АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 3 апреля 2007 г. Дело N А26-906/2007
Судья Арбитражного суда Республики
Карелия Мещерякова К.И., при ведении протокола помощником судьи Моисеенко А.Б.,
рассмотрев в судебном заседании дело заявлению Муниципального унитарного
предприятия "Благоустройство"
к Отделу Государственной инспекции безопасности
дорожного движения Питкярантского ГОВД
об оспаривании постановления о
привлечении к административной ответственности N 10 ПЮ 001801 от 07.02.2007 г.
по ст. 12.34 КоАП РФ
при участии в судебном заседании
21.03.2007 г.: от заявителя - представителя Курача
О.Г. по доверенности от 10.10.2006 г., от ответчика - не явился.
Резолютивная часть решения принята в
судебном заседании 27.03.2007 г.
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное
унитарное предприятие "Благоустройство" (далее заявитель, МУП
"Благоустройство", предприятие) обратилось в Арбитражный суд
Республики Карелия с заявлением об оспаривании постановления N 10 ПЮ 001801 от
07.02.2007 г. Отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Питкярантского ГОВД (далее ответчик, Отдел ГИБДД) о
привлечении предприятия к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ
в виде штрафа в размере 20.000 руб.
В судебном заседании 21.03.2007 г.
представитель заявителя заявленные требования поддержал, пояснил, что
постановление вынесено незаконно и необоснованно, поскольку на основании
законодательства о местном самоуправлении за содержание дорог ответственность
возлагается на органы исполнительной власти. Между Администрацией Питкярантского городского поселения (далее Администрация) и
МУП "Благоустройство" ежемесячно заключаются договоры по производству
работ текущего содержания и ремонта объектов внешнего благоустройства г.
Питкяранта. В приложении к договору определяется перечень объектов, по которым
предприятие обязано производить работы. На момент проведения 02.02.2007 г.
проверки зимнего содержания улично-дорожной сети г. Питкяранта Отделом ГИБДД предприятие очистку от снега ул. Ленина не производило,
поскольку договор на производство работ на февраль 2007 г. между предприятием и
Администрацией не был заключен. В соответствии с заключаемыми договорами
предприятие имеет право приостановить выполнение работ в случае наличия
задолженности Администрация местного самоуправления за ранее выполненные
работы. Предприятие также просит учесть, что из оспариваемого постановления о
привлечении к административной ответственности от 07.02.2007 г. не
усматривается, на каких именно улицах (объектах) допущены нарушения по
производству работ по снегоочистке и по каким основаниям обязанность по их
выполнению возлагается на предприятие. Заявитель настаивает на признании незаконным постановления от 07.02.2007 г. о привлечении
предприятия к административной ответственности.
Ответчик, Отдел ГИБДД Питкярантского
ГОВД, о судебном разбирательстве 21.03.2007 г. уведомлен надлежащим образом,
явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, заявил о
рассмотрении дела в свое отсутствие по имеющимся в деле материалам.
В соответствии со ст. ст. 156 и 210 АПК
РФ неявка участника процесса, надлежащим образом уведомленного о судебном
разбирательстве, не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие по
имеющимся в деле материалам.
В отзыве на иск ответчик заявленные
требования считает необоснованными и просит их отклонить. В судебном заседании
06.03.2007 г. представитель ответчика пояснял суду, что проверка 02.02.2007 г.
