САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 марта 2011 г. N 4175
Судья:
Масленникова Л.О.
Судебная коллегия по гражданским делам
Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Корсаковой Н.П.
судей Ильинской Л.В. и Быханова А.В.
при секретаре К.
рассмотрела в судебном заседании 28 марта
2011 года дело N 2-25/11 по кассационной жалобе на решение Смольнинского
районного суда Санкт-Петербурга от 19 января 2011 года по иску С. к Российскому
союзу автостраховщиков о взыскании компенсационной выплаты и по встречному иску
И. к С. о возмещении ущерба.
Заслушав доклад судьи Корсаковой Н.П.,
объяснения С., И., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского
городского суда
установила:
18 мая 2008 года на 74 км автодороги
Санкт-Петербург - Нарва произошло ДТП с участием автомашин Форд, г/н
<...>, под управлением водителя И., и автомашины Мицубиси "Паджеро", г/н <...>, под управлением водителя С.
Обе автомашины получили технические
повреждения, водители свою виновность в ДТП оспаривали.
С. предъявил требования к И. о взыскании
ущерба 106728 руб. 47 коп.
В дальнейшем, по данному требованию в
качестве ответчика был привлечен Российский союз автостраховщиков.
Во встречном иске И. просил взыскать с С. ущерб в сумме 172319 руб. и расходы по делу.
Решением суда по
настоящему делу с С. в пользу И. взысканы возмещение
ущерба в связи с ДТП 162359 руб. 82 коп., расходы на эвакуацию в сумме 1970
руб., 2570 руб. и 1970 руб., расходы на составление калькуляции 1400 руб.,
расходы по производству оценки - 2050 руб. и государственная пошлина в сумме
3324 руб., а всего взыскано 175643 руб. 82 коп.
В остальной части иска отказано.
В удовлетворении исковых требований С. к
Российскому союзу автостраховщиков о взыскании компенсационной выплаты
отказано.
В кассационной жалобе С. поставлен вопрос
о признании решения суда незаконным.
Судебная коллегия, изучив материалы дела,
доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Судом установлено, что 18 мая 2008 года
на 74 км трассы Санкт-Петербург - Нарва произошло ДТП, в результате которого
столкнулись 2 автомашины - Форд, г/н <...>, под управлением водителя И.,
и Мицубиси "Паджеро", г/н <...>, под
управлением водителя С.
Гражданская ответственность водителя И.
была застрахована в ООО "Северо-Западная Страховая Компания", у
которого в соответствии с Приказом Федеральной службы страхового надзора N 459
от 10 октября 2008 года была отозвана лицензия на осуществление страховой
деятельности.
В силу положений ст. 18 ФЗ "Об
обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных
средств", в качестве соответчика вместо прекратившего свою деятельность
ООО "Северо-Западная Страховая Компания" к участию в деле привлечен
Российский союз автостраховщиков.
Гражданская ответственность водителя С.
была застрахована в страховой компании "Росгосстрах", которая
выплатила водителю И. страховое возмещение в размере 120000 руб., т.е. в
пределах лимита, установленного законом.
Материалами дела установлено, что по
факту данного ДТП ОГИБДД по Волосовскому району
Ленинградской области была проведена проверка.
В рамках проверки Центром судебных
экспертиз было проведено 2 автотехнических исследования.
Согласно заключению
от 14 августа 2008 года, с технической точки зрения в действиях того водителя,
кто выехал на сторону дороги, предназначенную для встречного движения,
усматриваются несоответствия требованиям пунктов 9.4, 9.10, 10.1 ч. 1 ПДД РФ, а
в действиях того водителя, кто не выезжал на сторону дороги, предназначенную
для встречного движения, не усматривается несоответствия требованиям ПДД РФ.
В соответствии с заключением от 15 апреля
2009 года, в данной дорожной ситуации водитель С. должен был руководствоваться
требованиями п.п. 9.4 и 10.1 ПДД.
С технической точки зрения в его
действиях усматривается несоответствие этим требованиям.
Водитель И. должен был руководствоваться
требованиями второй части п. 10.1 ПДД РФ.
В его действиях не усматривается
несоответствия требованиям ПДД РФ.
Судом в решении суда были исследованы
версии водителей относительно причин возникновения дорожно-транспортного
происшествия, приведенные выше экспертные исследования, назначалась судебная
автотехническая экспертиза.
Принимая во внимание, что по результатам
судебной экспертизы однозначного вывода о нарушении кем-либо из водителей
правил дорожного движения также сделано не было, для правильного разрешения
спора суд обоснованно пришел к необходимости установления обстоятельств и
оценки доказательств на предмет определения водителя, выехавшего первым на
полосу встречного движения.
При оценке
представленных в суд доказательств, суд обоснованно не принял во внимание
показания свидетелей, которые находились в качестве пассажиров, по причине их
заинтересованности в исходе дела, подробным образом исследовал представленные
сторонами доводы в обоснование своих требований и возражений по ним и пришел к
правомерному выводу о том, что версия истца по основным требованиям не нашла
своего подтверждения.
При этом суд установил, что последним
была подписана схема ДТП, возражений по поводу неточностей в схеме не
указывалось, что позволило сделать обоснованный вывод о том, что утверждения
истца о неверно указанных данных о ширине дороги в месте ДТП на схеме ДТП, не
основаны на материалах дела.
При таком положении, суд пришел к
обоснованному выводу о том, что схема ДТП от 18 мая 2008 года является
правильной и ее данные соответствуют действительности.
Утверждение истца о том, что на дороге
имелась разметка, которую пересек ответчик, выехав на встречную полосу
движения, не нашло своего подтверждения в материалах дела, опровергается
принятыми судом, как допустимое доказательство, показаниями свидетеля Б., не
проявившего заинтересованности в исходе дела, фотографиями, сделанными самим
истцом.
