ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2011 г. по делу N 44а-400/2011
Заместитель
председателя Пермского краевого суда П.Н.Сурков,
рассмотрев жалобу С., поданную его защитником Батищевым Е.В. на постановление
мирового судьи судебного участка N 59 Добрянского
муниципального района Пермского края от 21 января 2011 года и решение Добрянского районного суда Пермского края от 28 февраля
2011 года, вынесенные в отношении С. по делу об административном
правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях,
установил:
Постановлением
мирового судьи судебного участка N 59 Добрянского
муниципального района Пермского края от 21 января 2011 года С. признан виновным
в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено
наказание в виде лишения права управления транспортными средствами на срок 1
год 6 месяцев (л.д. - 14).
Решением судьи Добрянского
районного суда Пермского края от 28 февраля 2011 года постановление мирового
судьи судебного участка N 59 Добрянского
муниципального района Пермского края от 21 января 2011 года оставлено без изменения,
а жалоба С. и его защитника - без удовлетворения (л.д.
26-27).
В надзорной жалобе, поступившей в
Пермский краевой суд 08 апреля 2011 г., С. и его заявителем Батищевым Е.В.
поставлен вопрос об отмене судебных актов и прекращении производства по делу. В
обоснование заявленных требований заявитель и его защитник указывают, что в
нарушение ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о времени и дате судебного заседания С. не
был извещен надлежащим образом, в связи с чем он не мог участвовать при
рассмотрении дела. Также С. и его представитель мотивировали требование тем,
что действия заявителя неверно квалифицированы по ч. 1 ст. 12.26 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку при освидетельствовании
на состояние опьянения с результатами освидетельствования С. был согласен. При
указанных обстоятельствах действия заявителя необходимо квалифицировать по ч. 1
ст. 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело об административном правонарушении
было истребовано 11 апреля 2011 года и поступило в Пермский краевой суд 22
апреля 2011 года.
Изучив материалы дела, доводы жалобы С. и
его представителя, оснований для удовлетворения указанной жалобы не нахожу в
связи со следующими обстоятельствами.
В соответствии с частью 1 ст. 12.26
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение
водителем законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского
освидетельствования на состояние опьянения влечет лишение права управления
транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
В силу пункта 2.3.2 Правил дорожного
движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства
Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, водитель обязан проходить по
требованию сотрудников милиции освидетельствование на состояние опьянения.
Из материалов дела усматривается, что 15
января 2011 года в 03:05 на ул. <...> С. управлял автомашиной марки,
государственный регистрационный знак <...>, с признаками алкогольного
опьянения (запах алкоголя изо рта) не выполнил законного требования сотрудника
милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Вина С. в
совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждена
доказательствами, имеющимися в материалах дела, а именно, протоколом об
административном правонарушении (л.д. 4), протоколом
об отстранении С. от управления транспортным средством (л.д.
6), протоколом о направлении на медицинское освидетельствование на состояние
опьянения (л.д. 8), актом освидетельствования на
состояние алкогольного опьянения (л.д. 11).
Все собранные по делу доказательства
получили оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях.
Довод С. и его защитника о том, что
заявитель не был извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела
об административном правонарушении мировым судьей, в связи
с чем был лишен возможности реализовать свои процессуальные права,
предусмотренные ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях, является несостоятельным.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях дело
об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении
которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в
случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, либо если имеются данные о надлежащем
извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило
ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство
оставлено без удовлетворения.
В соответствии с
пунктом 6 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях" в целях
соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об
административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого
извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных
с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может
быть произведено с использованием любых доступных средств связи,
позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено
(судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.).
Лицо, в отношении которого ведется
производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного
рассмотрения и в случае, когда с указанного им места жительства (регистрации)
поступило сообщение о том, что оно фактически не проживает по этому адресу.
