АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 6 декабря 2007 г. по делу N А26-6783/2007
Резолютивная часть решения объявлена 03
декабря 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 06
декабря 2007 года.
Арбитражный суд Республики Карелия
в составе судьи Таратунина
Р.Б., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ильющенко
О.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления
государственного автодорожного надзора по Республике Карелия к индивидуальному
предпринимателю Хамину Александру Анатольевичу о
привлечении к административной ответственности.
В судебном заседании принимали участие:
от заявителя - Баранов Ю.Ю., государственный
инспектор отдела автотранспортного и автодорожного надзора, доверенность от
13.11.2007 N 1.2-03/1239 (л.д. 5);
от ответчика - Хамин
А.А.
суд установил:
Управление государственного автодорожного
надзора по Республике Карелия (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд
Республики Карелия с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Хамина Александра Анатольевича (далее - предприниматель) к
административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Требование
заявителя основано на установленных в ходе проведенной плановой проверки фактах
допущенных Хаминым А.А. нарушений условий выданной
лицензии на право перевозочной деятельности.
В частности, административный орган
считает, что предприниматель допустил следующие нарушения:
- водителям не предоставляется
еженедельный непрерывный отдых не менее 42 часов, суммарная продолжительность
управления автобусом за две недели подряд превышает 90 часов;
- в путевых листах не заполнен раздел 2
"Результаты использования автобуса", путевые листы не заверены личной
подписью предпринимателя;
- не регулярно проводятся послерейсовые медицинские осмотры;
- не оформлено заключение о допуске
водителя к самостоятельной работе с указанием типа транспортного средства и
маршрутов перевозки.
В судебном заседании Баранов Ю.Ю.
поддержал вышеназванную позицию.
Отзыва на заявление Хамин
А.А. не представил, в судебном заседании предъявленное к нему требование
признал полностью. Указал, что нарушения допущены ввиду сложностей в
организации перевозок и ведении документации, им предприняты меры по устранению
допущенных нарушений.
Выслушав участников разбирательства и
исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Свидетельством серии 10 N 000767494
подтверждается регистрация гражданина Хамина
Александра Анатольевича в Едином государственном реестре индивидуальных
предпринимателей за основным государственным регистрационным номером
305103811900011 (л.д. 22).
В соответствии с
пунктом 62 части 1 статьи 17 Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 "О
лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ),
пунктом 5.2 Положения "О Федеральной службе по надзору в сфере
транспорта", утвержденного постановлением Правительства Российской
Федерации от 30.07.2004 N 398, и пунктом 2 Положения "О лицензировании
перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок
более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется
для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального
предпринимателя)", утвержденного постановлением Правительства Российской
Федерации от 30.10.2006 N 637, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
осуществляет лицензирование деятельности по перевозке пассажиров автомобильным
транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением
случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных
нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Лицензией N АСС-10-225999 от 24.05.2005
(срок действия до 23.05.2010) предпринимателю Хамину
А.А. разрешено осуществлять перевозки пассажиров автомобильным транспортом,
оборудованным для перевозок более 8-ми человек (л.д.
13).
Согласно пункту 6.1 Положения,
утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 398, Федеральная
служба по надзору в сфере транспорта вправе проверять юридических и физических
лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом
деятельность.
На основании
приказа руководителя Управления от 23.10.2007 N 533ип (л.д.
6) была проведена плановая проверка предпринимателя на предмет соблюдения
лицензионных требований и условий, по результатам которой составлен акт N 415/ип от 13.11.2007 (л.д. 6-9) с
фиксированием допущенных Хаминым А.А. нарушений
лицензионных условий, отраженных в описательной части решения.
Копия акта предпринимателю вручена.
На основании материалов проверки должностным
лицом Управления 13 ноября 2007 года в присутствии Хамина
А.А. составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи
14.1 КоАП РФ (л.д. 10-11).
В соответствии с частью 3 статьи 23.1
КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных
правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ.
Оценив в соответствии с частью 6 статьи
205 АПК РФ процедуру составления протокола, суд не установил нарушений
гарантированных законом процессуальных прав привлекаемого лица, а равно и иных
нарушений, носящих существенный характер и самостоятельно влекущих
невозможность привлечения к административной ответственности.
Суд считает, что протокол от 13.11.2007
можно расценивать как документ, удостоверяющий факт совершенного правонарушения.
Изучив существо вменяемого Хамину А.А. правонарушения, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 2 Закона N
128-ФЗ под лицензией понимается специальное разрешение на осуществление
конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных
требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или
индивидуальному предпринимателю. Лицензионные требования и условия -
совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов
деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно
при осуществлении лицензируемого вида деятельности;
Согласно подпункту "б" пункта 4
Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от
30.10.2006 N 637, лицензионным условием при осуществлении перевозок пассажиров
является соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными
правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации
и осуществлению перевозок пассажиров.
Пунктом 1 статьи 20 Закона от 10.12.1995
N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ)
предусмотрена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с
эксплуатацией транспортных средств, соблюдать установленный законодательством
Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.
Указанное требование в силу пункта 2.2
"Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров
автобусами" (утверждено приказом Министерства транспорта Российской
Федерации от 08.01.1997 N 2) относится к основным требованиям по обеспечению
надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности.
Особенности режима
рабочего времени и времени отдыха водителей, работающих по трудовому договору
на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской
Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм
собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и
иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской
Федерации, установлены "Положением об особенностях режима рабочего времени
и времени отдыха водителей автомобилей" (утверждено приказом Министерства
транспорта Российской Федерации от
20.08.2004 N 15).
Согласно пунктам 17 и 26 указанного
Положения при суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем
в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов,
но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления
автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.
