АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 12 декабря 2007 г. по делу N А26-6586/2007
Резолютивная часть решения объявлена 10
декабря 2007 года. Полный текст решения изготовлен 12 декабря 2007 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в
составе судьи Лазарева А.Ю., при ведении протокола помощником судьи Михайловой
А.В. и участии в судебном заседании старшего помощника прокурора Онуфриевой Натальи Александровны,
рассмотрев в открытом судебном заседании
10.12.2007 дело по заявлению Прокурора Кемского
района о привлечении Общества с ограниченной ответственностью
"Норд-Вуд" к административной ответственности, предусмотренной частью
3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Прокурор Кемского района (далее - заявитель, Прокурор) обратился в
Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о привлечении Общества с
ограниченной ответственностью "Норд-Вуд" (далее - общество, ООО
"Норд-Вуд", ответчик) к административной ответственности,
предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (далее - Кодекс), в связи с выявленными
нарушениями лицензионных требований и условий при осуществлении
предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автомобильным
транспортом.
Требование заявителя основано на
материалах проведенной проверки и постановлении о возбуждении дела об
административном правонарушении от 30.10.2007 года. В обоснование
предъявленного требования Прокурор ссылается на нарушение обществом подпункта
"в" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров
автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 637 от
30.10.2006 года (далее - Положение о лицензировании перевозок пассажиров
автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек). По
мнению заявителя, ответчиком допущены нарушения пункта 4.2 Положения об
обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях,
организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного
Приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 года N 27 (далее -
Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях,
учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов);
положений статей 20, 23 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О
безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон "О
безопасности дорожного движения").
Ответчик отзыв по существу заявленных
требований в суд не направил.
Ответчик о месте и времени рассмотрения
дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не
направил. Дело рассмотрено без участия ответчика по правилам части 3 статьи 156
и части 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании Прокурор поддержал
заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Заслушав Прокурора, исследовав материалы
дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью
"Норд-Вуд" зарегистрировано в Едином государственном реестре
юридических лиц за основным государственным регистрационным номером
1031000650152 и расположено по адресу: Республика Карелия, Кемский район, г. Кемь, ул. им. Мосорина,
2-1 (л.д. 111-118).
Лицензией N АСС-10-504142 от 13.04.2004
года (срок действия с 13.04.2004 года по 12.04.2009 года) ответчику
предоставлено право заниматься перевозками пассажиров
автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (л.д. 32).
В ходе плановой
проверки ООО "Норд-Вуд" на предмет соблюдения лицензионных требований
и условий, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации,
при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным
транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, проведенной
прокуратурой Кемского района, выявлены нарушения
лицензионных условий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 4
Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом,
оборудованным для перевозки более 8 человек, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 637 от 30.10.2006
года; пунктом 4.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в
предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и
грузов, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995
года N 27; статьями 20, 23 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ
"О безопасности дорожного движения".
В объяснениях от 30.10.2007 года директор
общества Попов Д.Н. указал, что выявленные нарушения технического состояния
транспортных средств частично устранены. По поводу прохождения предрейсовых медицинских осмотров водителей пояснил, что
отметки о прохождении медицинских осмотров должны осуществлять диспетчер и сами
водители (л.д. 16).
Постановлением Прокурора Кемского района от 30.10.2007 года в отношении ООО "Норд-Вуд" возбуждено дело об
административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена
частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Поскольку в соответствии с частью 3
статьи 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об
административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ,
совершенных индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, Прокурор
обратился с заявлением о привлечении общества к административной
ответственности в Арбитражный суд Республики Карелия.
Анализируя в соответствии с частью 6
статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия
Прокурора по вынесению постановления о возбуждении дела об административном
правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 28.4 КоАП РФ
прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении,
ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта
Российской Федерации.
Указанное правомочие прокурора и его
заместителя регламентировано также и пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от
17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи
28.1 КоАП РФ и частью 2 статьи 28.4 КоАП РФ дело об административном
правонарушении считается возбужденным с момента вынесения прокурором
постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Таким образом, возбуждение в отношении
ответчика дела об административном правонарушении Прокурором Кемского района произведено в соответствии с
предоставленными законом полномочиями.
Форма постановления соответствует
требованиям, установленным статьей 28.2 КоАП РФ. Все необходимые сведения,
подлежащие отражению в постановлении, указаны.
Права, регламентированные статьей 25.1
КоАП РФ, директору общества разъяснены; копия постановления вручена.
Нарушений прав и законных интересов
привлекаемого лица при вынесении Прокурором постановления от 30.10.2007 года в
судебном заседании не установлено.
Срок давности привлечения к
ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, предусмотренный статьей 4.5
КоАП РФ, не истек.
Таким образом, судом не установлено
процессуальных нарушений при проведении заявителем проверки и вынесении в
отношении ответчика постановления о возбуждении дела об административном
правонарушении.
Рассматривая существо спора, суд приходит
к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1
КоАП РФ лицо может быть привлечено к административной ответственности за
осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий,
регламентированных специальным разрешением (лицензией).
Объектом данного административного
правонарушения выступает порядок лицензирования отдельных видов
предпринимательской деятельности.
Из положений пункта 3 статьи 23 и пункта
1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что отдельными
видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо
(предприниматель) может заниматься только на основании специального разрешения
(лицензии).
