ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 мая 2011 года
Судья: Гулящих А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Копотева
И.Л.,
судей Кричкер
Е.В. и Анисимовой В.И.,
секретаря Утробина А.С.,
прокурора Б.Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
в городе Ижевске 16 мая 2011 года дело по кассационной жалобе Администрации МО
"Завьяловский район" УР в лице ее
представителя С.А.А. на решение Завьяловского
районного суда Удмуртской Республики от 28 февраля 2011 года, которым
заявление прокурора удовлетворено в
полном объеме.
Администрация МО "Завьяловский район" обязана в течение 6 (шести)
месяцев со дня вступления в законную силу решения суда выполнить мероприятия по
приведению автомобильной дороги, расположенной в границах муниципального
образования "Завьяловский район" и
соединяющей между собой с. Бабино и д. Кетул Завьяловского района Удмуртской Республики, в соответствие
с ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы.
Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения
безопасности дорожного движения":
- на всем протяжении дороги устранить
колеи и установить технические средства организации дорожного движения;
- на 0,9 км и 1,7 км над водопроводными
трубами установить барьерные ограждения;
- на 3,2 км расширить ширину проезжей
части дороги до размеров, установленных ГОСТ Р
50597-93.
Судебная коллегия, заслушав доклад судьи
Верховного Суда Удмуртской Республики Анисимовой В.И., объяснения представителя
Администрации МО "Завьяловский район"
С.А.А., действующего по доверенности от 11.01.2011 г. сроком на 1 год,
поддержавшего доводы жалобы, объяснения прокурора Борзенковой
Т.А., возражавшей против удовлетворения жалобы,
установила:
Прокурор обратился в суд в интересах
неопределенного круга лиц к Администрации МО "Завьяловский
район" с иском: - о признании незаконным ее бездействия, выразившегося в
непринятии мер по надлежащему содержанию автомобильной дороги, расположенной в
границах муниципального образования "Завьяловский
район" и соединяющей между собой с. Бабино и д. Кетул
Завьяловского района Удмуртской Республики; - о
возложении на нее обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения
суда в законную силу выполнить мероприятия по приведению данной дороги в
соответствие с ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные
дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по
условиям обеспечения безопасности дорожного движения". В обоснование иска
указано, что в ходе прокурорской проверки установлено несоответствие данной
автомобильной дороги требованиям безопасности дорожного движения, ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к
эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности
дорожного движения". Согласно акту проверки
вышеуказанной автомобильной дороги, проведенной 23.11.2010 г. сотрудниками
ОГИБДД ОВД по Завьяловскому району, установлены
следующие недостатки: на всем протяжении автодороги дороги с. Бабино - д. Кетул (6 км) имеются колеи глубиной до 30 см и отсутствуют
какие-либо технические средства организации дорожного движения (в том числе,
предупреждающие о наличии опасных условий движения); на 0,9 км и 1,7 км
- над водопропускными трубами наличие насыпи высотой более 3 м, необходима
установка барьерного ограждения; на 3,2 км - наличие водопропускной трубы, где
ширина проезжей части заужена до 4 м. Данные недостатки дороги в целях
обеспечения безопасности движения подлежат устранению. Дорога расположена в
границах муниципального образования "Завьяловский
район", вне границ населенных пунктов, не является дорогой федерального,
регионального или межмуниципального значения либо частной автомобильной
дорогой, относится к категории автомобильных дорог местного значения.
Выявленные нарушения при содержании автомобильной дороги и несоответствие ее
состояние требованиям ГОСТ Р 50597-93 затрудняют
движение транспорта, способствует созданию аварийных ситуаций на данной дороге.
В 2010 г. на имя Главы Администрации МО "Завьяловский
район" направлены обращения по вопросу ненадлежащего состояния
вышеуказанной автомобильной дороги. Недостатки, выявленные на данной
автомобильной дороге, до настоящего времени не устранены, дорога не приведена в
состояние, отвечающее требованиям безопасности дорожного движения. По данной
дороге проходит школьный маршрут, но движение школьных автобусов разрешено только
в сухую погоду. В соответствии с постановлением Главы Администрации МО "Завьяловский район" N 3585 от 5.10.2010 г.