проводилась по исполнению предприятием предписания N 6 от 25.01.2007 г. В ходе
контрольной проверки было установлено, что МУП "Благоустройство" не
исполнило предписание в части устранения колейности
на проезжей части по ул. Ленина в г. Питкяранта. По мнению
Отдела ГИБДД, образование колейности явилось
следствием неисполнения предприятием обязанности по снегоочистке дорог в зимний
период, что предусмотрено договором N 1-07-а от 01.01.2007 г. Отдел просит
учесть, что между Администрацией и предприятием заключен аналогичный договор по
производству работ текущего содержания и ремонта дорог на февраль 2007 г. Кроме
того ответчик полагает, что оплата ранее выполненных работ Администрацией
производилась, факт оплаты подтверждается платежными документами о
перечислении денежных средств предприятию. При
проверке предприятие не оспаривало факта колейности и
неудовлетворительной очистки ул. Ленина, просило продлить сроки исполнения
предписания от 25.01.2007 г. в связи с технической неисправностью специальной
техники (грейдера) и не указывало на отсутствие договорных отношений с
Администрацией г. Питкяранта на выполнение данных работ. Отдел ГИБДД считает, что предприятие обоснованно привлечено к
административной ответственности, в ходе административного расследования
процессуальных нарушений допущено не было, предприятие уведомлялось о
возбуждении административного дела, о времени и месте составления протокола,
вынесения постановления, представитель заявителя присутствовал при их составлении
и давал объяснения.
21.03.2007 г. в 13 часов в судебном
заседании судом объявлялся перерыв до 14 часов 27.03.2007 г. 27.03.2007 г. в 14
часов судебное заседание продолжено в отсутствие сторон.
Выслушав представителя заявителя, изучив
письменные материалы дела, суд находит установленными следующие обстоятельства.
Муниципальное унитарное предприятие
"Благоустройство" зарегистрировано в Едином государственном реестре
юридических лиц 09.09.2005 г. за основным государственным регистрационным
номером 1051002013908.
Согласно пункту 2.1 Устава предприятие
создано в целях обеспечения потребителей отдельными видами жилищно-коммунальных
услуг, надлежащего санитарно-гигиенического состояния города и получения от
такой деятельности прибыли.
При проведении 25.01.2007 г. Отделом
ГИБДД в пределах предоставленной данному органу компетенции проверки текущего
эксплуатационного состояния переданных предприятию на обслуживание дорог было
установлено, что ул. Ленина и ул. Гоголя имеет снежную колейность,
в связи с чем предприятию выдано предписание N 6 о
ликвидации образовавшейся колейности в срок до
30.01.2007 г.
По факту
выявленного 25.01.2007 г. нарушения и в целях контроля за исполнением
предписания о ликвидации колейности на ул. Ленина и
ул. Гоголя в г. Питкяранта 02.02.2007 г. инспектором Отдела ГИБДД с участием
представителей городского поселения и мастера МУП "Благоустройство"
проведена проверка, в результате которой выявлено, что ул. Ленина - Пушкина,
Ленина - Гоголя, Гоголя - Победы и Пушкина - Привокзальная имеют колейность от 6 до 10 см,
данный факт отражен в акте от 02.02.2007 г, акт подписан членами комиссии без
возражений.
По результатам неисполнения предписания о
ликвидации колейности и нарушений по акту от
02.02.2007 г. государственным инспектором ОГИБДД Питкярантского
ГОВД 06.02.2007 г. в присутствии законного представителя МУП
"Благоустройство" составлен протокол N 10 АЮ 001702 об установлении в
действиях предприятия признаков правонарушения, ответственность за которое
наступает по ст. 12.34 КоАП РФ.
Постановлением N 10ПЮ 0016801 от
07.02.2007 г. предприятие привлечено к административной ответственности по ст.
12.34 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20000 руб.
Не согласившись с принятым
постановлением, МУП "Благоустройство" обжаловало его в судебном
порядке.
Согласно статье
12.34 КоАП РФ нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог,
железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном для
дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению
помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на
отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает
безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на
юридических лиц в размере от
двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
Объектом данного правонарушения выступает
безопасность дорожного движения. Указанная норма права является бланкетной.
Содержание и ремонт автомобильных дорог должны соответствовать установленным
правилам, нормативам и стандартам, обеспечивающим безопасность дорожного
движения.
В соответствии со статьей 3 Федерального
закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"
(далее Закон N 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного
движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном
движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Статьей
12 указанного Закона установлено, что ремонт и содержание дорог на территории
Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим
нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения,
удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых
с участием соответствующих органов исполнительной власти.
