АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 6 августа 2008 г. по делу N А26-3931/2008
Резолютивная часть решения объявлена 05
августа 2008 года. Полный текст решения изготовлен 06 августа 2008 года.
Арбитражный суд Республики Карелия
в составе:
судьи Зинькуевой
И.А.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Моисеенко А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по
Республике Карелия
к предпринимателю Соболеву Сергею
Анатольевичу
о привлечении к административной
ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях
при участии специалиста-эксперта
Управления государственного автодорожного надзора по республике Карелия
Ивановой Н.Н. (доверенность от 29.01.2008), предпринимателя Соболева С.А.,
установил:
в Арбитражный суд Республики Карелия
обратилось Управление государственного автодорожного надзора по Республике
Карелия (далее - заявитель, Управление, административный орган) с заявлением о
привлечении индивидуального предпринимателя Соболева Сергея Анатольевича (далее
- ответчик, предприниматель) к административной ответственности,
предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
По мнению административного органа,
предпринимателем при осуществлении предпринимательской деятельности по
перевозке пассажиров автомобильным транспортом не соблюдаются условия,
предусмотренные специальным разрешением (лицензией), и установленные Положением
о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным
для перевозки более 8 человек, утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 30.10.2006 N 637.
В судебном заседании представитель
заявителя поддержал доводы, изложенные в заявлении.
Ответчик в судебном заседании не
оспаривал обстоятельства, установленные проверяющими и указал,
что перевозку пассажиров не осуществлял.
Заслушав
представителя заявителя, ответчика, исследовав материалы дела, суд установил
следующие обстоятельства.
Предприниматель Соболев С.А.
зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных
предпринимателей за основным государственным регистрационным номером
304100120400050. Предприниматель имеет лицензию N АСС-10-226172 на
осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для
перевозок более 8 человек, выданной Федеральной службой по надзору в сфере
транспорта, сроком действия с 25.10.2006 по 24.10.2011.
На основании приказа от 27 июня 2008 года
N 348-ип должностным лицом Управления государственного автодорожного надзора по
Республике Карелия с 30.06.2008 по 14.07.2008 в присутствии предпринимателя
проведена плановая проверка деятельности предпринимателя и составлен протокол
об административном правонарушении.
В протоколе отражено:
- предприниматель и водитель,
осуществляющие междугородние перевозки по маршрутам "Петрозаводск -
Подольск", "Петрозаводск - Курск", не имеют непрерывного стажа
работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет;
- документально не подтверждено
планирование и фактическое проведение работ по техническому обслуживанию и
ремонту автомобилей в установленном порядке и сроки, не обеспечивается учет
неисправностей транспортных средств и их неисправностей;
- не организовано проведение стажировки вновь
принятых на работу водителей;
- не осуществляется учет сведений о
проведении инструктажей;
- не организовано повышение
профессионального мастерства водителя Баева С.Н.;
- не организован учет и анализ
дорожно-транспортных происшествий, не представлен журнал учета и акты сверки с
ГИБДД;
- в путевых листах не проставляется дата
и фактическое время возврата автотранспорта, не заполняется раздел
"Результаты использования автобуса";
- не организован контроль
за соблюдением сроков прохождения периодических медицинских
освидетельствований водителями;
- не организованы и не проводятся предрейсовые и послерейсовые
медицинские осмотры водителей;
- не организован контроль
за соблюдением установленного режима работы водителей, не ведется
документация по учету рабочего времени и времени отдыха;
- предприниматель Соболев С.А.,
ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, не прошел
аттестацию на право занятия соответствующей должности;
- предприниматель Соболев С.А. не прошел
повышение квалификации по организации и осуществлению перевозок автомобильным
транспортом.
В связи с тем, что
дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ,
рассматривают судьи арбитражных судов (часть 3 статьи 23.3 КоАП РФ), Управление
государственного автодорожного надзора по Республике Карелия обратилось в
Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о привлечении предпринимателя
Соболева С.А. к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП
РФ.
В соответствии с частью 6 статьи 205
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела
о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном
заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в
отношении которого составлен протокол об административном правонарушении,
имелись ли основания для составления протокола об административном
правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол,
предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного
правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной
ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также
определяет меры административной ответственности.
Часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ
предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской
деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением
(лицензией).