автомобильная дорога с. Бабино - д. Кетул подлежит
постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта. В результате бездействия
Администрации МО "Завьяловский район"
нарушаются гарантированные государством права и законные интересы граждан на
безопасные условия движения по дорогам.
В судебном
заседании старший помощник прокурора Нуркаев З.М.
отказался от исковых требований о признании незаконным бездействия
Администрации МО "Завьяловский район",
выразившегося в непринятии мер по надлежащему содержанию автомобильной дороги,
расположенной в границах муниципального образования "Завьяловский
район" и соединяющей между собой с. Бабино и д. Кетул
Завьяловского района Удмуртской Республики, просил в
связи с этим производство по делу в части указанного
требования прекратить. Определением суда производство по делу в части указанных
требований прекращено. В остальной части требования прокурора Нуркаев З.М. поддержал.
Представитель Администрации МО "Завьяловский район" С.А.А. возражал против
удовлетворения заявления прокурора. Пояснил, что прокурором не подтверждено,
что спорная дорога находится вне границ населенного пункта, и в границах МО
"Завьяловский район". Исполнение исковых
требований невозможно в такой короткий срок.
Представитель третьего лица - Отделения
ГИБДД ОВД по Завьяловскому району, извещенное о
времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд не явился. Суд
рассмотрел дело в его отсутствие на основании ст. 167 ГПК РФ.
Суд вынес вышеизложенное решение.
В кассационной жалобе представитель
Администрации МО "Завьяловский район"
просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об отказе в
удовлетворении исковых требований прокурора. Кассатор указывает недоказанность
установленного судом обстоятельства расположения дороги в пределах МО "Завьяловский район", считает, что акт контрольной
проверки автомобильной дороги от 23.11.2010 г. не является надлежащим
доказательством местонахождения дороги. Установив, что дорога не имеет
собственника, суд необоснованно не применил положения ст. 225 ГК РФ и
постановление Правительства РФ от 17.09.2003 г. N 580 о принятии на учет
бесхозяйных недвижимых вещей. В силу того, что сама процедура принятия на учет
автодороги не инициирована органом местного самоуправления (что является его
правом) и не пройдена, сам объект недвижимости не индивидуализирован,
возложение судом обязанности на ответчика производить ремонт не принадлежащей
ему дороги, незаконно. В бюджете МО "Завьяловский
район" на 2011 г. расходы на строительство ремонт автодороги, соединяющей
с. Бабино и д. Кетул не предусмотрены, вмешательство
в деятельность органов местного самоуправления не допускается. В соответствии с
ответом Министерства транспорта и дорожного хозяйства УР от 30.11.2011 г. при
наличии достаточного объема средств в бюджете УР в
2011 - 2012 гг. будут проведены проектно-изыскательские работы и строительство
автомобильной дороги, соединяющей с. Бабино и д. Кетул.
Судебная коллегия, проверив материалы
дела в пределах доводов кассационной жалобы, оснований для отмены решения суда
не усматривает.
Как усматривается из материалов дела и
правильно установлено судом, автомобильная дорога, соединяющая между собой с.
Бабино и д. Кетул Завьяловского
района Удмуртской Республики, протяженностью 6 км является дорогой общего
пользования местного значения, находится в границах Завьяловского
района Удмуртской Республики и вне границ населенных пунктов, является
бесхозяйной.
23.11.2010 г. Отделением ГИБДД ОВД по Завьяловскому району проведена проверка указанной
автодороги, в результате которой установлено ее несоответствие требованиям
безопасности дорожного движения, а также требованиям ГОСТ Р
50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному
состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного
движения", а именно:
- на всем протяжении дороги имеются колеи
глубиной до 30 см и отсутствуют какие-либо технические средства организации
дорожного движения;
- на 0,9 км и 1,7 км над водопропускными
трубами имеются насыпи высотой более 3 м, барьерное ограждение отсутствует;
- на 3,2 км имеется водопропускная труба,
ширина проезжей части заужена до 4 м.