При этом Закон N 196-ФЗ предусматривает,
что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных
переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги,
железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения
состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать
меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению
движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает
безопасности движения.
В соответствии с утвержденным
постановлением Госстандарта РФ N 221 от 11.10.1993 г. ГОСТом Р
50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационным
состояниям, допустимым по условиям обеспечения безопасности дорожного
движения" установлен перечень требований, касающихся обеспечения
безопасности дорожного движения, к покрытию дорог, тротуаров, обочин, состоянию
дорожных знаков, светофоров, разметки, ограждений, наружному освещению.
Указанный стандарт 50597-93 также регламентирует сроки ликвидации гололедицы,
уборки улиц и дорог от снега в зимний период. Установленные стандартом
требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся
автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных
пунктов. Согласно пункту 3 ГОСТа Р 50597-93 проезжая
часть дорог, а также разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна
должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их
обустройству.
Пунктами 3.1.6 и
3.1.7 данного ГОСТа установлено, что сроки ликвидации зимней скользкости и
окончания снегоочистки для автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других
населенных пунктов не должны превышать 5 дней, нормативный срок ликвидации
скользкости принимается с момента обнаружения до полной ликвидации, а окончание
снегоочистки - с момента окончания снегопада или метели до завершения работ.
Таким образом, из вышеприведенных
правовых норм следует, что привлечение к ответственности по статье 12.34 КоАП
РФ возможно в случаях, когда установлен факт неисполнения или ненадлежащего
исполнения лицом, ответственным за содержание автодороги, улицы или дороги
населенных пунктов своих обязанностей.
Субъектом правонарушения, ответственность
за которое предусмотрена статьей 12.34 КоАП РФ, являются как должностные лица,
ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных
сооружений, так и юридические лица независимо от форм собственности,
уполномоченные осуществлять содержание, и ремонт данных объектов.
Материалами дела подтверждено, что для
реализации уставных задач между МУП "Благоустройство" и
Администрацией Питкярантского городского поселения
ежемесячно заключаются договоры на муниципальный заказ по производству работ
текущего содержания и ремонту объектов внешнего благоустройства г. Питкяранта. В частности, на январь и февраль 2007 г. заключены договоры N
1-07-а от 01.01.2007 г. и N 2-07-а от 01.02.2007 г. Согласно пунктам 1.1 и 1.2
указанных договоров предприятие обязано выполнять работы по текущему содержанию
и ремонту объектов дорожно-мостового хозяйства и благоустройства в соответствии
с перечнями объектов, указанных в Приложении N 1.
Из Приложения N 1 к договорам
усматривается, что предприятие в зимний период обязано содержать в надлежащем
состоянии улицы города, в том числе проезжую часть ул. Ленина в г. Питкяранта
на расстоянии от ул. Гоголя до ул. Титова, ул. Гоголя от ул. Победы до ул. Привокзальной.
Следовательно, на территории Питкярантского городского поселения в январе-феврале 2007
г. обязанность по содержанию дорог и улиц по перечню к указанным выше договорам
возложена муниципальным образованием на заявителя, МУП
"Благоустройство".
Из материалов административного дела
усматривается, что в результате проведенной работником Отдела ГИБДД Питкярантского ГОВД 25.01.2007 г. проверки установлен факт
неудовлетворительной очистки ул. Ленина и ул. Гоголя в г. Питкяранта от снега,
улицы наряду с другими нарушениями имеют снежную колейность
от 6 до 10 см, в связи с чем предприятию выдано
предписание N 6 о ликвидации образовавшейся колейности
в срок до 30.01.2007 г.
