ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 22 марта 2011 г. N 7-210/2011
Судья Набиулина Л.А.
Судья Ленинградского областного суда Осоцкий А.И.,
при секретаре Ш.В.,
рассмотрев жалобу Г. на решение судьи
Всеволожского городского суда Ленинградской области от 16 февраля 2011 года по
делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.20 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
установил:
постановлением
инспектора по розыску 3 батальона специального полка ГИБДД ГУВД по г.
Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 26 декабря 2010 года, оставленным
без изменений решением судьи Всеволожского городского суда Ленинградской
области от 16 февраля 2011 года, Г. привлечен к административной
ответственности по ст. 12.20 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде
административного штрафа в размере 100 рублей.
Согласно принятым
процессуальным актам Г. 26 декабря 2010 года в 21 час 35 минут на <...>
км <...> во Всеволожском районе Ленинградской области, управляя
транспортным средством <...>, имеющим государственный регистрационный
знак N <...>, двигался в нарушение требований п. 19.1 Правил дорожного
движения Российской Федерации с невключенным светом
фар.
В жалобе Г.
содержится просьба об отмене постановления инспектора ГИБДД от 26 декабря 2010
года и решения судьи Всеволожского городского суда Ленинградской области от 16
февраля 2011 года и о прекращении производства по делу в связи с
недоказанностью события административного правонарушения, а также в связи с
нарушением прав заявителя в ходе производства по делу об административном
правонарушении.
Изучив материалы дела, проверив доводы
жалобы, выслушав Г., прихожу к выводу о наличии оснований для отмены принятых
решений.
Из дела
усматривается, что 26 декабря 2010 года инспектором по розыску 3 батальона
специального полка ГИБДД ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области Ш.
был составлен протокол об административном правонарушении в отношении Г. за
нарушение последним требований п. 19.1 Правил дорожного движения и совершение
административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.20 КоАП РФ.
Принимая в последующем постановление о
привлечении Г. к административной ответственности по ст. 12.20 КоАП РФ,
датированное, как указывалось выше, также 26 декабря 2010 года, должностным
лицом ГИБДД не было учтено следующее.
Согласно положениям ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ
в случае, если при совершении физическим лицом административного правонарушения
назначается административное наказание в виде предупреждения или
административного штрафа, протокол об административном правонарушении не
составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения
административного правонарушения выносится постановление по делу об
административном правонарушении о назначении
административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа
в порядке, предусмотренном статьей 29.10 КоАП РФ. Копия постановления по делу
об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении
которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.
В случае, если
лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении,
оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное
ему административное наказание, составляется протокол об административном
правонарушении (ч. 2 ст. 28.6 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 28.8 КоАП РФ
протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется
судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об
административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления
протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.
Анализ указанных норм, а также положений
главы 29 КоАП РФ в их взаимосвязи показывает, что на месте совершения
физическим лицом административного правонарушения наложение административного
штрафа может иметь место лишь в случае, если это лицо не оспаривало наличия
события административного правонарушения и (или) назначенное ему
административное наказание. В иных случаях производство по
делу об административном правонарушении после направления протокола об
административном правонарушении судье, в орган, должностному лицу,
уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении должно
было осуществляться по правилам, установленным в главе 29 КоАП РФ, что
предполагает обеспечение возможности привлекаемому к административной
ответственности лицу реализовать свои процессуальные права, предусмотренные ст.
25.1 КоАП РФ, другими нормами административного законодательства.
Данные требования закона выполнены не
были.
Из протокола об административном
правонарушении, время начала составления которого - 26 декабря 2010 года, 21
час 40 минут, усматривается, что он содержит собственноручную запись Г. о
несогласии с правонарушением. В том же протоколе имеется исполненное
инспектором ГИБДД указание о рассмотрении дела там же на <...> км
<...> во Всеволожском районе Ленинградской области, что и было
осуществлено в действительности.
Оценивая законность
и обоснованность постановления инспектора ГИБДД от 26 декабря 2010 года,
прихожу к выводу, что рассмотрение должностным лицом ГИБДД дела об
административном правонарушении в отношении Г. на месте совершения
правонарушения на <...> км <...> во Всеволожском районе
Ленинградской области немедленно после составления протокола об
административном правонарушении, в позднее нерабочее время, не может
рассматриваться как произведенное в соответствии с законом, обеспечившее
возможность Г., не согласившемуся
с административным правонарушением, реализовать права, предусмотренные ст. 25.1
КоАП РФ, в том числе, гарантированное ст. 48 Конституции Российской Федерации
право на защиту.
Решением судьи Всеволожского городского
суда Ленинградской области от 16 февраля 2011 года указанные нарушения
устранены не были.
При таких обстоятельствах постановление
инспектора по розыску 3 батальона специального полка ГИБДД ГУВД по
Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 26 декабря 2010 года и решение
судьи Всеволожского городского суда Ленинградской области от 16 февраля 2011
года подлежат отмене.
Из положений ст. 4.5 КоАП РФ следует, что
срок давности привлечения к административной ответственности за
административные правонарушения, предусмотренные ст. 12.20 КоАП РФ, составляет
два месяца.
Согласно материалам дела, событие,
квалифицированное как предусмотренное ст. 12.20 КоАП РФ административное
правонарушение, совершенное Г., имело место 26 декабря 2010 года. Таким
образом, постановление по рассматриваемому делу не может быть вынесено позднее
26 февраля 2011 года.
В соответствии п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ
истечение срока давности привлечения к административной ответственности
является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном
правонарушении.
На основании
изложенного, руководствуясь п. 6 ч. 1 ст. 24.5, п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9
КоАП РФ, судья
решил:
постановление
инспектора по розыску 3 батальона специального полка ГИБДД ГУВД по
Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 26 декабря 2010 года и решение
судьи Всеволожского городского суда Ленинградской области от 16 февраля 2011
года, принятые в отношении Г. по делу об административном правонарушении,
предусмотренном ст. 12.20 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях отменить, производство по делу прекратить.
Судья
ОСОЦКИЙ А.И.