Согласно статье 2 Закона N 128-ФЗ от
08.08.2001 года "О лицензировании отдельных видов деятельности"
(далее Федеральный закон N 128-ФЗ) к лицензируемым видам деятельности относится
деятельность, на осуществление которой на территории Российской Федерации
требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Деятельность по перевозке пассажиров
автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, в
соответствии с пунктом 62 статьи 17 Федерального закона N 128 - ФЗ подлежит
лицензированию.
Согласно подпунктам "б" и
"в" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров
автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек,
лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров
являются: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными
правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации
и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных
статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"
основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при
осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств,
используемых для перевозок пассажиров.
Статьей 3 Закона Федерального закона
"О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что к основным
принципам обеспечения безопасности дорожного движения относится приоритет жизни
и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими
результатами хозяйственной деятельности.
Согласно статье 20
Федерального закона "О безопасности дорожного движения" юридические
лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской
Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны
выполнять, в том числе, следующие требования: организовывать и проводить с
привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые
медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями
навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в
дорожно-транспортных происшествиях.
Порядок исполнения
таких обязанностей при осуществлении пассажирских перевозок автобусами приведен
в Положении об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях,
учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов,
пунктом 1.2 которого предусмотрено, что содержащиеся в данном нормативном
правовом акте требования обязательны для юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей.
Таким образом, организовав перевозку
пассажиров автобусами, общество обязано исполнять изложенные в Положении об
обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях,
организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов предписания. В
частности, в соответствии с пунктом 3.3.3 на ответчика возложена обязанность по
организации проведения предрейсовых, межрейсовых и послерейсовых (в
зависимости от условий работы) медицинских осмотров водителей транспортных средств в порядке, определяемом Министерством здравоохранения
Российской Федерации. Согласно пункту 4.2 организации и
водители - предприниматели обязаны соблюдать правила технической эксплуатации
транспортных средств, инструкции предприятий - изготовителей по эксплуатации
транспортных средств, обеспечить соответствие технического состояния и
оборудования транспортных средств, участвующих в дорожном движении,
установленным требованиям безопасности, обеспечить проведение работ по
техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, в порядке и сроки,
определяемые действующими нормативными документами.
Выявленные в ходе проверки нарушения
отражены в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении
от 30.10.2007 года (л.д. 12-15), подтверждаются
материалами дела и объяснениями директора общества Попова Д.Н. (л.д. 16).
Всесторонне оценив обстоятельства дела,
суд считает факт совершения ООО "Норд-Вуд" административного
правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1
КоАП РФ доказанным, а заявленное Прокурором требование - обоснованным.
Вместе с тем, суд считает необоснованным
довод Прокурора о нарушении обществом лицензионных требований по эпизоду,
связанному с отсутствием на момент проверки данных о прохождении
государственного технического осмотра на автомобиль ПАЗ 32050. Из материалов
дела усматривается, что технический осмотр указанного транспортного средства
пройден 25.10.2007 года, о чем имеется соответствующий талон (л.д. 31).
Суд считает, что поскольку деяние
совершено ответчиком в области лицензируемого вида деятельности, что само по
себе предполагает предъявление более строгих требований к соблюдению
установленных правил, а правонарушение посягает на государственный порядок
регулирования отдельных видов хозяйственной деятельности, следовательно,
совершенное правонарушение нельзя признать малозначительным.
При назначении меры административного
наказания суд учитывает то обстоятельство, что на протяжении срока действия
лицензии ответчик к административной ответственности за совершение однородных
правонарушений не привлекался, иных обстоятельств, отягчающих ответственность,
в ходе судебного разбирательства не выявлено. В связи с чем, суд считает
возможным при назначении меры административного наказания ограничиться штрафом
в размере 30 000 руб.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176,
206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить
полностью.
Привлечь Общество с ограниченной
ответственностью "Норд-Вуд", зарегистрированное в Едином
государственном реестре юридических лиц за основным государственным
регистрационным номером 1031000650152 и расположенное по адресу: Республика
Карелия, Кемский район, г. Кемь, ул. им. Мосорина, 2-1, к административной ответственности,
предусмотренной частью третьей статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях, в виде 30 000 рублей штрафа.
2. Довести до сведения Общества с
ограниченной ответственностью "Норд-Вуд" реквизиты для перечисления
суммы административного штрафа.
Сумма штрафа подлежит перечислению на
расчетный счет N 40101810600000010006 в ГРКЦ НБ Респ. Карелия Банка России
г. Петрозаводска
Получатель штрафа: Управление
Федерального казначейства по Республике Карелия (Управление Федеральной службы
судебных приставов по Республике Карелия)
КПП 100101001 ИНН 1001048550 ОКАТО 86 401
000000 БИК 048602001
Код дохода: 322 116 17 000 01 0000 140
В графе "назначение платежа"
указать "штраф по решению Арбитражного суда Республики Карелия по делу N
А26-6586/2007".
3. Решение может быть обжаловано:
- в апелляционном порядке в течение десяти
дней со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный
апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);
- в кассационном порядке в течение двух
месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный
суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).
Судья
А.Ю.ЛАЗАРЕВ