По факту
выявленного 25.01.2007 г. нарушения и в целях контроля за исполнением предписания
о ликвидации колейности на ул. Ленина и ул. Гоголя в
г. Питкяранта 02.02.2007 г. инспектором Отдела ГИБДД с участием представителей
городского поселения и мастера МУП "Благоустройство" проведена
дополнительная проверка, в результате которой выявлено, что на ул. Ленина -
Пушкина, Ленина - Гоголя, Гоголя - Победы и Пушкина - Привокзальная снегоуборка
не произведена,
улицы имеют колейность от 6 до 10 см, данный факт
отражен в акте от 02.02.2007 г., акт подписан членами комиссии и работником
предприятия без возражений.
В данном случае суд полагает, что
материалами дела полностью подтверждены обстоятельства, свидетельствующее о
допущенных заявителем недостатках в содержании дорог и улиц на территории Питкярантского городского поселения, в действиях МУП
"Благоустройство" имеется событие правонарушения, ответственность за
которое установлена ст. 12.34 КоАП РФ.
Отделом ГИБДД Питкярантского ГОВД обоснованно по результатам контрольной
проверки по выполнению предписания от 25.01.2007 г. о ликвидации образовавшейся
снежной колейности в отношении предприятия составлен
протокол N 10 АЮ 001702 от 06.02.2007 г. и вынесено постановление о привлечении
его к ответственности по постановлению N 10 ПЮ 001801 от 07.02.2007 г. по ст.
12.34 КоАП РФ в виде минимального размера штрафа - 20.000 руб. В ходе судебного разбирательства судом не установлено нарушений
процедуры привлечения предприятия к административной ответственности. Протокол
о нарушении и постановление о назначении наказания
приняты должностными лицами Отдела государственной инспекции безопасности
дорожного движения Питкярантского ГОВД в пределах
компетенции, предоставленной данному органу ст. ст. 23.3 и ч. 2 ст. 28.3 КоАП
РФ, в присутствии законного представителя предприятия, ему разъяснялись права и
обязанности, копия постановления предприятию вручена под расписку.
При этом судом не могут быть приняты
доводы предприятия об отсутствии договора на февраль 2007 г. и о возможности
приостановления работ по содержанию дорог и улиц в случае неисполнения органом
местного самоуправления своей обязанности по уплате ранее выполненных работ. О данных обстоятельствах заявителем не сообщалось административному
органу в процессе проведения первоначальной проверки улиц по снегоочистке от
25.01.2007 г., неудовлетворительная очистка улиц предприятием допущена в период
действия договора на январь 2007 г., само предписание от 25.01.2007 г. в случае
несогласия с ним предприятием в установленном законом порядке не оспаривалось,
указанные в предписании нарушения о неудовлетворительной очистке улиц поселения
от снега признаны МУП "Благоустройство", которое письмом от
30.01.2007 г. просило орган внутренних дел об отсрочке устранения колейности ввиду неисправности техники.
На основании изложенных выше
обстоятельств суд не усматривает оснований для удовлетворения требований МУП
"Благоустройство" о признании незаконным и отмене постановления N 10
ПЮ 001801 от 07.02.2007 г. по ст. 12.34 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 211
АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении
заявления муниципального унитарного предприятия "Благоустройство"
(запись в ЕГРЮЛ N 1051002013908 от 09.08.2005 г., расположенного в г.
Питкяранта, ул. Пушкина, д. 3) к Отделу Государственной инспекции безопасности
дорожного движения Питкярантского ГОВД о признании
незаконным постановления N 10 П. 001801 от 07.02.2007 г. о привлечении к
административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ в виде штрафа в размере
20.000 руб. отказать.
Решение вступает в
законную силу по истечении 10 дней с момента его принятия, но может быть
обжаловано через Арбитражный суд Республики Карелия в Тринадцатый арбитражный
апелляционный суд (г. Санкт-Петербург) согласно ст. ст. 257 и 259 АПК РФ или в
кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд северо-Западного округа
согласно ст. ст. 273 и 276 АПК РФ.
Судья
К.И.МЕЩЕРЯКОВА