В соответствии со статьей 2 Федерального
закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов
деятельности" под лицензией понимается специальное разрешение на
осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении
лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому
лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензионными требованиями и
условиями является совокупность установленных положениями о лицензировании
конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых
лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Пунктом 2.3.1 Положения об обеспечении
безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министра
транспорта Российской Федерации от 8.01.1997 N 2, предусмотрено, что к
управлению автобусами, осуществляющими междугородные, международные перевозки,
перевозки детей до 16 лет, могут быть допущены водители, имеющие непрерывный
стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет.
Выполнение указанного требования обеспечивается владельцами автобусов при
приеме водителей на работу и направлении на осуществление указанных перевозок.
Приказом Министра
транспорта Российской Федерации от 09.031995 N 27 утверждено Положение об
обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях,
осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, обязательное для всех
расположенных на территории Российской Федерации организаций независимо от
организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих перевозки
пассажиров и грузов автомобильным и городским электрическим транспортом, а
также для водителей этих организаций и водителей - предпринимателей (далее - Положение). В частности Положение предусматривает, что:
- организация с целью подготовки
водителей к самостоятельной работе обязана обеспечить проведение стажировки
лиц, впервые принимаемые на работу в качестве водителя. Продолжительность
стажировки, объемы и содержание определяются в зависимости от стажа работы и
срока перерыва в работе, типа транспортного средства, категории маршрута
(городской, пригородный, междугородный, горный) в соответствии с действующими
нормативными документами (пункт 3.2.1);
- организация обеспечивает прохождение
водителями обязательного периодического медицинского освидетельствования в
сроки, устанавливаемые Министерством здравоохранения Российской Федерации. В
организации должен осуществляться контроль за
соблюдением сроков прохождения периодических медицинских освидетельствований.
Водитель - предприниматель несет личную ответственность за своевременное прохождение
медицинского освидетельствования (пункт 3.3.1);
- режимы труда и
отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми
трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха
водителей: с учетом этих норм должны быть составлены графики работы
водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в
городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за
соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по
учету рабочего времени и времени отдыха
(пункт 3.3.2);
- организация
обязана обеспечить контроль за состоянием здоровья водителей, не допускать к
управлению транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения или
в болезненном состоянии, организовать проведение предрейсовых,
межрейсовых и послерейсовых
(в зависимости от условий работы) медицинских осмотров водителей транспортных
средств в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской
Федерации, обеспечить учет и анализ данных медосмотров водителей (пункт 3.3.3);
- организация обязана обеспечить
водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на
маршруте путем проведения инструктажей (пункт 3.4.1);
- повышение профессионального мастерства
водителей осуществляется путем организации занятий необходимой для обеспечения
безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год, по
соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями.
Сведения о прохождении курса занятий и сдаче зачетов заносятся в личное дело
водителя (пункт 3.4.2);
- с целью повышения ответственности
водителей за выполнение требований по безопасности дорожного движения
организация организует в соответствии с действующими нормативными документами
учет и анализ дорожно-транспортных происшествий, совершенных водителями
организации, нарушений водителями и работниками организации требований
безопасности движения, выявленных как сотрудниками Государственной
автомобильной инспекции, так и работниками организации; оперативно доводит до
водителей сведения о причинах и обстоятельствах возникновения
дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения и других
норм безопасности движения водителями организации (пункт 3.4.3);
- организации и
водители - предприниматели обязаны соблюдать правила технической эксплуатации
транспортных средств, инструкции предприятий - изготовителей по эксплуатации
транспортных средств, обеспечить соответствие технического состояния и
оборудования транспортных средств, участвующих в дорожном движении,
установленным требованиям безопасности, обеспечить проведение работ по
техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, в порядке и сроки,
определяемые действующими нормативными документами. Организации, выполняющие техническое обслуживание и ремонт
транспортных средств, должны иметь сертификат на услуги по техническому
обслуживанию и ремонту, подлежащие обязательной сертификации, при наличии в
регионе органа по сертификации этих услуг, аккредитованного в установленном
порядке. Обеспечить учет неисправностей транспортных средств и их устранения
(пункты 4.2, 4.4).