Из материалов дела следует, что в адрес
заявителя, указанный в протоколе об административном правонарушении, была
направлена судебная повестка с заказным уведомлением, которая своевременно
поступила на почтовое отделение по адресу С., как это следует из штампов на
конверте (л.д. 24). Между тем С., знающий о том, что
в отношении него ведется производство по делу об административном
правонарушении, мер для ее получения не предпринял, повестка вернулась в суд за
истечением срока хранения.
Таким образом, мировым судьей были
предприняты меры для надлежащего извещения С. о времени и месте рассмотрения
дела. В связи с тем, что ходатайств об отложении слушания дела от заявителя не
поступило, мировым судьей в соответствии с положениями ст. 25.1 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях дело обоснованно
рассмотрено в отсутствие С.
Указанный довод был также проверен судьей
районного суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об
административном правонарушении, ему дана надлежащая и правильная оценка.
Довод жалобы о том, что действия
заявителя неверно квалифицированы по ч. 1 ст. 12.26 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях, поскольку заявитель не отрицал
результаты освидетельствования, является необоснованным и не влечет отмену
постановленных судебных решений.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ
задачами производства по делам об административных правонарушениях являются
всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств
каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения
вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших
совершению административных правонарушений.
Частью 1 статьи 12.26 КоАП РФ
предусмотрена административная ответственность за невыполнение водителем
законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского
освидетельствования на состояние опьянения.
Одним из обязательных признаков
объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, является законность требования сотрудника милиции о
прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Требование
сотрудника милиции является законным при наличии законных оснований для
направления водителя на медицинское освидетельствование и соблюдении
установленного порядка направления на медицинское освидетельствование. О
соблюдении установленного порядка направления на медицинское
освидетельствование на состояние опьянения, в частности, свидетельствует
наличие двух понятых при применении данной меры обеспечения производства по
делу.
Как следует из материалов дела, заявитель
на законное требование сотрудника милиции пройти медицинское
освидетельствование ответил отказом в нарушение п. 2.3.2 ПДД РФ, тем самым
совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.26 КоАП
РФ.
Данный факт подтверждается протоколом о
направлении на медицинское освидетельствование (л.д.
8), при совершении данного процессуального действия присутствовали понятые П. и
И., сведения о которых зафиксированы в
соответствующих графах протокола. С участием названных лиц также имело место
отстранение С. от управления транспортным средством, что следует из
соответствующего протокола (л.д. 6).
Кроме того, довод надзорной жалобы о том,
что С. был согласен с результатами освидетельствования, не соответствует
материалам дела, поскольку в акте освидетельствования на состояние алкогольного
опьянения в графе результаты освидетельствования С. от подписи отказался, также как и отказался от подписи самого акта, в то время как
чек алкотестера с результатам анализа заявитель
подписал собственноручно.
Также является правильным вывод мирового
судьи о том, что при составлении протоколов об административном правонарушении,
проведении освидетельствования и составления акта по результатам его
проведения, составлении протокола о направлении на медицинское
освидетельствование, является дополнительной гарантией на обеспечение прав
водителя и направлено на защиту этого лица от злоупотреблений со стороны
должностных лиц.
При таких обстоятельствах действия
заявителя были правильно квалифицированы по части 1 статьи 12.26 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наказание С. назначено в соответствии с
требованиями ст. 3.8, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях, с учетом характера совершенного административного
правонарушения, личности виновного.
Каких-либо процессуальных нарушений,
влекущих отмену оспариваемых судебных актов при производстве по делу об
административном правонарушении, не допущено.
Руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст.
30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
Постановление мирового судьи судебного
участка N 59 Добрянского муниципального района
Пермского края от 21 января 2011 года и решение Добрянского
районного суда Пермского края от 28 февраля 2011 года, вынесенные в отношении
С., оставить без изменения, жалобу С. и его защитника, Батищева Е.В. - без
удовлетворения.
Заместитель председателя
Пермского краевого суда
П.Н.СУРКОВ