При таком положении, как правильно
признал суд, предполагаемую середину дороги (осевую линию) каждый водитель
должен был определить сам в соответствии с требованиями п. 9.1 ПДД РФ.
В соответствии с указанным пунктом
Правил, количество полос движения для безрельсовых транспортных средств
определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если
их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов
транспортных средств и необходимых интервалов между ними.
При этом стороной, предназначенной для
встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной
полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не
считая местных уширений проезжей части
(переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы
мест остановок маршрутных транспортных средств).
Разрешая спор, суд правомерно принял во
внимание, что на автомашине истца рулевое колесо расположено справа и согласился
с утверждением ответчика о том, что истец мог неверно определить ширину
проезжей части и сместиться влево по ходу своего движения.
Правомерно были
отклонены судом доводы истца о том, что водитель И., управлявший автомашиной
без очков, в ношении которых нуждается, давал неправильную оценку размера
ширины проезжей части и неверно определял середину дороги, а также были
подвергнуты сомнению показания со стороны истца свидетеля С., поскольку
указанный свидетель был допрошен сотрудниками ОГИБДД спустя месяц после ДТП; его показания в судебном заседании о том, что он четко видел, как в
неблагоприятных погодных условиях автомашина водителя И., идущая впереди его
автомашины за 200 м, и разделяемая еще двумя автомашинами, выехала на встречную
полосу движения, объезжая выбоину, версию истца не подтвердили; расходятся с
показаниями свидетелей Ш. и К., показавшими суду, что дорога была в плохом
состоянии практически по всей своей протяженности.
В связи с этим
судом был сделан обоснованный вывод о том, что внимание водителей, в том числе
сторон по делу, должно было быть сосредоточено на всем участке дороги, по
которому они следовали и обоснованно не приняты во внимание утверждения истца и
показания свидетеля Ш. в той части, что в связи с плохим состоянием дорожного
покрытия дороги в месте ДТП, объезд выбоины
был возможен только с выездом на полосу встречного движения, поскольку из
показаний свидетелей С. и Б. следовало, что выбоины можно было объехать как
справа по обочине, так и по встречной полосе.
Вместе с тем, как правильно пришел к
выводу суд, убедительных доказательств, которые достоверно свидетельствовали бы
о том, что автомашина водителя И. для объезда выбоины на дороге выехала на
сторону встречного движения, суду не представлено.
Схема ДТП является достоверной; данные о
расстояниях, указанные на схеме соответствуют действительности; анализ ДТП,
который был приведен в заключении эксперта по факту
ДТП от 15 апреля 2009 года в рамках проверки сотрудниками ОГИБДД Волосовского района Ленинградской области, согласно
которому у обоих автомобилей были повреждены правые передние углы, является
объективным, экспертом построена масштабная схема, отражены конечное положение
автомобилей и точки столкновения со слов обоих водителей.
Совокупность
приведенной судом оценки доказательств, в том числе заключения эксперта,
который пришел к выводу о том, что водитель С. в данной дорожной ситуации имел
объективную возможность предотвратить происшествие при выполнении требований
ПДД РФ, а с технической точки зрения в его действиях усматривается
несоответствие этим требованиям, позволила суду сделать правильный вывод о том,
что версия водителя С., как противоречивая, не соответствует объективным обстоятельствам дела.
В то же время, суд правомерно пришел к
выводу о том, что версия водителя И. не противоречит объективно зафиксированным
объективным данным, по мотивам, с которыми следует согласиться.
При этом суд обоснованно сослался в
решении на то, что заключение эксперта за N 104/13 от 15 апреля 2009 года
является одним из письменных доказательств по данному спору, которое не
противоречит материалам дела, выводам, содержащимся в заключении судебной экспертизы от 14 декабря 2010 года, в
соответствии с которыми обе версии водителей имели равновероятное право на
существование.
Таким образом, правильно оценив
представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к обоснованному
выводу о том, что ДТП 18 мая 2008 года произошло по вине водителя С.,
несоблюдение которым требований п. 9.4 и 9.10 ПДД РФ привело к столкновению автомашин
и причинению ущерба водителю И.
Из материалов дела усматривается, что
стоимость восстановительного ремонта автомашины Форд, принадлежащей И. в
соответствии с отчетом N 8/3874 ЗАО "ЛАТ", с учетом износа заменяемых
деталей, составляет 282359 руб. 82 коп.
Согласно ответу ООО
"Росгосстрах" от 01 марта 2010 года, указанная страховая компания
выплатила И. в счет возмещения ущерба 120000 руб., таким образом, суд
обоснованно пришел к выводу о взыскании с С. в пользу
И. разницы в размере 162359 руб. 82 коп., а также расходов на эвакуацию
автомашины И. с места ДТП в сумме 1970 руб., 2570 руб., 1970 руб. и расходов на составление отчета о стоимости ущерба автомашины в сумме
2050 руб. и калькуляции в сумме 1400 руб.
В связи с тем, что доказательств несения
расходов на участие в деле представителя в сумме 14500 руб. И. суду не
представил, данная часть его требований обоснованно не была удовлетворена.
Доводы кассационной жалобы, которые
содержат в себе переоценку выводов суда, не являются основанием для признания решения
суда незаконным.
В решении суда изложены обстоятельства
дела, дана оценка доказательствам, применен закон, подлежащий применению, что
позволяет сделать вывод о законности и обоснованности судебного акта
постановленного по настоящему делу.
На основании изложенного,
руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Смольнинского
районного суда от 19 января 2011 года оставить без изменения, кассационную
жалобу без удовлетворения.