Приказом Минтранса России от 30.06.2000
года N 68 утвержден Порядок ведения путевых листов при осуществлении
перевозочной деятельности индивидуальными предпринимателями, который
устанавливает единые правила применения на территории Российской Федерации
путевой документации при использовании автотранспортных средств индивидуальными
предпринимателями. Порядок обязателен для всех индивидуальных предпринимателей,
эксплуатирующих автотранспортные средства на правах собственности, аренды или
других законных основаниях, при осуществлении ими перевозочной деятельности на
коммерческой основе или за собственный счет для производственных целей. В
соответствии с указанным Порядком в путевых листах указываются, в том числе
дата и фактическое время возврата, результаты использования автобуса.
Руководители,
отвечающие за обеспечение безопасности движения на предприятиях транспорта,
независимо от форм собственности и вида деятельности должны пройти аттестацию
на право занятия соответствующей должности в порядке, установленном Положением
о проведении аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей
и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку
пассажиров и грузов (приложение к приказу Министерства транспорта Российской
Федерации от 11.03.1994 N 13/11).
Квалификационные
требования к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям,
осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом,
утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от
22.06.1998 N 75, устанавливают, что индивидуальные предприниматели в течение
трудовой деятельности проходят повышение квалификации по организации и
осуществлению перевозок автомобильным транспортом на соответствующих курсах по
утвержденной программе не реже 1 раза в пять лет.
Таким образом, предприниматель Соболев
С.А., имея лицензию на осуществление перевозок пассажиров автомобильным
транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, и осуществляя
перевозки, обязан соблюдать установленные правила перевозок.
Материалы дела, а именно акт проверки от
14.07.2008 (л.д. 7-10), протокол об административном
правонарушении от 14.07.2008 (л.д. 11-12), путевые
листы (л.д. 13-15), подтверждают, что требования
указанного выше законодательства ответчиком не соблюдались, данные
обстоятельства не оспариваются предпринимателем.
Пунктом 3 части 1
статьи 28.3 КоАП РФ установлено, что, помимо случаев, предусмотренных частью 2
настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях,
предусмотренных частью 3 статьи 14.1 настоящего Кодекса, вправе составлять
должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений,
структурных подразделений и территориальных органов, а также иных
государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов
деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего
органа. В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании перевозок
пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8
человек, лицензирование перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом
осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
В данном случае протокол об
административном правонарушении в отношении предпринимателя составлен старшим
государственным инспектором Управления государственного автодорожного надзора
по Республике Карелия Тикка И.Б. в пределах
полномочий.
В судебном заседании установлено, что
событие административного правонарушения и факт совершения правонарушения
предпринимателем Соболевым С.А. имели место; имелись основания для составления
протокола об административном правонарушении.
Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ
лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица,
если законом не установлено иное.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий,
предусмотренных специальным разрешением (лицензией) согласно части 3 статьи
14.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в
размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Таким образом, имеются основания для
привлечения предпринимателя к административной ответственности по части 3
статьи 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа.
Учитывая, что предприниматель не
привлекался к административной ответственности за аналогичное правонарушение,
нарушения предпринимателем устраняются, суд полагает возможным назначить
ответчику минимальный размер штрафа, установленный частью 3 статьи 14.1 КоАП
РФ.
При таких обстоятельствах заявленные
требования Управления государственного автодорожного надзора по Республике
Карелия подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявление Управления государственного
автодорожного надзора по Республике Карелия удовлетворить.
Привлечь индивидуального предпринимателя
Соболева Сергея Анатольевича (место жительства: г. Петрозаводск, Лососинское шоссе, д. 33, корп. 6, кв. 44 основной
государственный регистрационный номер 304100120400050) к административной
ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного
штрафа в размере 3000 рублей.
2. Реквизиты для уплаты штрафа:
Расчетный счет N 401 018 106 000 000 100
06
Управление Федерального казначейства по
РК (УГАДН по РК)
ИНН 1001048631 КПП 100101001
БИК 048602001 ОКАТО 864 010 000 00
в ГРКЦ Национального банка РК Банка
России г. Петрозаводск
КБК 106 116 90040 04 0000 140
В графе назначение платежа указать
"Административный штраф по решению Арбитражного суда Республики Карелия по
делу N А26-3931/2008".
3. Решение может быть обжаловано:
- в апелляционном порядке в течение
десяти дней со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый
арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);
- в кассационном порядке в течение двух
месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный
суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).
Судья
И.А.ЗИНЬКУЕВА