Еженедельный непрерывный отдых должен
непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным
(междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42
часов.
Единые правила применения на территории
Российской Федерации путевой документации установлены "Порядком ведения
путевых листов при осуществлении перевозочной деятельности индивидуальными
предпринимателями" (утверждено приказом Министерства транспорта Российской
Федерации от 30.06.2000 N 68) и обязательны для всех индивидуальных
предпринимателей при осуществлении ими перевозочной деятельности (пункт 2).
Пунктом 9.11 указанного Порядка
установлено, что раздел 2 путевого листа заполняется предпринимателем на
основании результатов транспортной работы за весь период действия путевого
листа и определено, какие сведения должны быть проставлены, в том числе в
путевых листах N ПА-1 в разделе "Результаты использования автобуса".
Путевой лист при окончании работы
заверяется личной подписью предпринимателя (пункт 9.12 Порядка).
В силу статей 20 и 23 Закона N 196-ФЗ
юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность,
связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать проведение
послерейсовых медицинских осмотров водителей.
"Положением об обеспечении
безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях,
осуществляющих перевозки пассажиров и грузов" (утверждено приказом
Министра транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 N 27; далее - Положение)
определены задачи и основные требования к деятельности организаций и
водителей-предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, по
обеспечению безопасности дорожного движения.
Требования Положения обязательны для всех
расположенных на территории Российской Федерации организаций независимо от
организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих перевозки
пассажиров и грузов автомобильным и городским электрическим транспортом, а
также для водителей этих организаций и водителей-предпринимателей (пункт 1.2).
В соответствии с пунктом 3.2.4 Положения
после завершения водителем стажировки должно быть оформлено заключение о
допуске его к самостоятельной работе с указанием типа транспортного средства и
маршрутов перевозки или дан мотивированный отказ в выдаче допуска. Заключение
хранится в личном деле водителя.
Таким образом, при осуществлении
перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок
более 8 человек, в предпринимательских целях Хамин
А.А. обязан выполнять вышеназванные предписания.
Между тем, в рамках проверки было
установлено, что водитель Кожевников в период с 07.10.2007 по 27.10.2007,
осуществляя перевозки по заданию предпринимателя Хамина
А.А., не имел еженедельного непрерывного отдыха не менее 42
часов и при этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две
недели подряд превысила 90 часов; в путевых листах не заполняется раздел
2 "Результаты использования автобуса" и в них отсутствует подпись
предпринимателя; послерейсовые медицинские осмотры
проводятся нерегулярно; не представлены заключения о допуске водителей к
самостоятельной работе.
Указанные
обстоятельства Хаминым А.А. по существу не
оспариваются и подтверждаются: актом проверки от 13.11.2007, протоколом об
административном правонарушении, объяснением (л.д.
12), журналом регистрации путевых листов (л.д.
14-15), графиком работы водителей на октябрь 2007 года (л.д.
16), табелем учета рабочего времени (л.д. 17),
путевыми листами (л.д. 18-21).
В соответствии с частью 3 статьи 14.1
КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий,
предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение на
должностных лиц административного штрафа в размере от трех тысяч до четырех
тысяч рублей.
Допущенные Хаминым
А.А. нарушения условий лицензии на право осуществление
пассажирских перевозок, как отдельно, так и в совокупности свидетельствуют о
событии административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 2.2 КоАП РФ
административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо,
его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия
(бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких
последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Из объяснений Хамина
А.А., данных при составлении протокола об административном правонарушении (л.д. 12) и в судебном заседании, следует то, что
предприниматель сознавал противоправный характер своих действий и сознательно
допускал совершение нарушений законодательства.
Следовательно, вменяемое правонарушение
совершено Хаминым А.А. умышленно.
Смягчающих и отягчающих ответственность
предпринимателя обстоятельств в судебном заседании не установлено.
Совершенное Хаминым
А.А. правонарушение носит формальный характер и посягает на установленный
государством порядок регулирования общественных отношений в сфере осуществления
лицензируемых видов деятельности.
В связи с изложенным, размер штрафа судом
определяется в 3500 рублей.
Поскольку Хамин
А.А. привлекается к ответственности в виде взыскания административного штрафа,
в соответствии с пунктом 1.1 статьи 29.10 КоАП РФ и пунктом 25 постановления
Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 в настоящем решении подлежит указанию
информация о получателе штрафа, необходимая для заполнения расчетных документов
(л.д. 4):
"Управление федерального
казначейства по Республике Карелия (УГАДН по РК);
ИНН 1001048631; КПП 100101001; БИК
048602001; ОКАТО 86401000000
Номер счета получателя платежа:
40101810600000010006
в ГРКЦ Национального банка РК Банка
России г. Петрозаводск
Код 10611690040040000140
Штраф УГАДН по РК по решению Арбитражного
суда от 05.12.2007 по делу N А26-6783/2007".
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 и
206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
Республики Карелия
решил:
заявленное требование удовлетворить.
Привлечь индивидуального предпринимателя Хамина Александра Анатольевича (место жительства: пос.
Ладва Прионежского района, ул. Советская, д. 1-Б,
основной государственный регистрационный номер 305103811900011) к
административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа.
Взыскать с Хамина
Александра Анатольевича в доход бюджета 3500 (три тысячи пятьсот) рублей
штрафа.
Решение может быть обжаловано в
апелляционном порядке в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение
десяти дней со дня его принятия, а также в кассационном порядке в Федеральный
арбитражный суд Северо-Западного округа в двухмесячный срок со дня вступления
решения в законную силу.
Судья
Р.Б.ТАРАТУНИН