласно сведениям о водителях и
транспортных средствах, участвующих в дорожно-транспортном происшествии (л.д. 20), водитель Любовин Д.В.,
управляя автомашиной ГАЗ N 32215 государственный номер
А 1249 10, совершил наезд на выбоину на проезжей части, не обозначенную
дорожными знаками. Вследствие указанного наезда были деформированы передний
правый диск колеса с разрывом покрышки, 2 задних
колесных диска.
Согласно отчету N 03-102 о стоимости
ремонта транспортного средства ГАЗ N 32215 государственный номер А 1249 10
стоимость ремонтных работ и узлов и деталей составила 3 593 руб. 36 коп. (л.д.
12).
Указанная экспертиза была проведена на
основании договора N 03-102 от 16.05.2007 года, заключенного истцом с
общественным учреждением Центр "Карелавтоэксперт"
(л.д. 10), стоимость проведения экспертизы составила
1 200 руб., которую истец оплатил исполнителю согласно платежному поручению от
31.05.2007 года N 1455 (л.д. 18).
Исковое заявление от истца поступило в
арбитражный суд 28 июня 2007 года, определением от 29 июня 2007 г. было принято
к производству.
Суд находит, что имеются основания для
удовлетворения иска в отношении Администрации города Петрозаводска.
Согласно пункту 5
части 1 статьи 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ" N 131-ФЗ от 06.10.2003 года к вопросам местного
значения городского округа относится содержание и строительство автомобильных
дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в
границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего
пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и
регионального значения.
Как следует из акта выявленных
недостатков в содержании дорог от 23.03.2007 года, на дорожном полотне имеются
выбоины в асфальтовом покрытии размером: ширина 1,7 м, длина 2,8 м, глубина 13
см.
В соответствии с частью 2 статьи 12 ФЗ
"О безопасности дорожного движения" N 196-ФЗ от 10.12.1995 года
обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в
процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и
другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в
ведении которого находятся дороги.
Согласно пункту 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93, утвержденного постановлением Госстандарта России
от 11.10.1993 года N 221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок,
выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с
разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Пунктом 3.1.2 установлены предельные
размеры отдельных просадок, выбоин и т.п., которые не должны превышать по длине
15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Таким образом, в содержании автодороги в
районе дома N 40 по улице Шотмана в городе
Петрозаводске ответчиком были допущены грубые нарушения, которые явились
причиной дорожно-транспортного происшествия.
Суд не может согласиться с доводом
ответчика, что Администрация не располагала сведениями о состоянии дорожного
полотна и не могла принять должные меры к его ремонту, поскольку
Госавтоинспекцией не было осуществлено должного контроля за
состоянием дорожного покрытия.
Согласно части 2 статьи 12 ФЗ "О безопасности
дорожного движения" N 196-ФЗ от 10.12.1995 года обязанность по обеспечению
соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации
установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным
документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого
находятся дороги.
Частью 1 указанной статьи предусмотрено,
что соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и
другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного
движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог,
проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Более того,
материалами дела подтверждено, что еще до дорожно-транспортного происшествия
ОГИБДД УВД г. Петрозаводска направил предписание должностному лицу и.о. первого заместителя Главы самоуправления города -
руководителя (Главы) Администрации города Петрозаводска, N 86 от 20.03.2007
года (л.д. 24), в котором предлагалось в
десятидневный срок обеспечить выполнение работ по ликвидации дефекта
асфальтобетонного покрытия (выбоины) проезжей части ул. Шотмана
в районе дома N 40.
Указанное предписание, а также письмо
Комитета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 02.04.2007 года (л.д. 26), с информацией о выполнении предписания свидетельствуют в том числе о том, что содержание автодороги
в районе дома N 40 по ул. Шотмана в городе
Петрозаводске является обязанностью ответчика, поскольку никаких возражений в
отношении предписания N 86 в отдел государственной инспекции безопасности
дорожного движения со стороны Администрации направлено не было, напротив,
указанное предписание было выполнено посредством привлечения третьих лиц, о чем
указано в письме от 02.04.2007 года.
В соответствии с частью 1 статьи 1064
Гражданского кодекса РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит
возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
По деликтным
обязательствам доказыванию подлежит совокупность следующих обстоятельств: вина
(неправомерные действия (бездействие)), возникновение убытков и их размер,
причинная связь между виновным действием (бездействием) и возникновением
убытков.
Исходя из представленных доказательств,
суд приходит к выводу о том, что Администрация ненадлежащим образом
осуществляла содержание автодороги в районе дома N 40 по улице Шотмана в городе Петрозаводске, что привело к возникновению
убытков у истца, а также не представила доказательств отсутствия своей вины в
причинении ущерба.
Размер убытков также доказан имеющимися в материалах дела сметой стоимости ремонта
транспортного средства, платежным поручением N 1455 от 31.05.2007 года.
Учитывая изложенное, суд признает
требования истца по взысканию ущерба в сумме 4 793 руб. 36 коп. правомерно предъявленными и
подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Ввиду обоснованности предъявленного иска
на основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по госпошлине суд относит на
ответчика.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
Республики Карелия
РЕШИЛ:
1. Иск удовлетворить. Взыскать с
Администрации г. Петрозаводска за счет средств казны г. Петрозаводска в пользу
Министерства внутренних дел по Республике Карелия 4 793 руб. 36 коп. - сумму ущерба, а также 500
рублей - сумму судебных расходов, связанных с оплатой госпошлины за
рассмотрение иска.
2. Решение может быть обжаловано:
- в апелляционном порядке в течение
одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый
арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);
- в кассационном порядке в течение двух
месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный
суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).
Судья
И.Ю.ТОЙВОНЕН