По указанной дороге проложен школьный
автобусный маршрут сообщением Бабино - Кетул, однако
разрешено движение автобуса только в благоприятную, сухую погоду.
Факт ненадлежащего состояния дороги и
наличие установленных в ходе проверок недостатков ответчиком не оспаривалось.
Администрацией МО "Завьяловский район" оспаривалась доказанность
нахождения дороги вне населенного пункта, а также возможность несения бремени
содержания бесхозяйного недвижимого имущества - автодороги, право собственности на которую в установленном порядке органом
местного самоуправления муниципального района не приобретено. Суд признал
данные доводы необоснованными, Судебная коллегия с выводами суда соглашается.
Согласно п. 10 ст.
5 ФЗ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в
Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного
значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования
в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего
пользования федерального, регионального или межмуниципального значения,
автомобильных дорог общего пользования местного
значения поселений, частных автомобильных дорог.
Судебная коллегия соглашается с выводами
суда о том, что спорная дорога является дорогой общего пользования местного
значения, собственника не имеет, находится в границах Завьяловского
района УР, соединяет два населенных пункта и находится вне их границ. Статус
дороги - "местного значения муниципального района" признавался
руководителем ответчика в ответах начальнику ОВД по Завьяловскому
району от 28.10.2010 г., гражданину Х.Д.М. от 23.11.2010 г., а также в
постановлении от 05.10.2010 г. о постановке на учет бесхозяйных автомобильных
дорог. Довод кассационной жалобы о том, что прокурором не доказано нахождение
дороги вне границ населенных пунктов Судебной коллегией отклоняется.
В соответствии со
ст. 15 Федерального закона от 6.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам
местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в
отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в
границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области
использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в
соответствии с
законодательством Российской Федерации.
В силу п. 11 ст. 13
Федерального закона от 8.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и
о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов
местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и
осуществления дорожной деятельности относятся: ремонт содержание автомобильных
дорог местного значения.
Статьей 7 Устава МО
"Завьяловский район", принятого решением Завьяловской районной Думы от 16.06.2005 года N 232, к
вопросам местного значения муниципального района относится дорожная
деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ
населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных
полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной
деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с выводами
суда о том, что ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения вне
границ населенных пунктов в границах муниципального района относится к
полномочиям органов местного самоуправления муниципального района.
Согласно ст. 12 Федерального закона от
10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и
содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать
безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам,
техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению
безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров
либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов
исполнительной власти.
В силу ч. 2 ст. 12 вышеуказанного Закона
обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании
установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным
документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Кроме того, ч. 4 ст. 6 Федерального
закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного
движения" определено, что органы местного самоуправления в соответствии с
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской
Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы
обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного
самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются
расходными обязательствами муниципальных образований.
Суд правильно пришел к выводу о
нарушениях, допущенных при содержании автомобильной дороги и несоответствие ее
состояния требованиям ГОСТ Р 50597-93
"Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию,
допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
Данные нарушения затрудняют движение
транспорта, в том числе и регулярную перевозку школьников по школьному
автобусному маршруту сообщением Бабино - Кетул,
способствует созданию аварийных ситуаций на данной дороге.
Судом первой инстанции дана оценка всем доводам,
приведенным ответчиком по рассматриваемым вопросам, в том числе указанным в
кассационной жалобе, поскольку в ней он повторяет все то, на что ссылался
ранее, и это отражено в принятом судом решении.
Судебная коллегия считает, что материалы
дела исследованы судом с достаточной полнотой, процессуальных нарушений
влекущих отмену решения, не установлено, оснований для отмены решения суда, как
о том ставится вопрос в кассационной жалобе, не усматривается.
При таких обстоятельствах, оснований для
отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного
и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия,
определила:
Решение Завьяловского
районного суда Удмуртской Республики от 28 февраля 2011 года оставить без
изменения, кассационную жалобу Администрации МО "Завьяловский
район" УР в лице ее представителя С.А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
КОПОТЕВ И.Л.
Судьи
КРИЧКЕР Е.В.
АНИСИМОВА В.И.