ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 24 февраля 2011 г. по делу N 3-5/11
Верховный суд
Республики Саха (Якутия) в составе председательствующей Семеновой М.Н., с
участием прокурора Днепровского М.В., при секретаре Дудайти
А.Ш. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске 24 февраля 2011 года
дело по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании
противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановление
Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 октября 2010 года N 474 "Об утверждении требований к системе выпуска отработавших
газов двигателей грузовых автомобилей полной массой более 3,5 тонн и автобусов
полной массой от 5 тонн и более",
установил:
Заместитель
прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в Верховный суд Республики Саха
(Якутия) с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству
и недействующим постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 27
октября 2010 года N 474 "Об утверждении требований к системе выпуска
отработавших газов двигателей грузовых автомобилей полной массой более 3,5 тонн
и автобусов полной массой от 5 тонн и более" на том основании, что оспариваемый нормативный правовой
акт принят Правительством Республики Саха (Якутия) с превышением полномочий
субъекта Российской Федерации, что федеральным законодательством установлены единые
требования к эксплуатации автомобилей, в целях обеспечения безопасности
дорожного движения.
В судебном заседании прокурор поддержал
заявление, указывая на то, что федеральным законом определен порядок и условия
эксплуатации транспортных средств, в том числе установлены единые требования к
системе выпуска отработанных газах, в целях обеспечения безопасности дорожного
движения, на собственника возложена дополнительная обязанность, что является
недопустимым, просит удовлетворить заявление.
Представитель Правительства РС(Я) Алексеев П.В. с заявлением прокурора не согласен и
пояснил, что оспариваемое постановление принято в целях обеспечения
безопасности дорожного движения в зимний период - период плохой видимости.
Указанные требования к системе выпуска отработанных газов двигателей грузовых
автомобилей и автобусов определяют только направление указанных выбросов, при
этом не нарушаются стандарты и технические нормы автотранспортных средств. Оно
принято в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Просит отказать в
удовлетворении заявления.
Представитель МВД РС(Я)
Гуманенко В.Г. с заявлением прокурора не согласна и
пояснила, что оспариваемым постановлением не нарушаются технические нормы и
стандарты, просит отказать в удовлетворении заявления.
Выслушав пояснения
участников процесса, специалистов, исследовав представленные материалы, суд
приходит к следующему.
Правительством Республики Саха (Якутия)
от 27 октября 2010 года принято постановление N 474 "Об утверждении
требований к системе выпуска отработавших газов двигателей грузовых автомобилей
полной массой более 3,5 тонн и автобусов полной массой от 5 тонн и более".
В п. 1
Постановления утверждены следующие требования к системе выпуска отработавших
газов двигателей грузовых автомобилей полной массой более 3,5 тонн и автобусов
полной массой от 5 тонн и более: а) грузовых автомобилей полной массой более
3,5 тонн - на правую сторону; б) автобусов полной массой от 5 тонн и более (в
период с 15 октября по 31 марта) - вверх.
В 2 Постановления
собственникам указанных категорий транспортных средств, в целях обеспечения
безопасности дорожного движения и в связи с особенностями эксплуатации
автомобилей в Республике Саха (Якутия), определяющимися климатическими
условиями - ограниченной видимостью вследствие сильных туманов и выброса в
атмосферу выхлопных газов грузовых автомобилей и автобусов, обеспечить внесение
изменений в систему выпуска отработавших газов.
Анализ содержания
постановления Правительства Республики Саха (Якутия) свидетельствует о том, что
на собственников, имеющих грузовых автомобили полной массой более 3,5 тонн,
автобусов полной массой от 5 тонн и более возлагается в обязанность
устанавливать дополнение к системе выпуска отработанных газов, в частности
установить дополнительный патрубок или шланг с направлением на правую сторону и
вверх.
Между тем, согласно пункту 3
"Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и
обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного
движения", утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993
года N 1090, техническое состояние и оборудование транспортных средств в части,
относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно
отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации.
Разделом 1 ГОСТа Р
51709 - 2001 определено, что требование стандарта являются обязательными и
направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, жизни и здоровья
людей, сохранности их имущества и охраны окружающей среды.
Транспортное средство, выпускаемое в
эксплуатацию должно соответствовать техническим нормам, установленным
федеральным законодателем. Изменение этих норм должно быть согласовано с
федеральными органами в области безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 6 п. 1
ФЗ от 10.12.1995 года N 196 "О безопасности дорожного движения" к
полномочиям Российской Федерации относится формирование и проведение на
территории Российской Федерации единой государственной политики в области
безопасности дорожного движения, установление правовых основ обеспечения
безопасности дорожного движения, установление единой системы правил,
стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам
обеспечения безопасности дорожного движения.
Исходя из
приведенной нормы закона следует, что
федеральным законодательством определен порядок и условия эксплуатации
транспортных средств, в том числе установлены единые требования к системе
выпуска отработанных газов. Действующим законодательством не предусмотрены
возможности внесения, каких либо изменений в транспортные средства в
зависимости от климатических условий региона.
П. 3 ст. 6 ФЗ от 10.12.1995 года
субъектам Российской Федерации дано право самостоятельно решать
вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, только вне пределов
ведения Российской Федерации. Полномочия органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного
движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Из
приведенной нормы следует, что субъекты Российской Федерации вправе решать
вопросы обеспечения безопасности дорожного движения кроме вопросов указанных в
ст. 6 п. 1, а изменение стандартов, технических норм, изменение единой системы
правил принадлежит федеральному законодателю.
Оспариваемым постановлением на
собственников автотранспортных средств возлагается в обязанность внесения
изменений в систему выпуска отработанных газов. В принятом постановлении не
определены расходные обязательства. Как пояснил представитель Правительства РС(Я) Алексеев П.В., расходы по установлению дополнительной
части к автомашине возлагается на собственников. Между тем, в принимаемом
нормативном правовом акте должно быть четко указаны расходные обязательства, во
избежание неоднозначного толкования.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику
принадлежит право владения, пользование и распоряжение своим имуществом.
Принятым постановлением создается препятствие собственникам свободно
пользоваться своим правом, что является недопустимым.
Доводы представителя Правительства РС(Я) о том, что данная норма была принята в целях
обеспечения безопасности дорожного движения в зимний период времени, указывает
на то, что вопросы безопасности движения поднимаются правомерно, однако субъект
вправе решать те вопросы, которые относятся к их полномочиям. Как следует из
ответа заместителя Председателя Правительства РС(Я) от
30 декабря 2010 года N 744-П4 на протест прокурора указанное постановление
будет признано утратившим силу. Однако на момент рассмотрения дела постановление
является действующим.
В связи с тем, что оспариваемое
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) принято с превышением
полномочий субъекта Российской Федерации, подлежит признанию недействующим с
момента вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,
суд
решил
Удовлетворить заявление заместителя
прокурора Республики Саха (Якутия).
Признать постановление Правительства
Республики Саха (Якутия) от 27 октября 2010 года N 474 "Об утверждении
требований к системе выпуска отработавших газов двигателей грузовых автомобилей
полной массой более 3,5 тонн и автобусов полной массой от 5 тонн и более"
противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления
в силу решения суда.
Сведения о принятом решении опубликовать
в газете "Якутия".
Решение может быть обжаловано в течение
десяти дней в Верховный Суд Российской Федерации.
Председательствующий
М.Н.СЕМЕНОВА